Край древних городов

7
357

Исмаилжан ИМИНОВ,

публицист, путешественник

Когда меня пригласили принять участие в молодежном фестивале «Хан Корык», проводившемся в Южно-Казахстанской области, я с радостью согласился. Мы часто забываем, что Казахстан – это не только страна Великой Степи, но и государство древних городов, городищ, мазаров, возведенных нашими предками несколько столетий, а то и тысячелетий назад.

Многие памятники старины находятся на юге нашего Отечества. Конечно, многое я здесь видел и раньше, но сейчас мне выпадал редкий шанс вглядеться в этот мир не только своими глазами, но и очами молодых людей, студентов, которые только начинают жить. Я, учитель, который пришел в школу ровно сорок лет назад, желал совершить это путешествие с девушками и юношами со всех уголков страны и заново открыть для себя просторы Родины. В июне 1979 года, после окончания первого курса филологического факультета КазГУ я вместе со студентами-отличниками совершил поездку по древним городам Центральной Азии. А теперь мне предстояло через 36 лет новое путешествие со студентами.

Наше странствие началось с одного из старейших городов Казахстана – Шымкента. Хотя споры среди историков, с какого времени здесь живут люди, не затихают до сих пор. Археологами обнаружены захоронения, которые относятся к V–VIII векам. В исторической литературе город впервые упоминается в 1425 году в книге средне-азиатского ученого Шараф ад-дина Али Йа(е)зди «Зафарнаме» («Книга побед»), где рассказывается о знаменитых походах Тамерлана. Почему шахар начали именовать Шымкент (Чимкент)? «Чим» или «шым» на фарси означает – луг, трава, а «кент» – город, поселок, селение. Эти слова, заимствованные из фарси, перешли во многие тюркские языки и до сих пор сохранили свое первоначальное значение. Столетиями шли кровопролитные сражения за право господствовать в этом городе, расположенном в одном из красивейших оазисов Центральной Азии. Шымкент в XIII столетии стал частью империи Чингисхана. В начале XVI века вошел в состав Казахского ханства. Но в XVII–XVIII веках сюда проникли джунгарские завоеватели. А с конца XVIII до середины XIX столетия уже Кокандское и Бухарское ханства сражались за право владеть этим лакомым кусочком. Победу одержал Коканд. С 1810 по 1864 гг. город был военной крепостью с довольно большим гарнизоном. Но и кокандцам пришлось отсюда уйти в 1864 году, когда в Шымкент по водопроводу, через сводчатое отверстие в стене крепости проник небольшой отряд российских войск под командованием генерала Михаила Черняева. Так Шымкент оказался в лоне Российской империи.
В канун Первой мировой войны, в 1914 году, в честь вхождения края в состав России, город был переименован в Черняев, но уже в 1924 году большевики вернули историческое название старому населенному пункту.
В прошлом я несколько раз посещал этот древний казахский город, а в 2015 году с интересом прочитал в газетах, видел и по телевидению, что в Шымкенте открыли уникальный этноисторический комплекс «Казына», посвященный 550-летию Казахского ханства. Конечно, в этот свой приезд решил увидеть новый памятник истории и культуры.
Этноисторический комплекс «Казына» поразил меня: ничего подобного не видел прежде. Перед нами встает вся многовековая история казахского народа. Комплекс удивил нас своими величественными сооружениями, созданными руками талантливых мастеров. Но, подчеркиваю, необходимо внимательно вглядеться, чтобы все это увидеть. Гигантский этногородок занимает площадь 76,4 гектаров, в нем имеются 27 историко-архитектурных макетов. 
Свое знакомство с комплексом я начал с памятника Байдибек бию (об этом удивительном человеке, сыгравшем важную роль в истории государства, мы еще поговорим). У памятника мы встретили обворожительную невесту и красавца-жениха, которые пришли отдать дань уважения своему великому предку. Мы обошли всю территорию комплекса: побывали на площади «Наурыз», посетили областной историко-краеведческий музей, увидели центр народных обычаев и обрядов, прогулялись по зоне отдыха «Жайлау кол», любовались красотой фонтана, диамет­ром в 21 метр.

