Край древних городов

2
151

Исмаилжан ИМИНОВ,
публицист, путешественник

(Продолжение. Начало в № 2, 2017)

Таинственный Арыстанбаб
Впервые это магическое имя Арыстанбаб я услышал в отрочестве. Где-то в середине 70-х годов прошлого века отец мой совершил паломничество к мазару Ходжи Ахмета Яссави. Вернувшись домой, он много рассказывал об этой значимой для него поездке. «Преж­де чем побывать на могиле знаменитого суфиста, я посетил мазар Арыстанбаба, там прочитал аяты из священного Корана, поминая любимого учителя Ходжа Ахмета Яссави», – сказал тогда отец. Хорошо помню, что тогда в мою еще детскую душу врезалась мысль: «Мы, тюркские народы, оказывается, являемся потомками не только волков (по преданиям древних тюрков. – И. И.), но и львов («арыстан» с тюркск. – «лев», «баба» – «предок»). И теперь, почти через сорок лет, мне представилась возможность отправиться к мавзолею Арыстанбаба, чтобы попытаться разгадать тайну человека, которого помнят на протяжении многих веков. 

Мазар находится в 150 километрах от Шымкента, в окрестностях древнего городища Отрар. Меня порадовало, что вокруг мавзолея создана неплохая инфраструктура: туда ведет хорошо асфальтированная дорога, есть гостиница, кафе, ларьки, где можно приобрести сувениры. Мазар окружен старыми могилами. Преж­е чем посетить мавзолей Арыстанбаба, хочется сказать несколько слов о легендарном старце и сделать небольшой экскурс в историю строительства этого сооружения.
Перед тем как покинуть наш бренный мир, Пророк Мухаммад собрал своих сподвижников. Беседуя, они лакомились хурмой. Одна из них, несмотря на все старания Пророка, все время выскальзывала из блюдечка. Неожиданно Он услышал откровение: «Этот плод предназначен для Ахмета, который придет на этот белый свет через несколько веков и будет верным продолжателем Вашего дела». Пророк обратился к своим сахабам (сподвижникам, ученикам):
– Кто из вас передаст хурму, мой аманат (драгоценность, данное на хранение. – И. И.) Ахмету? – спросил Пророк. 
Сахабы молчат. Вдруг раздался звонкий и твердый голос трехсотлетнего старца Арыстанбаба, который до этого времени изучил тридцать три религии, но принял ислам, считая, что лишь эта вера единственно правильная:
– Я передам Ваш аманат Ахмету, если Вы выпросите у Аллаха несколько столетий жизни для меня.
Прошло пятьсот лет после этого разговора… 
Повстречались как-то на берегу бурной реки Сайрам старец, много странствовавший по миру, и одиннадцатилетний ребенок. Увидев аксакала, мальчик, оказавшийся Ахметом, обратился к старцу:
– Где аманат, который просил передать для меня Пророк?
Передал хурму Арыстанбаб Ахмету и остался навсегда с ним, став его учителем. Арыстанбаб был первым суфистом среди тюрков-мусульман.
Прошли десятилетия. Арыстанбаб стал любимым наставником Ходжи Ахмета Яссави, который получил известность на всем мусульманском Востоке. Все, что знал старый суфист, он передал трудолюбивому и одухотворенному ученику. Настало время расстаться с земной жизнью Арыстанбабу. Со слезами провожал его в последний путь Ходжа Ахмет Яссави. 
Известно, что Арыстанбаб был погребен в окрестностях Отрара. Вероятно, тогда и был воздвигнут первый кумбез над его могилой. Что стало с этим мазаром после захвата Отрара монгольскими полчищами Джучи – неизвестно, так как он не сохранился.
Пролетели годы, десятилетия, столетия над казахскими степями. За это время ушли из жизни несколько поколений людей, среди них гениальный ученик Арыстанбаба – Ходжа Ахмет Яссави. 
Воинственный и жестокий полководец Тамерлан, покоривший многие народы Азии, был сторонником учения Ходжи Ахмета Яссави. Он решил возвести над его могилой величественный памятник. Для этой цели созвали лучших строителей, архитекторов из покоренных стран, и они начали возводить мазар. Но все их попытки были тщетны: то вдруг поднималась сильная буря, сносившая сооружение, то откуда-то появлялся гигантский зеленый бык и рушил воздвигнутое. Хромой Тимур не знал, что ему делать. Растерянный, уставший, он как-то уснул. Во сне ему явился святой, который ему сказал: «Тамерлан, сначала ты должен возвести мавзолей над могилой Арыстанбаба, учителя и духовного наставника Ахмета, а уж затем мазар самого ходжи». Так и сделал Тамерлан. И поэтому испокон веков паломники, прежде чем пойти в мавзолей Ходжа Ахмета Яссави, идут к мазару его учителя.
Время не щадило мавзолей Арыстанбаба, но благодарные потомки вновь и вновь восстанавливали его. Памятник, сооруженный в XIV–XV веках, не дошел до наших дней: он был разрушен землетрясением. В XVIII столетии над могилой Арыстанбаба был поставлен мазар из двух куполов, с айваном. Он опирался на две резные деревянные колонны. Но и это сооружение не выдержало испытания временем и превратилось в руины. В 1909 году был построен новый мавзолей, о чем свидетельствует памятная надпись на картуше фриза.
В 60-х годах прошлого века под мавзолеем начали подниматься грунтовые воды, чтобы спасти памятник, который был в аварийном состоянии, было решено снести мечеть и построить ее заново на пожертвования местного населения. 

