Краса золотой осени

0
266

Памятные даты октября

Ляйля БУЛАНБАЕВА

Наступает самая яркая пора – золотая осень. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, накидывают золотые одежки из стремительно желтеющих листьев. Осенний лес покрыт живописной росписью. Деревья в лесу пестрят красой золотой осени… И в это благодатное время появилось на свет немало талантливых и замечательных людей, некоторые из них представлены в нашей традиционной рубрике.

3 октября 2016 года – Новый год по Хиджре. 

В первый день священного месяца Мухаррам наступает Новый год по Хиджре. Этот день не включен в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечается как праздник в светском понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году – отправной точке мусульманского лунного календаря. Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев. Мухаррам – один из четырех месяцев, в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и подобные распри. О высокочтимости этого месяца много говорится в Коране. Мухаррам – месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Богу. В одном из изречений Мухаммеда говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении говорится: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов».
125 лет назад, 6 октября родился Сергей Иванович Калмыков (1891–1967), советский и казахстанский художник, иллюстратор, декоратор, писатель. 
Родился в Самарканде. Вскоре после его рождения семья переехала в Оренбург, где он впоследствии закончил гимназию. В 1909–1910 годах Калмыков жил в Москве, где он посещал курсы Московской школы живописи, ваяния и зодчества, а с конца 1910 года в Санкт-Петербурге, где он становится учеником художника и графика К. C. Петрова-Водкина. После Октябрьской революции Калмыков возвратился в Оренбург, где работал декоратором, читал лекции и продолжал писать свои работы. В 1935 году Сергей Калмыков переехал в Алма-Ату по приглашению недавно открывшегося Музыкального театра, который позднее стал Казахским академическим театром оперы и балета им. Абая. Он проработал в этом театре до выхода на пенсию в 1962 году и создал большое количество театральных декораций и иллюстраций к постановкам. Калмыков часто рисовал на улицах и в парках города, особенно после выхода на пенсию, и со временем стал городской легендой из-за своих экстравагантных нарядов и эксцентричного поведения. Так, один из его нарядов был описан как «ярко-красный берет, синие штаны с золотыми лампасами и плащ с пришитыми к нему консервными банками, громыхавшими при ходьбе». Он никогда не продавал своих работ и лишь изредка дарил их знакомым, а иногда и незнакомцам. По описаниям очевидцев, Калмыков не имел мебели в своей квартире и использовал вместо нее перевязанные кипы старых газет. После выхода на пенсию Калмыков постоянно испытывал материальные проблемы, очень плохо питался, но тем не менее непрерывно создавал все новые и новые работы. Незадолго до своей смерти он был помещен в психиатрическую больницу, где вскоре умер от воспаления легких на фоне дистрофии. Место его захоронения неизвестно. После смерти художника большинство его работ было передано в Центральный государственный архив, а впоследствии в фонды Государственного музея искусств им. А. Кастеева. По самым грубым подсчетам, Калмыков оставил после себя свыше полутора тысяч работ: «Деревья» (1909), «Красные кони» (1911), «В цирке» (1924), «Похищение Европы» (1928), «Железнодорожная станция» (1930), «Фантастический пейзаж с красными скалами» (1938), «В парке» (1944), «Фонари у театра» (1945), «У садовой решетки» (1946), «Ипподром» (1948), «Уличный фонарь. Вечерний пейзаж» (1949), «Водный бассейн» (1950), «На молодежной спартакиаде» (1951), «Ущелье по дороге в Медео» (1952), «Серенада» (1959), «Аллегория» (1964) и др. Выполнил графические серии «Величественные портреты», «Лунный джаз», «Прогулка в пустыне» (все – 1940-е) и многие другие. Официальная критика не принимала творчества С. Калмыкова. После его смерти, 27 апреля 1967 года, композитор Е. Г. Брусиловский произнес тяжелую фразу: «Родиться бы ему в другое время, тогда не так бы прожил и не так бы умер».
80 лет назад, 8 октября 1936 года родился Леонид Вячеславович Куравлев, советский и российский актер театра и кино, Народный артист РСФСР.