IMG_4968Поразил своей визуальной мощью монумент, посвященный 550-летию Казахского ханства. Его высота – 15 метров, состоит из двух сплетенных арок, где изображены казахские орнаменты. В центре – пирамида высотой 20 и шириной 8 метров. По краям пирамидальной стелы – барельефная композиция из истории Казахского ханства и цитата из выступления Лидера Нации, Первого Президента РК Н. А. Назарбаева.
IMG_4975В этноисторическом комплексе «Казына» обращает на себя внимание и композиция «Великий Шелковый путь», длина которой 50 метров, а ширина – 8 метров. Это и понятно, ведь Шымкент стоял на пути, который связывал Европу и Азию. Посетители могут любоваться не только великолепием памятников, но и задуматься о многом, осмысливая высказывания величайших мыслителей, высеченные на каменной плите «Назидания мудрецов».

Мечети Шымкента

В любой стране ищу духовные храмы. Мы знали, что в старинном граде совершенно недавно было освящено новое культовое мусульманское сооружение, мечеть Шейха Халифа бен Заид Аль Нахайан. Вот этот храм я и решил увидеть. Я видел немало религиозных храмов по всему миру, но этот был одним из самых красивых. Конечно, нужны века, чтобы объективно оценить то или иное архитектурное чудо. Но эта мечеть, думаю, станет жемчужиной в истории зодчества Шымкента, а для людей, совершающих намаз здесь, храм стал родным на всю жизнь.
IMG_4998Я обхожу все залы двухэтажного здания, любуюсь его торжественной красотой. Наблюдаю за бесконечной вереницей верующих. С волнением смотрю на михраб – нишу, направленную на запад, в сторону священной Мекки. Справа от михраба – минбар-кафедра для имама, где священнослужитель читает свои вагизы (лекции). 
Храм сооружен по инициативе Лидера Нации Н. А. Назарбаева и при финансовой поддержке руководства Объединенных Арабских Эмиратов. Он может вместить три тысячи прихожан, а во время айта на площади, перед мечетью, могут совершать намаз еще пять тысяч верующих. В культовом дворце есть конгресс-холл, огромный зал бракосочетания, библиотека, медресе, столовая, гостиница. Храм имеет площадь почти 3700 квадратных метров. В единый комплекс мечети также входят помещения для омовения, дом имама, котельная.

Байдибек Карашаулы
Я родился и вырос в селе Каргалы Жамбылского района Алматинской области. С детства слышал от друзей отца имама Абдыкадыра кари, стариков-казахов, что их далеким предком является Байдибек баба. Конечно, эти предания врезались в мою память. В последние годы, бывая в древнем Таразе, останавливался у памятника знаменитого родоначальника многих казахских родов, отдавал дань уважения ему, с большим интересом познакомился и с пантеоном потомков Байдибека, воздвигнутом в одноименном районе Южно-Казахстанской области. Молодежь должна знать историю своей земли, генеалогию далеких пращуров. Личность эта историческая, но даты его жизни вызывают споры. Одни пишут, что он жил в VI–VII веках, другие – в X–XI вв., но большинство специалистов в последние годы считает: Байдибек Карашаулы прославился в XIV–XV веках. 

IMG_4989Байдибек баба остался в памяти народа, не только как справедливый бий, но и как знаменитый батыр, который сыграл важную роль в борьбе с чужеземными захватчиками. Прошло несколько столетий после кончины батыра, но сказания, предания о нем сохранил в своей благодарной памяти казахский народ. Рассказов о нем немало, порой они разнятся в деталях, но главное в этих повествованиях – общее.
Байдибек (по некоторым данным) родился в 1356 году в Ташкенте в семье батыра и бия Караша. С детства он гордился своими известными предками Бабыр, Майкы, Тобей, Кейкы, Бахтияр, которые верой и правдой служили родному народу. Лишившись в трехлетнем возрасте родителей, маленький Байдибек сполна испил чашу сиротской доли. Конечно, по казахским обычаям, его не оставили близкие родственники, но трудности закалили его характер. В отрочестве Байдибек становится табунщиком у бая Шынтаса. Физически крепкий, трудолюбивый, честолюбивый, с явными качествами лидера юноша увлекается стрельбой из лука, искусством наездника, принимает участие в конных соревнованиях, кокпарах, где обычно становился победителем. Справедливый Шынтас бай, покоренный человеческими качествами Байдибека, относится к нему как к сыну. Когда сироте исполняется пятнадцать лет, бай выделяет ему отдельный аул, подарив при этом сто лошадей. Слава о мудром и честном юноше разносится по казахской земле. Благодарные сородичи избирают его бием (казием, судьей). К Байдибеку пришла слава оратора, честнейшего бия, чьи решения, в первую очередь, призывали к единению народа. Но в трудные моменты в истории Великой степи, когда решалась судьба народа, он брал  в руки оружие.
Байдибек баба, утверждают предания, был соратником великого Тамерлана (Хромого Тимура), многократно принимал участие в его походах. Щедрый Байдибек в 1396–1398 годах помогал строителям мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, ставил для них юрты, поставлял пищу, а также молоко и шерсть, которые нужны были для  усиления прочности кирпича.
Байдибек би ушел из жизни в 63-летнем возрасте осенью 1419 года в зимовке Бала Боген.