В мавзолее Арыстанбаба
IMG_4622Медленно идем к памятнику. Небольшая площадь перед ним выложена брусчаткой. Возле мазара стоят аккуратные скамейки. Красивые ночные фонари тянутся к небу. Мавзолей состоит из усыпальницы (гурхана или горхана. – И. И.), которая находится в левой части здания, и небольшой поминальной мечети, расположенной справа. Длина мавзолея – 35 м, ширина – 12. Мавзолей выложен из жженого кирпича фигурной кирпичной кладкой на алебастровом растворе. По его краям тянутся к небу два минарета. В середине – открытое помещение, сводчатый коридор, откуда можно попасть в гурхану или мечеть. 
Я переступаю порог гурханы, над ней высятся два купола. Вхожу в поминальную усыпальницу, она состоит из двух маленьких помещений. В первой покоится Арыстанбаб. Эта комната выше остальных. Двери отсюда ведут на запад, в сторону священной Мекки. В середине находится надгробие великого учителя. Длина памятника – 3, 90 м, ширина – 1, 30 м, высота – 1, 20 м. Надгробие покрыто красным атласом с мусульманскими узорами. Русский археолог А. Черкасов, который в 1903 году во время Отрарской экспедиции посетил мазар, с удивлением писал: «Надгробие Арыстан-Баба такой же формы, как и остальные, покрыто куском белого коленкора и поражает своими размерами, длина его около 2-х сажень. Такого роста, по словам шейха (хранителя мазара. – И. И.), достигал и сам святой…» (сажень – 2 м 13 см). 

IMG_4635Во время своих многочисленных экспедиций к местам захоронений великих людей, как например, в мазаре Сатука Бограхана в Атуше, недалеко от Кашгара, или у могилы Махмута Кашгари в Опале, я встречал шейхов, которые являются потомками знаменитых личностей, и чьи прадеды на протяжении многих веков являлись хранителями этих дорогих для всех нас мест. Так и здесь мы встретили человека, который, очевидно, был потомком Арыстанбаба, он прочитал суры из Корана, поминая нашего великого предка.
В соседнем помещении покоятся Лашын Баба, Карга Баба и Хермет-Азыра (Шерембет Оздер). Их надгробия покрыты зеленой тканью. Утверждают, что они были учениками и последователями Арыстанбаба. Но, по словам историка Мухтара Кожаева, никаких достоверных документов, подтверждающих это, не было найдено. 
В старой рукописи одного из жителей села Баянаул, которая хранится в фонде музея Азрет Султана, сказано, что после кончины Арыстанбаба прилетели на его могилу две птицы: сокол и ворона. Известно, что древние тюрки, а также все мусульмане издавна с благоговением относятся к этим птицам (очевидно, отсюда страсть арабов к соколиной охоте). По старинным преданиям, когда враги напали на тюркское племя Ашин и уничтожили почти всех его членов, остался в живых лишь один мальчик, которого спасла не волчица, а ворона: она вскармливала его мясом, которое приносила ему в клюве.

