О взаимосвязи этических и правовых норм

0
217

Est modus in rebus

Накипбек САДВАКАСОВ,
правовед

Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума 
и вытекает из естественной склонности человека к добру. 
Пьер Бейль, французский философ

Как известно, моральные нормы регулируют отношения между людьми, но не следует упускать из виду личностные составляющие нравственных требований. Ибо их реализация зависит от нравственной зрелости человека, устойчивости его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных позиций. И тут важны такие моральные качества, как честь, правдивость, совесть, долг, любовь к Родине. Во всей многовековой истории развития цивилизации право и мораль, как составные части культуры общества, находились в тесном взаимодействии. 

Известно, что вопросы соотношения права и морали давно занимали умы многих мыслителей и ученых древности. Так, вопросы взаимосвязи права и морали получили довольно широкое освещение в трудах философов древней Греции – Арис­тотеля, Сократа, Платона. 
Аль-Фараби писал: «Человек должен обладать прекрасным пониманием и представлением сущности вещей… Должен по природе своей любить истину и ее поборников, справедливость и ее приверженцев… Быть благовоспитанным, легко подчиняться добру и справедливости… Кроме этого, он должен быть воспитан по законам и обычаям…» [Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Изд-во «Наука», 1973, с. 345]. 
Крылатые слова древних: «Право есть искусство добра и справедливости» – говорят о неразрывной связи общественной морали, действующего права и системы юстиции (лат. justitia – справедливость, законность). 
В средневековой Европе мораль и право составляли одно целое. Французский философ Клод Гельвеций отмечал: «Этику и законоведение я рассматриваю как одну и ту же науку». Об этом свидетельствует широкое применение этических понятий в нормах законов того времени. 
Немецкий философ Георг Гегель в своей работе «Философия права» теоретические проблемы права трактует в связи с вопросами морали и нравственности. Он считал, что право и нравственность существуют в неразрывном единстве.
На формирование и действие норм морали оказывает влияние весь уклад жизни общества. Действующее законодательство, устойчивая общественная позиция, общая и правовая культура воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. 
Важную роль в воспитании правовой и нравственной культуры молодежи в большей степени играет положительный пример известных личностей: ветеранов войны, заслуженных героев труда, признанных лидеров, талантливых ученых и всех уважаемых людей, пользующихся авторитетом. Требования общественной морали становятся твердым убеждением, составной частью самосознания, жизненной позицией молодого человека. 
С ростом сознательности населения и, особенно подрастающего поколения, возрастает действенность правового регулирования общественных отношений, и исполнение требований норм права воспринимается людьми как незыблемый долг перед обществом, расширяется и углубляется благотворное взаимодействие права и морали.
Имеющие наибольшее значение правовые нормы в основном соответствуют моральным устоям, нравственным убеждениям в обществе. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием. В редких случаях, когда нормы права вступают в противоречие с общественным мнением, соответствующие государственные структуры могут принять надлежащие меры по правому регулированию.
Определенные противоречия между правосознанием и моральным представлением могут возникнуть при толковании состава преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, материальной ответственности.
Право представляет собой систему общепризнанных норм (правил поведения) и принципов, установленных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые обеспечиваются всеми мерами правового воздействия, вплоть до мер принуждения. Право есть явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое: правовая жизнь гражданскою общества не может развиваться вне моральных категорий справедливости, совести и чести, человеческого достоинства, свободы и ответственности.
Правовые нормы содержат наиболее оптимальные рычаги решения типичных социальных конфликтов. Система правовых норм устанавливает правила поведения в разнообразных сферах общественной жизни и очень часто рекомендует людям бесконфликтный способ такого поведения.
Нормы морали способствуют регулированию поведения людей в обществе. Они представляют собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о справедливом и несправедливом, достойном и недостойном и т. п. Соблюдение требований морали обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением, совестью человека. Особенность морали заключается в том, что она влияет на поведение человека и управляет сознанием людей. Моральные принципы распространяются на все слои общества и являются основами культуры в длительном процессе исторического развития. 
Любой поступок, поведение человека могут иметь неодинаковое значение, но его нравственная сторона, моральное содержание оцениваются по единой шкале. Моральные нормы в обществе поддерживаются сильными традициями, общепризнанными критериями, устоявшимся общественным мнением. Так, всеобщим «золотым правилом» морали, известным еще с древнейших времен, является следующее изречение: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». 
Известный ученый Акселеу Сейдимбек пишет: «Ни одно сознательное общество людей не обходится без запретительных правил (по-каз. – тыйым – совокупность народных предупредительно-предостерегательных норм. – Н. С.), потому что обычаи, традиции, верования, морально-этические и правовые нормы, связанные с ограничениями, в каждом обществе играют организующую роль. Они консолидируют людей в определенном социальном направлении и гарантируют общественное согласие. …Если отдельная личность не будет подчиняться запретам, то это значит, что она пренебрегает правилами, согласно которым живет общество и все его члены. Кардинальный признак института табу состоит в том, что он носит общественное содержание и имеет общественный смысл» [Сейдимбек А. Мир казахов. Астана: Изд-во «Фолиант», 2012, с. 262]. 
Определенные этические запреты у казахов исстари возникли как ответы на суровые условия окружающей действительности. Вот некоторые из них: «Погибай, но тайну врагу не раскрывай», «Не попадай в плен врагу», «Не ссорься с народом, не враждуй с героем», «Не уходи от народа на чужбину, а если ушел, то скорей возвращайся», «Не охаивай общество», «Не переходи дорогу старшему», «Не сердись на гостя» и т. д. 
