Философия о Вселенской гармонии

1
782

Нусуп САГАДИЕВ,
доктор философских наук, профессор
Алматинского технологического университета

Мир един и взаимосвязан, или нет? Так, во все времена, начиная с далекой древности, философы пытались постичь суть окружающего нас мира. Были исписаны десятки и сотни тысяч пергаментных листов, израсходовано огромное количество чернил, под гильотину и костры были положены десятки умных голов, пока не были расставлены наиболее значимые точки в данном вопросе. Но не смотря на это, и сегодня продолжают соперничество два наиболее противоборствующих мнения – научное и теологическое, пытающихся доказать свои позиции наиболее обоснованными. Разделяя право каждого из них на жизнь, мы попытаемся поддержать аргументы (научного подхода) к пониманию данной проблемы.
Безусловно, сама наука шла к своей истине мучительно долго. Ее основные положения и выводы об окружающем мире выросли из наивно-стихийного представления древних до глубоко аргументированного научного обоснования современности. Основу этому положил Чарльз Дарвин, издавший в 1859 году свою книгу «Происхождение видов», на деле ставшей великим всеобъемлющим принципом биологии. Эволюционная теория Дарвина гласит: «Вначале рыбы превратились в земноводных, а затем земноводные – в пресмыкающихся, от них произошли млекопитающие и птицы, а от некоторых млекопитающих произошли люди». Эти выводы в основном касаются земной жизни, его флоры и фауны. Об этом более подробно мы поговорим чуть ниже. Сейчас же перед нами стоит задача философского осмысления мироустройства всей Вселенной, понять роль фундаментальных физических законов в ее генезисе через гармонию.
В однотомном универсальном советском энциклопедическом словаре слово гармония (греч. – связь, стройность, соразмерность), означает соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В словаре С. И. Ожегова гармония выражает согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. К примеру, в древнегреческой философии под гармонией имели в виду организованность космоса, противостоящей хаосу. Тем самым, нам следует показать, что гармония во Вселенной есть соразмерность всех ее структурных элементов, а их соотношение между собой выражает согласованность и равенство в определенных физических величинах как единого органического целого.
Люди, как известно, тысячелетиями восхищаются звездным небом на необъятном фоне космического пространства. При этом, у каждого из нас в голове часто возникают вопросы: «Что же, все таки, там в космосе? Как она возникла? Насколько бескрайни ее просторы? Как она устроена? Есть ли жизнь в других планетах?». Ответы на эти вопросы помогут нам понять основные фундаментальные положения нашего мироустройства.
В древности, люди полагали, что Вселенная состоит из нескольких тысяч звезд, видных невооруженным глазом. Но сегодня, благодаря мощным оптическим приборам, ученые выяснили, что это не так. Только наша галактика Млечный Путь состоит из свыше 100 миллиардов звезд. И таких галактик во Вселенной по одним подсчетам – более 50 миллиардов, по другим доходит до 100 миллиардов. Позже, удалось выяснить, что только в пределах видимой Вселенной их находится около 10 миллиардов. Нас, философов, в отличие от физиков и астрономов, интересуют не определенные физико-механические параметры, а мировоззренческие аспекты условий их пребывания в космическом пространстве.
К нашему удивлению, галактики не рассеяны в космическом пространстве как попало. Наоборот, они, как бы по не писаному небесному закону, расположены в определенных группах-скоплениях, подобно груздям виноградной кисти. Так, наш Млечный Путь, вместе с другими 20 галактиками, находится в одном гравитационном поясе и, совместно с соседними галактиками – Туманность Андромеды и Магеллановы Острова, составляет единое гравитационное поле. Вполне вероятно, что другие скопления галактик так же состоят из многих десятков, а порой даже из сотен галактик. Но для нас важны не эти внушающие цифры, а гармония, которая пронизывает всю Вселенную и придает ей устойчивость. Если бы эти скопления галактик не были взаимосвязаны между собой, как части единого целого организма, то вся Вселенная давно бы вверглась в хаос. Именно эти обстоятельства, с точки зрения философии, подтверждают о наличии Вселенской гармонии как единства и всеобщей связи всех ее структурных элементов.
