Что за реформами?..

2
309

Мнение экспертов

Түйін: Аталмыш мақалада мемлекетте ғылымның және білім берудің дұрыс негізін қалыптастырмай, қандайда бір сапалы жаңа технологиялық деңгейге көтерілудің мүмкін еместігі туралы ой қарастырылады. Оның қазіргі замандағы үлгісі – әлемдік қауымдастық мойындаған Болондық білім беру жүйесі. Сонымен қатар, автор жаңа жүйеге өтудің қиындықтарың, жаңа жүйенің артықшылықтары мен кемшіліктеріне талдау жасайды және ҚР білім беру реформаларын саралайды.
Тірек сөздер: білім, реформа, Болон үдерісі, инновациялар, тәрбие, БҒМ, компетенция, оқу үдерісі.

Abstract: The article substantiates the idea that a breakthrough to a qualitatively new technological level is impossible without the establishment of an adequate scientific and educational base. Nowadays the Bologna educational system is recognized by the world community. In the article educational reforms in Kazakhstan is analyzed, in particular, in the context of the transition to the Bologna educational system. The author notes the problems of transition to the new system, revealed the pros and cons manifested aspects in this complex transitional process.
Key words: education, reform, Bologna process, innovation, education, MES, competence, educational process.
Важнейшим аспектом конкурентоспособности является создание новой образовательной модели, позволяющей перейти в начале XXI века к «экономике знаний». Образовательная сфера в конкурентоспособном обществе перестает быть традиционной составляющей социальной сферы в прежнем понимании, а становится действенным инструментом, через который осуществляются инвестиции в будущее страны. Прорыв на качественно новый технологический уровень невозможен без создания в стране адекватной научной и образовательной базы.

