ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРЕССА И ЭКСПО-2017

1
64

Слово редактора

Аяган САНДЫБАЙ, 
главный редактор журнала «Мысль»

Завершились Всемирные зимние студенческие игры. Юноши и девушки из разных континентов вернулись домой с яркими воспоминаниями о городе у подножья Алатау. Возможно, отныне слово «Казахстан» у них будет ассоциироваться не только с бескомпромиссной спортивной борьбой на алматинских аренах, заснеженной лыжне и высокогорных трамплинах, но и  страной дружелюбных людей и прекрасной природы. 

Думается, что Универсиада-2017 стала своеобразным прологом предстоящей выставки ЭКСПО-2017. Не исключено, что отдельные международные эксперты рассматривают потенциальные возможности Астаны, хотя бы в сфере туристического сервиса, через призму проведенной Универсиады. Судя по отзывам  ее иностранных гостей и туристов, у них сложились хорошие впечатления о нашей стране. О том, что значит имиджевая привлекательность для любого, тем более молодого государства, пожалуй, нет необходимости объяснять.
Теперь о некоторых наших соображениях, связанных с  предстоящей Специализированной международной выставкой, до открытия которой осталось чуть больше трех месяцев. Напомним, экспозиции Международного бюро выставок подразделяются на два вида: Всемирные универсальные выставки и Специализированные международные выставки. Первые длятся полгода и проходят каждые 5 лет, при этом не ограничивается их площадь и тематика. Специализированные международные выставки проходят в интервалах между двумя Всемирными выставками и длятся 3 месяца. Именно такая выставка пройдет в Астане.
У нашей Выставки актуальная тема – «Энергия будущего». Очевидно, не обойдут ее вниманием ученые, изобретатели, инженеры, техники, специализирующиеся на «зеленых» технологиях из других стран. Но все же ЭКСПО-2017 – не универсальная Всемирная выставка. И ожидать повального интереса к ней со всего света было бы несколько наивно. К тому же, как отметили выше, наша Выставка продлится всего три месяца, а не полгода. Поэтому ее подготовка и проведение требуют серьезного информационного сопровождения, если хотим соответствующей отдачи. Информационным сопровождением должен заниматься Департамент по связям с общественностью АО «НК «Астана ЭКСПО-2017».
Пока о функционировании этой структуры больше других, возможно, знают  представители зарубежных СМИ. И вот почему. Откройте официальный веб-сайт АО «НК «Астана ЭКСПО-2017». Кликните раздел «Интервью и выступления комиссара».  Увидите следующий перечень выступлений в средствах массовой информации (орфография и пунктуация сохранены):
«Казахстан стремится открыть свою экономику и привлечения иностранных инвестиций и диверсификации (телеканал «СNBCarabia»21.06.2016)
ЭКСПО-2017 в Астане обеспечат энергией ветрогенераторы и солнечные батареи (16 июня 2016 г.)
Российский павильон на ЭКСПО-2017 в Астане будет одним из самых больших (16 июня 2016 г.)
Статья в газете «Казахстанская правда» (11 июня 2016 г.)
Why Changing Energy Markets Add Relevance to EXPO 2017 Astana (22 февраля) PDF
Великобритания, интервью: октябрь, журнал Open Central Asia
Таиланд, газета «Bangkok post», дата выхода статьи 29/10/2015
Иордания, 1. газета «The Jordan Times», статья 27/10/2015
Журнал «Alrai», 30/10/2015
Швеция, Агенство CAWA Media, статья-интервью 17/10/2015
Иран, газета Iran News, дата выхода 9/11/2015
Катар, газета Al-Sharq, дата выхода 29/10/2015
Интервью на Радио ООН (9.09.2015)
Интервью Комиссара ЭКСПО-2017 в издании «Литер» (02.09.2015)
Статья в издании «Global times» (17/08/2015)
Статья в издании «New DElhi News» (14/08/2015)
EXPO-2017, Future Energy
Статья в издании «China daily Asia», (14 ноября 2014 года)
В интернет издании «Energy Global», (24 ноября 2014 года)
В издании «Latino foxnews», (26 ноября 2014 года)
FIRST IMPRESSIONS: MACAU’S RECORD STRIKES A CHORD IN KAZAKHSTAN
Астана готовится к EXPO-2017
Интервью для российского телеканала «Россия 24»
Интервью для «Аргументы и Факты» (10 сентября 2014)
Интервью в газете «Казахстанская правда» (30 апреля 2014 г.)
Интервью в газете «Казахстанская правда» (7 ноября 2013 г.)
Статья в издании «Дипломатия Жаршысы» № 4 (31) 2011 г
Интервью агентству КАЗИНФОРМ (11 марта 2013 г)
Статья в газете «Казахстанская правда» (22 июня 2013 г)
Интервью ТРК Президента РК (13 сентября 2013 г)
Интервью газете «Айкын» (18 декабря 2013 г.)».