IMG_4629Зашел я и в мечеть. Посидел в ее левом углу на зеленом коврике. Стал любоваться деревянным потолком, колоннами. В этой части мавзолея есть небольшой музей, где хранятся старинные Коран, четки, а также деревянные резные колонны XIV века первоначального комплекса. С легкой грустью я покидал этот историко-архитектурный комплекс. 
IMG_4631Перед мавзолеем, справа располагался загадочный колодец с «живой и мертвой» водой, которой, по преданиям, можно излечиться почти от любой болезни.
IMG_4638Я спустил в этот колодец ведро и вытащил его полным. Это была хорошая примета, значит, вернусь еще сюда. Выпил пиалу этой воды, она была соленая на вкус и имела цвет стали. На душе у меня стало легко и светло. Я чувствовал себя здоровым и помолодевшим.

Аль-Фараби и Аль-Машани
Об Отраре впервые услышал в начале 70-х годов прошлого века, когда учился, наверное, в пятом или шестом классе. А вот как это произошло. 
Отец мой, имам Абдыкадыр кари, которого связывали дружеские, братские отношения с известным ученым-астрофизиком, профессором Жамбылом Тобаяковым, познакомился у него дома с Акжаном Машановым. Это был легендарный человек: профессор-геолог, друг Каныша Сатпаева, член-корреспондент АН КазССР. Он один из тех, кто стоял у истоков республиканской Академии наук, но не это поразило имама. Акжан Машанов в те далекие годы воинствующего атеизма не скрывал, что он верующий мусульманин и открыто читал намаз. 
Уже первая встреча сблизила их. Абдыкадыра кари удивили энциклопедические знания профессора, его рассказы о древнем городе Отрар, о гениальном ученом, нашем соотечественнике Аль-Фараби. В одну из встреч ученый подарил отцу свой роман «Аль-Фараби» (этот роман до сих пор бережно хранится в библиотеке имама). Конечно, в республике и до этого знали о городище Отрар, но открыл имя Абу Насра аль-Фараби для миллионов казахстанцев Акжан Машанов. После публикаций Машанова возрос интерес не только к Аль-Фараби, но и к городу Отрар, уроженцем которого был великий ученый средневековья. Впрочем, возвращению имени Аль-Фараби на свою историческую родину способствовал и талантливый писатель и публицист Ануар Алимжанов. О чем свидетельствуют его повесть «Возвращение учителя», а также многочисленные публикации о жизни и деятельности Аль-Фараби, переведенные на многие языки.
Как-то профессор Машанов, которого увлекали многие научные дисциплины, прочитал книгу немецкого ученого Иоганна Кеплера «Музыка небес» и задумался: «Эти факты, которые изложил Кеплер, я где-то читал… Да, их же излагал Аль-Фараби в своей Книге «Китаб аль-музыка аль Кабир». Профессор напишет об этом статью «Звезды культуры Средней Азии», которую опубликуют в одном из научных арабских журналах. Статья станет сенсацией и принесет известность казахскому ученому в мусульманском мире. Арабы стали его именовать «Аль-Машани», под этой фамилией он подписывал и некоторые свои книги. Аль-Машани нашел и место захоронения Аль-Фараби, которое находится в Дамаске на кладбище Баб ас-Сагир.
Мы еще поговорим об Аль-Фараби, знаменитом ученом Востока, а сейчас познакомимся с его малой родиной – городом Отрар.

В Отраре
Экспедиция подъехала к Отрару. Недалеко от него находится уютный аул Талапты. Мне не терпится увидеть знаменитый шахар, об этой встрече я мечтал с детства. А вот и он. Сейчас это городище является музеем под открытым небом, и оно огорожено. 

IMG_4646Мы приобретаем билеты и входим в древний Отрар. Подходим к восстановленным Южным воротам. Здесь когда-то был ров, через который был перекинут подъемный мост. Сразу бросается в глаза самая высокая точка городища, которой около 20 метров. Пройдя несколько метров вперед, замечаю надпись на казахском языке, которая гласит, что в XIV веке здесь под навесом была баня. 
IMG_4668В центре города располагался шахристан. Здесь были небольшие улочки. Шумел восточный базар. В жилых кварталах обитали люди. В государственных учреждениях служили чиновники. Меня охватывает волнение, ведь по этим старинным улицам когда-то бегал маленький Абу Наср Аль-Фараби, где-то здесь попрощался с жизнью великий полководец Тамерлан. 
Перед моими глазами предстали развалины цитадели и дворца правителя. Рядом с дворцом стояла мечеть XVI века. «А как вода поступала в Отрар?» – подумал я. На окраине городища, в углу, находилась насосная, водораздельная станция, которая распределяла воду в шахаре. 