В мавзолее Домалак ана
Я не случайно подробно рассказывал о Байдибек би, он был не только известным бием и батыром, но и супругом Домалак ана, женщины, ставшей символом материнства, мудрости, верности в Великой степи. Прошли столетия после ее кончины, но люди со всего Казахстана, в первую очередь, юноши и девушки, приходят к ее могиле, чтобы отдать дань уважения этой великой личности. 

IMG_4574К мазару Домалак ана, который стоит на возвышенности и привлекает своей красотой, ведет дорога из красной брусчатки, На цветочных клумбах благоухают красные розы. С обеих сторон – старые карагачи, в тени которых на лавочках можно отдохнуть. 
IMG_4560Вот и сам мазар, по бокам его – два высоких минарета. При входе запись золотыми буквами, которая гласит: «Памятник в честь Великой Матери Биби-Ажар (Домалак ана была известна в народе и под именами Биби-Ажар, Биби-Мария. – И. И.), дочери Аксултана». Медленно, с правой ноги, переступаю порог мавзолея. В нем чисто и уютно, в середине вижу надгробие Святой матери. Оно небольшое, напоминает мусульманские погребальные носилки тавут или детскую колыбель. В мазаре преобладают светло-зеленые цвета. Атласной тканью такой раскраски покрыто надгробие. На полу красивые шелковые ковры. Сажусь на скамейку у стен и тихо начинаю читать молитву, посвящая ее Домалак ана. Вслед за мной входят и молодые люди, которых сопровождает приятная женщина-гид. Она поведала нам историю создания знаменитого мазара:
IMG_4565«Впервые здесь был сооружен мавзолей в 1456 году. Он был возведен в традициях мусульманской архитектуры: имел четыре стены с куполом. Мазар был построен зодчим из Бухары, приглашенным внуком Байдибек би и Домалак ана – Дулатом. Но время не пощадило этот мазар, и он несколько раз реставрировался. В начале XX века над могилой Домалак ана поставили новый кумбез (мавзолей), который имел круглую форму с куполом. Но и он, к сожалению, простоял недолго: в 1957 году построили новый квадратный мавзолей с двумя небольшими минаретами. К концу 1980-х годов этот кумбез был в плачевном состоянии. К счастью, после обретения Казахстаном независимости решили воздвигнуть новый памятник над могилой Святой матери. В 1998 году были закончены работы над этим зданием мазара, который имеет форму ротонды, с цилиндрическим объемом и шестью нишами. Мавзолей воздвигнут из белого мангыстауского ракушечника, высота здания 12 метров». 

Таинственная пещера
Летний зной усилился. Казалось, что не найдешь прохладу на всем земном шаре, по обе стороны дороги простиралась лишь выжженная солнцем степь, ни единого живого существа вокруг. 
Мы направились к загадочной Байдибекской пещере Ак мечеть. В машине на всю мощь работал кондиционер, с трудом справляясь с 40-градусной жарой.
Но, где же пещера? Ее не было видно. Лишь ухоженная асфальтированная дорожка вела куда-то. 

