Разум, наука и вера

0
2039

«Моя цель – чтобы наше государство процветало, и народу жилось хорошо!» Это слова автора готовящейся к изданию книги с рабочим названием «Разум, знание, наука, мудрость и вера во Всевышнего» Султана Усманова. Самые интересные отрывки из нее мы публикуем сегодня в нашем журнале.

Султан УСМАНОВ,
доктор технических наук, профессор,
зав. лабораторией Института химических
наук им. Бектурова

I часть

«Когда разум открыт для мыслей великих людей, ходивших по планете задолго до тебя, твоя «игра» становится лучше, границы умственных возможностей расширяются, и ты чувствуешь, как поднимаешься к новым вершинам мудрости». (Р. Шарма)

 

Известный востоковед М. И. Махмутов, в своей книге[1] «Мир ислама» к важнейшим факторам развития любого государства относит знания, интеллектуальный потенциал народа. «Наше время, – пишет он, – характеризуется господством средств массовой информации, массовых партий, революционных ситуаций, быстрой сменой методов экономической экспансии развитых стран, действием «хороших» и «плохих» законов, усилением глобализации, несущей свои плюсы и минусы народам Востока».

Он приводит доводы французского демографа А. Сави о том, что «главным условием развития прогресса является не капитал, как полагали долгое время, а знания людей, их способность создавать богатство», а также  финского археолога М. Сахлинса, утверждающего, что «профессиональные знания высоко ценились как в античном мире, так и в средние века».

Далее он пишет о том, что в условиях информационной войны с исламом есть необходимость напомнить мнение известных европейцев об этой религии. «В течение многих веков на Западе в отношении ислама преобладало невежество, а подчас и грубая ложь», – считает французский писатель М. Бюкай. Но постепенно европейские мыслители приходили и к объективной оценке ислама. Например, французский философ Вольтер, который  был одним из самых рьяных противников ислама и изливал насмешки на пророка, после 40 лет изучения религии, философии и истории откровенно сказал[2]: «Религия Мухаммада, несомненно, превосходила религию Иисуса. Он никогда не опускался до раздраженных богохульств в адрес христиан, не говорил он и то, что Бог есть триедин и что три Бога составляют одного. Единственным столпом его веры является один Бог. Ислам обязан своим существованием указам и мужественности своего основателя, в то время как христиане использовали меч, чтобы навязать свою религию другим. О Боже! Если бы только все европейские народы сделали мусульман своим примером для подражания».

Известный английский классик Бернард Шоу пишет в своей книге «Мухаммад, апостол Аллаха»: «Я всегда питал самое большое уважение к религии Мухаммада, просто благодаря чуду его живой силы, энергии. По моему мнению, это единственная религия, способная на успех в деле преодоления».

Тем, кто постоянно обвиняет в терроризме не отдельных людей (возможно, что и психически нездоровых), а все учение ислама, хотелось бы напомнить английскую пословицу: «Не бросайтесь камнями, если живете в стеклянном доме».

С достаточной уверенностью можно утверждать, что, с точки зрения мусульманства, знание в целом стоит выше действия. Вся история знания в исламе подтверждает это. Наивысшая оценка знания, например, находит свое выражение в постоянно цитируемом хадисе пророка, где человеку, который знает, отдается предпочтение перед благочестивым верующим, выполняющим все религиозные обязанности. Вполне понятно, что высказывание: «Знание – поводырь действия, а действие – его ведомый» – было возведено в ранг хадиса пророка.

В арабской литературе излюбленная тема – знание, наука, образование. Человек оценивается по уровню его знаний и желаний приобретать знания. «Человек знает до тех пор, пока он ищет знания и продолжает учиться. Когда же он считает, что уже знает, он превращается в невежду».

Глобализация мировой экономики и научно-технический прогресс требуют возвращения к истокам таких понятий, как разум, знания, наука, мудрость, которые имеют важное значение в жизни общества.

В этой главе мы рассмотрим вопросы разума, знаний, науки, мудрости, веры во Всевышнего и мнения европейских ученых о Божественном начале всего сотворенного. Американский  исследователь Франц Розенталь, востоковед, специалист в области семитских языков и арабской литературы, в книге[3] «Торжество знания» пишет о том, что в Коране корень слова «знать» (ильм) вместе с производными от этого словами «знание», «наука» встречается около 750 раз.

При написании этой книги мы опирались на аяты из Сур Священного Корана и Хадисы пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!).

 

Разум, знание, наука, мудрость

 

1.Разум и знание

 

Разум – это бесценный подарок Творца человечеству, с помощью кото­рого оно познает Создателя, Его Всемилость, Милосердие, Всеопределение, Всезнание, отличает истину от заблуждения, полезное от вредного, хорошее от плохого. Знание, получаемое с помощью органов восприятия, является очевидным, а в результате умственного труда, с помощью размышлений, рассуждений – приобретаемым.

Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал[4]: «Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падает на тех, кто им пренебрегает».

Воистину, кто пренебрегает своим разумом, тот совершает много греховных поступков.

В достоверных хадисах пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!) в переводе И. В. Пороховой[5] о способностях человека познавать Аллаха с помощью разума  приводится:

«Как только создал Аллах, Великий и Всемогущий, людей, осчастливил Он их разумом».  