Родился в Москве, в рабочей семье. После окончания средней школы он выбирает ВГИК, но проваливается на экзаменах. Год работы на фабрике кинооптики не прошел для него бесследно, и со второй попытки Леонид становится студентом ВГИКа. С первой же роли Камушкина, сыгранной в картине С. А. Милькиной «Мичман Панин» (1960), закрепилось за ним амплуа комика. В этом же году Куравлев заканчивает институт. После Леонид Вячеславович принимает участие в съемках двух фильмов В. М. Шукшина: «Живет такой парень» (1964) и «Ваш сын и брат» (1965). Здесь актер раскрывается в двух совершенно разных ипостасях: лирической и трагической. И каждую из них Куравлев сыграл очень убедительно и талантливо. Особое место в актерской деятельности Леонида Вячеславовича занимает период сотрудничества с Леонидом Гайдаем. С 1970 по 1980 годы этот тандем создал массу любимых зрителем персонажей. Самыми наиболее известными являются его кинороли в фильмах: «Вий», «Не может быть!», «Место встречи изменить нельзя», «Золотой теленок», «Афоня», «Семнадцать мгновений весны», «Ищите женщину», «ТАСС уполномочен заявить…», «Самая обаятельная и привлекательная», «Мастер и Маргарита», «Сибирский цирюльник», «Бригада» и др. Заслуженный и Народный артист РСФСР, кавалер ордена «Знак Почета», член Союза кинематографистов – Леонид Вячеславович Куравлев за свою творческую карьеру сыграл более 200 ролей, а также принимал участие в озвучивании мультфильмов и вел телепередачи. Живет и работает в Москве.
185 лет назад родился Салык Бабажанов (1831–1871), видный общественный деятель, просветитель, этнограф-историк, публицист. 
Родился во Внутренней Букеевской орде (современная Западно-Казахстанская область). Его отец, известный крупный феодал и старшина приморских казахов – Карауылкожа Бабажанов, был тестем хана Букеевской орды Жангира Букеева. В 1841–1844 гг. Салык Бабажанов учится в русско-казахской школе, которую затем с успехом заканчивает. После этого родители отправляют его учиться в Оренбург в Неплюевский кадетский корпус. Бабажанов был принят на Азиатское отделение. На этом отделении готовили переводчиков для административных органов и военных учреждений. Он был усидчивым и самостоятельным в учебе, большое внимание уделял самообразованию. Не ограничиваясь учебной программой кадетского корпуса, читал много книг по истории, археологии, этнографии и художественной литературе, интересовался российскими географическими и археологическими рукописями, периодическими изданиями, газетами и журналами, выходившими в Петербурге и Оренбурге. В 1851 г., успешно окончив Оренбургский кадетский корпус, Салык Бабажанов получает воинский чин хорунжего и направляется на работу в Оренбургскую пограничную комиссию. Но в 1853 г. по ложному доносу оренбургских офицеров он был освобожден от занимаемой должности. Покинув Оренбург, он поселяется во Внутренней Букеевской орде. Здесь он занимается различной канцелярской работой. Органы власти закрепляют за ним доносчика – подхорунжего Алексеева. Однако впоследствии между ними завязывается дружба. Алексеев печатает статьи Бабажанова в газете «Волга», выходившей в Астрахани. В 1860 г. оренбургские власти присваивают ему звание сотника, оказывая тем самым ему доверие. Он становится советником Временного совета по управлению Внутренней Букеевской ордой. В это время он был уже женат и имел двух детей. В июле-августе 1860 г. в составе казахской депутации Бабажанов посещает Петербург, где знакомится со многими учеными, поэтами и писателями, среди которых были этнографы П. И. Небольсин и Ч. Валиханов. За активное участие в работе этнографического отделения и опубликованные ценные статьи о быте казахского народа в феврале 1862 г. Бабажанов был избран членом Русского географического общества и награжден большой серебряной медалью. Он стал вторым казахом, избранным в члены Русского географического общества после Ч. Валиханова. Вскоре С. Бабажанов увольняется с канцелярской службы и занимается частными делами. Но из-за материальных трудностей снова возвращается на госслужбу. В 1868 г. он назначается советником Временного совета по управлению Астраханской губернией. Бабажанов продолжал заниматься исследовательской работой, изучая историю, быт, обычаи и традиции, духовную жизнь казахов, проживавших на берегах Урала, Едиля, Жайыка, Сырдарьи и Каспийского моря. Среди его научных трудов можно отметить такие, как «Рукописи казахов о казахах», «Географические и этнографические данные о Нарынкуме», «О найденных в казахской Степи каменных скульптурах» и др. С. Бабажанов скончался в мае 1871 г. в возрасте сорока лет. Значительный вклад Мухамбет-Салыка Бабажанова в науку и культуру Казахстана отмечали Ч. Валиханов, П. Семенов-Тян-Шанский, В. Григорьев, А. Харузин и др. Даулеткерей посвятил ему кюй «Смерть Салыка».