IMG_4588Молча мы направились к подземной мечети. Подойдя почти вплотную к пещере, мы с удивлением увидели огромный вход, диаметром метров тридцать. В пещеру мы стали спускаться по металлической лестнице, по обеим сторонам которой были установлены для безопасности удобные перила. Во время спуска можно было отдохнуть на нескольких площадках. Наверное, высота пещеры была около тридцати метров. А вот мы и в самой Ак мечети. Я видел немало пещер, но эта отличалась особой энергетикой. Казалось, что попал в какой-то загадочный мир сказки «Тысяча и одна ночь». 
О пещере сложено много легенд. Мы оказались в подземном царстве, где зеленела трава, росли деревья, пели птицы. Мы забыли о страшном зное, который был наверху, и наслаждались свежестью и прохладой. 
Внешне пещера напоминала гигантскую юрту, а вход в нее был похож на шанырак. Длина пещеры – 254 метра, ширина – 65, а высота – 30 метров. 

IMG_4583Восхищенные, мы стали фотографировать, но, к сожалению, всю потрясающею красоту пещеры не передашь на снимке. Каменные стены были окрашены всеми цветами радуги. Зеленые, красные, желтые, синие, коричневые, белые краски радовали наши глаза. Трава бурно зеленела по краям пещеры, почва была черноземная. Конечно, она стала такой от птичьего помета. Я слышал пенье птиц. Казалось, что вместе с любимым сказочным героем моего детства Алладином я попал в пещеру, полную драгоценностей и загадок.
Возможно, эта пещера (некоторые ее упорно почему-то называют впадиной) появилась еще в каменном веке и была уютным домом первобытного человека. Геологи утверждают, что это обычная карстовая пещера, но пусть об этом рассказывают специалисты, а мы с вами поговорим о легендах, которые сложены об этом красивейшем месте.
Конечно, народ не дает случайные названия географическим объектам. Очевидно, легендарный Байдибек, его сыновья были в пещере, восхищались его красотой, наслаждались прохладой. Известно, что красота природы влечет не только акынов, жырау, но и батыров.
Когда джунгарские захватчики пришли на казахские земли, и начались кровавые сражения, в этой пещере месяцами, годами укрывались женщины, старики и дети. Рассказывают, что из пещеры шли подземные ходы в древние города Отрар, Сайрам, Шымкент, к святым мазарам Арыстан баба, Ходжи Ахмета Яссауи и Домалак ана.
Почему пещеру называют Ак мечеть? В те далекие века, когда ислам пришел в эти края, жители окрестных аулов первыми приняли эту религию. Они стали поклоняться Аллаху и открыли здесь, в пещере, укрываясь от иноверцев, первую мечеть в округе. Из Ак мечети во все четыре стороны вели широкие подземные ходы. Ислам быстро проник даже в самые дальние казахские аулы и города. Люди стали строить красивые мечети, а туннели в Ак мечеть завалило. Только в начале XX века потолок пещеры обрушился, появилось отверстие, и люди вновь появились в Ак мечети.
За многие столетия до того, как в пещере была мечеть, предания старины далекой утверждают, что здесь обитал кровожадный дракон, который нападал на людей и уносил девушек-красавиц, детей, стариков и скот. Ненасытный людоед, когда расправлял крылья, задевал стены пещеры, и от этого они становились шире. На стенах пещеры дракон оставил следы своих когтей. Это – полосы на каменных стенах. 
Узнав о страшном хищнике, пришел в эти края пророк Сулейман. Он укротил дракона и посадил его на цепь. Много лет провел на цепи дракон. А возвышенность под отверстием, в центре пещеры, это место, где спал людоед.

Хранитель Ак мечети
В пещере мы заметили невысокого безбородого аксакала лет семидесяти, одетого во все светлое. Приложив правую руку к сердцу, поздоровался с ним. Старик тепло ответил на мое приветствие.