Стартовые условия для проведения реформ образования в Казахстане оцениваются неоднозначно. С одной стороны, сохраняются определенные основы старой советской школы с точки зрения методик преподавания, а с другой – уже, можно сказать, в основном внедрены новые технологии обучения в рамках Болонского процесса. Напомним, что Казахстан с 11 марта 2010 года вступил в зону Европейского высшего образования (Болонский процесс). В настоящее время «Великую хартию университетов» подписали 60 казахстанских вузов. Хартия была принята в 1988 году в г. Болонья. Подписывая данный документ, университеты и институты берут на себя обязательства развивать автономию вузов, демократические принципы управления, академические свободы студентов, свободу научных исследований и др.
Ныне в республике проводится целенаправленная работа по сближению казахстанской системы высшего образования с образовательными системами стран-участниц Болонского процесса.
В соответствии с принятыми обязательствами Казахстан должен до 2020 года осуществить ряд мероприятий:
– обеспечение «прозрачности», максимальной сравнимости за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов;
– введение единой системы образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций и их взаимного признания;
– формирование развитых структур по обеспечению качества подготовки специалистов и др.
В условиях практической реализации основных принципов Болонского процесса возникла необходимость создания структуры, координирующей деятельность вузов и осуществляющей мониторинг эффективности проводимых реформ. В связи с этим, по инициативе МОН РК, в рамках функционирования Национального центра оценки качества образования (НЦОКО) создан Институт Болонского процесса.
В результате анализа основных направлений модернизации системы управления вузами выявлены слабые и сильные стороны высшей школы Казахстана:
Положительные результаты ре­фор­­мы системы образования:
– предполагается, что из бакалавров будет формироваться основная масса работников, а из магистров – интеллектуальная элита. Обучение первых нацелено на широкую область профессиональной деятельности, вторых – на овладение узкопрофильными знаниями и особенностями конкретных профессий. Бакалавриат удовлетворит возросший спрос на получение высшего образования;
– Болонская система даст возможность комбинировать знания: можно стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Отпадет неудобная и расточительная по средствам и времени практикующаяся в настоящее время система получения платного второго высшего образования;
– двухступенчатая система образования как нельзя лучше подходит в наше время, когда знания быстро устаревают. Новая система образования предусматривает «пожизненное» образование, заключающееся в программах дополнительного образования для выпускников;
– академическая мобильность дает большие возможности и преимущества в пополнении знаний в других вузах, особенно за рубежом. Дипломированный специалист будет больше востребован на мировом рынке труда.
Отрицательные результаты ре­фор­­­­мы системы образования:
– не вызывает доверия новая система оценивания знаний. Во многом она действует некорректно, двусмысленно и необъективно;
– резкое изменение системы высшей школы в Казахстане привело к ухудшению уровня образования, уменьшению оплаты труда преподавателей (за счет уменьшения «часов» при возросших трудозатратах на подготовку новых программ и адаптацию к новой системе);
– были адаптированы только внешние составляющие – кредиты, многоуровневая система обучения. Внутренние составляющие Болонского процесса – академическая мобильность студентов и преподавателей – практически отсутствуют.
Несмотря на значительное число сторонников и противников Болонской декларации, сейчас мы находимся на той стадии, когда пути назад уже нет. Поэтому необходимо наилучшим способом адаптироваться к происходящим изменениям.
Несмотря на тенденцию к универсализации, в основе которой лежит признание дипломов о высшем и послевузовском образовании, дипломы казахстанских вузов, за небольшим исключением, не признаются в Европе и Америке.
Даже страны СНГ, имеющие многолетний общий опыт подготовки специалистов с высшим образованием, расходятся по многим ключевым вопросам, усложняющим не только процедуру нострификации (признания) дипломов соседней страны, но и привлечения специалистов для научного консультирования в рамках образовательной программы докторантуры PhD.
Мы считаем неоправданным поспешный отказ от присуждения в Казахстане степени доктора наук по классической системе, поскольку наличие четвертого уровня степеней не противоречит принципам Болонского процесса.
Также нужно отметить такой факт, что в Казахстане чрезмерно высока доля финансирования высшего образования за счет семейного бюджета. Этот источник становится главным, приближаясь к 4/5 всего объема финансирования подготовки специалистов с высшим образованием.
Думается, что это становится очень тяжким бременем для казахстанской семьи, когда экономическое положение в стране стало в последние годы тяжелым в силу ряда известных фактов (экономический кризис, падение цен на энергоносители и т. п.). Тем более в контексте казахской ментальности, когда каждый уважающий себя казах должен дать высшее образование своему ребенку.
Мы считаем, что сложившаяся ситуация противоречит принципам социальной модернизации, озвученным в Послании Президента РК Н. А. Назарбаева к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Кроме того, значительный удельный вес в финансировании системы высшего образования за счет средств обучающихся не способствует повышению качества подготовки специалистов, так как вузы не заинтересованы в отчислении нерадивых студентов.
Система образования не может существовать и развиваться исключительно за счет рыночных форм. В связи с этим, в экономически развитых странах государственное финансирование выступает гарантом реализации принципа справедливости в обеспечении доступа к высшему образованию и его эффективности.
Одними из финансовых источников развития высшего образования являются международные фонды, гранты по международным программам и иные источники, в том числе финансирование подготовки специалистов за счет средств работодателей. К сожалению, последняя форма находится практически в стадии зарождения и не оказывает существенного влияния ни на финансирование вузов, ни на подготовку специалистов для нужд конкретных предприятий.
Проблема финансирования академической мобильности между вузами еще не решена, и такая мобильность Казахстана является скорее исключением, чем правилом.
Таким образом, финансовые аспекты совершенствования системы высшего образования Казахстана, на наш взгляд, нуждаются в более глубоком анализе и реформировании.
По мнению ученых, в современной мировой образовательной системе, в частности Болонской, основанной на англосакской модели, четко проявляются новые тенденции. Отметим некоторые:
1. Появление наряду с традиционными университетами учреждений нового типа, предлагающих короткие программы. В результате чего:
– сокращается объем знаний;
– в основном даются реально прикладные знания;
– не даются ни фундаментальные, ни духовные, ни эстетические знания;
– в новой технологии личный контакт студента с преподавателем сводится к минимуму.
2. Доминирующим становится непрерывное образование в условиях рыночных отношений. Его цель – не духовное развитие личности, а успех на рынке труда. В результате чего в такой образовательной системе утрачиваются элементы культурно-исторической идентичности, присущей каждому народу.
Политика образования должна преодолеть хаотичность и неопределенность траекторий современного реформирования, обосновать основные приоритеты, пути и средства достижения его общедоступности, повышения качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Мы существуем в глобальном мире, который сегодня является жестким, конкурентным, опасным, поэтому жизненно важно иметь устремленную вперед стратегию развития системы образования.
Серьезным недостатком в сфере образовательных реформ, на наш взгляд, является недооценка духовно-нравственных проблем современной молодежи. В своем Послании народу Казахстана Президент РК указал на отсутствие воспитательных элементов в нашей образовательной системе и на настоятельную необходимость их включения. Эти просчеты – результат не только разрушения советской общественной системы, но и проводимой политики в области образования, в частности, школьной и вузовской политики. Под лозунгом «деидеологизации» в школе была отринута система ценностей, характерная для социализма, и в то же время новой привлекательной системы ценностей для средней и высшей школы не разработана, ее компоненты не вплетены в образовательную систему.
