Жизненное кредо Багдата Телтаева

0
567

Личность

Кобланбек Айтбаев, 
кандидат технических наук, доцент, 
ведущий научный сотрудник АО «Казахстанский дорожный 
научно-исследовательский институт»  

Когда я собирался написать очерк о жизни и творчестве Багдата Бурханбайулы Телтаева, которому 23 марта 2016 года исполняется 50 лет, я несколько растерялся. Хотя нашему творческому союзу исполнилось двадцать два года, но не могу сказать, что мною раскрыт «феномен Телтаева». 

В свои пятьдесят лет он – доктор технических наук, профессор, Почетный дорожник Казахстана и стран СНГ, лауреат премии Союза молодежи Казахстана, член Союза писателей Казахстана, член Союза журналистов Казахстана, автор сборника стихов, изданного отдельной книгой, член Высшей научно-технической комиссии при Правительстве Республики Казахстан. А членство в различных академиях, научных обществах  и ассоциациях – тема для отдельного рассмотрения.

3 (1)Багдат Телтаев – академик Национальной инженерной академии РК (2006), академик Международной академии транспорта (1999), академик Международной академии энергетики им. А. Эйнштейна (2011), член Казахстанской геотехнической ассоциации (1997), член Международного общества по механике грунтов и геотехническому строительству (ISSMGE, Кембриджский университет, Англия, 2001), член Американской ассоциации асфальтобетонных технологии (ААРТ, США, 2008), член Всемирного реологического общества (SoR, Институт физики США, Нью-Йорк, 2012).
Свою кандидатскую  диссертацию он защитил в 28 лет (1994), а спустя четыре года – докторскую диссертацию (1998) в том же диссертационном совете Института механики и машиноведения Национальной академии наук Республики Казахстан. 
Научные интересы Багдата Телтаева весьма обширны: общая механика, прикладная математика, численные методы математики и механики, механика дорожных конструкций и материалов, водно-солевой режим дорожных грунтовых оснований, водно-тепловой режим дорожных конструкций, реология битумов и асфальтобетонов, вопросы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Результаты исследований по перечисленным научным направлениям опубликованы в различных отечественных и зарубежных научных журналах. Единолично и в соавторстве им написаны 7 научные монографии, около 60 научных и научно-методических работ. Последняя книга, написанная в соавторстве с известным американским ученым, профессором Б. С. Радовским стала настольной книгой для тех, кто занимается реологией битумов и асфальтобетонов.
Кроме научной деятельности, он много времени посвящает подготовке научных кадров. К настоящему времени под его руководством подготовлены и успешно защищены 5 докторских и 28 кандидатских диссертаций. Кандидатская диссертация автора этих строк также была подготовлена и защищена под его руководством. 
Возникает законный вопрос: как он все успевает? Где он берет столько энергии? Что им двигает? На простой карьеризм не похоже. Будь он карьеристом, с его природными способностями он бы уже занимал какой-нибудь высокий пост в высшем эшелоне власти. Страсть к науке. Возможно. Причем, именно к дорожной науке. Чтобы найти ответ на эти и другие вопросы, попробуем проследить его жизненный путь.
Отлично закончив среднюю школу им. А. Иманова в совхозе «Алга»  Шуского района Жамбылской области, пошел служить в ряды Советской армии. Службу закончил в чине старшины автороты ограниченного контингента советских войск в Германии. Учебу в Алматинском автомобильно-дорожном институте успешно совмещал с общественными нагрузками. В качестве заместителя секретаря комсомольской организации института он был истинным вожаком студенческой молодежи. Участвуя в республиканских конкурсах по программе «Айтыс», неоднократно занимал призовые места. Именно в эти годы на него обратил внимание Б. С. Муртазин, профессор, ректор института. Багытжан Сатмагамбетович возлагал большие надежды на способного, целеустремленного молодого человека, и по его рекомендации Б. Телтаев стал заниматься вопросами дорожной науки еще на третьем курсе института. В тот же год профессор Б. С. Муртазин и доцент Б. А. Атымтаев знакомят его с академиком Ш. М. Айталиевым. После окончания института с красным дипломом его оставляют на кафедре стажером-преподавателем, и академик Ш. М. Айталиев соглашается принять его в аспирантуру. Год, который нужно было провести в ожидании места в аспирантуре, он использует для исследования реологических свойств асфальтобетона. Под руководством доктора физико-математических наук, профессора А. И. Искакбаева, тогда еще кандидата наук, проводит лабораторные испытания асфальтобетонных образцов и впервые чувствует вкус настоящей науки. Человек большой культуры и порядочности, не допускающий никакой халтуры в науке, Алибай Искакбаевич Искакбаев привил будущему ученому такие необходимые качества, как терпеливость, скрупулезность и критическое отношение к своим полученным результатам. Спустя почти два десятилетия они, с Алибаем Искакбаевичем вернутся к реологическим свойствам асфальтобетона, но уже на более высоком уровне. А впереди – долгие годы научного поиска, бессонных ночей, моменты успехов и разочарований. Все это под непосредственным руководством действительного члена Академии наук РК Шмидта Мусаевича Айталиева. Досрочно завершив и успешно защитив кандидатскую диссертацию, он тут же начинает работать над