IMG_4578– Ата, вы, очевидно, хранитель этой таинственной пещеры. Здесь очень чисто, я не увидел ни одной брошенной бумажки, целлофанового мешочка, бутылок. Вы следите за чистотой?
– Да, вы правы, я слежу за порядком, но, к счастью, мало, кто из гостей Ак мечети здесь бросает мусор. Сама обстановка, аура заставляет людей быть собранными, чистоплотными…
– Меня зовут Исмаилжан. А вас как? Как давно вы являетесь хранителем пещеры? – спросил я мужчину.
– Меня, бауырым, родители назвали Аскаром. Более двадцати лет охраняю это святое место. Я родился и вырос в одном из сел недалеко от Ак мечети. В детстве часто приходил сюда с друзьями, играли здесь. Конечно, спускался в пещеру.
– Рассказывают о чудодейственной силе Ак мечети. Что вы знаете об этом?
– Издавна больные приходят сюда, ночуют здесь, и уходят отсюда здоровыми, а у молодых женщин, страдающих бесплодием, появляются на свет детки.
– Я читал, что здесь есть подземные ходы…
– Наверное, лет 18 назад моему сыну Нургали приснился сон, как будто он блуждает по туннелю. Проснувшись, он рассказал мне об этом. Мы с ним стали искать подземный ход, и раскопали небольшую пещеру. С ужасом мы увидели в ней сотни змей, поэтому мы вновь ее закопали…
Заканчивая свое повествование о загадочной пещере, хочу заметить, что, к сожалению, не нашел достоверных исторических источников об Ак мечети, которые бы подтверждали, что здесь укрывались в лихую годину от недругов. Нет сведений и о том, что где-то здесь проходили битвы с джунгарами. Хотя недалеко отсюда есть местность, которая называется Калмаккырылган (место, где были разгромлены джунгары). Известно, что народ не создает предания на пустом месте. Конечно, необходимо вести научные изыскания, чтобы узнать больше об уникальной Байдибекской пещере.

В уютном селе Шаян
Члены молодежного форума направлялись в село Шаян, в прошлом один из центров мусульманского образования. Именно здесь находилось медресе Аппак ишана, широко известное на Востоке. Ныне село Шаян, где проживает около девяти тысяч человек, является административным центром Байдибекского района. Село получило свое название от одноименной реки, где в прошлом в изобилии водились раки (с каз. шаян – рак). Мы проехали по чистым и уютным улицам села, прошли по центральной улице, пообедали в одной из столовых. Нас порадовало, что в Шаяне живут гостеприимные люди. Конечно, главной нашей целью было увидеть местный музей, и мы направились туда. Но прежде, чем войти в него, поговорим немного об исламе и роли ходжей, ишанов в истории нашего народа.
Ислам оказал огромное влияние на историю и культуру казахского народа. Ныне Казахстан – часть огромного многонационального исламского мира. Народы, исповедующие мусульманскую религию, имеют не только единую веру, их объединяет общая культура, история, философия. 
Ислам в эти края стал проникать еще в VIII веке с миссионерами по Великому Шелковому пути. Но не сразу он получил широкое распространение. Лишь в 920 году принц, вскоре ставший каганом Государства караханидов, Сатук Бограхан принял мусульманство. Уже после этого ислам с триумфом прошел почти по всей Центральной Азии. Очевидно, многие помнят, как в 1988 году в России, на Украине и в Белоруссии широко отмечали тысячелетие Крещения Руси. Считаю, что в 2020 году тюркские народы Центральной Азии должны отметить 1100-летие принятия ислама монархом Караханидского государства.
Немало в Центральной Азии населенных пунктов, знаменитых мазаров, которые связаны с именами ходжей. Есть знаменитые казахские писатели, ученые, общественные деятели, считающие себя потомками ходжей (не надо путать их с кажи или хаджи, с людьми, которые совершили хадж). Так, кто же такие ходжи  (на каз. – қожа)?
О ходжах и их роли в судьбах тюркских народов можно говорить, писать долго и много. Но сейчас, когда мы совершаем паломничество по дорогим для многих верующих местам, напомним о том, что ходжи – это мусульманские проповедники, миссионеры, которые распространяли ислам во многих странах. Ходжи это потомки пророка Мухаммада и первых четырех праведных халифов Абу Бакра, Омара, Османа, Али. Все они принадлежали к одному арабскому племени Курайш и были родственниками. 
А кто такие ишаны? Издавна в Казахстане и Центральной Азии называли людей, чей род начинался с пророка. Титула ишан также удостаивались лидеры суфийских братств и главы шиитских общин исмаилитов.

В музее Аппак ишана
Август – один из самых жарких месяцев на юге Казахстана. На улицах Шаяна почти не видно людей. Сельчане, закрыв темными шторами окна домов, отдыхали и ждали вечернюю прохладу. И вдруг я увидел уникальный по своей красоте комплекс, который был музеем Аппак ишана. 

