КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ КОНСТИТУЦИЯ БИЗНЕСА?

1
362

Идея создания Предпринимательского кодекса, или Конституции бизнеса Казахстана, была озвучена Президентом Н. А. Назарбаевым еще в 2013 году. И наконец, 29 октября 2015 г., этот документ был принят, а с 1 января 2016 года вступил в силу.
Какие нюансы были учтены при его разработке? Что было позаимствовано из законов других стран? Об этом наш разговор с профессором-правоведом Евразийской юридической академии им. Д. А. Кунаева, арбитром международного Третейского суда «IUS», Казахстанского международного Арбитража (КМА) Габиденом ЖАЙЛИНЫМ.  

Жайлин– Существовала концепция Предпри­нимательского кодекса, разработанная Министерством юстиции РК, – говорит Г. Жайлин. – Это в любом случае официальный документ, как-то разъясняющий те подходы к разработке предпринимательского кодекса, которыми руководствовались компетентные органы государства при его разработке.

Так вот. В самой концепции 2014 г. определено: «На сегодняшний день в нашей стране отсутствует такой кодифицированный акт, который устанавливал бы базовые начала и принципы публично-правового регулирования предпринимательской деятельности. Достижению этой задачи и должны способствовать нормы разрабатываемого Предпринимательского кодекса».
В то же время существовала неопределенность, в том числе в действиях самих государственных органов. В частности, при анализе истории вопроса употребляются ссылки на опыт стран, где параллельно с гражданскими кодексами существовали торговые кодексы.
Например, это Германия, Франция, Австрия и др. Даже в самой названной концепции затрагивается вопрос дуализма частного права. Речь идет о ситуации, когда одновременно частноправовые отношения регулируются двумя кодексами – гражданским и торговым (коммерческим).
Первоначально в РК была сделана ориентация на монизм  частного права. Причем такой выбор был исторически обусловлен, поскольку развитие нашего гражданского права происходило в условиях сущностного изменения гражданского права СССР с его административно-плановой экономикой. В СССР существовала большая дискуссия о хозяйственном праве.
Если говорить о нюансах, то наши разработчики  ориентировались на то, что гражданские кодексы в других странах в большинстве случаев не в состоянии детально регламентировать предпринимательские отношения. Поэтому существуют специальные нормы, например ст. 24, которая однозначно раскрывает категории субъектов предпринимательства.
Как цивилист не могу не остановиться на том, что все-таки  Предпринимательский кодекс вторгается в границы гражданско-правового регулирования. В качестве примера можно назвать нормы параграфов 2,3 главы 2 Предпринимательского кодекса. Имеются и другие нормы подобного рода.
В то же время, Предпринимательский кодекс РК больше ориентирован на публично-правовое регулирование предпринимательских отношений, что в принципе не должно приводить к изменению монизма частного права.
– Габиден Айнашевич, по-вашему, в чем плюсы нового Предпринимательского кодекса?
– Кодекс изобилует декларациями. Особенно это проявляется, когда знакомишься с нормами главы 1 Пред-принимательского кодекса РК. Причем, имеются и действительно полезные декларации. В качестве примера можно назвать ст. 12 согласно норме, которой предприниматели вправе не допускать к проверке должностных лиц органов государственного контроля и надзора в случае несоблюдения ими требований к проведению проверок.
Я сам занимался проблемами деликтной гражданско-правовой ответственности, имеется и определенная судебная практика. Поэтому не понаслышке знаю сложность возмещения ущерба причиненного предпринимателям. Поэтому положительно отношусь к нормам абзаца 3 п. 3 ст. 14 Предпринимательского кодекса. В соответствии с ней, убытки, причиненные предпринимателю изданием государственным органом (должностным лицом) незаконного акта либо его действием (бездействием), подлежат возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РК.
Однако следует учесть, что такая возможность возмещения вреда уже предусмотрена гражданским законодательством (ст. 922 Гражданского кодекса РК (Особенной части). Действуют ее нормы недостаточно эффективно. Нет гарантий того, что, будучи продублированными в Предпринимательском кодексе РК, эти нормы заработают в полную силу.
Очень полезна и практически реализуема норма абзаца 2 того же пункта 3 ст. 14, в соответствии с которой субъект предпринимательства считается добросовестным, если при реализации прав, законных интересов и (или) исполнении обязанностей он руководствовался официальным разъяснением государственного органа.