IMG_4670Увидел вкопанный в землю огромный, наполовину разбитый кувшин, можно рассмотреть лишь верхнюю его часть. (Наверное, где-то здесь располагался квартал гончаров.) 
IMG_4656Подошел к глубокому, засохшему колодцу, закрытому металлической решеткой, дно которого невозможно увидеть. 
Разглядывая развалины стен, увидел квадратные кирпичи, в середине у некоторых – небольшой круг. Мне попались и такие, на которых было написано: «ЮНЕСКО-2003». Очевидно, эти кирпичи были воссозданы во время реставрации городища. 
Присев на невысокие, сохранившиеся дувалы великого города, начинаю вспоминать его историю…

IMG_4658Почему именно здесь был построен этот город? Во-первых, здесь была цветущая долина. Богатый край животного и растительного мира. Отрарский оазис был освоен людьми еще в незапамятные времена. Ученые утверждают, что уже в VI веке здесь было около сотни поселений. Но лишь в IX веке, как родина Аль-Фараби, Отрар стал известен далеко за пределами. Во-вторых, город стоял на границе оседлого населения и кочевников, поэтому стал центром торговли. В-третьих, он был построен на одном из важных разветвлений Великого Шелкового пути.
Отрар также известен как Фараб, Тарбанд, Турарбанд, Турар, он был одним из крупнейших городов Центральной Азии до монгольского нашествия. Утверждают, что в лучшие годы здесь жило до двухсот тысяч человек. Город входил в состав Государства Караханидов (здесь находился один из их монетных дворов), но в начале XIII века попал в зависимость от Хорезма, но фактически власть в Отраре принадлежала местному правителю, кипчаку Каир хану, дяде по материнской линии шаха Хорезма.
В 1218 году в город прибудет торговый караван монголов на 500 верблюдах. Отрарцы заподозрят их в недобром, купцов схватят и казнят, а караван разграбят. Чингисхан потребует выдать ему Каир хана, но хорезмшах откажется. Это явится поводом для войны между монголами и Хорезмом. В 1219 году войска Чингисхана, которая состояла не только из монголов, но и тюрков, двинулась на Хорезм. Хорезмшах не доверял своим наместникам, даже держал у себя в заложниках детей местных правителей. Его охрана, гвардия, состояла из тюрков-кипчаков, которую ненавидела большая часть местных жителей, говоривших на фарси. Хорезмшах, боясь восстания, прикажет, чтобы каждый город, крепость оборонялись самостоятельно.
Осенью войска Чингисхана под началом Чагатая и Угэдея подойдут к Отрару. Шесть месяцев будет продолжаться осада великого города. Кипчаки будут мужественно оборонять родной шахар. В древнем городе начнется голод, появятся недовольные, которые будут требовать, чтобы власти начали переговоры о сдаче Отрара, но подавляющее большинство не захочет об этом слышать. 
В одну из ночей предатель, один из военачальников Караджа, откроет ворота крепости и впустит врагов. Целый месяц Каир хан со своими сарбазами будет обороняться в цитадели, но силы будут не равны. Почти все джигиты Каир хана будут убиты, а сам он попадет в плен. Хан будет казнен мучительной смертью. Предателя Караджа, который надеялся на милость захватчиков, казнит сам Джучи. Большая часть жителей Отрара погибнет, защищая родной город, остальные, это в основном женщины и дети, будут обращены в рабство и угнаны в чужие края. Таковы были жестокие нравы того времени!
А какова дальнейшая судьба города-героя? К концу XIII века сюда постепенно вернутся люди. Появятся новые мечети, кварталы ремесленников, торговцев, административные здания, базары. В конце XIV века город войдет в состав империи Тамерлана. Именно в Отраре перед своим походом в Китай уйдет из жизни великий завоеватель. Легенды утверждают, что он умрет, упав с лошади. Перед Аллахом мы все равны: и великие правители, и простые люди, никто не знает, как он покинет этот бренный мир…
С 1465 по 1725 годы Отрар был одним из культурных центров Казахского ханства, но населения в нем становилось все меньше и меньше. В 20-х годах XVIII века город будет разрушен джунгарскими завоевателями. В XIX веке Отрар будет окончательно покинут местными жителями. 
Почему Отрар, мужественно отстаивавший свою свободу на протяжении многих веков, не дожил до наших дней? Ведь, например, соседний Шымкент, несмотря на потрясения, здравствует и процветает и поныне. К величайшему сожалению, то, что не смогли сделать завоеватели, сделала природа. Ученые утверждают, что где-то в XVII веке Сырдарья поменяла свое русло, нарушилась система водоснабжения, и Отрарский оазис превратился в полупустыню. Жители были вынуждены покинуть безводную местность.

