ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА

0
160

Узакбай КУДАЙБЕРГЕНОВ, 
профессор Евразийской юридической академии им. Д. А. Кунаева

Проблема правосознания как в теории права, так и с точки зрения потребностей социальной практики остается одной из актуальных проблем юридической науки.
Правосознание функционирует, отражая состояние, новые вызовы и запросы правовой жизни общества и оказывая существенное влияние на все ее сферы, в особенности на процессы правотворчества, правового регулирования общественных отношений и правового развития личности.

Проблема правосознания приобретает особую остроту в обществе, которое ориентировано на построение правового, демократического, социального государства, каковым, согласно Конституции РК, является казахстанское общество.

Модернизация законодательства

На нынешнем этапе своего развития Республика Казахстан реализует судьбоносные программы по модернизации всех сфер жизнедеятельности общества. Для достижения уровня 30-ти развитых стран мира необходимо решить сложные задачи по успешному выходу из кризисной ситуации, вызванной глобальной нестабильностью в мировой экономике. И соответственно по перестроить деятельность государственных и общественных институтов, укреплять социальное единство и безопасность страны.
Реализация этих задач требует не только системы высококачественных законов, но и в неменьшей степени глубокого осмысления гражданами созидательной роли законодательства, адекватного понимания принципов правотворческой и правоприменительной деятельности, значения своих конституционных прав и обязанностей во взаимоотношениях с государственными органами и общественными объединениями, освобождения их сознания от отсталых, деструктивных представлений о праве и правовой системе страны.
По этому поводу в Указе Главы государства от 16 января 2014 г., который развивает и углубляет Концепцию правовой политики РК на 2010–2020 гг., сказано: «Фундаментальные изменения в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяет довольствоваться достигнутым. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени, повышения его конкурентоспособности, необходимо дальнейшее совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности государства, окончательно освободившись от правовых догматов, не отвечающих перспективам XXI века».
В этой связи следует подчеркнуть особое значение законодательных актов, принятых в республике в 2014–2016 гг., которые ознаменовали начало качественно нового этапа в развитии казахстанского права.
Речь идет, прежде всего, о новых Уголовном, Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном, Трудовом, Предпринимательском кодексах, Кодексе об административных правонарушениях, Законах о государственной службе; о противодействии коррупции; о доступе к информации; об общественных советах; о местной полицейской службе и др.
Эти законодательные акты нацелены на дальнейшую модернизацию социально-экономической системы страны, государственного управления, укрепления юридических гарантий прав и свобод личности, обеспечение независимости судебной власти, совершенствование отправления правосудия, на повышение благосостояния населения, качества жизни людей.
В них закреплены новые правовые механизмы обеспечения приоритетности прав и свобод граждан, сочетания и гармонизации частных и публичных интересов, открытости госуправления, доступа граждан к источникам информации, улучшения контрольных функций населения над деятельностью госорганов, участия граждан в подготовке и экспертной оценке проектов законов и других нормативных правовых актов.
Новые законодательные акты РК существенно повышают регулятивный, консолидирующий, охранительный, информационный, идеологический потенциал права. Задача юридической науки и практики в том, чтобы этот потенциал максимально раскрыть и умело использовать в повседневной деятельности всех государственных органов, институтов гражданского общества и граждан.
Но принятие даже самых совершенных законов – это только половина дела. Как учит жизнь, более важным и сложным делом является обеспечение успешной их реализации на практике, повсеместное и повседневное соблюдение и исполнение их предписаний в деятельности миллионов субъектов права.