150 лет назад родился Барлыбек Сыртанов (1866–1914), известный государственный и общественный деятель.
Родился в Капальском уезде Семиреченского края (ныне Алматинская область). Его отца, мудрого, справедливого и смелого человека, очень ценили и уважали в народе. В возрасте 10 лет Барлыбек поступает в мужскую гимназию в г. Верном. В 1886 году он с отличием заканчивает учебу. Несмотря на жизненные трудности и социальные проблемы, Сыртанов задается целью продолжить свое образование. Директор Верненской мужской гимназии Д. Новак замечает прекрасные способности и усидчивость Сыртанова. Он обращается с просьбой к военному губернатору Семиреченской области выделить средства для направления Сыртанова на учебу в Санкт-Петербургский университет. В 1886 году Сыртанов поступает на факультет востоковедения Санкт-Петербургского университета. С ним также учились молодые люди, прибывшие из других областей Казахстана. Среди них Бахытжан Каратаев, Жанша Сейдалин, Мамбетали Сердалин, Абдолла Темиров и др. Казахская учащаяся молодежь, как и представители других наций, объединились в организацию «Землячество». На ее собраниях поднимались и обсуждались многие актуальные проблемы казахского народа. Попытка покушения А. Ульянова и группы революционеров на Александра II в 1887 году оказала большое влияние на формирование социально-политических взглядов Сыртанова. Демократические, революционные и научные традиции Петербургского университета способствовали росту его общественно-политического самосознания и оставили неизгладимый след в его мировоззрении. В 1890 году заканчивает факультет востоковедения Петербургского университета и получает диплом с отличием по специальности: арабо-персидские и турецко-татарские языки. Он был первым казахом в Семиреченском крае, получившим высшее университетское образование. В 1889–1908 годах работал в Семиреченском областном управлении. В 1903–1907 годах принимал активное участие в изучении пограничной полосы между Россией и Китаем. В 1911–1915 годах сотрудничал с издававшимся в Троицке на казахском языке журналом «Айкап». На страницах этого журнала он вместе с другими просвещенными казахами обсуждал проблемы цивилизованного развития казахского общества того времени, остро говорил о необходимости ликвидации консервативных обычаев и нравов среди казахского народа. Барлыбек Сыртанов, как один из передовых казахов того времени, выступал против колониальной политики царского правительства и реакционной политики Столыпина. В 1910–1914 годах в своих публицистических статьях на страницах периодической печати он одним из первых заговорил о необходимости созыва Всеказахского съезда, на котором обсуждались бы актуальнейшие проблемы казахского общества. В качестве основных обсуждаемых проблем на Всеказахском съезде Б. Сыртанов предложил следующие: 1. Возвращение казахскому народу отторгнутых у него когда-то и по праву принадлежащих ему земель. 2. Выбор в Государственную думу депутатов из представителей казахского народа. 3. Выбор на местах по необходимости религиозных муфтиев. 4. Уравнение прав местного населения с правами русских в Российской империи. Эти проблемы являлись актуальнейшими проблемами того времени. В эти годы Барлыбек Сыртанов разработал устав и программу, согласно которым казахский край должен был выйти из состава России и образовать отдельное государство со статусом республики. Устав состоял из множества пунктов. Основной идеей устава было обретение Казахстаном политической независимости, признание его не российской колонией, а российским доминионом, фактически независимым государством в составе империи, союзником. Иными словами, в своей внешней политике Казахстан должен был находиться под патронажем России, а во внутренней – принадлежать сам себе. В дальнейшем эти идеи Б. Сыртанова вошли в основу программных установок партии «Алаш». Он скончался 26 ноября 1914 года от воспаления легких. Похоронен в Капале.
