VII СЪЕЗД СУДЕЙ: ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОСУДИЯ

0
79

Президент

21 ноября т. г. в Астане прошел VII съезд судей Республики Казахстан с участием Президента Н. А. Назарбаева. В его работе приняли участие представители судейского корпуса страны, депутаты Парламента, руководители госорганов, а также представители юридической общественности, международных организаций, СМИ и НПО.

Как отметил в своем выступлении Президент Н. А. Назарбаев, «за годы независимости, создавая государство, мы особое внимание уделили формированию современной судебной системы, адекватной тем фундаментальным реформам, которые проведены в Казахстане. Без этого настоящего движения вперед не будет».

naz 1– Сделано немало, – сказал Президент. – Но положительная оценка обществом проделанной нами огромной работы всецело зависит от того, насколько скорым и, главное, справедливым будет суд.
Люди не должны бегать по коридорам власти в поисках решения своих проблем месяцами и годами.
В случае нарушения закона человек должен идти в суд и находить там надежную защиту своих прав и свобод. Так делается во всем цивилизованном мире.
А значит, конечная цель любой настоящей судебной реформы – это независимая и неподкупная судебная власть, где главным является честность и профессионализм судей, справедливость и доступность правосудия.
Президент Казахстана подчеркнул, что принятый План нации «100 конкретных шагов» охватывает весь спектр деятельности правоохранительных органов и судов.
В реализацию Плана нации за последние два года сделано немало, в том числе усилены возможности государства по борьбе с преступностью, возрос уровень защищенности граждан и интересов государства от противоправных посягательств. 
– В прошлом году, благодаря активной работе Парламента, мы создали нормативную правовую базу. Приняты десятки законов, которые обеспечивают выполнение Плана нации.
Данные законы с 1 января 2016 года начали действовать. Теперь речь идет о том, что сделано.
Все 100 шагов должны быть выполнены неукоснительно. 
Глава государства также подчеркнул, что кадровая работа в правоохранительных органах совершенствуется. Улучшается система отбора сотрудников правоохранительных структур на основе компетентностного подхода. Создана и функционирует местная полицейская служба, подотчетная местным органам власти и местному сообществу.
Реформы должны продвигаться. Министры и руководители должны полностью реализовывать их. Иначе будут приняты организационно-кадровые меры, чтобы довести реформы до конца. 
Для обеспечения прозрачности работы полиции созданы общественные советы, которые рассматривают жалобы на действия полицейских, нарушающих этические нормы. 
Заработал интернет-портал «карта уголовных правонарушений», позволяющий общественности оценивать эффективность работы полиции.
Модернизируется система исполнения уголовных наказаний.
Выстраивается новая система социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы. 
Главным звеном этой работы является судебная власть, без модернизации которой все остальные меры могут не сработать.
Именно поэтому в реализации Плана нации «100 шагов» судебная система должна кардинально обновиться.
В рамках начатой модернизации определенная работа уже проделана.
– Устранена многозвенность судебной системы, введено судопроизводство по инвестиционным спорам, на базе IT-технологий повсеместно внедряется аудио-, видеофиксация судебных разбирательств. Мы создаем Международный финансовый центр «Астана», где будет применяться английское право, а также стандарты ведущих мировых финансовых центров. Расширена сфера применения суда присяжных, максимально ужесточены требования к судьям», – отметил Президент.
Также Н. А. Назарбаев обратил внимание на последовательное укрепление института частных судебных исполнителей.Вместе с тем, Президент Казахстана подчеркнул, что еще предстоит большая работа по совершенствованию судебной системы, обозначив основные перспективные направления развития правосудия.
– Перед судами Казахстана в современных условиях стоят следующие основные задачи. Первая – обеспечение верховенства закона, в решении данной задачи суд играет главную роль. Вторая – усиление подотчетности судей, что не означает посягательства на их независимость. Третья – формирование достойного судейского корпуса. Четвертая – обеспечение единства практики рассмотрения судебных дел. И пятая – это вопрос правового просвещения. Благодаря юридической грамотности граждан, можно в разы сократить количество судебных споров», – подчеркнул Глава государства.