Естественно, что регулирование предпринимательской деятельности не должно состоять из сплошных плюсов только для предпринимателя. На нем также лежит значительная социальная ответственность. Поэтому разумно и обоснованно наличие норм ст. 9, предусматривающей баланс интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства.
Я не случайно вначале употребил слово «декларации». Несмотря на то, что внешне нормы Предпринимательского кодекса серьезно либерализуют ведение предпринимательства, многие практические аспекты начнут проявляться на уровне подзаконных нормативных актов. В этой части необходимо быть постоянно «начеку». Требуется активное взаимодействие бизнеса и государства в правовом поле.
– С 1 января 2016 года ранее действовавшие Законы «О частном предпринимательстве», «О крестьянском и фермерском хозяйстве», «О конкуренции», «Об инвестициях», «О государственном контроле и надзоре в РК» и «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» перестали действовать, они объединены и систематизированы в новый Предпринимательский кодекс. Получается, что все эти законы за более чем 20 лет морально устарели? Зачем тогда они принимались вообще?
– Профессиональное и обыденное правосознание серьезно разнятся между собой. То, что юристы воспринимают как обыденное явление, может восприниматься населением негативно либо недостаточно одобрительно.
Речь идет о кодификации – перманентном явлении в праве. Правовые нормы постоянно систематизируются, качественно перерабатываются и в конечном итоге должны быть интегрированы в систему законодательства соразмерно степени их значимости либо утратить свое значение.
В качестве примера можно назвать ст. 17, где речь идет о поддержке отечественных производителей товаров, работ, услуг. Первоначально, это проявилось только на уровне подзаконных нормативных актов, затем вошло в отраслевые законодательства на уровне законов, а теперь закреплено на уровне кодекса.
Те же самые упомянутые вами законы неоднократно изменялись, принимались новые редакции. Интеграцию норм этих законов в кодифицированное законодательство оцениваю положительно, поскольку руководствоваться разобщенными законами нелегко не только не юристам, а и профессиональным юристам.
Следует учитывать один аспект построения нашей законодательной системы. Кодекс в иерархии нормативных правовых актов занимает высокое место и его нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законами. Два кодекса, естественно в состоянии серьезно конкурировать между собой. Поэтому в период разработки Предпринимательского кодекса появились резкие высказывания ведущих специалистов в области гражданского права. Обобщенно говорилось о Предпринимательском кодексе «как орудии развала правовой системы».
Нельзя забывать, что такая опасность существует всегда, и необходимо учитывать системное построение нашего национального права, в том числе и при «поглощении» законов.
Предпринимательский кодекс в перспективе также может изменяться и дополняться. Необходимо всегда выдерживать разграничение публичного и частного права и учитывать, что непосредственным и основным регулятором частноправовых отношений должен служить только гражданский кодекс.
В заключение хочу прямо отметить, что речи о моральном устаревании законов не идет. В то же время отдельные нормы законов действительно могут перестать соответствовать историческим, социально-экономическим, политическим условиям их функционирования и соответственно исключаются из редакций законодательства.
– Среди некоторых отечественных юристов бытует мнение, что новый кодекс на 90% дублирует Закон «О частном предпринимательстве» и другие разделы гражданского и административного законодательства. Так ли это?
– Частично на ваш вопрос я уже ответил. Да, естественно, что множество положений Закона РК «О частном предпринимательстве» содержится в Предпринимательском кодексе, поскольку он «поглощен» Предпринимательским кодексом.
В РК нет единого акта административного законодательства. Поэтому, когда в Предпринимательском кодексе объединены нормы Закона РК «О государственном надзоре и контроле» и административно-правовые нормы остальных четырех законов из шести утративших силу, в этом нет ничего плохого.
Не совсем правильно, когда Предпринимательский кодекс РК дублирует акты действующего законодательства и их нормы. Например, ст. 7 предусматривает неприкосновенность собственности. Этот же принцип закреплен ст. 2 Гражданского кодекса РК и конкретизируется соответствующими нормами раздела 2 Гражданского кодекса РК (Общей части). Ранее я упоминал и другие нормы. Думаю, что в целом специалистам предстоит большая работа по определению границ и наслоений двух «дружественных» кодексов. При этом цифра о 90% дублировании гражданского законодательства представляется завышенной.
Утешает то, что нормы ПК и ГК в основном не идут вразрез друг другу. То есть законодатель вполне возможно действовал по принципу «кашу маслом не испортишь».
