Вопросы совершенствования огневой подготовки полицейских

0
227

Cауле АХМЕТОВА

Последние трагические события, произошедшие в Актобе и Алматы этим летом, дали четко понять нашим военным и правоохранительным структурам, что их работа и система безопасности должны постоянно совершенствоваться. И вопросы огневой, а также психологической подготовки полицейских здесь играют немаловажную роль. Это создает до- полнительные гарантии для умелого и эффективного применения огнестрельного оружия в чрезвычайных ситуациях. 11-12 августа т. г. в Алматы в Учебном центре МВД РК прошел се- минар-совещание на тему «Перспективные методы обучения в Учебных центрах МВД РК по применению огнестрельного оружия в современных условиях». В его работе приняли участие представители МВД, командно-преподавательский состав организаций образования МВД РК. Моде- ратором мероприятия выступил начальник алматинского УЦ, полковник полиции, кандидат политических наук Дабыржан Мажирин.

По словам Д. Мажирина, охрана общественного порядка и противодействие преступности являются важнейшими задачами органов внутренних дел (ОВД). Ежедневно наши полицейские пресекают противоправные действия, задерживают преступников, защищают простых граждан, причем подвергая себя опасности. И последние события, связанные с террористическими актами на территории Казахстана наглядно показывают наличие угрозы незаконного применения огнестрельного оружия не только против сотрудников силовых ведомств, а также против обычных граждан.

В этом году на заседании Совета безопасности Президент Н. А. Назарбаев сказал о необходимости обеспечения неприкосновенности сотрудников полиции. Глава государства подчеркнул, что «на все факты нападения, неуважения к полицейским должна даваться жесткая правовая оценка со стороны правоохранительной системы. Человек в форме должен быть под особой защитой государства, ему должна быть гарантирована неприкосновенность во время исполнения служебного долга».

СаулеКак отметил начальник Департамента кадровой работы МВД РК, полковник полиции Алтынгали Абдигалиев, «одной из важных задач образовательных учреждений Министерства внутренних дел является формирование морально-психологической устойчивости слуша­телей в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Актуальность вопроса обусловлена прежде всего тем, что в условиях современного Казахстана террористическая угроза возрастает, причем наибольшую опасность представляют террористы радикального религиозного толка, отличающиеся особой жестокостью, цинизмом и крайним пренебрежением к человеческой жизни. 
Противостоять этой угрозе, обеспечить безопасность людей в условиях нарастающей террористической угрозы призваны сотрудники правоохранительных органов, в том числе – органов внутренних дел, от профессиональных действий которых при объявлении чрезвычайных ситуаций во многом зависит как предотвращение террористических актов, так и обеспечение правопорядка в чрезвычайных ситуациях. 

IMG-20160815-WA0007Сейчас участились факты оказания сопротивления находящимся на службе сотрудникам полиции. Безусловно, все виновные в оскорблении и неповиновении, применении насилия к полицейским привлекаются к строгой административной и уголовной ответственности. За 2015 год и 5 месяцев 2016 года по фактам оказания сопротивления находящимся на службе сотрудникам полиции возбуждено свыше 700 уголовных дел.
Сотрудники органов внутренних дел должны быть не только профессионально подготовлены к деятельности в таких ситуациях, но у них должна быть сформирована в период обучения в образовательных учреждениях МВД на достаточно высоком уровне морально-психологическая устойчивость для деятельности в чрезвычайных ситуациях. 

IMG-20160815-WA0003Обучение будущих сотрудников ОВД требует формирования особого мировоззрения человека, владеющего комплексными теоретическими знаниями, понимающего сложности и тонкости взаимодействия государства и права. Он не только обладает познаниями в различных отраслях публичного и частного права, но и способен рационально их использовать в правоприменительной практике, в будущей профессиональной деятельности, в том числе – применять оружие в предусмотренных ситуациях. 
Индивидуальное мировоззрение будущего специалиста во многом формируется в процессе обучения юридическим дисциплинам. Однако проявляться сформированное мировоззрение может в различных вариантах поведения сотрудника полиции, в том числе и тех, которые выбираются им в экстремальных ситуациях, когда возникает необходимость применения оружия. Сотрудник ОВД должен быть уверен в том, что применение оружия – тот единственный способ, который должен быть использован для защиты интересов общества, государства и его граждан, а в случае самообороны – своей жизни. 
Огневая подготовка слушателей должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить достижение главной цели – сформировать готовность выпускника образовательного учреждения МВД к умелому и эффективному применению и использованию ручного стрелкового оружия при выполнении оперативно-служебных задач. Однако успешное достижение цели при изучении этой практико-ориентированной дисциплины может быть обеспечено лишь в том случае, если на достаточно высоком уровне сформировано общее и правовое мировоззрение слушателя, его культура в различных проявлениях, в том числе и культура учебно-познавательной деятельности, которые найдут проявление в обращении с оружием в процессе его использования. 