докторской диссертацией. Консультантом этой работы тот же академик Ш. М. Айталиев. Надо сказать, что их отношения как между учеником и учителем со временем переросли в дружественные, или точнее, в родственные отношения. Шмидт Мусаевич со временем представит его своему учителю, «отцу» всех механиков Казахстана, академику Ж. С. Ержанову. Жакан Сулейменович увидел в Б. Телтаеве незаурядного человека, всецело отдавшегося служению науке, и дал согласие быть главным консультантом в его докторской работе. Проходит четыре года изнурительного труда, и диссертация готова. И все это, так сказать, без отрыва от производства. Заведывание кафедрой «Автомобильные дороги», руководство над кандидатскими диссертациями молодых ученых, которые со временем станут называть себя питомцами научной школы Телтаева, занимает очень много времени. В этот период ему присуждается республиканская стипендия для молодых ученых (1997), которую он еще раз получит уже после защиты докторской диссертации (2001). И премию, предназначенную для молодых ученых в области науки и техники, и Государственный грант «Лучший преподаватель года» (2006), и медаль имени Ибрая Алтынсарина, присуждаемую заслуженным работникам в области просвещения Республики Казахстан, он получает после защиты докторской диссертации.
«Механику дорожной отрасли создавать тебе». Слова, сказанные ему академиком Ш. М. Айталиевым, определили его дальнейшую научную карьеру. После защиты докторской диссертации на дорожную науку он стал смотреть комплексно. Он стал изучать влияние засоленности грунтов на западе республики. Пришлось вспоминать знания по химии, полученные еще в школе, и умножать эти знания. В этом ему помогают новые ученики, которые со временем защитят свои кандидатские работы, посвященные изучению свойств засоленных грунтов. Цикл работ, связанный с изучением засоленности грунтов, органически перерастает в изучение свойств материалов слоев дорожной конструкции в целом. И здесь судьба идет ему навстречу. Начиная с января месяца 2006 года, он становится президентом Акционерного общества «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт». Научный и материально-технический потенциал института позволили расширить круг изучаемых процессов, происходящих в дорожной конструкции. В частности, им было организовано экспериментальное изучение нестационарного температурного поля в дорожных конструкциях, расположенных в различных климатических зонах Республики Казахстан. Лабораторная база института использована для разработки новых видов строительных материалов, используемых в дорожном строительстве. 
Естественно, что и качество публикуемых научных материалов, география их публикации несравненно возросли. Теперь, научные статьи, написанные им лично и в соавторстве, стали публиковаться в международных англоязычных журналах с импакт-фактором, с рейтингом Scopus и т. д. География его публикации включает теперь Индию, Болгарию, Южную Корею, Тайвань, Японию, Францию, Голландию, США, Турцию, Мексику, Кипр и др. В свою очередь, это привело к повышению его личного рейтинга. Его стали приглашать в различные международные научные форумы в качестве председателя секции (Япония), члена редколлегии международных научных журналов (Южная Корея, США), научным руководителем PhD докторантов (Италия). Его популярности в международном сообществе ученых-дорожников способствует и его творческий союз с известным ученым из Америки (Лос-Анджелес), академиком Б. С. Радовским, с которым его познакомил профессор Б. С. Муртазин. По приглашению профессора Б. С. Радовского ему пришлось трижды пересекать океан, чтобы попасть на американский континент для участия в международных научных форумах. 
Пожалуй, достаточно. Вернемся к тем вопросам, поставленным в начале статьи. Добавим к ним еще вопрос. Кто он, Багдат Телтаев в жизни, в быту, в коллективе? В быту – скромен, никаких излишеств, скорее – аскет. Все вредные привычки остались в далекой молодости. Вместе со своей супругой Галией воспитывают дочь и сына, которые во всем подражают своим родителям. 
В коллективе пользуется непререкаемым авторитетом, поддерживаемым чувством справедливости во всем. В людях ценит ответственность за порученное дело. К нерадивым строг. Сам не нарушает трудовую дисциплину и другим не позволяет. Нарушает режим отдыха. Работает дома по вечерам и в выходные, праздничные дни. Пятый год не берет трудовой отпуск.
Однако, все перечисленное не дает ответа на главный вопрос. Откуда он берет столько сил, энергии? Может быть, природные способности, которые совместно с трудолюбием, называются талантом? Может быть… Но не все талантливые люди добиваются таких поразительных успехов. Может быть, семья? Да, это очень сильный фактор. Я уверен, что без поддержки Галии, которая ради талантливого мужа оставила свою медицинскую карьеру, Багдат Бурханбайулы не смог бы осуществить все задуманное. Однако и этого не достаточно. Все гораздо проще. Он очень ценит время, свое и чужое. И если это возможно, не оставляет на завтра то, что он задумал сделать сегодня. Это его жизненное кредо. Он считает, что у каждого Завтра есть свое Сегодня, со своими задачами и проблемами. Если ты оставляешь назавтра хотя бы мизерную часть того, что нужно было сделать сегодня, то для завтра это может быть непосильной задачей. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