10 лет назад, 13 октября 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН Пан Ги Мун был утвержден в должности нового генерального секретаря ООН. 
Пан Ги Мун родился 13 июня 1944 года. В 1970 году окончил Сеульский университет. Получил степень бакалавра в области международных отношений. Степень магистра государственного управления присуждена ему после окончания школы государственного управления имени Джона Кеннеди при Гарвардском университете в 1985 году. Первая зарубежная командировка была в столицу Индии Дели. Затем он работал в штаб-квартире ООН в качестве 1-го секретаря постоянной наблюдательной миссии Южной Кореи при ООН в Нью-Йорке. Был назначен руководителем представительства Республики Корея при ООН. Дважды работал в посольстве Южной Кореи в Вашингтоне, а между командировками в 1990–1992 годах занимал пост заведующего отделом МИД по американским делам. В 1992 году был заместителем председателя совместной комиссии Северной и Южной Кореи по ядерному контролю. Благодаря ее работе была принята совместная декларация по превращению Корейского полуострова в безъядерную зону. В 1995 году назначен заместителем министра иностранных дел по вопросам политического планирования и связям с международными организациями, затем – советником президента по вопросам национальной безопасности. В 2000 году снова стал заместителем министра иностранных дел. Его последний пост перед назначением министром иностранных дел в 2004 году – советник президента по вопросам внешней политики. Пан Ги Мун активно участвовал в урегулировании межкорейских проблем. В сентябре 2005 года в качестве министра иностранных дел сыграл ключевую роль в ходе четвертого раунда шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме в Пекине. 13 октября 2006 года Генеральная ассамблея ООН по рекомендации СБ ООН назначила Пан Ги Муна новым генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, а 21 июня 2011 года он был утвержден Генеральным секретарем ООН на второй пятилетний срок.
90 лет назад, 15 октября родился Генрих Саулович Альтшуллер (1926–1998), советский изобретатель, писатель-фантаст. 
Родился в Ташкенте. Поступил в Азербайджанский индустриальный институт на нефтемеханический факультет. В феврале 1944 года с первого курса добровольцем ушел в ряды Советской Армии. Генрих Альтшуллер изобретал с самого детства. Среди его первых изобретений – катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемет, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет. К 1950 году на его счету было уже 10 изобретений. В 1948 году написал письмо Сталину с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 года был арестован, без суда приговорен Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы. В лагере сделал несколько изобретений. В октябре 1954 года был реабилитирован. В 1958 году был опубликован его первый фантастический рассказ «Икар и Дедал». Все научно-фантастические произведения изобретатель печатал под псевдонимом Генрих Альтов. Первая публикация, посвященная теории изобретательства, – статья «О психологии изобретательского творчества», в которой содержался первый опубликованный АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач). Над совершенствованием АРИЗа Генрих работал около 40 лет. В 1970 году он создал в Баку Школу молодого изобретателя, которая уже через год переросла в Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества – первый в мире центр обучения ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Альтшуллер сам преподавал ТРИЗ школьникам. Параллельно он вел изобретательский раздел в газете «Пионерская правда». С 1990-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получила в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Альтшуллера в США, Японии и в других странах, создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров «Изобретающая машина». Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены практически во всех странах мира. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности. Умер Генрих Саулович Альтшуллер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске. 
130 лет назад, 28 октября 1886 года в Нью-Йорке состоялось официальное открытие Статуи Свободы.