IMG-20160815-WA0006Основу морально-психологической устойчивости слушателей образовательных учреждений МВД составляет морально-психологический фактор, через который, в конечном счете, проявляются и другие факторы. Результатом деятельности руководителей, педагогов и воспитателей здесь должен стать высокий уровень морально-психологической готовности личного состава к оперативно-служебной деятельности, которая проявляется в состоянии сознания и психики сотрудников, отражающем их нацеленность, активность, настроенность и мобилизованность на преодоление возможных трудностей и обеспечивающем результативность и качество выполнения оперативно-служебных задач. Высокий уровень морально-психологической устойчивости, сформированный у слушателей в период обучения в образовательном учреждении МВД, создает дополнительные гарантии для умелого и эффективного применения огнестрельного оружия в тех ситуациях, когда это необходимо и оправданно». 
По словам А. Абдигалиева, «командно-преподавательский состав учебных заведений МВД должен создавать такую педагогическую воспитательную среду, которая бы формировала у слушателей правильное понимание своей социальной значимости и не позволяла бы халатно относиться к своим обязанностям. В то же время важно понимать, что достигнутая в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка» готовность к применению огнестрельного оружия (основанная на сформированной системе знаний по материальной части оружия, мерам безопасности при обращении с ним, приемам и правилам стрельбы из различных видов оружия, умений умелого обращения с различными видами огнестрельного оружия, а также навыках стрельбы из основных видов оружия, состоящего на вооружении в ОВД), не может быть должным образом реализована, если сотрудник не обладает достаточно высоким уровнем морально-психологической устойчивости в стрессовых ситуациях, каковыми являются ситуации, требующие применения огнестрельного оружия».
Как отметил Д. Мажирин, «вопросы профессиональной подготовки полицейских кадров находятся на особом контроле МВД. Раз в квартал в Учебный центр МВД (г. Алматы) прибывает порядка 400 новобранцев – будущих полицейских (всего по республике 8 учебных центров). В алматинском учебном центре на постоянной основе проводятся занятия по совершенствованию и развитию уровня профессиональной подготовки слушателей курсов специального первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки. 
Важнейшим фактором успешной огневой подготовки слушателей является психофизиологическая подготовка, которая дает возможность слушателю вырабатывать способность четко осознавать отдельные элементы техники стрельбы, успешно анализировать возникающие при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, восприятие, внимание и быстроту реакции. Данный вид подготовки способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата, приводит в оптимальное состояние функции нервных структур, ответственных за реализацию навыка стрельбы. 
Традиционные формы и методы практических занятий по огневой подготовке не в полной мере способствуют развитию творческой личности, прикладного мышления, умения интегрировать знания в различных сферах профессиональной подготовки, так как в основном направлены на освоение правильных действий с оружием и техники меткого выстрела. 
Обучение стрельбе из пистолета связано не столько с физическими, сколько с психическими процессами (мышечной и двигательной памятью, вниманием, мышлением, волей), а их развитие, происходящее в ходе тренировочных стрельб, благоприятным образом сказывается на всех сторонах подготовленности сотрудников, способствуя выполнению ими служебных обязанностей. Процесс формирования профессионализма сотрудника ОВД во многом определяется воспитательной направленностью, при этом происходит формирование сотрудника, обладающего профессиональной и морально-психологической готовностью к эффективному решению профессиональных задач, в том числе в экстремальных условиях. 
Достаточно подготовленным к действиям в экстремальных ситуациях может быть признан сотрудник, получивший необходимый уровень психологических и правовых знаний, умеющий их применять на практике, в экстремальных ситуациях, в условиях непосредственного контакта с лицами, способными оказать сопротивление, при угрозе или подавлении террористических действий и проявлений. 
Немаловажной является степень готовности сотрудника полиции к концентрации физических, психических и волевых способностей человека. Одна из важнейших задач преподавателя – сформировать у обучающегося потребность в самовоспитании воли, необходимой для успешного преодоления трудностей в процессе обучения огневой подготовке. Будущий сотрудник должен уметь успешно оценивать ситуацию, осознавать содержание своих действий, понимать и чувствовать волевое состояние, направленное на решение возникшей проблемы. 
Непосредственный контакт с подозреваемым, преступником, террористом зачастую сопровождается угрозой жизни и здоровью, поэтому полицейскому необходимо умение быстро ориентироваться в нужный момент с подключением возможностей моторики организма и успешным использованием огнестрельного оружия. Особенно важна морально-психологическая устойчивость при выполнении служебного долга в контртеррористических операциях. 