Этот хадис свидетельствует о том, что Создатель, еще в период нахождения человека в утробе матери,  наделяет людей разумом, который озаряет им путь в лабиринтах судьбы.                                                                                         

«Разумен тот, кто уверовал в Аллаха, поверил Его посланникам и поступает в покорности Ему».

Из этого хадиса следует, что разум человека определяется степенью его уверования в Творца, Его посланников и покорностью Ему, которая определяется Им Самим. Вера в Его посланников означает признание исламом религий всех пророков, о чем подробнее мы остановимся в следующей главе.

Четвертый из праведных халифов Али ибн Абу-Талиб (600–661 гг.) сказал о разуме так[6]:

«Самое большое богатство – разум, самая большая нищета – невежество».

Истинным богатством является то, что человек,  накапливая знания посредством разума, достигает своей цели, в то время как невежа, упиваясь своим богатством, приписывая себе предопределенное Создателем, остается бедным духовно.

И. В. Порохова отмечает, что ислам призывает ко всем знаниям, которые искореняют невежество, причем это относится и к наукам, и ко всем сферам человеческой деятельности. По ее мнению, Аллах побуждает мусульман приобретать знания – как религиозные, так и мирские, чтобы они глубоко осознавали Всемогущество Аллаха, Его Величие, и, более того, пользовались этими знаниями в повседневной жизни.

На самом деле, как мы сможем познать Величие Творца, не владея знаниями в области физики, химии, биологии, астрономии и других естественных наук.

В книге[7] «Ийман-Ислам-Куръан» Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф приводит  свое мнение и размышления современных ученых о знании, науке и божественном начале всего, подтверждая их аятами из Священного Корана и хадисами пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!).

Как Иман Валерия Порохова, так и Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, относят разум к основной категории в познании Создателя.

В Суре 35 Священного Корана «Фатыр» упоминается:

«Поистине, боятся Аллаха из Его рабов лишь ученые» (аят 28).

Шейх подчеркивает, что в этом аяте богобоязненность, возвышение Аллаха присуще только обладателям знаний. Эта истина подтверждается опытом. Специалисты в различных сферах знаний объявили и объявляют о том, что они в результате своих научных изысканий познавали Аллаха, что невозможно жить без веры в Него.

Этот же аят Шамиль Аляутдинов[8]  комментирует так:

«Поистине, боятся (страшатся), ощущают трепет пред Богом из числа людей (верующих) те, которые учены» – имеются в виду те, кто грамотны, образованны; ботаники, биологи, геологи, экономисты, химики и другие представители науки, изучающие и анализирующие процессы, происходящие в окружающем нас мире, как в видимой его части, так и в особо неприметной, незаметной. Трепет перед Богом ученого человека более осознан и глубок, ведь он проистекает из немалой затраты усилий, в результате трудоемкого мыслительного процесса, который в том числе дает возможность ощутить новые оттенки радости и счастья.

В дополнение к сказанному мы бы хотели отметить, что страх для разумного человека перед Творцом представляет собой благоговение, то есть сочетание огромной любви,  уважения и преклонения перед Ним. Но вместе с тем нам кажется, по большому счету, мало кто по-настоящему боится Творца. И это является промыслом Самого Создателя. Наш страх перед Ним равносилен  испугу муравья или какого-то микроба перед человеком. Боязнь человека перед Создателем отдельная тема. К этому вопросу мы еще вернемся, если будет на то Его Воля.

Иман Валерия Порохова[9] приводит следующий Хадис пророка Мухаммеда  (да благословит его Аллах и приветствует!):

«Господь – Творец всего сущего. Распорядитель того строгого порядка, которому Он назначил быть и действовать во времени».

Этот хадис свидетельствует о том, что человечество посредством разума и знаний постигает то, что Вселенная – это совершенная, гармоничная, существующая по установленным Творцом законам мироздания структура. Во все времена ученые пытались понять умом механизм ее существования и непременно приходили к выводу, что над всем этим есть некий Абсолют, Творец, Созидатель, о чем потом находили подтверждение в Коране,  Хадисах и других Священных писаниях.

Так, в Священном Коране[10]  в Суре 67  «Аль-Мульк»  говорится:

«Он – Тот, кто в корень зрит мельчайших таинств, владеет знанием всего!» (аят 14).

Из этого аята следует, что знания Творца имеют абсолютное значение. В Его ведении все тайны мироздания, в том числе и помыслы людей.

М. В. Вагабов [11] считает, что разум и знания занимали, и до сих пор занимают, наиважнейшее место в духовной жизни общества и выступают в качестве постоянных величин. Он отмечает, что с древнейших времен человеку, претендующему на руководство, рекомендовали прежде всего приобрести знания. Как правило, при дворцах халифов, вельмож и наместников в качестве визирей, советчиков постоянно жили крупнейшие мыслители, такие как ибн-Сина, ибн-Туфейль, ибн-Рушд и многие другие.

М. В. Вагабов утверждает, что одним из принципов ислама является рационалистический взгляд на учение религии. Вера в авторитет без разума  характерна для безбожника, потому, что верующими становятся только тогда, когда религиозное учение осознается разумом. Ведь в Суре 2 Священного Корана «Аль-Бакара» сказано:

«Тот, который, не размышляя, следует примеру отцов, предков, глух, нем и слеп» (аят 17).