Что касается вузов, то там целенаправленно идет сокращение гуманитарных дисциплин под флагом «специализации». Видимо, все забыли о том, что вуз должен готовить не только специалиста, но и гражданина, ответственного за судьбу страны.
Чиновники МОН и руководители вузов начинают забывать, что главная задача образования – это не только «формирование компетенций», но и формирование развитой, творческой личности, гражданина, ответственного за будущее Казахстана.
Возможно, среди главных причин, породивших в последнее время серьезные политические риски в нашей стране, – это недооценка властями роли гуманитарных наук в системе образования и воспитания. Недопонимание того, что эти науки формируют мировоззрение человека, его духовность, систему ценностей, без которых человек превращается в пассивный объект манипуляции.
В образовательных реформах не учтено, что в процессе строительства Нового Казахстана произошла своеобразная подмена понятий. Она состоит в том, что наше общество, стремясь сформировать рыночную экономику, на деле построило рыночное общество. Распространило рыночные отношения в те сферы, где они не должны быть, в частности, в сферу государственных институтов, образования, культуры, которые по своей природе и сути призваны выражать интересы общества, народа, коллектива, а не выгоды только отдельной личности.
В связи с тотальным переходом на рыночные отношения, в обществе изменились ценностные представления и ориентиры, и особенно среди молодежи. И менялись они не в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют серьезные социологические исследования. К примеру, если в начале 90-х годов, идеалом для некоторых молодых людей были рэкетиры, а для девочек – модели, или даже «интердевочки», то в двухтысячные годы идеалом были уже банкиры и предприниматели, артисты и космонавты. Сегодняшняя молодежь стремится в чиновники. Это говорит о том, что в нашем современном обществе должность чиновника становится престижной и высокооплачиваемой, и конечно, не только за счет государственного жалованья.
Отсюда следует, что вузовские программы должны включать комплекс общественных дисциплин, формирующих мировоззрение личности, духовные и нравственные ориентиры молодых людей, от которых зависит будущее их Родины. Нельзя рассматривать образовательную систему без учета политико-идеологических ориентиров. Специалисты, подготовленные за наш счет в нашей стране, должны служить нашей стране. Работать на увеличение социально-экономического и научно-технического потенциала нашей страны, быть патриотами нашей Родины. Отсюда современный тезис об идее деидеологизации и деполитизации отечественного образования, усиленно внедряемый общественному сознанию властями, имеет негативную направленность и является разрушительным для отечественного образования.
Практика централизованного комплексного тестирования на вступительных экзаменах, уже ставшая одним из ключевых механизмов функционирования системы высшей школы, обнажила существенные проблемы. В частности, научно-педагогической общественностью республики неоднократно подвергалось острой критике содержание тестов, их ориентация на механическое запоминание, зачастую второстепенной информации. Особенно это касалось гуманитарных дисциплин.
В ходе перехода к англосакской модели образования возникла необходимость изменения форм учебного процесса, которые стали уже модернизироваться: в основном поверхностно, «терминологически». По большей части, можно сказать, эклектично стали воспринимать западный опыт. Столь же механически были восприняты некоторые формы контроля знаний. Зато действительно интересные черты западных моделей, такие как конкуренция учебных курсов и начисление дифференцированных баллов за изученные дисциплины, гибкость и мобильность образовательных программ, разнообразие источников финансирования и форм предпринимательской деятельности вузов, не вызвали должного внимания органов, формирующих образовательную политику в Казахстане. Также не была взята руководителями вузов та практика западных вузов, где учебная нагрузка профессора составляет около 280 часов, ему положен кабинет с техникой, ему помогают ассистенты, и в неделю раз библиотекарь приносит ему новейшую литературу по отрасли преподаваемой дисциплины.
Еще одним важным моментом в реформировании высшего образования является вопрос оплаты труда преподавателей. Нужно отметить, что даже неоднократные повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава оказались не очень существенными. Здесь имеется в виду, что средняя зарплата в вузе до сих пор заметно ниже, чем средняя заработная плата по промышленности, не говоря уже о менеджерах среднего и высшего звена отечественных компаний. Это говорит о невысоком социальном и материальном статусе преподавателя высшей школы в системе общественного производства. Другими словами, сегодня профессия преподавателя вуза не является ни высокооплачиваемой, ни престижной как во многих развитых странах.
Практика этих стран показывает: зарплата преподавателя должна быть такой, чтобы его социальный статус в обществе был высоким, поэтому она не должна быть ниже средней зарплаты по экономике региона. Это говорит о том, что надо вузам принять новую типовую сетку окладов: в регионах надо фиксировать цифры в зависимости от уровня экономического развития региона.
Резюмируя вышеизложенное, можно заключить: одной из важнейших задач общества является концептуальное определение роли государства в развитии и функционировании высшей школы. В этом плане наше государство взяло на себя роль регулятора образовательных программ, гаранта образовательных стандартов и одного из поставщиков образовательных услуг. Однако забыта главная в условиях мировой образовательной революции функция – забота об опережающем и стимулирующем характере высшего образования по отношению к экономике, науке и технологиям. В связи с этим, государственный заказ должен быть ориентирован не на текущие потребности бюджетных предприятий и учреждений, а на долгосрочные стратегические национальные интересы. Государством должны финансироваться, прежде всего, те направления подготовки специалистов, которые не могут полностью адаптироваться к рыночной конъюнктуре, но которые важны для будущего страны. Другими словами, образование в век научно-технического прогресса должно иметь опережающий и стимулирующий характер.
Высшее профессиональное образование оказывает масштабное влияние на цивилизацию, уровень общественного, социально-экономического, технологического развития и обладает мощным потенциалом для самоорганизации и развития.
Основная цель развития системы высшего профессионального образования – удовлетворение долгосрочных стратегических интересов общества, государства и личности, повышение качества подготовки специалистов путем системного и целенаправленного реформирования вузовской системы.
Министерству образования и науки необходимо признать, что нынешняя система высшего образования в Казахстане является недоработанной. Она сформировала неравные условия для различных социальных слоев, снизила образовательный уровень населения и стала причиной беспрецедентной коррупции (поборы в школах, взятки в вузах и пр.).
Государству в ближайшее время надо провести чистку в вузах, посредством которой должны остаться на рынке образовательных услуг лишь конкурентоспособные.
Для того чтобы поднять высшее образование в Казахстане на новый международный уровень, необходимы постоянные и стабильные инвестиции в сферу образования и науки, которые помогут максимально увеличить возможности по подготовке конкурентоспособных отечественных кадров. Это касается, в первую очередь, оплаты работы профессорско-преподавательского состава. Только путем увеличения заработной платы преподавателей и принятием жестких административных мер, коррупция в вузах может быть снижена. Должны быть приняты все необходимые меры по модернизации системы высшего образования, в особенности стоит уделить внимание политике повышения качества образовательных услуг и их доступности всем слоям населения.
Наше образование не должно быть делом только МОН, государства или частников, а должно быть и делом всего общества, т. е. общество должно иметь свои узаконенные права на управление и контроль образовательным процессом, только тогда у него появится реальная ответственность за этот участок.