IMG_4600За время своих странствий по Центральной Азии я видел немало оригинальных зданий мусульманской архитектуры, но этот отличался особой красотой. Да простят меня мои братья и сестры из Шаяна, я и не думал, что в этом ауле находится шедевр восточного зодчества. Но это был действительно шедевр! 
Выросший в семье имама, я всегда с трепетом относился к памятникам мусульманского культа. Меня охватило волнение. Не торопясь, традиционно с правой ноги переступил порог комплекса со словами «биссмилахи рахмани рахим». Комплекс состоял из мечети, медресе и дарсханы (лекционный, актовый зал). С детства стараюсь один остаться в таких сооружениях, чтобы насладиться их красотой. Знаю: первое впечатление самое верное. Увидел, что мечеть, медресе и дарсхана находятся на одной линии и обращены фасадом к жителям аула Шаян. Мечеть сооружена из жженого кирпича, в ее центральной части – высокий купол и купол над ним. Высота центрального купола 32 метра. В культовом здании есть более низкие купола, увидел, что совсем низко посажены купола перекрытий айвана (я насчитал в целом 32 купола).
С удовольствием знакомлюсь с медресе. Мне кажется, что я бывал здесь, постигая основы ислама. Очевидно, такие ассоциации связаны с тем, что мной уже были посещены подобные мусульманские учебные заведения в Кашгаре и Бухаре. 
Медресе П-образное, состоит из 29 кабинетов, в каждом из них получали образование по два слушателя. Целый день ученики изучали со своим устазом (наставником) Коран, шариат, сунны, арабский и чагатайский языки, читали намаз, а ночь проводили на очень низком втором этаже, который напоминает чердак. В целом в медресе 32 помещения, из которых четыре для классных занятий. Хочу заметить, что выпускники подобных учебных заведений, в первую очередь, гордились своим учителем, а уже потом называли медресе, которое окончили.
Зашел я и в дарсхана, рядом с ним находились две маленькие административные комнаты. Лекционный зал построен в традициях мусульманской архитектуры, и здесь я заметил купол, который был поднят на «барабан», напоминающий цилиндр.

Хранительница
Пройдя по многим помещениям музея, я лишь теперь заметил миловидную молодую женщину. По ее эмоциональной речи почувствовал, что она знает и любит историю родного края. Когда она закончила свой рассказ, узнав, что ее зовут Фарида Ботабаева и что она главная хранительница музея, я попросил ее рассказать, почему именно здесь построили этот уникальный исламский центр.

IMG_4601– Известно, что на территории Казахстана первые мечети, медресе стали возводиться еще в X веке. Утверждают, что на этом месте еще до строительства комплекса стояла саманная мечеть, которую не пощадило время. В 1845 году в наши края из Туркестана прибыли два мусульманских проповедника – Косым (Касым. – И. И.) и Кулатай. Их главной целью было обучить детей грамоте, дать им религиозное образование, воспитывать их на традициях казахского народа. Миссионеры быстро завоевали уважение и признание местных. С их помощью возвели небольшую саманную мечеть. Косым останется на берегах реки Шаян, а Кулатай переберется в район Сарысу. Косым аксакал станет известным в народе, как «Улкен молда» («большой мулла»), «святой ишан», «ученый». Старики утверждают, что по звездам он мог предсказать погоду, а как-то он спас мальчика, которого укусил каракурт. В 1877 году, в возрасте 77 лет уйдет из жизни Косым ишан, а перед кончиной он даст наказ своим пятерым сыновьям Сейтмухамеду, Сейдахмету, Ахмету, Мухамету и Курбану, чтобы они завершили мечту всей его жизни и построили исламский центр. Четверо из старших сыновей ишана получат прекрасное религиозное образование в лучших медресе Центральной Азии. Чтобы возвести этот комплекс, необходимы были не только огромные средства, но и разрешение Туркестанского генерал-губернатора. Весь народ, включая простых скотоводов и известных баев, внесли свою посильную лепту в возведение комплекса. Но окончательно строительство было завершено при внуке Косым аксакала Махсуме Сейдахметове, получившем своей праведной жизнью известность в народе, как Аппак ишан. Но это очень большая и интересная тема, достойная романа.
– А как сложилась судьба Аппак ишана, мечети, медресе после октября 1917 года?
– Трагически, несмотря на гонения в медресе в 1920-е годы получат образование 600-800 человек, у многих из них жизнь сложится трагично. В 1930 году ишан будет арестован властями, вместе с ним будут взяты под стражу его брат Сабыр и сын Алауатдин, они будут обвинены в антисоветской пропаганде и в срыве уборочной кампании. Аппак ишан уйдет из жизни в 1931 году в тюрьме города Павлодара, ему было 67 лет.
За три года до его смерти закроют мечеть и медресе. Какие только заведения здесь не были! В 1934–1937 годах здесь функционировала казахская школа, позже райисполком, банк, склады… На самом деле, весь комплекс был несколько десятилетий заброшен, а правая часть медресе превратилась в руины. Люди даже боялись здесь проходить мимо, они с болью смотрели на медресе и мечеть, где учились и молились их предки. С 1975 года по решению Совета Министров КазССР началась реконструкция комплекса, но, она, к сожалению, больше навредила, чем помогла. В 1982 году комплекс Аппак ишана был взят под защиту государства и включен в список памятников истории и культуры республиканского значения. Новая попытка возродить его была предпринята в 2000 году, которая приостановила разрушение комплекса. Но подлинное возрождение комплекса произошло в последние годы в рамках программы «Культурное наследие». Возродили музей общими усилиями при государственной поддержке. Люди работали методом асар, чтобы воссоздать мечеть и медресе.
– Действует ли мечеть в комплексе?
– У нас есть большая действующая мечеть в селе, а единый комплекс ныне это, в первую очередь, музей, который мы должны сохранить и передать потомкам.