Воистину, вера во Всевышнего посредством разума не позволит человеку сбиться с пути.

Такого же мнения придерживается представитель современной арабской философии Камаль-ал-Хадж. Он считает: «Понимание веры есть вера в разум».

М. И. Махмутов [12]  приводит мнение Ф. Розенталя[13], который считает, что мусульманам средневековья из «Метафизики» Аристотеля было известно, что жажда знаний есть природный дар каждого человека, и то, что Бог сотворил людей, способными любить знание, благодаря определенной психологической расположенности к Нему.

Слепая вера может привести к большим бедствиям. Об этом свидетельствуют события последних лет в арабском мире. Сегодня, как никогда, нужна вера в Аллаха на основе глубокого разума, подкрепленного знаниями в области экономики, социальных проблем, политики, психологии граждан своей страны и народов других государств, чтобы противостоять информационной войне. При этом каждый руководитель, помимо профессиональных знаний, должен обладать высоким интеллектом, духовной нравственностью и быть образцом для воспитания молодого поколения людей, которые интересы своего народа и государства будут ставить выше своих собственных.

 

2. Знание и наука

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф пишет[14], что в Священном Коране и Хадисах пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!) приводятся многочисленные сведения о знаниях, поисках знаний, об обладателях знаний, где знания и знающие люди (алимы, ученые) поставлены в высшую степень почета. Он утверждает, что много выдающихся мыслителей, непревзойденных ученых появилось в период соблюдения ими норм ислама.

По мнению Шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа, ученым считается только тот, кто почувствовал мощь Всевышнего Аллаха, получил назидание от всего сотворенного Им, осознал, что есть их Создатель, своим разумом пришел к Аллаху.

Шейх считает: «Тот, кто изучал историю, строение, состав и свойства веществ и владеет другими всевозможными сведениями обо всем сотворенном, но так и не познал их Создателя, Аллаха, считается полным невеждой».

В доказательство сказанному он приводит  Суру 39 Священного Корана «Аз-Зумар», где говорится:

«Скажи: Разве равны те, которые знают, тем, которые не знают? Поистине, не вспоминает никто, кроме обладающих разумом» (аят 9).

По нашему мнению, из данного аята следует, что те ученые, которым дано знать, откуда у них эти знания, имеют больше привилегий в сравнении с теми, которые не воспринимают свои успехи, достижения, как дарованную им свыше Милость. Обладающие разумом всегда будут благодарны Создателю, выражая это в молитвах, обращениях к Нему.

Что касается появления непревзойденных ученых в период соблюдения ими норм ислама, то именно при этих условиях многим ученым, как богословам, так и естествоведам, по предопределению Создателя, приходят откровения.

Аллах возвышает ученых. В Суре 29 Священного Корана «Анкабут» Он указывает нам:

«И те примеры, Мы приводим их людям, не разумеют их никто, кроме ученых» (аят 43).

Данный аят подчеркивает необходимость знаний для того, чтобы осознать и получить назидание от приведенных примеров. Это также является прославлением знаний и ученых.

Но при этом, пусть нас простит великодушно уважаемый Шейх, мы решили выступить в защиту ученых времен существования СССР, многие из которых внесли существенный вклад в развитие науки и техники, но были атеистами. Степень разума определяет познание Творца, а знание и наука могут иметь место в человеке и при относительно низком уровне разума.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф отмечает[15], что некоторые несведущие люди были склонны думать, что ученые – это обязательно безбожники, и чем больше у человека знаний, тем сильнее у него отрицание религии. Напротив, настоящий ученый в ходе своих научных исследований все больше убеждается в том, что в мире нет ничего случайного, хаотичного, бессмысленного. Осмысление этого, в конечном счете, не может не привести к вере во Всевышнего. В доказательство этого Шейх Мухаммад Садык Мухамад Юсуф приводит результаты исследований Динарда – специалиста из Германии, изучившего мнения 290 ученых с мировым именем, внесших большой вклад в развитие человечества.  При этом получены следующие результаты: 20 человек из 290 не пришли к определенным религиозным убеждениям, 242 были верующими в Бога. Вот мнения некоторых из них:

Луи Пастер, великий микробиолог, писал: «Вера никогда не тормозила прогресс. Ибо всякий прогресс открывает те чудеса, которые заложены в Божьем создании. Если у меня сегодня стало больше знания, чем вчера, то это значит, что по сравнению со вчерашним днем упрочилась и моя вера в Господа».

Витез (Витос), ученый-химик, декан естественного факультета Парижского университета Сорбонны, говорит: «Если я начинаю чувствовать малейшее ослабление в своей вере, то в целях ее укрепления спешу в Академию наук».

Фай, известный академик, в своей книге «Первоздание миров» пишет: «Совершенно вздорным является утверждение о том, что наука ведет своего обладателя к непризнанию Господа».

Эдмон Герберт, видный французский ученый-геолог, говорит, что «наука не может вести к безбожию или колебаниям в вере».

