Ислам: мифы и реалии

1
428

Духовный мир

Мадина Усенова,
доктор философских наук,
профессор, религиовед

В своем Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент Н. А. Назарбаев выразил беспокойство в связи с ростом терроризма. И в ряду ключевых вопросов в борьбе с этим глобальным социальным явлением подчеркнул необходимость «проводить работу по предупреждению пропаганды религиозного экстремизма, в том числе в социальных сетях и Интернете».

Исламский мир насчитывает множество различных течений и сект. Внутренних разногласий даже больше, чем разногласий с другими религиями. Причем речь идет не об исламе вообще, а о тех его радикальных, целенаправленно искаженных формах, которые рассчитаны на наив­ного, неискушенного в тонкостях этой непростой религии верующего.
В исламе рано произошел раскол. Его причиной стала вражда между различными группами за власть в халифате. Образовались два направления: сунниты и шииты. Сунниты считали, что халиф – выборная должность, а шииты отстаивали свою версию – эта должность достается по наследству. Позже в среде шиитов снова появились разногласия. От них откололись хариджиты, которые считали, что халифом может стать любой человек, если он обладает качествами, достойными такой высокой должности.
В течение всей тысячелетней истории ислама различные социальные и этнические группы воевали друг с другом, каждый за свои интересы, но при этом облекали свои экономические, политические цели в религиозную форму и до хрипоты спорили и обсуждали даже такие мелочи, как длина бороды Пророка и во что он был одет в том или ином случае.
Главная священная книга мусульман – Коран. Все его содержание рассматривается как слово Бога, ниспосланное с Неба. Согласно легенде, содержание Корана было передано Мухаммеду во время сна архангелом Джабраилом.
Если бы собрать вместе тысячи научных трудов, книг, диссертаций, сотни переводов этой великой книги, выполненных выдающимися арабистами, исламоведами всех стран и народов, то это, наверное, был бы большой многоэтажный дом.
В Коране 114 сур. Они расположены своеобразно – самые длинные вначале (за исключением первой – вступительной). Далее – по убывающей. Самая короткая – в конце. И ученые много веков бьются над хронологией текстов Корана.
За 14 веков существования этой религии накопилось много мифов, легенд, специально распространяемых искажений вероучения, догматов и нравственных принципов этой религии. Пришло время разобраться, где ложь, а где истина.
Сложность в постижении сущности этой религии в том, что священные источники ислама – Коран, Шариат – написаны на арабском языке, которым, как правило, владеет только образованная часть духовенства. Но и они не всегда могут популярно рассказать, о чем повествует та или иная сура.
Часто верующие недоумевают, почему названия некоторых сур Корана не соответствуют их содержанию. Например: Вторая сура называется «Корова», Шес­тая – «Скот», хотя речь там идет вовсе не о домашних животных.
Есть еще много особенностей у этого исторического источника. Немало противоречий, повторений, непонятных и пока необъяснимых текстов. Например, в одной суре говорится, что Аллах создал этот мир и людей за 6 дней, а через несколько страниц утверждается, что за 8 дней. Аллах сначала создал Землю, потом – небеса. А в другой суре – наоборот. Сначала небеса, а потом – Землю (79:29:30).
Утверждается, что Бог создал джинов и людей, чтобы они ему служили (51:56). А чуть ниже – «Мы сотворили джинов и людей для ада» (7:179).
Сначала Коран советует не нарушать клятву (16:91:94), а потом – «Господь позволил клятву расторгать. Он покровитель ваш, всеведущий и мудрый» (66:2).
Подобные противоречия смущали верующих еще при жизни Пророка Мухаммеда. Они обращались лично к нему с вопросом: Как нам быть? Какой рекомендации следовать? А Пророк, будучи уже главой огромного могучего теократического государства, терпеливо и спокойно объяснял простому верующему причину этих несоответствий. Когда, при каких исторических обстоятельствах Архангел Джабраил продиктовал ему эту суру. И что вторую суру Пророк получил тогда-то. То есть, пользуясь нашей терминологией, обстоятельства изменились. Прежняя рекомендация устарела. И Пророк ее отменил. И таких отмененных рекомендаций в Коране более сотни.
Среди исламоведов и сегодня нет единого мнения о хронологии Корана. Но большинство ученых склоняется к тому мнению, что суры Мекканского и Мединского периодов резко отличаются и по стилю, и по содержанию, и по эмоциональному настрою. Суры Мекканского периода краткие, резкие, нервные. Каждое слово – как пуля. А суры Мединского периода длинные, спокойные, обстоятельные. Похожие на проповедь, беседу. Добрые, снисходительные.