О правовом нигилизме
Среди факторов, от которых зависит успешная реализация принятых законов, эффективное использование их созидательного потенциала (передовая экономика, демократический политический режим, профессиональный госаппарат, независимый суд, социальный мир в обществе, уровень общей культуры, качество жизни населения), особое место занимают качество и уровень правового сознания, правовой культуры, правового мировоззрения широких слоев населения.
К сожалению, этот уровень, в силу многих объективных и субъективных причин, все еще остается очень низким и не отвечает задачам и потребностям нынешнего этапа развития казахстанского общества.
На это обстоятельство обращено особое внимание в «Антикоррупционной стратегии РК на 2015–2025 гг.»: «До сих пор недостаточное внимание уделяется повышению правовой культуры граждан и правовому просвещению, особенно по отраслям и нормам действующего права, наиболее востребованным в повседневной жизни… Выправить ситуацию призвана масштабная разъяснительная работа, систематическая и кропотливая деятельность по повышению правовой культуры граждан с учетом их возрастных, профессиональных и иных особенностей».
Отсутствие должного внимания к проб­лемам повышения правовой грамотности и правовой культуры – одна из главных причин распространенности безразличного, неуважительного, даже нигилистического отношения к праву и правовым ценностям со стороны значительной части населения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с ежегодными отчетами Счетного комитета в Парламенте о результатах исполнения Закона о госбюджете, статистическими данными правоохранительных органов о состоянии правопорядка, материалами СМИ о многочисленных фактах нарушения требований законов в стране. Например, как сообщила газета «Казахстанская правда» от 3 ноября 2016 года, только за 10 месяцев в стране было совершено более 3 миллионов административных правонарушений.
По существу, к проявлениям правового нигилизма можно отнести все виды правонарушений, которые с разной степенью опасности для общества дестабилизируют установленный правопорядок. Особо опасной и циничной формой правового нигилизма являются коррупционные преступления, что подрывает доверие людей к государственной власти, служащим гос­аппарата, провоцирует неуважительное отношение к существующей правовой сис­теме со стороны малограмотных в правовом отношении граждан.
Чтобы сократить проявления безразличного и нигилистического отношения к требованиям законодательства, праворазъяснительную работу целесообразно ориентировать на формирование правосознания граждан по конкретным сферам жизнедеятельности общества. Например, в таких сферах, как: предпринимательская деятельность, антикоррупционная деятельность, экология, организация и проведение выборов в представительные органы, самоуправленческая деятельность, межэтнические и межконфессиональные отношения, правовое воспитание учащихся школ, колледжей, студентов и т. д.
Во всех этих сферах есть своя специфика и действуют соответствующие законодательные акты. Следовательно, должна проводиться целенаправленная работа по формированию предпринимательского, антикоррупционного, экологического, электорального, самоуправленческого и т. д. правосознания и правовой культуры.
Именно такой подход к повышению уровня правосознания и правовой культуры являются наиболее продуктивными, действенными. Например, в юридической литературе справедливо отмечена необходимость развитого предпринимательского правосознания и правовой культуры применительно к предпринимательской деятельности: «Для цивилизованного рыночного общества необходимо развитое индивидуальное правовое сознание, личностное осмысление роли права, способность индивида к самостоятельным действиям, к саморегуляции, основанной на правовой культуре» [«Проблемы общей теории права и государства». М., 1999, с. 396–397].
Развитое правосознание и правовая культура являются необходимым условием формирования осмысленного и устойчивого правового мировоззрения, которое выступает как наиболее конструктивный и эффективный компонент в правовом сознании людей, как его базовый элемент.