Жан Анри Фабр, крупнейший энтомолог и специалист по естественной истории, утверждал: «Каждому периоду присуще свое безумие. Неверие в Бога – безумие нашего времени. Я скорее соглашусь, чтобы с меня содрали кожу, чем на лишение моей веры в Господа». Большинство настоящих ученых выполняют свою миссию благодаря своей бесконечной любви к просвещению, человечеству и к Всевышнему.

Доктор Альберт Макоб говорил: «Мои занятия научными исследованиями укрепили мою веру во Всевышнего. Моя вера стала даже крепче, основательней, чем раньше. Безусловно, знания обязательно помогут глубже понять Всеобъемлющую мощь Всевышнего. Чем больше открытий делает человек в науке, тем сильней становится  его вера во Всевышнего».

Профессор Г. К. Керимов в статье «Аль-Газали. Религиозно-философские взгляды»[16] пишет о том, что Аль-Газали смотрел на науки с духовной и практической точек зрения, а потому и разделил их на две группы:

I. Псевдонауки, которые человеку никакой пользы не приносят.

II. Науки, полезные человеку в этом мире и загробном.

К первым относятся: «Колдовство, талисман, астрология и гадание по звездам».

Вторая группа наук была систематизирована следующим образом:

1. Коран и богословские науки, как мусульманское законоведение, традиции и комментарии.

2. Лингвистические науки и грамматика арабского языка и лексикология; причем они служат богословию.

3. Обязательные знания – это науки о медицине, арифметике, разных ремеслах и связанной с ними политике.

Таким образом, если разум является фундаментом веры во Всевышнего, то знания и наука – ее столпами, так как благодаря знаниям и науке мы познаем Величие Творца, Его Безграничную Власть, Его Всезнание, Всеопределение.

 

3. Мудрость

 

По мнению И. В. Пороховой[17], знание – это состояние ума, степень интеллекта, это сознание, отраженное от форм и имен. Мудрость же – сознание в его чистом виде, не зависящее от форм и имен. Она видит больше, чем интеллект. Она – великое благословение, ниспосланное тому или иному человеку в большей или меньшей степени.

Мудрецы существовали во все времена и во всех частях света. Некоторым же людям мудрость даровалась в особо высокой степени, и в этих редких случаях получившие ее были не просто мудрецами. Это были пророки. Интуиция, предвидение, вдохновение, ясновидение, яснослышание – их природные свойства. Все они, несомненно, являлись воплощением чистого сознания Всевышнего, проявлением Божественной мудрости; они сошли на землю за тем, чтобы пробудить человека от сна неведения.

Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил:

«Поистине, мудрость прибавляет благородному достоинства и возвышает раба до уровня царей».

Тем самым он указал на плоды знаний, которые могут возвысить их обладателей от самого низкого уровня до самого высокого.

В учении Конфуция люди разделены на четыре категории:

  1. Люди, обладающие мудростью с рождения.
  2. Те, которые могут обрести мудрость.
  3. С трудом постигающие учения.
  4. Которые не в состоянии научиться мудрости или приобрести знания.

По нашему мнению к людям, обладающим мудростью с рождения,  можно отнести пророков, ибо Творец в их судьбах изначально закладывает программы высокой степени разума, знаний, интеллекта, глубокой нравственности. Посредством разума они познают Единство Творца, что нет другого божества, кроме Него. Знания позволяют им  постигнуть Мощь, Всемилость, Милосердие, Всеопределение, Всезнание Создателя. Интеллект и глубокая нравственность даны им, чтобы являть собой образец богобоязненности и жить по канонам Священных Писаний.

Размышления  относительно мудрости пророков, аналогичные нашим, мы нашли на сайте[18]. Они  принадлежат известному богослову Ас-Сайиду Мухаммаду аль-Алави-аль-Малики[19]:

«Поистине, наш Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) является обладателем непревзойденного, совершенного разума, знаний. Всеми указанными совершенствами не может обладать никто, кроме человека, которого Аллах особо возвеличил полноценным интеллектом. Разве могут быть какие-либо недостатки или изъяны у Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!), которого Аллах обособил и одарил такими благами, как пророчество, отправление посланником ко всем творениям, ниспослание Корана, таящего в себе все науки?!»

Что касается людей, которые могут обрести мудрость, то и в них  тоже Творец закладывает программы разума, знаний, интеллекта, глубокой нравственности, которые, с веления Создателя,  будут совершенствоваться во времени. К ним можно отнести сподвижников пророков, их последователей,  святых.

Относительно людей, с трудом постигающих учение. К этой категории можно отнести тех, у которых относительно низкий уровень разума, знаний, интеллекта и духовности. Чтобы познать истину, им необходим путеводитель, наставник.

Людям же, которые не в состоянии научиться мудрости или приобрести знания, не дано познать Создателя, Его предопределение. Но так было примерно до конца прошлого века. После 2000 г. Творец раскрыл врата познания Себя, и сейчас людей, принадлежащих к последней категории, почти нет.

Говоря о составляющих мудрости, обеспечивающих духовную нравственность человека, позвольте остановиться на сердце человека.

Из жизнеописания пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!) известно, что в раннем детстве Творец через ангелов раскрыл  грудь и очистил его сердце от той черной отметины (черной точки) – зависти, коварства, лжи, подлости и других всевозможных пороков, присущих людям[20].

