Созидательные новеллы Основного Закона

0
263

Наши комментарии

Кабдулсамих АЙТХОЖИН,
доктор юридических наук, профессор Евразийской юридической академии им. Д. А. Кунаева

10 марта 2017 года Президентом Н. А. Назарбаевым подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», предусматривающий 26 поправок в 19 статей Основного Закона государства.

В нормативном постановлении Конституционного Совета от 9 марта 2017 года отмечается, что Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» соответствует Конституции Республики Казахстан, в том числе конституционным ценностям, основополагающим принципам деятельности и форме правления республики. Закон об изменениях и дополнениях в Конституцию получил также положительное заключение Венецианской комиссии Совета Европы, в котором подчеркивается, что конституционные изменения Казахстана представляют собой шаг вперед в процессе демократизации государства, задавая правильный вектор в дальнейшем развитии страны и свидетельствуя об ее очевидном прогрессе.
Подписание Главой государства Закона об изменениях и дополнениях в Конституцию в совместном заявлении Общенациональной коалиции демократических сил, объединяющей ведущие политические партии и общественные объединения страны, признается историческим событием, а сам документ – фундаментом нового политического строя Казахстана.
Конституционная реформа показала тесную взаимосвязь процессов поэтапных демократических преобразований и конституционных инициатив Первого Президента Казахстана, как единого и целенаправленного комплекса мер по эволюционному поэтапному укреплению демократических основ общества, формированию сильного и подотчетного народу государства, созданию неизменных конституционных устоев для стабильного развития независимого Казахстана. «Время мировых перемен ставит каждое государство перед выбором, – отмечалось в выступлении Главы государства Н. А. Назарбаева на церемонии вступления в должность Президента Республики Казахстан 30 апреля 2015 года, – или реформы, или деградация. Достойно пройдет через эпоху перемен тот, кто способен на самообновление, значит, на реформы».
Главной целью конституционной реформы, опирающейся в основном на собственный опыт и потребности Казахстана, стала консолидация общества в качестве ключевого фактора казахстанского успеха в новой политической реальности, когда значение таких фундаментальных ценностей, как единство, сплоченность общества, стабильность развития страны в условиях строительства демократического правового государства будет только возрастать.
Прежде всего конституционными новеллами закрепляются гарантии неизменности первостепенной ценности казахстанского общества – неизменности установленных Конституцией независимости, унитарности и территориальной целостности республики, основополагающих принципов. Для обеспечения незыблемости данных положений Основного Закона установлено, что изменения и дополнения в Конституцию выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента республики только при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии вышеуказанным гарантиям неизменности государственного и общественного устройства независимого Казахстана.
В ходе реформы Основного Закона была решена сложнейшая задача перераспределения полномочий между ветвями власти и сбалансирования отношений между ними на конституционном уровне в целях построения современной, устойчивой и эффективной системы управления государством при сохранении президентской формы правления, обеспечивающей стратегическую стабильность всей системы государственной власти.
Так, большой блок изменений и дополнений в Конституцию затрагивает вопросы перераспределения полномочий Президента, Парламента и Правительства, направленные на реализацию задач, поставленных Президентом Н. А. Назарбаевым в Плане нации «100 конкретных шагов» и пяти институциональных реформах.
Основная часть установленных законом полномочий Главы государства в социально-экономической сфере передана Правительству. При этом для Президента в новых условиях поэтапной демократизации политической системы общества приоритетами стали стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. В ведении Главы государства остаются только важнейшие вопросы, обеспечивающие суверенитет независимого Казахстана:  вопросы обороноспособности, внешней политики, национальной безопасности, защита Конституции, обеспечение эффективной работы ветвей государственной власти и их согласованного взаимодействия.
Законом о внесении изменений и дополнений в Конституцию значительно усилена роль Парламента, как высшего представительного органа республики, осуществляющего законодательную власть. Данная конституционная новелла приведена в соответствие с нормами пункта 4 статьи 3 Конституции, установившего принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви и их взаимодействия с использованием системы сдержек и противовесов. Таким образом, в соответствии с нормами Основного Закона, законодательную власть в Казахстане осуществляет Парламент, исполнительную власть – Правительство, судебную власть – суды (судьи). В связи с утратой актуальности норм Основного Закона о возможности принятия указов Президента, имеющих силу закона, согласно новой редакции пункта 2 статьи 61 Конституции, Президент вправе определять только приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты Парламентом в первоочередном порядке в течение двух месяцев.
Конституционными новеллами, кардинально повышающими статус Парламента, как органа законодательной власти, существенное изменение внесено в пункт 1 статьи 70 Конституции, в соответствии с которым Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента. Данная норма Основного Закона призвана повысить ответственность парламентариев, а также усилить политические позиции партийных фракций в Мажилисе по вопросам формирования Правительства. Парламентские партии будут самым решающим образом влиять на формирование Правительства. Так, согласно подпункту 3 статьи 44 Конституции, Президент после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру премьер-министра, с согласия Мажилиса назначает на должность премьер-министра, по представлению премьер-министра, внесенному после консультаций с Мажилисом, определяет структуру Правительства, назначает на должности и освобождает от должности членов Правительства. За Президентом оставлено право назначать на должности только министров иностранных дел, обороны и внутренних дел.