Однако, как говорили римляне: «суров закон, но он закон». В конечном итоге не должно происходить вторжение норм принятого Предпринимательского кодекса РК в пределы действующего гражданского и административного законодательства.
– Если подойти традиционно к основным вопросам нового Предпринимательского кодекса, хотелось бы спросить о главном, в частности, о преимуществах господдержки отечественных производителей в 2016 году. Государство поддержит все предприятия вне зависимости от их объемов, или это коснется только больших фабрик, заводов и цехов? Расскажите подробнее, как именно и в каком объеме будет предусмотрена поддержка от государства?
– Ваш вопрос является очень объемным. Особенностью законодательства является то, что во всех случаях разрабатывается рабочий порядок реализации  норм законов и кодексов. Это происходит путем принятия подзаконных нормативных актов, которые будут приниматься в основном после введения в действие Предпринимательского кодекса РК. Для исполнения принятых решений должны закладываться определенные параметры в бюджет.
Мне представляется, что законодательный орган еще не ориентировался в полной мере на принятие нового Предпринимательского кодекса РК. Поэтому возможно уже после введения его в действие и после принятия правительственных решений будут происходить определенные изменения бюджетного законодательства.
На ваш вопрос могу ответить, что речь не идет только о поддержке больших заводов, фабрик и цехов. Наоборот, в соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 91 Предпринимательского кодекса РК одним из направлений государственной поддержки частного предпринимательства является малое и среднее предпринимательство, а также иные направления, перечисленные в п. п. 2-6. А это очень широкий спектр предпринимателей.
– Согласно кодексу, государственная поддержка предпринимательства включает в себя имущественную, техническую, информационную и финансовую поддержку бизнеса. Все это будет регулироваться программой государственных грантов. Каким образом будет осуществляться система распределения грантов? Путем конкурсного отбора или же будут предусмотрены другие механизмы? 
– Статья 94 Предпринимательского кодекса предусматривает различные формы финансовой и иной имущественной поддержки предпринимателей. То же касается создания специального фонда развития предпринимательства.
Если вести речь о непосредственно финансовой поддержке, то также есть различные формы. П. 2 ст. 94 предусмотрена  необходимость определения Правительством РК порядка и форм государственной финансовой поддержки.
Говоря о грантах, следует отметить, что в области регулирования предпринимательских отношений государство делает упор на прозрачность, свободу от коррупции. Возможно, конкурс в определенных ситуациях позволит обеспечить надлежащее распределение грантов. Однако, идеализировать конкурс не стоит. Всем известно, что конкурсы иногда, наоборот, приводят к коррупционным проявлениям.
Поэтому в качестве мнения могу высказать, что необходимо для некоторых категорий предпринимателей предусмотреть прямые основания для получения грантов, которыми они могут воспользоваться. Следует предусмотреть отчетность предпринимателей по использованию грантов.
– Расшифруйте, пожалуйста, понятие «саморегулирующиеся организации предпринимателей». Это некое подобие профсоюзов?
– Законодательство не содержит четкого понятия саморегулируемой организации. В соответствии с Законом РК от 4 июля 2013 года № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» под саморегулирумой организацией понимается некоммерческая организация основанная на членстве субъектов предпринимательства по принципу их единства.
Получить более развернутое представление о такой организации можно ознакомившись со ст. 3,4 указанного закона, где определяются задачи и принципы Национальной палаты предпринимателей РК.
Ст. 62 Предпринимательского кодекса предусматривает возможность введения саморегулирования, основанного как на добровольном, так и на обязательном членстве (участии) в саморегулируемой организации.
Из смысла вышеперечисленных норм можно уяснить, что саморегулируемые организации получают возможность некоторого регуляторного воздействия на субъектов предпринимательства, являющихся их членами.
В число задач Национальной палаты предпринимателей в соответствии со ст. 3 Закона РК «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» входит: «представление, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства».
В этой части действительно можно провести аналогию с профсоюзами.
– Большое вам спасибо за разъяснения. 

Беседовал Бахтияр ТОХТАХУНОВ

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here