Да простит нас Творец, если мы ошибаемся. Сердце – это орган, который не подчиняется разуму. Согласие разума и сердца в духовно-нравственных делах, установлении мира, согласия между людьми – это и есть мудрость.

Касательно свойств сердца мы будем вести беседу в главе «О роли сердца в свободе выбора (воли) человека и факторах, определяющих этот выбор».

Таким образом, разум, знания, наука и  мудрость строятся на фундаменте веры во Всевышнего. Высший подарок Творца тому, кому дано знать, что его разум и знания – в ведении Аллаха, Всемилостивого и Милосердного.

Еще выше – гармония разума, знаний и сердца:

– в благих намерениях и делах;

– в умении прощать во имя мира и согласия;

– интересы государства и народа ставить выше собственных.

Именно это мы хотим назвать мудростью.

Таким образом, мудрость – это высокая степень разума и колоссальное знание о Всемилости, Всезнании и Всеопределении Творца, высокие нравственные качества, вложенные Творцом в сердце.

Мы благодарны Всевышнему за то, что Он наделил  достопочтенных Шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа, Академика Российской Академии естественных наук Иман Валерию Порохову, доктора наук, профессора МГУ Гасыма Мамедовича Керимова, Руководителя Центра исламских исследований Северного Кавказа, заслуженного деятеля науки РФ и РД, доктора философских наук, профессора Михаила Вагабовича Вагабова, известного востоковеда, Академика АПН, заслуженного деятеля науки РФ Мирзу  Исмаиловича Махмутова, доцента кафедры философии Нефтекамского филиала Уфимского Государственного авиационного технического университета, доктора философских наук Марата Талгатовича Якупова, ученого-мыслителя, имама Московской Мемориальной мечети Шамиля Аляутдинова, да пребудут с ними Милость и Милосердие Аллаха, таким наивысшим даром – глубокими знаниями и духовностью в тафсире Священного Корана и способностью интересного толкования и разъяснения верующим, как Аллах, Всемилостивый и Милосердный, ведет человечество к познанию истины и постепенно открывает нам Книгу на все времена через ученых, в судьбах которых это было предопределено.

Но при этом хотим отметить, что человечеству не дано осмыслить в абсолютном значении аяты и Суры Священного Корана. Только глубоко размышляющие избранники Творца будут на каждом этапе жизни раскрывать новые грани Его промысла, секреты создания мира. Чего стоят значения букв перед началом многих сур «алиф, лям, мим», например и др. Здесь нет места домыслам и фантазии.

 

Значимость знаний и науки в Хадисах пророка Мухаммеда

 

Когда вы прочитаете заглавие данного параграфа, у вас невольно возникнет вопрос, в чем заключается связь между религиозными знаниями времен зарождения ислама и современным миром, с современной наукой.  Поэтому, прежде чем перейти к Хадисам пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!), мы решили привести фрагмент из выступления Мориса Бюкайя[21] – действительного члена Академии наук Франции, известного хирурга, археолога, антрополога, ученого с мировым именем: «Я должен признать, что не вера в ислам руководила мной в моих первых исследованиях, а поиск истины… К тому времени, как я закончил исследование, я понимал, что Коран был ниспослан в откровении пророку… Это писание находится в полной гармонии с современным знанием, и это соответствие нельзя объяснить человеческим фактором… что, как ни странно, игнорируется западными исламологами, и здесь нет ничего удивительного, поскольку для детального анализа этого вопроса потребуются знания по многим областям науки, которыми наши исламологи с их узкофилологическим фоном обычно не обладают».

В 70-90 гг. прошлого столетия среди некоторых духовнослужителей бытовало мнение, что естественные науки исходят от сатаны. Мы ни в коей мере не хотим обидеть их, но нас никогда не покидала мысль о том, как можно всецело осознать Величие Творца, не владея знаниями в области естественных наук. Высшая Божья Благодать тем ученым, которые свои научные разработки и открытия связывают со Священным Кораном и Хадисами пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!). К ним можно отнести Жака Кусто, который  свидетельство своих достижений в современной науке увидел в Священном Коране и Хадисах пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал[22]:

Тому, кто встанет на путь, желая обрести знание, Аллах облегчит путь в Рай. И поистине ангелы непременно будут расстилать свои крылья для требующего знания, выражая свое удовлетворение тем, что он делает. И поистине, прощения для ученого непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в море! А что касается превосходства ученого над поклоняющимися, то оно подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами (ат-Тирмизи 2682, Ибн Маджах 223). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.

Несут это знание из каждого поколения справедливые, которые отгоняют от него искажение преувеличивающих, добавление заблудших и толкование невежд (Аль-Байхаки).

Вышеприведенные хадисы вызывают интерес не только с точки зрения  теологии, но они имеют непосредственное отношение и к современным естественным наукам, где есть место истинным ученым, и тем, которые желаемое выдают за действительное.

Ученые-богословы занимали и занимают важное и великое место в Исламе, ибо они те, посредством которых Всевышний Аллах оберегает эту религию и ведет верующих по пути праведных. Ученые по естественным наукам – избранники Творца для познания мирянами Его Всеопределения, Всезнания, которым на каждом этапе развития общества дано раскрывать новые грани Величия всего, что Он создал, а человечество во все времена будет находить подтверждение этому в Священном Коране.

