Изучение проблем демографической истории

0
591

УДК 930.2:314

Айгуль Абдилдабекова,
кандидат исторических наук
доцент КазНУ имени аль-Фараби

The problems ofstudying thediaspora,whichsignificantly increasesthe roleandplays an importantrole in the preservationof national culture andthe formation ofnational identity.The study ofthe diasporais of greatscientific interestnot onlyto historiansand political scientists, but also of international relations.
Приступая к изучению термина «диаспора», необходимо отметить, что он имеет прямое отношение к исследовательской области изучения демографической истории государства. Общий анализ исследований, раскрывающих проблемы демографической истории, показывает, что их исследуют представители нескольких научных направлений: демографы, историки, социологи, экономисты, психологи и др.
Изучая проблемы демографической истории любого государства, исследователи сталкиваются, прежде всего, с понятиями и терминами, многие из которых на современном этапе нуждаются в переосмыслении. И среди них, в первую очередь, понятия транснационального пространства, сообщества мигрантов и диаспоры. При изучении научных статей и материалов по изучению проблем диаспоры, мы находим первоначально весьма распространенное объяснение термина «диаспора»: «Диа́спора (греч., «рассеяние») – часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.1
В настоящее время частота употребления термина «диаспора» существенно возрастает в связи с тем, что она стала играть заметную роль в сохранении национальной культуры и формировании национального самосознания. В связи с этим смысл, который вначале вкладывали исследователи в это понятие, приобрел новую окраску. Современные диаспоры – это не только форма и механизм существования исторически сложившихся сообществ, являющихся носителями определенных этнокультурных традиций, но и политический инструмент. В современной научной литературе обосновывается, что диаспоры бывают собирательными, многоэтническими. В основе их создания лежит преимущественно фактор общей страны происхождения. Диаспора, по мнению некоторых авторов, выполняет особую миссию.
Анализируя актуальность изучения проблем «диаспоры», необходимо отметить, что в советский период истории Казахстана исследователи изучали демографическую историю, делая основной акцент на процесс формирования многонационального состава населения, которое началось в колониальный период истории казахского народа. При этом уделялось большое внимание миграционным процессам внутри государства. В 1990-е годы меняются векторы изучения данных проблем, а также концептуальные подходы в изучении истории Казахстана. После обретения независимости на историческую родину возвращаются казахи, волею судьбы оказавшиеся на чужбине, поэтому современные казахстанские исследователи уделяют большое внимание истории возникновения и развития казахской диаспоры. При этом дифференцируются и выделяются три направления формирования казахской диаспоры: «политический (казахско-ойратские войны XVIII в., национально-освободительные восстания и войны казахов против царского самодержавия в ХVIII-ХIХ вв., национально-освободительное движение 1916 г., гражданская война 1918–1920 гг., проведение коллективизации в Казахстане, антиправительственная борьба казахов в Восточном Туркестане (Синьцзяне) в 1930–1950-е гг., Вторая мировая война); религиозный (затруднения, связанные с совершением хаджа в Мекку и Медину в царский и советский периоды); и экономический (разрушение традиционной кочевой системы хозяйствования в Казахстане после присоединения его к Российской империи и в советский период во время коллективизации, трудовая иммиграция в страны Западной Европы и Америки в 1960–1990-х гг., нестабильность в первые годы суверенитета в экономике современного Казахстана, находящегося в состоянии перехода к рыночным отношениям, после развала СССР).2
Так например, в статье М. М. Абдилдабекова «Казахская диаспора за рубежом», которая была одной их первых в цикле работ посвященных проблемам репатриации и дальнейшей адаптации, опубликованных автором, хотя она была написана в 1994 году, сохраняет свою актуальность, и многие проблемы поднятые в ней до сих пор не нашли своего решения. Автор разделил свою статью на три части. В первой – «Резанули по живому» исследователь анализирует причины того, почему казахи оказались «рассеяны» по всему миру. Он пишет: «Сотни тысяч казахов оказались за пределами своей страны при определении межгосударственных границ. Так, во второй половине прошлого века между Россией и Китаем было заключено два договора. Границу провели так, что казахские аулы оказались по обе стороны, родственники стали жить в разных государствах. По договору 1864 года казахи могли оставаться в тех местах, где проживали до определения границы, и заниматься прежним делом. Сейчас в Китае проживают 1 миллион 250 тысяч казахов. К прежним, оставшимся после проведения границы, прибавилось сотни тысяч казахов, бежавших при Советской власти от классовой борьбы, «голощекинского режима». Многие из них в середине 50-х годов ХХ века получили возможность вернуться в Казахстан. В Российской империи между подданными народами не было четких границ и поэтому при их проведении Советской властью многие казахи оказались в бывших республиках Союза: в Узбекистане – 930 тысяч, России – 710, Туркмении – 95, Киргизии – 42 тысячи и т.д. Конечно, и туда направлялись потоки беженцев в годы репрессий и голода. Часть казахов, недовольная национальной политикой китайских властей, в конце 40-х годов бежала из Китая через Индию и Пакистан в Турцию. Их потомки в поисках работы и жизненного благополучия отправились в страны Европы, Ближнего Востока и составили казахскую диаспору в Германии, Франции, Швеции и даже в США, Канаде, Австралии.3
Во второй части статьи «Взоры обращены к Родине» исследователь обращает внимание на проблемы сохранения культурной идентичности казахов, живущих за рубежом. В частности, он пишет: «Из полученных писем от землячеств, отдельных людей о положении и запросах соотечественников, проживающих в разных странах, стало известно, что они больше всего нуждаются в восстановлении и развитии языка, культуры, сохранении обычаев и традиций. Казахи, живущие в Китае и Монголии, желают чаще общаться с деятелями культуры, искусства и науки, организовывать встречи в Казахстане и СУАР, обмениваться новинками литературы».
Определяя различные пути формирования казахской диаспоры, исследователи, отмечают, что ее характерной чертой является хорошая адаптация в стране проживания, а также «успешное функционирование в странах с полиэтнической, мультикультурной и мультирелигиозной структурой, благодаря превосходной способности к адаптации, генетически заложенной кочевым образом жизни и повлиявшим на их социально-психологические, физиологические и мировоззренческие способности».4 Акцентируя внимание на данных фактах, ученые обращают внимание на актуальную проблему сохранения этнической идентичности. Изучая историю казахской диаспоры, авторыотмечают в своих научных публикациях, что и в самом Казахстане проживает около 130 диаспор, чьи исторические и современные проблемы тоже требуют более глубоких исследований.5
Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что диаспора является как объектом внутренней политики, так и субъектом международных отношений. Исследователи называют диаспору, связующей нитью между внутренней и внешней политикой государства и поэтому в современный период особый интерес представляют исследования проблемы воздействия диаспор на международные отношения. Это направление вызывает большой научный интерес не только у историков и политологов, но и специалистов международных отношений.

1. http://ru.wikipedia.org/
2. Мендикулова Г. М. Казахская диаспора и ирредента: история и современность. 28.09.03. mfa.kz
3. Абдилдабеков М. М. Казахская диаспора за рубежом. «Доживем до понедельника». Октябрь 1994.
4. Мендикулова Г. М. Казахская диаспора и ирредента: история и современность. 28.09.03. mfa.kz
5. Сейдин Н. Казахи за рубежом как объект национальной политики Казахстана. http://www.centrasia.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