Уверенность в своих силах и возможностях появляется подсознательно, с ростом результатов и достижений, а также с приобретением устойчивых навыков в выполнении приемов стрельбы и доведения до автоматизма всех действий с оружием. Лучший тренажер – это само оружие. С ростом результатов появится уверенность в своих возможностях и возникнет глубокий интерес к освоению тонкостей стрелковой науки, что, в свою очередь, снова даст рост результатов и дополнительную уверенность в своих силах. Если сотрудник не уверен в себе, то вряд ли от него можно ожидать хороших результатов, а тем более точности в реальной обстановке. Проведению занятий должны предшествовать объяснение преподавателя и установка, на каких моментах необходимо сосредоточиться в ходе выполнения какого-то упражнения или действия. Иными словами, произвести внушение обучаемому путем сильного впечатляющего словесного или эмоционального воздействия, создать словесным внушением состояние боевого воодушевления, уверенности и решительности. В процессе занятия преподаватель должен постоянно подбадривать и воодушевлять слушателя на проявление повышенных волевых усилий, помогая преодолевать стоящие перед ним трудности. 
Известно, что одним из доступных методов совершенствования своего организма служит идеомоторная (аутогенная) тренировка. Цель аутогенной тренировки состоит в том, чтобы научить слушателей произвольной регуляции мышечного тонуса, совершенствованию отдельных элементов техники с целью повышения способности к саморегуляции, с помощью которой можно регулировать свое психическое состояние. В таких случаях используется ряд приемов, с помощью которых стрелок сам воздействует на себя, – самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение и др. 
Для психологической подготовки необходимо использовать такие средства, как: стрельба, выполняемая по заданию (определенное количество выстрелов на результат); стрельба, которая производится на фоне физической нагрузки (бега, приседаний, сгибания-разгибания рук в упоре лежа и т.д.); осознание правил идеомоторной, аутогенной тренировок; мотивация, поощрение в ходе учебно-тренировочных занятий; контрольная стрельба; моделирование экстремальных ситуаций, характерных для деятельности стрелка (ответственные соревнования, шумовые, звуковые, световые эффекты и т.д.); глубокие вдохи и медленные выдохи для снятия психологического напряжения, волнения на огневом рубеже, мысленное повторение техники производства выстрелов или ее отдельных элементов (изготовки, хвата, прицеливания, дыхания, обработки спуска).
Высокая степень морально-психологической устойчивости, сформированная у слушателей в период обучения в образовательном учреждении МВД РК, создает гарантии для умелого и эффективного применения огнестрельного оружия в необходимых и оправданных ситуациях». 
Замначальника Учебного центра МВД РК (г. Алматы), подполковник полиции Рашид Кимбаев рассказал о совершенствовании методов преподавания огневой подготовки в учебных центрах. По его словам, «дисциплина «Огневая подготовка» призвана сформировать технику попадания в цель и выработать навыки безопасного обращения с оружием. При этом на занятиях формируются и отрабатываются практические навыки обращения с огнестрельным оружием, тактика применения оружия в ходе осуществления служебной деятельности, изучаются меры безопасности при обращении с оружием, его материальная часть, вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с огнестрельным оружием. Основное внимание при этом уделяется правомерному пресечению противоправных действий с помощью оружия. 
Исследование случаев применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органами внутренних дел, позволило выявить определенные тенденции и условия, при которых велась стрельба. Во многих случаях сотрудники применяли огнестрельное оружие на дистанциях от 3 до 5 метров, это составило наибольший процент от общего количества случаев. 
При определении и классификации дистанций, на которых применяется огнестрельное оружие, предлагаются следующие метрические характеристики категорий, определяемые для каждой конкретной модели оружия, исходя из штатных тактико-технических характеристик: сверхкороткая – 1/12 прицельной дальности; короткая – 1/6 прицельной дальности; средняя – 1/3 прицельной дальности; большая – свыше 1/3 прицельной дальности. Следовательно, применительно к пистолету Макарова, данные исследований говорят о том, что для данной модели сверхкороткой будет считаться дистанция до 4,1 метра, короткой – от 4 до 8,3 метра, средней – от 8 до 16,6 метра и большой – свыше 16,6 метра. 
Как мы видим, сотрудникам органов внутренних дел при выполнении своей служебной деятельности приходится вступать в огневой контакт с преступниками чаще всего на коротких и сверхкоротких дистанциях. На современном этапе недостаточно изучена область огневой подготовки, касающаяся методики обучения сотрудников полиции стрельбе на сверхкоротких дистанциях, что естественно сказывается на уровне боевой подготовленности полицейских. Для более эффективного обучения стрельбе на сверхкоротких дистанциях необходима разработка научно-обоснованной методики с определением новых средств и методов. 