В сурах Мекканского периода излагаются основные догматы Ислама – идеи единобожия, предопределения, красочные картины рая, судного дня, адских мучений грешников. По художественной выразительности, арабисты говорят, что это самые красивые суры. Они написаны в стихах, в староарабской манере.
Это был самый трудный период в жизни основателя Ислама. Его никто не понимал. Последователей – всего несколько десятков человек. В основном родственники и несколько друзей. Их подвергали гонениям богатые курейшиты. Некоторых единомышленников посадили в зиндан (тюрьма), мучили, пытали, заставляли отказаться от идеи единобожия, так как в тот период все арабы были язычниками. И Пророк вместе со своей маленькой общиной вынужден был бежать из Мекки.
А суры Мединского периода написаны, когда Мухаммед был уже главой крупного теократического государства. Все горести позади. Он окружен любовью, поклонением, обожанием. Потому и суры этого периода другого содержания и тональности. Суровость Господина судного дня смягчается. В сурах все чаще появляются такие характеристики Аллаха, как муд­рый, милостивый, всепрощающий, твой главный защитник и другие.
В отношении неверующих, приверженцев других религий вместо гнева, ненависти, призывов отрубать голову – появились другие, добрые советы – не обижать, не насиловать, не заставлять их сменить свою веру на ислам. Пусть люди Писания (христиане) поклоняются своим богам. Советы – дать им кров, оказать помощь.
Эти суры очень важно знать, так как идеологи радикальных направлений ислама специально обходят такие тонкости. И для пущей убедительности цитируют из Корана отмененные самим Пророком суры. Например: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха. И теми из людей Писания, кто истины религии Аллаха не признал» (9:29).
В проповедях под прикрытием отмененных сур Корана вербовщики используют в своих корыстных политических целях прямой призыв к терроризму. Например: «О, Пророк! Веди суровую борьбу против неверующих и лицемеров! Будь непримиримым к ним…» (9:73). Это – отмененная сура. А вот действующая: «Аллах не разрешил в религии принуждения» (2:256).
Ислам в арабском обществе возник в период, когда нравственные и правовые нормы и принципы не различались, и это нашло свое отражение не только в Коране, но и в Шариате, который сложился несколько позже.
Шариат не имеет аналогов в других религиозных системах. В нем сосредоточены законы, правовые, нравственные нормы и требования, а также религиозно-обрядовые отношения.
Особенность Шариата еще и в том, что он регламентирует не только все стороны жизни мусульман, но практически каждый миг его жизни. Что есть, что пить, как одеваться, что можно, чего нельзя. Расписано все до мелочей.
Пожалуй, самый большой раздел Шариата посвящен семье и браку, взаимоотношениям полов, поколений в семье. В правовом кодексе мусульман есть такая особенность: 1. Фарз – обязанность и строго обязательные предписания. 2. Одоб­ряемые, но не обязательные – мандуб. 3. Харам – запрет, табу. 4. Не запрещенные, но и не одобряемые действия. 5. Мухаб – действия, к которым ислам относится нейтрально.
Уважение старших, забота и почитание родителей – это фарз. Воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, вино, свинина – это и многое другое – харам.
Последнее время у всех на слуху такие слова, как «джихад», «шахид». Слово «джихад» в Коране употребляется 33 раза. И только в одном случае как «война». Это когда на твою Родину напал агрессор, грабители напали на твою жену, детей, отбирают твое имущество, тебя хотят убить, а ты обязан защищаться, только в таких случаях – это война. Во всех остальных случаях – стремление победить самого себя, исправить свои пороки, постараться стать лучше, чище, благороднее.
Категорично отрицательно относится ислам к убийству и самоубийцам. Шахид, согласно Корану, – это человек, погибший, защищая свою отчизну, семью, детей. Погибшие при стихийных бедствиях, аварии, от родов – тоже шахиды. Им тоже место в раю. Но террорист, который себя взрывает и старается, чтобы при этом погибло как можно больше ни в чем не повинных людей, это, согласно Корану, преступник вдвойне. Он – убийца и самоубийца одновременно. Ведь Аллах каждому человеку дает только одну жизнь, и никто не вправе ее отнимать ни у себя, ни у других. Поэтому террористу место в аду обеспечено.
Эти проверенные столетиями нравственно-правовые нормы ислама сегодня цинично, бесцеремонно извращаются религиозными экстремистами. В идеологии ваххабитов, например, все вероучение, догматы, нравственные и правовые нормы ислама просто растоптаны, уничтожены и заменены новыми, соответствующими их политическим и корыстным целям. Эти идеи практически никакого отношения к исламу не имеют. Формально признавая Аллаха, ваххабиты отвергают все остальное вероучение. Они не признают, не почитают Пророка Мухаммеда, объясняя это кощунство тем, что они, якобы, имеют прямой выход к Аллаху. И посредник им не нужен.