Отрар – родина Аль-Фараби
Рассказы отца о великом отрарце меня увлекли, я заинтересовался судьбой нашего необыкновенного земляка. 
В начале 1970-х годов начали появляться статьи, посвященные 1100-летию со дня рождения Абу Насра Мухаммада ибн Тархана ибн Уэлаг аль-Фараби ат-Турки в различных газетах и журналах. В те годы я был филателистом. Узнав, что в СССР выпущена марка, посвященная юбилею ученого, с трудом приобрел ее. Эта марка, вышедшая в свет в 1975 году, до сих пор бережно хранится в нашей коллекции. Но особую радость доставила мне книга Аль-Фараби «О разуме и науке», вышедшая в свет в Алма-Ате в издательстве «Наука» в том же 1975 году. Красочно оформленная в восточном стиле, эта небольшая книга и сейчас лежит у меня на столе.
Об этом великом ученом мало сохранилось биографических данных. Но, к счастью, дошла до нас большая часть его работ. 
Известно, что он родился в городе Фараб (Отрар) в 872 году (по другим данным – в 870) в тюркской семье, а ушел из жизни в Дамаске (по другим данным – в городе Шам) между 14 декабрем 950 и 12 январем 951 года. Еще юношей он окончил медресе в родном городе Фараб. В молодости Аль-Фараби побывал и в других известных городах Центральной Азии: Шаше (Ташкенте), Самарканде и Бухаре. Жажда новых знаний заставит молодого человека покинуть родные края и перебраться в Багдад, столицу Арабского халифата, который в те годы был культурным, научным центром государства. Известно, что в 941 году ученый переедет в Дамаск, новый центр страны. Аль-Фараби в эти годы увлечется древнегреческой философией, сочинениями Аристотеля, напишет комментарии к его трудам, не случайно ученый станет известен, как «Аристотель Востока», «Второй Учитель», «Платон Азии». Разумеется, с трудами величайших ученых Эллады Аль-Фараби знакомился на языке оригинала. 
Известный казахский ученый А. Х. Касымжанов, который многие годы изучал творчество нашего великого земляка, напишет о нем: «Вклад Аль-Фараби в культуру и науку своего времени был чрезвычайно многосторонним и плодо­творным. Логика и медицина, космология и анатомия, астрономия и теория музыки, философия и юриспруденция, математика и акустика – вот всеобъемлющий круг его интересов, те отрасли знания, которые он охватил своим проницательным умом». Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, как великие древнегреческие философы. 
В те годы в Европе господствовала инквизиция в  лице католической церкви. Имена «язычников» Аристотеля, Платона и Сократа были под запретом. А наш замечательный соотечественник исследовал их творчество и передал будущим поколениям. В Старом Свете труды древнегреческих ученых вызовут интерес лишь в эпоху Возрождения, когда там начнут знакомиться с работами Аль-Фараби, позже европейцы займутся и первоисточниками. Своими научными трактатами наш великий соотечественник способствовал популяризации произведений философов античности как на Востоке, так и в Европе.
Хочется еще раз подчеркнуть, что знаменитый отрарец был личностью необыкновенно одаренной. Он остался в истории человечества не только как философ, но и как замечательный поэт, композитор, талантливый музыкант. Его лирические произведения переведены на многие языки, включая казахский и русский.
Научные воззрения, суждения Аль-Фараби получили дальнейшее развитие в трудах других гениальных мыслителей Центральной Азии эпохи Караханидов Абу Али Ибн Сина, Абу Райхан Бируни, Махмута Кашгари, Юсупа Баласагуни.
До нас дошли две версии кончины Аль-Фараби. Первая: он скончался естественной смертью в Дамаске, вторая – был убит грабителями.
В 2007 году во время своего официального визита в Сирию Президент Н. А. Назарбаев посетил могилу Аль-Фараби. Руководство обеих стран договорились, что Казахстан построит историко-культурный Центр Аль-Фараби в Дамаске, увековечит в камне усыпальницу своего гениального гражданина. За эти годы была проделана огромная работа: был создан такой центр в столице Сирии. Но непрекращающаяся гражданская война в этой стране вызывает у нас беспокойство за сохранность усыпальницы нашего знаменитого соотечественника.
Конечно, в те далекие годы во времена Аль-Фараби в Отраре жило немало выдающихся ученых, поэтов, но до нас, к сожалению, дошли лишь имена немногих из них. Один из них замечательный ученый-литературовед, языковед Абу Ибрагим Аль-Фараби (год рождения неизвестен – умер около 951 г.). Во многом он повторил путь своего гениального земляка. Он окончит медресе в родном шахаре, но в поисках знаний отправится в арабские страны, там получит образование в городе Забид, на территории современного Йемена, который был одним из культурных центров. Многие десятилетия проведет на чужбине, где напишет свои научные труды. В последние годы своей жизни вернется на Родину и будет учителем в одном из медресе Фараба. Вечный покой Абу Ибрагим найдет в родном городе.
В окрестностях Отрара, в городке Гау­харана появился на свет и выдающийся астроном и математик IX века Жаухари Габбас (Аббас) ибн Саид. Известно, что он вместе с другими учеными Средней Азии Хорезми, Фергани и Мервизи заложил основы «Дома мудрости», создал обсерваторию в Багдаде. В 829–830 гг. произвел астрономические наблюдения в Багдаде, а в 832–833 гг. в Дамаске. Позже он напиcал знаменитый трактат «Астрономические таблицы Маммуна». Жаухари одним из первых в мире подверг критике теорию Евклида о параллельных мирах.