Статуя Свободы стоит в устье Гудзона в нью-йоркской гавани и служит приветствием как для гостей и иммигрантов, так и для возвращающихся американцев. Ее создал скульптор Фредерик Бартольди, а внутреннюю несущую конструкцию спроектировал Гюстав Эйфель. Медная статуя богини Свободы была подарена Францией в честь столетней годовщины независимости США и в знак дружбы между двумя государствами. Статуя прибыла в Нью-Йорк 17 июня 1886 года на борту французского парохода «Изери». Транспортировалась из Франции в США в разобранном виде – она была разделена на 350 частей, упакованных в 214 ящиков. В течение последующих четырех месяцев ее собирали и монтировали на гранитный пьедестал перед зданием суда на территории форта Вуд. Торжественное открытие Статуи Свободы состоялось 28 октября 1886 года. Статуя Свободы является символом США. Она находится на острове Свободы примерно в трех километрах от южной оконечности Манхэттена, одного из районов Нью-Йорка. Богиня Свободы держит факел в правой руке и подобие книги (таблички) в левой. Надпись на табличке гласит: «4 июля 1776» – дата подписания Декларации Независимости. Под одной ногой статуи – разбитые оковы. Семь зубцов в ее короне символизируют семь морей или семь континентов. Высота от земли до острия факела – 93 метра, высота самой статуи, от верха пьедестала до факела – 46 метров. Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас. В 1886–1916 годах Статуя Свободы была доступна туристам, которые могли забраться на самую ее вершину. Из короны статуи открывался обширный вид на нью-йоркскую гавань. Сейчас открыта лишь лестница на пьедестал. Внутри цоколя находится Музей заселения Америки и истории самой статуи. За более чем вековую историю статуи ее несколько раз ремонтировали и усовершенствовали. Последние крупные работы проходили в 1986 году, ко дню столетия Статуи Свободы. В 1984 году она была внесена в список объектов, находящихся под особой охраной ЮНЕСКО. 
55 лет назад, 31 октября 1961 года в ночь с 31 октября на 1 ноября тело Сталина вынесли из Мавзолея. 
В эту ночь по решению XXII съезда ЦК КПСС тело Сталина вынесли из Мавзолея. Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года. 9 марта того же года его тело было помещено в Мавзолей на Красной площади рядом с телом «вождя мирового пролетариата» – Владимира Ильича Ленина. Вскоре после XX съезда партии (1956) на партийно-производственных собраниях, обсуждавших итоги съезда, стало все настойчивее звучать мнение о том, что пребывание тела Сталина в усыпальнице Ленина «несовместимо с содеянными Сталиным беззакониями». Осенью 1961 года, накануне ХХII съезда КПСС, рабочие Кировского и Невского машиностроительных заводов предложили переместить прах Сталина в другое место. Такое же предложение выдвинули рабочие Московского завода им. Ленина. ХХII съезд поддержал их предложения и постановил: Мавзолей на Красной площади, созданный для увековечения памяти Ленина, впредь именовать Мавзолеем В. И. Ленина. Прах Сталина было решено перезахоронить на Красной площади за Мавзолеем. Руководители страны отдавали себе отчет в том, что решение о выносе тела Сталина из Мавзолея может спровоцировать беспорядки в стране. Поэтому акцию проводили тайно и тщательно к ней готовились. Поздним вечером 31 октября 1961 года в обстановке абсолютной секретности, под предлогом репетиции парада к 7 ноября, оцепили Красную площадь. Вход в Мавзолей, а также вырытая могила были закрыты фанерными щитами. На месте находились только похоронная команда, многочисленная охрана и комиссия по перезахоронению. Тело вождя было помещено в гроб, восемь офицеров вынесли гроб из Мавзолея, поднесли к могиле, на дне которой из восьми плит был сделан своеобразный саркофаг, и поместили на деревянные подставки. После короткой паузы солдаты на веревках опустили гроб в могилу. По русскому обычаю кое-кто из присутствовавших бросил по горсти земли, и солдаты закопали могилу. Вопреки ожиданиям, новость о выносе тела Сталина из Мавзолея страна восприняла достаточно спокойно. В 1970 году на могиле Сталина установлен памятник работы скульптора Николая Томского. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