Президент подчеркнул, что на сегодняшний день максимально ужесточены требования к судьям. Приняты системные меры, исключающие вероятность попадания в судейский корпус слабо подготовленных лиц.
В 2016 году внедрена в действие система оценки судей, позволяющая определять уровень их профессионализма.
Кроме того, Глава государства в качестве важного события отметил принятие на съезде нового Этического кодекса судьи.
Президент также отметил, что перед судами Казахстана в современных условиях стоят следующие основные задачи.
Первое. Ключевой задачей остается обеспечение верховенства закона, в решении которой суд играет главную роль.
Судья, отправляя правосудие, должен строго руководствоваться установленными Конституцией принципами, и прежде всего принципом законности.
При этом судья не должен быть привязан к показателям и статистике.
Реальная независимость судьи базируется на строгом соблюдении закона и уверенности в правильности и справедливости принятого им решения.
Суд должен быть законным и справедливым.
В свою очередь, перед законом и судом должны быть все равны.
Видите, сколько раз приходится употреблять высокое слово «судья».
Он – главная фигура юридического процесса. Он соприкасается с человеком и решает его проблемы. Именно он обес­печивает верховенство закона.
Я не зря сказал о равенстве всех перед законом и судом.
Как известно, в рамках борьбы с коррупцией привлечены к ответственности и осуждены министры, акимы, руководители ЭКСПО-2017.
Это доказывает, что принцип равенства всех перед законом соблюдается.
В свою очередь, и судьи должны постоянно заботиться о чистоте своих рядов.
Судья, стоящий на страже законности, не вправе быть нарушителем закона, тем более уголовного, за что он бы нес суровую ответственность.
Это нонсенс. Это сразу роняет авторитет всей судебной власти.
В судейском сообществе, как нигде, должны приниматься системные меры по профилактике правонарушений, особенно коррупционных.
Как известно, жизнь человеческого общества невозможна без споров и конфликтных ситуаций. Одна сторона конфликта всегда недовольна.
И роль суда для разрешения правовых споров и коллизий невозможно переоценить.
Судья выступает не просто в роли вершителя законности, он – лицо, призванное устранять противоречия в обществе, гармонизировать человеческие отношения, делать жизнь граждан предсказуемой и стабильной.
Таким образом, в Казахстане равным образом должны защищаться права и законные интересы, как наших соотечественников, так и иностранцев, как общества в целом, так и отдельно взятого индивида, независимо от их происхождения, гражданства, социального положения, убеждений и религиозных воззрений.
Это приоритетная задача всех наших судов.
Защита прав предпринимателей, частной собственности – очень важный элемент рыночной экономики. Малый и средний бизнес – основа существования экономики. В рыночной экономике главная роль принадлежит бизнесу. Необходимо обеспечивать правовую защиту малого и среднего бизнеса в рамках закона.
Для повышения качества и оперативности правосудия согласно Плану нации мы перешли с пятизвенной на трехзвенную судебную систему.
В условиях трехзвенной системы возрастает роль и значение первой и апелляционной инстанций. От качества их работы зависит количество жалоб, поступающих в Верховный Суд, на решения нижестоящих судов.
Предварительный анализ приводит к обнадеживающим выводам – трехзвенная система в целом демонстрирует свою эффективность.
Вместе с тем, на практике могут возникать вопросы и, когда надо, следует принимать оперативные меры по совершенствованию трехзвенной системы правосудия.
Второе. Задача вхождения в тридцатку передовых стран мира требует от нас еще больших усилий.
А это значит, что наша судебная сис­тема и процесс отправления правосудия должны вызывать доверие и соответствовать лучшим мировым стандартам.
На это должна быть нацелена и работа Международного Совета при Верховном Суде, деятельность которого следует активизировать.
Несмотря на положительные международные рейтинги и внешне благополучные показатели отправления правосудия, остается один ключевой вопрос – это недостаточный уровень общественного доверия к судам и правоохранительным органам.
Об этом свидетельствуют обращения казахстанцев в вышестоящие государственные инстанции, вплоть до Президента, в которых содержатся жалобы на решения судов и правоохранительных органов, а порой выражается сомнение в честности и неподкупности представителей судейского корпуса и правоохранителей.
Так, только в Администрацию Президента в 2015 году поступило около 10 тысяч жалоб граждан и организаций по вопросам законности и правопорядка. А за 10 месяцев текущего года число таких жалоб составило почти 7 тысяч.