Карезы Саурана
Экспедиция направилась к городищу Сауран. Наши машины свернули с автомобильной трассы Ташкент – Самара в южную сторону и, проехав примерно километра два, оказались около старинных дувалов, которые были заметны издалека. 
Совсем рядом с городищем, по железной дороге, с шумом пронесся пассажирский поезд, следовавший из столицы Узбекистана в Россию. Древний Сауран расположен в 43-х километрах северо-западнее Туркестана.
Мы вышли из автомобилей у огромных ворот, которые, похоже, были отреставрированные. Меня всегда охватывает волнение, когда переступаю порог когда-то великих, но, к сожалению, ныне мертвых городов.  
Кругом была одна глина. Из нее были построены дувалы крепости. 
Вечерело. Дневной зной сменился вечерней прохладой. Подул свежий ветерок. 
И было здорово, что мы добрались до древнего городища в это время суток. Можно было, не обращая внимания на летний зной, не торопясь осмотреть старинное поселение. 

Я был удивлен размерами Саурана. Таких огромных городищ мне не доводилось видеть в Казахстане. (Позже я узнал, что он расположен на территории в 33 гектара.) 
Молча войдя в безжизненную крепость, иду по дороге, которая когда-то была городской улицей. Быстро взбираюсь на высокую стену из сырцового кирпича, высотою не менее семи метров. Рассматриваю город, который подо мной. Ширина ворот города около шести метров. Сауран имеет овальную форму. Дувалы построены аккуратно, высота их оснований достигает трех метров. Любознательный посетитель Саурана и сейчас прочитает планировку некогда знаменитого города. Это – площадь, улицы, переулки, мастерские ремесленников, дома, административные здания. В развалинах большого сооружения можно узнать соборную Жума мечеть. Поражают своей красотой зубчатые дувалы крепости с бойницами, а высокие стены когда-то были городскими башнями.