Как можно догадаться из перечня, акцент в информационном сопровождении Выставки делается на иностранные СМИ, на зарубежную аудиторию. Ведь ее устроители рассчитывают, как минимум, на  5 миллионов посещений.
Сегодня по логике действий ответственных за информационное сопровождение Выставки создается впечатление – главное привлечь внимание иностранцев, что касается своих, то  письма в акиматы составлены. Те, в свою очередь, добровольно-принудительно направят запрашиваемое количество «туристов». И все дела. Поэтому приглашать отечественных СМИ к активной совместной работе, по разумению пиарщиков от Выставки, вовсе не обязательно.
Иначе, как понимать тот факт, что в  течение трех лет комиссар ЭКСПО-2017 всего лишь один раз (и вы еще раз гляньте на перечень его выступлений в СМИ)  обратился со страниц газеты «Айқын» к казахскоязычной аудитории? Вот почему  очень редки материалы о предстоящей Выставке в республиканских  газетах «Егемен Қазақстан», «Түркістан», «Ана тілі», «Уйғур авази», «Экономика», в областных, городских, районных изданиях и на региональных телеканалах и так далее.
Почему на официальном веб-сайте АО «НК «Астана ЭКСПО-2017»  под рубрикой «Пишут о нас» (то есть о Выставке) не размещены публикации на государственном языке? Очевидно, нет  таковых в природе. Или же попросту компетентность сотрудников соответствующего Департамента ограничена знанием лишь русского, и поэтому они не могут отслеживать, мониторить отечественную прессу. Не абсурд ли?
Открыв казахскую версию официального веб-сайта Выставки, убеждаешься в том, что в работе Департамента по связям с общественностью нет даже намека на прямую и обратную связь с  казахскоязычной прессой. Естественно, каков привет, таков ответ. Поэтому для подавляющего большинства казахстанских газет и журналов ЭКСПО как бы полузакрытая тема. Поскольку если что-то журналист сам отыщет для подготовки материала о Выставке, то это, как правило,  он добывает из третьих рук. Сответствующая служба АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» такому корреспонденту не помощник.
Похоже, ничего не изменится и впредь. Недавно стало известно,  средства, пре­дусмотренные на информационное сопровождение, изящно обойдя основную группу казахскоязычных газет и журналов, направлены  в некое ТОО «Twele Сreative». Теперь именно оно будет размещать заказы в СМИ, предпочтенных Департаментом по связям с общественностью АО «НК «Астана ЭКСПО-2017».
В этом списке, как вы догадываетесь, уважаемый читатель,  нет газет и журналов, к примеру, входящих в состав крупных медиагрупп «Қазақ газеттері», «Жас өркен» и тому подобных с солидным  суммарным тиражом. Очевидно, еще не поздно устроителям Выставки пересмотреть свои предпочтения в выборе информационных партнеров, хотя бы с учетом масштабов собственных ожиданий («Был проведен тщательный маркетинговый анализ, согласно которому мы ожидаем свыше 5 млн. посещений выставку ЭКСПО. Из них порядка 85% составят граждане Казахстана, и порядка 15% будут зарубежные посетители». Е.Шорманов, зампредседателя правления АО «НК «Астана ЭКСПО-2017»).
Правильно, в любом раскладе надо рассчитывать на соотечественников. Особенно  из регионов. Ведь именно жителей сел и небольших городов еще не захлестнул  присущий глобализации налет скепсиса. Именно эта страта на сегодня остается, по мнению экспертов, самой приверженной духовно-нравственным ценностям. Именно она  не только из любознательности, но и чувства патриотизма будет весомой частью посетителей Выставки.
На сегодня именно она составляет широкую аудиторию той отечественной прессы, которая по креативным… соображениям пиар-менеджеров бездумно отодвинута от предстоящего важнейшего события. Страновой пиар нужен, но не надо забывать в этом важном деле и о внутреннем ресурсе. Другое дело, если кто-то из чувства ответственности за многомиллиардные расходы, связанные с проведением ЭКСПО-2017, гарантирует обеспечить пять миллионов посещений Выставки. Но есть ли такая гарантия, когда до события, повторяюсь, осталось чуть больше ста дней? 

 

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here