Принципиальным шагом в развитии отечественного парламентаризма, повышающим политический авторитет Парламента и его позиции в системе разделения власти, стало также усиление контроля Парламента за деятельностью исполнительной власти. Мажилис и представленные в нем политические партии получили конституционные рычаги влияния на деятельность Правительства, вплоть до объявления вотума недоверия Правительству и отдельным министрам. Так, подпунктом 6 статьи 57 Конституции установлено право заслушивания палатами Парламента отчетов членов Правительства по вопросам их деятельности и обращения к Президенту об освобождении их от должности в случае неисполнения ими законов. В случае такого обращения палаты Парламента Президент освобождает члена Правительства от должности.
В рамках укрепления отечественного парламентаризма усилятся статус и ответственность Уполномоченного по правам человека, который теперь будет избираться и освобождаться от должности Сенатом Парламента по представлению Президента. Закрепление конституционного статуса Уполномоченного по правам человека, соответствуя общепринятым международным стандартам Парижских принципов, повышает не только статус отечественного омбудсмена, но и в целом укрепляет государственную систему защиты прав и свобод человека и гражданина.
Законом о внесении изменений и дополнений в Конституцию значительно повышена самостоятельность Правительства, которому переданы полномочия по непосредственному управлению экономикой, финансами, государственным имуществом, решению ряда вопросов административно-территориального устройства государства. Кроме того, поправками в статью 44 Конституции предусматривается передача от Президента Правительству полномочий по утверждению государственных программ и единой системы финансирования и оплаты труда работников всех органов, содержащихся за счет средств государственного бюджета, которые будут решаться Правительством по согласованию с Главой государства.
В целях повышения статуса и ответственности Правительства в целом и его членов в отдельности также исключено право Президента отменять, либо приостанавливать действие актов Правительства и премьер-министра. Тем самым всю полноту ответственности за свои акты будет нести само Правительство.
Дополнениями и изменениями в Конституцию укреплен механизм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством установления дополнительных механизмов ее осуществления. Так, нормами подпункта 10 статьи 44 Конституции установлено: Президент республики в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства направляет обращения в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции. Новая правозащитная функция Конституционного совета положительно отразится на качестве законов и правовых актов, способствуя дальнейшему утверждению Казахстана как правового государства.
Важно подчеркнуть также дополнение пункта 2 статьи 39 Конституции, выделившего, наряду с межнациональным согласием, и межконфессиональный компонент общественного согласия: «Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие». Данным дополнением подчеркивается и принцип светскости государства, обеспечивающего гармоничное сосуществование действующих в Казахстане 18 различных конфессий и более 3600 религиозных объединений.
Стабильности правовой системы страны должна способствовать и новая редакция пункта 3 статьи 4 Конституции: «Международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством республики».
Кроме того, необходимо отметить, что с учетом предложений граждан, высказанных во время всенародного обсуждения конституционного законопроекта, пункт 2 статьи 10 Конституции изложен в следующей редакции: «Гражданин республики не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. Лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда важным интересам республики Казахстан».
Законом о внесении изменений и дополнений в Конституцию усилена роль Верховного Суда республики как суда кассационной инстанции, заложена базовая основа прокуратуры, предусматривающая высший надзор за соблюдением законности представления интересов государства в суде. Так, новой редакцией статьи 81 Основного Закона установлено: «Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела и дает разъяснения по вопросам судебной практики».
Согласно редакции пункта 3 статьи 79 Конституции, требования, предъявляемые к судьям судов республики, определяются Конс­титуционным законом. Как видно, новая конституционная норма позволяет более гибко подходить к вопросам избрания и назначения судей, так как соответствующие квалификационные требования будут указаны в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Тем более детализация требований к правовому статусу судей в тексте Основного Закона не согласуется с постоянно изменяющимися реалиями и потребностями современной прак­тики.
Изменения, внесенные в пункт 1 статьи 83 Конституции, коснулись также компактного обобщения основных функций прокуратуры, которая осуществляет от имени государства в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование. И в этом случае Конституцией установлены только основы прокурорского надзора в стране, пределы которого будут определяться законом о прокуратуре, регулирующим необходимый объем ее полномочий без внесения каждый раз изменений и дополнений в Основной Закон государства.
Законом повышен правовой статус местных представительных и исполнительных органов. Так, в пункт 5 статьи 86 Конституции внесены изменения, согласно которым полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом после консультаций с премьер-министром и председателями Палат Парламента. Такое коллегиальное решение досрочного прекращения полномочий маслихата обеспечивает его целесообразность и обоснованность, укрепляя в целом статус маслихатов. На законодательный уровень отнесен и порядок назначения или избрания на должность акимов городского, районного и сельского уровня, а также освобождения их от должности, установленный пунктом 4 статьи 87 Основного Закона, что также призван обеспечить его стабильность.
Таким образом, конституционная реформа, активно поддержанная народом (во время всенародного обсуждения конституционной инициативы Президента поступило более 6 тысяч предложений граждан и их объединений) создает прочный нормативный запас устойчивости политической системы нашего общества, отвечая генеральному курсу поэтапного демократического развития Казахстана. В целом закрепленные в Конституции Республики Казахстан принципы и нормы, имеющие базовый стратегический характер, будут раскрываться по мере развития государства и общества, формирования необходимых политических, экономических и социальных условий в соответствии с историческими задачами, поставленными в Послании Президента РК – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here