От правового сознания к правовому мировоззрению
Правовое мировоззрение, как нам представляется, состоит из обобщенных взглядов личности на правовую жизнь общества, на место и роль права в социально-экономическом, политическом, культурном развитии общества и вытекающих из этих взглядов убеждений людей о праве и правовых средствах как объективно присущих человеческому обществу факторах, без которых невозможен социальный прогресс, удовлетворение частных и публичных интересов людей.
Такое понимание сути правового мировоззрения вытекает из современной концепции права, согласно которой носителем и источником права является не только государство, но и человек с его естественными, прирожденными правами на жизнь, социальную справедливость, свободу, равенство, безопасность и т. д.
Ряд фундаментальных положений Конституции РК также исходит из признания того, что «права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов» (ст. 12).
Поскольку жизнь человека, его права и свободы являются высшей ценностью для правового государства (ст. 1 Конституции РК), главное предназначение законодательства состоит в обеспечении необходимых гарантий защиты этих прав и свобод.
При этом государство и человек выступают как равноправные субъекты права, имеющие взаимные права и обязанности друг перед другом.
Аналогичное суждение находим и у ряда российских исследователей. Например, Заслуженный деятель науки РФ, д. ю. н. Б. С. Эбзеев пишет: «Оно (правовое государство) не является единственным источником и носителем права. В правовом государстве такой источник коренится в естественной свободе человека, который в этом случае выступает в качестве равноправного партнера государства и способен правовым образом ему противостоять» [журнал «Государство и право», № 10, 2016, с. 5].
Твердое убеждение личности в необходимости именно такого правового статуса человека в правовой системе общества, является важнейшей чертой правового мировоззрения. Другая важная черта правового мировоззрения – это убежденность в том, что право имеет свою самостоятельную власть, свой авторитет, независимый от авторитета государственной власти и ее политики.
Власть и авторитет права заключены в идеалах социальной справедливости, гуманизма и нравственной его основе, которые органически присущи ему как непреходящей ценности, имеющей общечеловеческий, универсальный характер.
В этом смысле правовое мировоззрение ставит право над политикой. Так, ст. 34 Конституции РК гласит: «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц». Это значит, что независимо от того, Глава государства или рядовой гражданин, премьер-министр или сельский аким, лидер политической партии или ее рядовой член и т. д., должны жить и работать в рамках правового поля, подчиняться требованиям закона.
Статья 23 Конституции РК предписывает, что судьи, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов не должны состоять в партиях, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Такой же запрет предусмотрен и в отношении Уполномоченного по правам человека. И это не случайно, так как деятельность этих госорганов должна отвечать самым высоким критериям законности и справедливости, и потому они должны руководствоваться исключительно предписаниями законов, а не разными политическими соображениями или пристрастиями.
Доминирующее положение права над политикой отражено и в ст. 39 Конституции РК: «Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам».
Как известно, право в прежнем позитивистском понимании трактовалось лишь как порождение законотворческой деятельности государства. И соответственно, правосознание рассматривалось как представления и чувства людей, воспринимающие право как средство, призванное преимущественно защищать интересы государства, которое, в свою очередь, считалось главным орудием строительства нового общества.
Подобное правосознание исходило из того, что содержание и цели права всецело зависят от воли государства. Подобное отношение к праву порождало у людей пассивное, конформистское правосознание и воспитывало людей в духе подданного государства, а не гражданина, наделенного естественными, неотчуждаемыми правами и свободами, которые обязано защищать государство.
В современном правовом мировоззрении центральной идеей выступают идеи верховенства права, прямого действия естественных прав и свобод человека, взаимная ответственность государства и гражданина за состояние дел в стране, которые являются центральными идеями Конституции РК.
Поэтому наиболее плодотворным путем утверждения зрелого правового мировоззрения у граждан Казахстана является глубокое осмысление ими идей, принципов, норм Конституции и выработка на этой основе конституционно-правового мировоззрения.
Об исключительно важном значении конституционно-правового мировоззрения применительно к условиям Российской Федерации убедительно сказал председатель Конституционного суда РФ, д. ю. н. В. Д. Зорькин. Он пишет: «Формирование конституционно-правового мировоззрения необходимо всем слоям и группам российского общества. Конституция – это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна. Поэтому конституционное мировоззрение, ориентированное на социальное согласие – важный компонент идеологии, способной объединить наше общество» [Зорькин В. Д. «Цивилизация права и развитие России», М., 2015, с. 93].
Эти слова актуальны в полной мере и в отношении Казахстана.

Что делать?
Пройденный Казахстаном за годы независимости путь, свидетельствует: уровень законности, надежность правопорядка, конкурентоспособность социально-экономической, политической, правовой системы страны зависит во всевозрастающей степени от уровня и качества правосознания, правового мировоззрения, правовой культуры населения.
Пришло время в корне изменить отношение всех государственных и общественных институтов к этой животрепещущей проблеме. Она должна занимать одно из центральных мест в деятельности Совета по правовой политике при Президенте, иначе подлинного верховенства права во всех сферах жизнедеятельности страны достичь невозможно.
На мой взгляд, одним из действенных путей решения данной проблемы могли бы стать разработка и внедрение новых учебных программ по предмету «Основы права РК» во всех школах и колледжах, а во всех неюридических вузах страны – специальной дисциплины «Правоведение» или «Основы юриспруденции».
Учебная дисциплина «Правоведение» или «Основы юриспруденции» сыграла бы важную роль в подготовке современных высококвалифицированных кадров для страны, наряду с такими предметами, как «Политология», «Социология» или «Культурология».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here