IMG_4605Мы долго беседовали с хранительницей музея. Она провела меня в комнату, где хранились старинные книги, которыми пользовался сам Аппак ишан. Зашли мы и в помещение, где я с удивлением увидел шежире (родословную) Аппак ишана. С радостью узнал, что мы с ишаном являемся сородичами, и относимся к одной ветви ходжей. Мой покойный отец имам села Каргалы Абдыкадыр кари до конца своей жизни гордился своей принадлежностью к роду ходжей. Если Аппак ишан и его предки проповедовали ислам в казахских степях, то мои предки занимались миссионерством в древнем уйгурском городе Кашгаре. IMG_4607Отныне этот комплекс стал для меня родным, я еще приеду сюда со своими сыновьями, чтобы отдать должное мусульманскому просветителю.
IMG_4613На небольшой площади перед медресе собрались все участники молодежного фестиваля, перед нами выступили директор музея Бахытжан Байсары, образованный, приятный мужчина и главная хранительница Фарида Ботабаева. Они рассказали об удивительной истории возрождения историко-архитектурного комплекса Аппак ишана. Но время, к сожалению, летит быстро, наступила пора расставания. Бахытжан и Фарида проводили нас до ворот. Я обнял Баке, как брата, поцеловал Фариду, как сестру, выразив надежду, что мы еще встретимся в стенах этого уникального храма.

(Продолжение следует)

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень интересно и проникновенно написано. Благодаря Вам, я снова погрузился в ту незабываемую атмосферу, которая была на протяжении всего путешествия. Жду продолжения!

  2. Исмаилжан, поздравляю с новой волной творческого полета! Был в этих местах и перед восстановились многие нюансы, которые Вы описываете!Рекомендую всем посетить эти места и перед поездкой внимательно прочитать эти очерки нашего замечательного современника.

  3. Я родился и вырос в Чимкенте, но о многом, что рассказал автор, узнал впервые. Наш край действительно земля древних городов. К сожалению, не был в музее Аппак ишана, обязательно съезжу туда. Жду продолжения

  4. С интересом прочитал. Конечно, мы должны знать историю родного народа. Думаю, что этот материал,в первую очередь, нужен молодёжи и студентам. В Южном Казахстане должны побывать все молодые люди нашей страны. Спасибо автору. Спасибо КНГО.

  5. Хотелось бы побольше узнать о Домылак Ана. Где можно достать литературу?

  6. Сиздин жазган туган жер тарихына шолу естеликтерин окып, рухани азык алып, шабытынызга шыгармашылык табыс тилеймин.

  7. Очень богатый материал. Новые любопытные факты из истории родного края.
    Впервые открыл данный сайт. Все понравилось.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here