Ваххабиты – одна из самых агрессивно радикальных сект в современном исламском мире. Она возникла в XVIII веке. И изначально пропагандировала насилие, агрессию, ненависть к любому инакомыслию. Прикрываясь красивым лозунгом борьбы за чистоту веры, ваххабиты насиловали, грабили, захватывая чужие территории. Так в свое время образовалась Саудовская Аравия. И сегодня ничего не изменилось в их мировоззрении и действиях.
Этика, мораль сведены к понятию «зухд», то есть цель и смысл человеческой жизни в джихаде, который сводится к уничтожению всех неверных на земле и превращение всех людей в одну нацию мусульман. Поощряется, идеализируется самоубийство, а также аскетизм как высшее благо. Отказ от всех мирских желаний и потребностей в пище, сне, одежде, отдыхе. Высшее достижение – голод, нищета. Ибо вкусная еда, комфорт, развлечения отвлекают от Бога.
Похожие идеи пропагандируют и распространяют радикальная группировка «Братьев-мусульман», «Салафиты» и другие экстремистские направления.
Мы часто видим на улицах наших городов бородатых мужчин в тюбетейках, женщин, с головы дог закрытых паранджой. Это не просто мода, как нам кажется. Это – прозрачный намек на то, что религиозный экстремизм у нас обрел вполне реальные очертания. Силовые структуры их ловят, и мы узнаем из новостей, что и литературу экстремистского толка они распространяли, и бомбочки изготовляли. А сколько таких потенциальных террористов живут рядом с нами, в нашем подъезде, соседнем доме? И когда прогремит очередной взрыв, мы с ужасом узнаем подробности в новостях по телевизору.
Наша борьба с терроризмом пока что безуспешна. Потому что констатация фактов и ловля пары-тройки террористов не решат эту глобальную проблему. Мы не учитываем специфику этого вида преступления. Ведь террорист – не вор, не грабитель, не мошенник. Он – убийца и самоубийца одновременно. И совершает убийство не ради корысти, мести или другой гнусной цели, а ради какого-то идеала, ставшего лично для него дороже жизни. Ведь согласитесь, НИКТО, ни за какие блага мира не согласится взорвать себя собственными руками. Это может сделать человек только ради какой-то идеи, идеала. Пусть даже ложного, призрачного, по нашему мнению. И потому победить терроризм и экстремизм мы сможем, ТОЛЬКО РАЗВЕНЧАВ ЭТОТ ЛОЖНЫЙ ИДЕАЛ, противопоставив и внушив ему идеал истинный, ведущий к гуманизму, высокой нравственности, гражданскому долгу, беззаветной любви к своей Родине.
Вот почему необходима серьезная, поставленная на государственный уровень, идеологическая, пропагандистская работа среди всех категорий населения. Радикальному исламу мы должны противопоставить традиционный ислам. Рассказывать, показывать с научными комментариями нужно не только об исламе, но и о других религиях.
Мы живем в светском государстве. И конечно, в первую очередь, необходимо формировать у населения и, прежде всего, у молодежи научное мировоззрение, активный образ жизни, высокие нравственные идеалы. Привлечь к этой работе различные партии, общественные организации, подключить всю научную и творческую интеллигенцию, а также служителей культа, как рекомендовал Н. А. Назарбаев.
Интересные материалы озвучил в Интернете публицист Дастан Ельдесов. Социологи Рочерстерского и Северо-Восточного университетов США выявили связь религиозности с интеллектом. Опросили тысячи людей, проанализировали десятки тысяч документов и обнаружили, что при тестировании неверующие получали гораздо более высокие баллы, чем верующие.
По результатам соцопроса, проведенного компанией IPSOS GMBH США, самый высокий процент верующих имеется в развивающихся странах с низким уровнем жизни и самый низкий процент религиозности – в развитых странах. В Японии, например, уровень религиозности всего 4%. И не случайно в этой стране нет террористов, взрывающих себя и своих соотечественников. К ним вербовщики и не суются. Ибо знают – образованного, неверующего человека завербовать невозможно.
Сейчас в Казахстане критически высокий уровень религиозности населения. Особенно среди молодежи. Согласно переписи населения 2009 года, в Казахстане 70,17% – мусульман, 26,17% – христиан, 0,19% – приверженцев других религий. Атеистов и неверующих – 2,81%. Похоже за годы независимости в Казахстане произошел своеобразный ренессанс ислама. Численность религиозных объединений выросла в 6 раз: с 671 – в 1991-ом до 4200 – в 2009 году. Сейчас их намного больше.