– Когда назревает смута (фитна), то о ней знает только ученый, а когда она завершается, то о ней узнает уже каждый невежда (джахиль). Ибн Са’д в «ат-Табакъат»[23] 7/166.

Не является истинным ученым тот, кто разбирается в вопросах дозволенного и запретного, ибо эти вопросы знают многие. Однако истинный ученый это тот, кто разбирается в вопросах пользы и вреда![24] (См. «Альуияту-ннаср» 1/103). Со слов Хасана аль-Басри.

Ученые – это также те, кто учитывает вопрос пользы и вреда, лежащий в основе религии, но которому, к сожалению, не многие  уделяют внимание, совершая такие дела, которые в итоге приносят огромный вред.

Когда Аллах кому-то желает добра, то дает ему правильное понимание в религии и наставляет его на истинный путь. (Имам Ибн аль-Мубарак.)

Хадис подтверждает, что настоящее счастье заключается именно в правильном понимании сути истинной религии. В первую очередь это правильное понимание науки о единобожии (‘акаид), предписанных видов поклонения (‘ибада), норм шариата и нравственного поведения мусульман (адаб). Все заблуждения в религии основаны, как правило, на неправильном понимании религии. Такое положение наблюдается не только в Исламе, но и в других религиях. Все разветвления в религии произошли из-за разногласий в вопросах вероубеждения. После того, как человек получает правильное представление о вероубеждении, ему предписано приобретать и остальные знания[25].

– Вера сама по себе – без одеяния, одеяние же ее – «таква» – (истинная богобоязненность, которому обучает соответствующая наука ‘ильм-таква, другими словами, тасаввуф) украшение – стыдливость, а плоды – знание.

Достоинство знаний выше, чем достоинство поклонения, а основная часть религии – это благочестие (вара).

Того, кто вступил на путь поиска знаний, Аллах наставляет на путь, ведущий в Рай.

Отправление за наукой с утра и изучение ее раздела лучше совершения молитвы из ста рака‘атов.

Раздел знания, которому обучается человек, для него лучше земного мира и всех его благ.

Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина. Приобретайте знания от колыбели до могилы.

Эти хадисы являются доказательством того, что каждый человек обязан постоянно пополнять свои знания, изучая религию и науку.

– Знание – это сокровищница, ключи от которой – вопросы. Вы спрашивайте, поистине, в этом польза для четверых: спрашивающему, ученому, слушающему и любящему их всех.

– Присутствие на собрании благочестивых ученых лучше молитвы в тысячу рака‘атов, посещения тысячи больных и участия в тысяче похорон.

И лучше чтения Корана? – Разве полезен Коран без знаний в религии?

Хадис от Абу Зарра. Это значит, что чтение Корана в отсутствие правильного вероубеждения и невыполнения предписаний Аллаха, не даст пользы.

– Если кого-то настигнет смерть, когда он ищет знания, чтобы этим возродить ислам, то между ним и пророками в Раю только одна ступень. То есть после пророков на самом почетном месте в Раю будут те, которые умерли, находясь на пути приобретения религиозных знаний с благими намерениями.

– Если кто-то, получив в дар знание Корана (и его правильное понимание), сочтет, что кому-то другому дана вещь лучше, то этим он унизил то, что возвеличил Всевышний Аллах.

Из приведенных хадисов пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!) видно, что приобретение знаний не является обязанностью одних лишь ученых и студентов. Каждый человек может приобрести и передать другому частичку полезного знания, заслужив тем самым довольство Аллаха и Его награду.

Таким образом, Милость, Милосердие и Воздаяние Аллаха:

– ученым-богословам, которым дано правильное толкование Священного Корана;

– современным ученым, которые свои научные открытия, разработки строят на фундаменте знаний и науки, предопределенных Творцом и  изложенных в Священном Коране и Хадисах Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!).

 

 

Ученые мира о связи их научных открытий с Творцом[26]

 

Дмитрий Иванович Менделеев любил рассказывать, что идея периодической системы явилась ему во сне. Как и многие химики середины XIX века, он пытался как-то систематизировать огромное количество открываемых химических элементов. Менделеев тогда работал над книгой «Основы химии», и ему все время казалось, что для веществ, которые он описывал, непременно должен существовать какой-то способ упорядочивания, который сделает их больше, чем просто случайным набором элементов. Именно такой способ упорядочивания, такой закон он и увидел во сне.

Исаак Ньютон, физик и математик:

«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот – мое первое и последнее слово. …Наступление событий, предсказанных за несколько столетий, служит убедительным доказательством того, что Вселенная управляется Провидением …

Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель Вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся перед Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь Вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которое я называю Господь Бог.

Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и власти могущественного и премудрого Существа».

Чарльз Дарвин, естествоиспытатель:

«Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, кажется мне самым главным доказательством существования Бога. Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях предстает как продукт разума – это указывает на его Творца.

Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм, или только в одну; и между тем,  как наша планета описывала и продолжает описывать в пространстве свой путь,  согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала возникли и продолжают развиваться несметные формы, изумительно совершенные и прекрасные».

Луи Пастер, химик, биолог:

«Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории».

Макс Планк, физик:

«Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Первая представляет Его как основу, вторая – как конец всякого феноменального представления о мире».