IMG_4685Сойдя с дувала, иду по старинной улице. Попадаются на глаза осколки кувшинов, различной посуды. Взяв в руки эти осколки, внимательно рассматриваю их. Во время экспедиции КНГО в Кашгар в 2014 году я посетил мастерские гончаров этого древнего города, познакомился с их удивительным творчеством. Получается, что и в древнем Сауране процветало искусство гончаров.
Пройдя немного вперед, я оказался в центре городища. Здесь были аккуратно сложены кирпичи, и было заметно, что они отреставрированные. Конечно, мы должны сохранить эти дувалы для будущих поколений. Вспомним Афины, где с любовью восстанавливаются развалины, дошедшие до нас с античных времен. (Оказывается, можно реставрировать и развалины!) Это должно быть для нас примером, как мы должны относиться к истории и культуре своего народа.
Но больше всего меня поразили карезы (кяризы), подземные каналы (арыки), их протяженность – 120 километров. Впервые с карезами я познакомился в Турфане, где их общая длина составляет около пяти тысяч километров.
А теперь поговорим о карезах Саурана. Летом жара здесь стоит страшная, так как нет рек, а осадки выпадают редко. Вода при такой высокой температуре и постоянных ветрах моментально испаряется. Но древние сауранцы заметили, что в горах Каратау есть родники и небольшие холодные речки. И они стали выкапывать вертикальные колодцы, затем прокладывать горизонтальные подземные каналы. Вода из колодцев попадала в подземные каналы, а оттуда доходила до каждого дома, дерева, виноградника, полей с зерновыми культурами. Благодаря карезам Сауран процветал. Глубина подземных каналов была обычно около 2-х метров. (Карезы Саурана – это первая обнаруженная на земле Казахстана подобная ирригационная система, в 2002 году подземные каналы были найдены еще в трех местах на юге нашей страны.)

IMG_4710Внимательно разглядывая глиняную почву Саурана, замечаю немало керамических осколков. Известно, что в этом городище обнаружен один из самых первых керамических унитазов в мире.
Сауран располагался в двух местах: в VI–XII веках – в 3-х километрах юго-восточнее современного городища, а в XIII столетии – перенесен на новое место, где сейчас находятся его развалины. 
Известно, что в первой половине XIV века он был столицей Белой Орды. Историки свидетельствуют, что в 1320 году в городе был похоронен правитель этого государства Сасы-Бука. 
С 1465 по 1718 годы Сауран входил в состав Казахского ханства. Известный поэт Васифи, живший в этом городе, описал в своих произведениях город и его окрестности. Арабский географ Макдиси рассказывал: «Сауран (Савран, Сабран) – большой город, окруженный семью стенами, соборная мечеть находится во внутр­еннем городе». 
Сауран в 20-х годах XVIII века был разрушен джунгарскими завоевателями. Окончательно город был заброшен в начале XIX века. Сохранились снимки 1866 года, сделанные русскими фотографами, где четко видны высокие минареты Саурана. Но время не пощадило и эти башни: они до нас не дошли.

Почему Сауран канул в Лету, опустел? Я думаю, были две причины. Во-первых, в XVII веке была нарушена карезная сис­тема водоснабжения города и его окрестностей. Во-вторых, прекратились, в связи с открытием морского пути из Европы в Азию, движения многочисленных караванов по Великому Шелковому пути, и Сау­ран, как торговый центр, стал не нужен. В результате древний шахар опустел.
IMG_4697Веками Сауран и Туркестан были культурными, экономическими и торговыми центрами региона. Эти города все время по-доброму соперничали, мирно подчиняя один другого. Были времена, когда Туркестан считался окрестностью Сау­рана, а проходило время, и уже Сауран был подвластен соседу. Сейчас это городище – часть Государственного музея-заповедника «Азрет Султан», а его центр находится в соседнем городе. Древний казахский город Туркестан, который был столицей Казахского ханства, к счастью, и сейчас живет бурной жизнью. Вот в этот город и направились участники нашего молодежного фестиваля.

(Продолжение следует)

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. С интересом прочитал материал. Я родился в Казахстане, но долгие годы жил в другой стране. Такие статьи нужны, чтобы мы лучше знали Родину. Я русский, но родина моя Казахстан!

  2. Понравилось, особенно интересно было читать о городищах Отрар и Сауран. Хочу познакомиться с трудами Аль-Фараби. Спасибо автору.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here