Поэтому принципиально важно, с одной стороны, не допускать судебных ошибок и неправосудных решений и, с другой, исключить вмешательство любых должностных лиц в отправление правосудия.
Следует пресекать факты манипулирования общественным мнением в целях давления на суд в интересах отдельных лоббистских групп.
Если такие попытки будут, их надо обнародовать и противодействовать такой практике. 
Но в то же время судейское сообщество не должно быть закрытой корпорацией и находиться вне зоны общественной критики.
В демократическом государстве общество вправе давать оценку работе всех государственных институтов, в том числе судебных органов.
Именно поэтому в Плане нации поставлена задача усиления подот­четности судей, что не означает пося­гательства на их независимость. Речь идет о гражданском обществе, мнение которого должно учитываться.
Третье. Как всегда самым принципиальным вопросом является формирование достойного судейского корпуса.
Вершить правосудие должны только профессионалы с большим жизненным опытом и высокими моральными принципами. В судах не должно быть ни одного «случайного» человека.
Уже сейчас судейский корпус пополняют более подготовленные и опытные специалисты. Так, средний возраст впервые назначаемых судей составляет 35 лет.
Подбор, воспитание преданных своему делу кадров остается главным. Люди и кадры решают все. В этом основная суть наших реформ.
Если не подготовим и не назначим нужных людей, важнейшие задачи государства не будут выполнены.
В нашем случае реформа должна привести к формированию судебного корпуса с безупречной репутацией, заслужившего безусловное доверие граждан.
При этом не должна закрываться дорога для прихода в судебную систему сильных и перспективных юристов.
Высший Судебный Совет призван обес­печить выполнение этой важнейшей задачи.
Должен отметить, что Высший Судебный Совет еще не раскрыл до конца свой потенциал, хотя теперь он – самостоятельный орган, полностью ответственный за качественный подбор судейских кадров.
Совету следует проявлять больше принципиальности в своей работе.
Для повышения качества подготовки судейских кадров в этом году образована Академия правосудия при Верховном Суде.
Она не должна быть бюрократической организацией. Главная задача Академии – подготовка судей нового поколения для независимого Казахстана.
Программы подготовки судей должны быть максимально ориентированными на практику.
Четвертое. В условиях правового и унитарного государства на всей территории страны должны быть единый режим законности и единая судебная практика.
Необходимо повышать уровень правовой определенности, формировать стабильную и предсказуемую судебную практику.
Новая схема судопроизводства позволяет Верховному Суду не только сконцентрироваться на наиболее сложных делах, но и заниматься анализом и выработкой разъяснений по вопросам судебной практики.
Обеспечение единства практики рассмотрения судебных дел – одна из приоритетных задач нашего Верховного Суда.
Пятое. Сохраняется проблема высокой нагрузки на судей.
За последние годы количество судебных дел ежегодно возрастало на 200 тысяч, что напрямую влияет на качество и сроки рассмотрения дел.
Для снижения нагрузки еще в 2014 году моим решением на 450 единиц была увеличена штатная численность судей районных судов, и на 540 единиц – численность аппарата судов.
Мы не можем постоянно увеличивать численность аппарата судов.
Поэтому нужен тщательный анализ, почему меры по расширению действия примирительных процедур и механизмов внесудебного урегулирования споров не дают ожидаемого результата. Здесь имеются серьезные недоработки.
Необходимо на системной основе вести разъяснительную работу с населением.
Следует объяснять гражданам, что выгоднее примириться, чем доводить дело до судебного процесса. Ведь сейчас, если стороны примирились, даже уплаченная пошлина возвращается.
Итак, очень важным является вопрос правового просвещения. Благодаря юридической грамотности граждан можно в разы сократить количество судебных споров.
Усилий соответствующей службы Минюста в этом случае явно недостаточно. Выделяемые из госбюджета на повышение правовой культуры средства следует использовать эффективнее.
Нужны дополнительные усилия всех юридических служб государства в области правового просвещения граждан.
Это одна из главных задач судей на местах. Следует почаще встречаться с населением, разъяснять им их права и действующие законы. Надо на это обратить особое внимание, – подчеркнул Президент.

Подготовила Ляйля БУЛАНБАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here