Альберт Эйнштейн, физик:

«Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте – большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты…

Напрасно перед лицом катастроф XX века многие сетуют: «Как Бог допустил?». Да, Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку пришлось самому расплачиваться за выбор ложных путей».

Вернер фон Браун, физик:

«Я не могу понять ученого, который не признавал бы Высшего Разума во всей системе мироздания, равно как и не мог бы понять богослова, который отрицал бы прогресс науки. Религия и наука являются сестрами».

Джон Экклз, нейрофизиолог:

«Я вынужден думать, что существует нечто подобное сверхъестественному началу моего уникального, сознающего себя духа и моей уникальной души… Идея сверхъестественного творения помогает мне избежать, очевидно, нелепого умозаключения о генетическом происхождении моего уникального «Я».

Андрей Дмитриевич Сахаров, физик:

«Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».

Дмитрий Сергеевич Лихачев, историк, культуролог:

«Сознание предшествует воплощению идей. Бог – великий архитектор».

Блез Паскаль, физик, математик, литератор и философ:

«Покой и счастье – не внутри нас и не вне нас, они – в Боге. А Бог и внутри нас и вне нас».

Готфрид Вильгельм Лейбниц, философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед:

«Только легкие глотки научного знания отдаляют человека от религии и Бога, а более глубокие снова возвращают его к ним. Свет разума есть дар Божий в той же мере, что и свет откровения».

Карл Фридрих Гаусс, математик, астроном и физик:

«Есть задачи, решению которых я бы приписал бесконечно большую важность по сравнению с задачами математическими, например, задачи, связанные с этикой, или нашим отношением к Богу, или касающиеся нашей судьбы и нашего будущего; но их решение лежит полностью за нашими пределами и абсолютно за рамками науки».

Джеймс Прескотт Джоуль, физик, пивовар:

«Перед нами великое разнообразие феноменов, которые явно свидетельствуют о мудрости и благости великого Архитектора Вселенной».

Лорд Кельвин,  физик:

«Потрясающие доказательства мудрости и благонамерения даны нам. Вся природа свидетельствует о действии свободной воли, и мы видим, что все мы зависим от вечного Господа-Творца».

Макс Карл Эрнст Людвиг Планк, физик-теоретик:

«Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога. Для первой Бог стоит в начале, для второй – в конце всего мышления. Для религии Он представляет фундамент, для науки – венец разработки миросозерцания».

Святитель и исповедник, архиепископ Лука, проф. Войно-Ясенецкий:

«Энергией любви, излившейся по всеблагой воле Божией, Словом Божиим, дано начало всем другим формам энергии, которые, в свою очередь, породили сперва частицы материи, а потом через них и весь материальный мир».

Стивен Хокинг, известный тролль:

«Трудно обсуждать возникновение Вселенной, не используя понятия о Боге. Мои исследования возникновения Вселенной находятся в пограничной полосе между наукой и религией, но я стараюсь оставаться на научной стороне. Вполне возможно, что Бог действует таким способом, который не описывается научными законами, но в таком случае человеку остается полагаться только на собственную веру».

Александр Мень, протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник:

«Каждый человек – даже если он и не знает о Боге или отрицает Его,  в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть высшее, дает нам силы существовать».

Августин Аврелий, христианский теолог и философ:

«Бог выше всяких определений».

Гейне Генрих, немецкий поэт, публицист и критик:

«Бог простит мне глупости, которые я наговорил про Него, как я моим противникам прощаю глупости, которые они писали против меня, хотя духовно они стояли настолько же ниже меня, насколько я стою ниже Тебя, о Господи!»

Инаят Хан Хидаят, индийский мистик и музыкант:

«Религиозный ли это человек или просто благочестивый, но если он все же не понимает цели своего жизненного пути, он живет жизнью сироты, тогда как тот, кто открывает реальность Божественной Жизни в своем собственном сердце, становится вечно живым».

В Священном Коране изложены такие научные положения о многих явлениях природы, о растениях и животных, о строении человеческого организма, то есть о том, что происходит внутри нас и вокруг нас, которые не были известны людям тогда. В настоящее время ученые достигли таких  высот, что стали находить научные подтверждения тому, о чем сказано было в Коране в те времена, когда люди не имели представления о том, что сегодня кажется нам вполне очевидным.

То, что Священный Коран вечно молод, востребован, и там можно найти любые открытия науки, подтверждает признание ислама исследователем Жаком Кусто.

Жак Кусто, исследуя водные просторы в Гибралтарском проливе, обнаружил удивительный, не объяснимый наукой факт: существование двух, не смешивающихся друг с другом, водных толщ. Они будто разделены пленкой и имеют между собой четкую границу. В каждой из них своя собственная температура, свой солевой состав, животный и растительный мир. Речь идет о водах Средиземного моря и Атлантического океана, соприкасающихся друг с другом в Гибралтарском проливе.