А вот несколько древних народных традиционных запретов (моральных ограничений) казахов, актуальных и в наши дни: «Не поднимай паники», «Не давай волю своему языку», «Не смейся человеку в лицо», «Во время разговора не повышай голоса», «Не клевещи», «Не говори плохих слов», «Не скрещивай рук» (со скрещенными руками лежат покойники), «Не закладывай руки за спину» (за спиной руки держат пленные), «Не клади руки за голову» (ты не пленный), «Не болтай лишнего», «Не обманывай», «Ешь не торопясь», «Без благословления не вставай из-за стола», «Не смейся над больными», «Женщина должна говорить тихим голосом», «Женщина не должна смотреть на мужчину в упор», «Женщина не должна спрашивать у мужчины, куда он идет», «Женщина не должна сидеть не укрыв ноги», «Не ругай девочек», «Не хвались своим богатством», «Не считай других ничтожными», «Не дружи с нечестным человеком», «Не продавай колыбель», «Не причиняй вред другому», «Не воруй», «Не завидуй добрым делам», «Не обижай сирот и вдов», «Не садись на стол» (а североамериканцы даже ставят ноги на стол!? – Н. С.), «Не бей маленького», «Не наступай на хлеб», «Не сплетничай», «Не стреляй в белых лебедей», «Не руби одинокое дерево», «Не трогай голубей» и т. д.
За каждыми из этих моральных норм – словесная установка правильного поведения, достойных поступков.
Большой интерес для юридической науки и практики представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали, которая направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. 
Воспитательная функция морали заключается в том, что она участвует в формировании человеческой личности. Мораль позитивно способствует становлению оптимальных взглядов, повышению степени осознания человеком цели и смысла жизни, своего достоинства, долга перед другими гражданами и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству и других ценностных систем. 
Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее субъективную сторону. Нравственное сознание требует от людей надлежащего поведения и соответствующих поступков в качестве их гражданского долга. «Нравственное – это прекрасное в действии», – говорил в свое время французский мыслитель, писатель Жан-Жак Руссо. 
Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности с точки зрения их соответствия моральным требованиям. Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно судить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций четкого расчленения составляющих на категорий: «правильно – неправильно», «добро – зло», «достойно – недостойно» и т. п. Нравственные отношения между членами общества – моральный фактор поведения и деятельности человека. Каждый человек обладает обусловленными его сознанием моральными категориями, оперирует в своей жизни теми или иными моральными ценностями. Они становятся побудительными мотивами его действий, поступков. Соответственно, общество предъявляет каждому человеку определенные моральные требования, которые отражаются в его сознании в виде соответствующих представлений, систему которых иногда называют моральным сознанием. Содержание нравственных представлений и понятий обусловлено как общечеловеческой моралью, так и особенностями общественных отношений, сложившейся общественной практикой.
Понятия «мораль» и «нравственность» в научной литературе и в практическом обиходе употребляются как идентичные. Однако любое слово имеет присущие только ему содержательные свойства, оттенки. Автор поддерживает мысль, что эти слова недостаточно тождественны, потому под моралью следует понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, или иначе – фактическое состояние уровня морали в обществе. А понятие «этика», представляющее собой особую категорию, означает учение, наука о морали. 
В принципе, мораль и право можно рассматривать как единое целое. Ведь нарушение всякой правовой нормы рассматривается в обществе как безнравственный поступок и влечет за собой, помимо юридической ответственности, и моральное осуждение со стороны законопослушных и честных людей. При этом, нравственность правосудия – это не только моральная обоснованность уголовно-процессуальных норм, но и этическая непорочность представителей правоохранительных органов: следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью и правонарушениями, как закон.
Особенностью взаимосвязи и взаимодействия права и морали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием. Соответственно, отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, а нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения.
В общественном процессе мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. В идеале, право не должно противоречить морали. В свою очередь право оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных устоев. Таким образом, моральные установления оказывают благотворное воздействие на наиболее полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. 
Нарушение правовой нормы вызывает со стороны нравственно зрелых членов общества законное чувство морального осуждения, а обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.
На основе всего можно сделать вывод: мораль и право взаимосвязаны между собой тысячами нитей, передающих в оба конца позитивные информационные «импульсы». И без достижения высокого уровня духовно-нравственного развития людей в обществе трудно представить правильной политико-правовой государственной жизни. Следует особо отметить, что подлинно эффективным может стать лишь такое право, которое прочно опирается на нормы общественной морали, соответствует наиболее позитивным нравственным представлениям общества.
С большой ответственностью к моральным воззрениям народа в нашей рес­публике выстроена целенаправленная, разносторонняя система воспитания подрастающего поколения, ориентированная на современные потребности общества и государства. Широкий круг вопросов в деле воспитания молодежи нашел свое отражение в Законах РК «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», в Государственной программе развития образования РК на 2011–2020 годы.
Однако вопросы дальнейшего совершенствования действующего законодательства остаются актуальными и по сей день. Президент Н. Назарбаев, выступая на открытии второй сессии Парламента РК V созыва, сказал: «Закон должен в комплексе решать вопросы, полноценно регулировать общественные отношения. Казахстанские законы должны делать жизнь граждан комфортнее, быть понятными для каждого законопослушного гражданина. Нам нужны простые и понятные законы, регулирующие общественный порядок, поведение людей в общественных местах». 

г. АСТАНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