На наш взгляд, методика должна включать в себя поэтапное обучение стрельбе на сверхкороткие дистанции. На начальном этапе, после закрепления у сотрудников навыков стрельбы на средних и коротких расстояниях, необходимо совершенствовать технику быстрого извлечения оружия из кобуры. От быстроты извлечения оружия из кобуры при столкновении с вооруженным преступником зависит жизнь сотрудника».
Как отметил Р. Кимбаев, «целесообразно во время извлечения оружия из кобуры, выполнять одновременный уход с линии огня (в сторону, вниз) и досылание патрона в патронник не глядя на оружие. Таким образом, данные действия будут происходить на подсознательном уровне, что повысит их скорость и даст возможность в этот момент вести наблюдение за противником. На малых дистанциях нет возможности произвести вынос оружия и прицеливание, в таких случаях необходима интуитивная стрельба, когда оружие направляется на цель по стволу либо затвору, при этом само оно остается вблизи туловища стреляющего. Тренировки нужно проводить: без патронов – «в холостую»; с использованием учебных патронов; с закрытыми глазами; в полной темноте с освещенной мишенью. 
Следующий этап подготовки включает в себя использование компьютерных тренажеров и страйкбольного оружия. На этом этапе обучаемые выполняют различные упражнения стрельбы на сверхкоротких дистанциях, в ходе которых совершенствуются ранее приобретенные навыки быстрого извлечения оружия из кобуры с уходом с линии огня и произведением учебной стрельбы. На учебном месте преподаватель контролирует освоение бинокулярного прицеливания во время стрельбы. Выполнение упражнений стрельб с использованием компьютерных тренажеров позволит нам выявить возможные ошибки в технике стрельбы и своевременно их исправить. Страйкбольное оружие, так называемое «мягкая пневматика» и стреляющее шариками размерами 6-8 мм, представляет собой точную копию боевого оружия, выполненного в натуральную величину. Применение на занятиях по огневой подготовке данного оборудования дает возможность безопасно для обучаемых моделировать различные ситуации применения оружия на сверхкоротких дистанциях. 
На заключительном этапе подготовки необходимо выполнять стрельбу на сверхкоротких расстояниях с использованием боевых патронов, включая упражнения стрельбы после внезапного появления целей, с разворотом на 180°, отрабатывать технику стрельбы сдвоенными выстрелами, в условиях ограниченной возможности для прицеливания (стрельба навскидку), стрельбу после физической нагрузи и с поражением заданных зон. Особое внимание должно уделяться соблюдению мер безопасности во время проведения занятий по огневой подготовке. Нельзя отрицать тот факт, что при выполнении стрельбы на сверхкоротких дистанциях в тирах имеется большой процент отлетов отдельных элементов пуль от пулеулавливателя. 
Поэтому занятия по огневой подготовке с боевой стрельбой на сверхкоротких дистанциях безопаснее проводить на стрельбищах, используя защитные очки и средства индивидуальной бронезащиты. 
Необходимо помнить, что от того, насколько методически грамотно будет построено обучение стрельбе из табельного пистолета, будет зависеть правильность и эффективность применения оружия в условиях непосредственного контакта с преступником». 
На семинаре обсуждались и вопросы личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. Как отметил начальник Учебного центра МВД г. Семей, подполковник полиции Ардак Амангазин, «потери сотрудников органов внутренних дел при выполнении своего профессионального долга и конкретных заданий в опасных ситуациях требуют усиления мер по обеспечению их безопасности. Для этого, помимо максимально возможного снижения уровня риска, повышения их защищенности разными мерами и средствами, необходима их полноценная личная подготовка к обеспечению собственной безопасности и безопасности коллег. Личная профессиональная безопасность персонала ОВД – это такое качественное состояние его профессиональной подготовленности и деятельности, при котором уровень профессионального риска не представляет чрезмерной угрозы для жизни, здоровья и психологической стабильности и позволяет результативно исполнять профессиональные обязанности в опасных условиях. 
Среди профессиональных привычек, способствующих обеспечению безопасности, можно назвать привычку сотрудника быть наблюдательным к признакам риска и опасности, внимательным к «мелочам» в вопросах безопасности, обращать пристальное внимание на новое, что появилось в «стандартной» профессиональной ситуации, и тщательно анализировать его (а не отмахиваться, рассчитывая на «авось» и «сойдет»), никогда не пренебрегать мерами безопасности, быть всегда собранным и готовым к мгновенной реакции даже в обычных и внешне безобидных ситуациях». 
На второй день мероприятия состоялся торжественный выпуск слушателей курсов специального первоначального обучения Учебного центра МВД г. Алматы. В данном мероприятии приняли участие председатель Совета ветеранов, генерал-майор милиции С. Б. Асыл-Кеней, кандидат юридических наук, генерал-майор милиции Э. О. Басаров, а также начальники учебных центров МВД республики.
По итогам семинар-совещания были выработаны рекомендации и принята резолюция. 

Фото Алишера ИДАЯТОВА

г. Алматы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here