При обнаружении этого очевидного и невероятного факта ученый был крайне удивлен. «Я долго почивал на лаврах у этого удивительного феномена, не объяснимого законами физики и химии», – пишет Кусто[27]. Когда я поделился с доктором Морисом Бюкайем своим открытием, вспоминает Кусто, и он мне скептически сказал, что Коран свидетельствовал об этом еще 1400 лет назад, меня настигло еще большее удивление и восхищение. Это прозвучало для меня как гром среди ясного неба. И действительно, когда я посмотрел переводы Корана,  обнаружил, что так оно и есть. Тогда я воскликнул: «Клянусь, что этот Коран, от которого современная наука отстает на 1400 лет, не может быть речью человека. Это истинная речь Всевышнего».

«После этого я признал Ислам и каждый день поражался истинности, справедливости, легкости, полезности этой религии. Я бесконечно благодарен за то, что Он открыл глаза на Истину», – пишет далее Кусто.

Мы благодарны Создателю за то, что Он дал возможность понять вышеприведенным ученым, что их знания были предопределены, а сколько научных работников в мире, приписывающих постигнутые ими знания себе. Многим даже не дано понять, откуда у них усидчивость, прозорливость и интерес к определенной отрасли науки.

Если мы вспомним такие имена, как Алишер Навои, Уильям Шекспир, Шота Руставели, Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой,  Абай, Шакарим, Мухтар Ауэзов и многие другие – великие, известные всему миру писатели, кто их возвеличил? Кто их осенил гениальными мыслями? Поистине Аллах, Всемилостивый и Милосердный,  предопределил в их судьбе это величие, наделил их способностью так изящно излагать свои мысли, создавать шедевры литературного творчества, связывая их с именем Создателя.

Как видно из вышеприведенных высказываний, истинные знания способствовали обращению к вере в Бога великих ученых, но это было предопределено Самим Творцом. Эту истину Коран утверждал 14 веков тому назад. Доказательства  этому мы приводим ниже.

 

(Продолжение следует)

 

 

 

 

 

 


[1] Махмутов М. И. Мир ислама. Казань, 2006. 623 с.

 

 

 

 

 

[2] Вольтер. Философские письма (1733 г.). СЭС, с.244.

 

 

 

 

 

 

[3] Розенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. (Пер. с англ.). М.: «Наука», 1978. 372 с.

 

 

 

 

 

[4] www.sufism.ru/libr/txt/shuon/togetislam.htm ф. Шюон. Понять Ислам 1. Главы из книги. Вопросы философии. 1994. С. 7-8.

 

 

 

 

 

[5] Хадисы Пророка. Пер. и комм. И. В. Пороховой. 3-е изд., перераб. и доп. М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 312 с.

 

 

 

 

 

[6] Муса Топбаш, Осман Нури Топбаш. Беседы и наставления. Сохбеты. Пер. с турецкого. М.: Благотворительный фонд содействия духовному развитию личности «ИХЛАС», ООО «Издательская группа «САД», 2006. 312 с.

 

 

 

 

 

[7] Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Ийман-Ислам-Куръан. Ответ. ред. Али Вячеслав Полосин. Т.: «Sharq», 2010. 352 с.

 

 

 

 

 

[8] Аляутдинов Ш. Триллионер слушает. СПб.: «Издательство ДИЛЯ», 2012, 480 с.

 

 

 

 

 

[9] Хадисы Пророка. Пер. и комм. И. В. Пороховой. 3-е изд., перераб. и доп. М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 312 с.

 

 

 

 

 

[10] Коран. Пер. смыслов и комм. В. М. Пороховой. 7-е изд., перераб. и доп. Алматы: ЗАО «Дәуір», 2002.

 

 

 

 

 

[12]Махмутов М. И. Мир ислама. Казань, 2006. 623 с. (http://vml.antat.ru/files/Mahmutov/books/in%20russian/islam.pdf).

 

 

 

 

 

[13]Там же, с. 237.

 

 

 

 

 

[14] Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Ийман-Ислам-Куръан. Ответ. ред. Али Вячеслав Полосин. Т.: «Sharq», 2010. 352 с.

 

 

 

 

 

[15] Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Ийман-Ислам-Куръан. Ответ. ред. Али Вячеслав Полосин. Т.: «Sharq», 2010. 352 с.

 

 

 

 

 

 

[16] Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969, с. 71–100.

 

 

 

 

 

[17] Коран. Пер.смыслов и комм.В. М. Пороховой. 7-е изд., перераб. и доп. Аматы: ЗАО «Дәуір», 2002.

 

 

 

 

 

[19] Ас-Сайид Мухаммад аль-Алави-аль-Малики. Мухаммад аль-инсан аль-камиль. С. 36-37.

 

 

 

 

 

[20] Аль-Мубаракфури, Сафи-ар-Рахман. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пер. с арабского А. Нирша. М.: Умма, 2008. 656 с.

 

 

 

 

 

[21] Коран. Пер.смыслов и комм. В. М. Пороховой. 7-е изд., перераб. и доп. А.: ЗАО «Дәуір», 2002.

 

 

 

 

 

[22]  http://toislam.ws/books-manhaj/22-uchenie

 

 

 

 

 

[23] http://toislam.ws/books-manhaj/214-fitna

 

 

 

 

 

[24] http://anti-irhab.com/jihad/masalih_ua_mafasid/

 

 

 

 

 

[25] http://islamdag.ru/verouchenie/1513

 

 

 

 

 

[26] http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya/1g3_1-all.shtml

 

 

 

 

 

[27] http://www.islamhouse.com/p/68818

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