Согласно социологическим опросам, проведенным профессором Б. Бектургановой в Атырауской, Мангистауской, Актюбинской областях в 2003, 2007, 2009 годах, среди молодежи в возрасте 13-19 и 20-29 лет в 2003 году верующими себя назвали – 38,7 респондентов, в 2007 году их стало 77,3%, а в 2009 году число верующей молодежи выросло до 83,3%. И цифры эти говорят сами за себя.
Уровень религиозности населения – не такая безобидная вещь, как может показаться на первый взгляд. Она активно влияет на самосознание, мировосприятие, поведение, образ жизни людей. Самое тревожное в сегодняшней ситуации то, что с малых лет в неокрепшее сознание ребенка вкладывается религиозная картина мира в ущерб научной. Дошло до того, что ввели в школьную программу изучение основ религии, но ведь это противоречит Конституции РК! В светском государстве дети должны получать светское образование, основанное на научной картине мира.
Родители заставляют детей держать уразу, молиться, учить наизусть суры Корана. Зайдите на любой рынок, в супермаркет – и все товары и продукты – ХАЛАЛ. От трусов до колбасы с добавлением свиного сала. Хоронить людей стали в день смерти, как арабы. Но ведь арабы так поступают не из-за религии, а из-за жары. А нам это зачем?! Национальную одежду вытесняют арабо-мусульманские хиджаб и паранджа. По пятницам в рабочее время в любой мечети полно подростков, госслужащих, а в учебных заведениях в это время идут занятия.
А между тем все это противоречит принципам и догматике классического ислама, который предписывает лояльность к публичной власти. Категорично запрещает НЕПОДЧИНЕНИЕ. Ибо одним из самых главных догматов и вместе с тем нравственным и правовым принципом этой религии является ПОКОРНОСТЬ, то есть уважение и соблюдение правил, установлений, законов своей страны, соблюдение дисциплины и правопорядка.
Нам необходимо позаботиться и о повышении религиозной грамотности, профессионализма служителей культа. Ибо именно они главным образом общаются с верующими, пользуются у них авторитетом. Не секрет, что на местах, особенно в отдаленных аулах, не все муллы грамотны. Иные выучат пару сур Корана наизусть – вот и все, что они знают об исламе. Необходимо повышать их квалификацию, причем не за границей, а у нас, дома. Такой подход сплачивает, сглаживает тот невидимый, но вполне ощутимый барьер, который всегда существовал и сегодня существует между верующими и атеистами. Именно в таких условиях формируется в общественном сознании тот уровень нулевой терпимости к терроризму, о котором говорит Президент в своем Послании.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. МОИ СТИХИ
    Священная писания Аль-Коран. Он послан был пророку Мухаммеду.
    От истины единого Аллаха. Творца небес планет и звезд всего живого.
    Открылся он пророку Мухаммеду. И в откровение Истины Единой.
    Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах. Я милосердный Бог Аллах.
    Единый я Творец небес и звезд. Всего живого я Аллах Пророк Мухаммед Мир тебе.
    Ниспосылаю истину тебе в Писание. Что я Единый вечный свет.
    Я ваш Творец Аллах.
    ****************************************************
    МОИ СТИХИ
    Места святые для ислама. Медина Мекка и Кааба.
    Туда направлены все взоры мусульман. Там взор Каабы смотрит на людей.
    Взгляд истины и милосердного Аллаха. Он ниспослал писания пророку Мухаммеду.
    От истины Единой един Творец Аллах. Паломники идущие к святыне.
    Аллах един. Приветствуйте пророка Мухаммеда.
    Ниспослано с небес писания людям. Как истина и милосердия Аллаха.
    Един Творец всего Аллах он Вечный Бог. О люди знайте Милосердия в вас.
    Паломники и люди слушайте Имамов. И вспоминайте много Аллаха.
    Да будьте благодарны.
    ***************************************************************
    МОИ СТИХИ
    Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
    Медина Мекка и Кааба.
    Паломники идущий к святыне.
    Мечеть и минарет молящиеся в нем.
    Благодарят Аллаха Милосердного.
    Мы верим в истину единого Аллаха.
    Творца людей всего живого лишь Аллах.
    Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
    Мечеть и два прекрасных Минарета.
    Ниспослано писания как Истина.
    И откровения людям от Аллаха.
    Свет книги Истина писания суть.
    А слова Бог милосердия и труд.
    Читая книгу света знаете.
    Един Творец и Истина едина.
    Все знание дает Аллах единый.
    Будь благодарным человек и верь.
    Не забывай что милосердный Бог.
    Аллах.
    **********************************************
    Стихи.ru Автор. Руслан Байрамов.
    Поддержать деньгами. Если не в тягость.
    Р.Ф Мой счет. 4276 8560 1363 9442

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