Сагади Булекбаев,
доктор философских наук, профессор
КазУМОиМЯ им. Абылай хана

Разия Булекбаева,
кандидат юридических наук,
доцент КазУМОиМЯ им. Абылай хана

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич Л. Высшая школа Казахстана после десятилетия реформ: взгляд изнутри. Журнал «Евразия», № 3, 2001 г.
2. Смолин О. Интеллектуальная катастрофа в России: причины и пути выхода. «Свободная мысль», № 5, 2011, с. 23–38.
3. Власов А. Экономические реформы в Казахстане позволяют перейти от «стратегии сохранения» к «стратегии взлета» (www.inform.kz)
4. Булекбаев С., Аманжолова Ш. К вопросу о включении воспитательных компонентов в образовательную сферу. Мат-лы респ. науч-практ. конф. «Современное образование в глобальной конкурентной среде». Астана, 2012, с. 49–56.
5. Совершенствование стратегического менеджмента в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Аналитический обзор. Астана, 2013.
6. Оценка и анализ образовательных реформ. Аналитический обзор системы оценивания учебных достижений учащихся на всех уровнях образования. Астана, 2014.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Білім саласындағы Болон үдерісінің қазіргі хал-ахуалы күллі жұртшылықты алаңдатып отыр. Болон үдерісін әлем мойындағанмен, біздің еліміз оған толықтай еніп, түсіне алды ма, білім сапасы қалай деген сұрақтарды кеңінен қамтыған екен. Білім саласы кез келген көзі қарақты адамды алаңдататыны рас. Біріміздің баламыз мектепте оқыса, біріміздікі – студент. Келесіміздікі – магистрант. Яғни, бәріміз бізді білім саласы қызықтырады, ойлантады.

  2. Очень довольна тем, что магистратуру можно окончить по другой специальности, не теряя ни денег, ни времени. Это расширяет горизонты перед студентами

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here