Древние философы-мыслители, несмотря на ограниченность той исторической эпохи, в которой они жили и творили, пытались заложить основы этого понимания. Так, идея ранних философов Древней Греции о макро и микрокосмосе в самых различных вариантах исходит из единства всего бытия. Сам процесс познания человеком самого себя означал познание его принадлежности к великому космическому целому, в котором человек находил в готовом виде принципы своего бытия. Их представление о первооснове, которая претворяется в отдельных предметах, и в которую они потом возвращаются, есть также понимание о едином начале и всеобщей связи окружающего мира.
А представления Древних индийцев о Брахме-Космосе глубоко созвучно с современной научной концепцией Большого Взрыва. У них бытие и небытие ассоциируется, соответственно, с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). 100 космических лет бытия Махи Манвантары (8 640 000 000 земных), 100 космических лет небытия Махи Пралая (8 640 000 000 земных), сменяющих друг друга поочередно, утверждают о циклическом характере нашего мироустройства. К сожалению, современным ученым пока не удается ответить на вопрос: а что было до Большого Взрыва? И потому, вновь следует обратить внимание исследованиям русского ученого Александра Александровича Фридмана, которому удалось на стыке XIX и XX веков впервые теоретически доказать, что Вселенная, заполненная тяготеющим веществом, не может быть стационарной, а должна периодически расширяться или сжиматься. Тем самым, было положено начало современной релятивистской космологии. Позже, научность данной концепции подтвердил американский астроном Эдвин П. Хаббл, после обнаружения красного смещения, понятого ученым миром как явление «разбегания» галактик. Тем самым, циклический характер миропонимания в древнеиндийской мифологии мог бы вполне конкретно ориентировать современных ученых на углубленную разработку данной идеи с научной позиции.
Впоследствии Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Исаак Ньютон и другие великие ученые попытались выразить свои взгляды на мироустройство нашей Вселенной, пытаясь научно обосновать ее единство и всеобщую связь, за что подверглись гонениям со стороны церкви. Один из основателей современной физики Альберт Эйнштейн, астрономы Эдвин Хаббл и Фред Хойл, физики-теоретики Алан Гут и Стивен Хокинг небезуспешно продолжили эту эстафету. И хотя многие концептуальные положения о физической детерминированности единства и всеобщей связи вселенского миропорядка уже налицо, но, тем не менее, оппоненты, утверждающие о божественном сотворении нашей Вселенной, продолжают отстаивать свои позиции. И потому, вначале, мы попытаемся философскими категориями осмыслить гармонию в масштабах всей Вселенной, а потом подтвердим эту гармонию на уровне планеты Земля и самого человека.
Особенность нашей Вселенной в том, что она продолжает расширяться с огромной скоростью (как утверждают ученые физики, она расширяется со скоростью около 75 км/с). Также есть предположение, что ее расширение происходит с замедлением. Но для нас, философов, важна не величина этой скорости, а ее точная выверенность для нормального функционирования всей Вселенной. Британский астроном Бернард Ловелл считает: «Если бы Вселенная расширялась на одну триллионную быстрее, то к настоящему времени во Вселенной исчезла бы вся материя… А если бы расширение происходило на одну триллионную медленнее, то уже приблизительно в первый миллиард лет существования Вселенной гравитационные силы заставили бы ее сжаться…». Это, по мнению философов, означало бы абсолютное «небытие», то есть не было бы ни галактик, ни звезд-долгожительниц, ни жизни. Следовательно, благодаря этой, строго выверенной физической величине, то есть соразмерности скорости расширения огромному богатству и разнообразию материальных образований, явлений и форм, начиная от атомов, молекул и кристаллов и кончая планетами, звездами, галактиками и метагалактиками позволяет нам сделать вывод о существовании Вселенской гармонии. Тем самым, появление современной релятивистской космологии имело большое мировоззренческое значение. И тут философия однозначно полагает, что, чем быстрее люди научно осознают основные физические параметры нашего бытия, тем реальнее будет перспектива отойти от религиозно-догматических представлений вселенского мироустройства, и человечеству будет легче и эффективнее противостоять современным глобальным вселенским вызовам.
В книге физика Мартина Риза «Просто шесть цифр», приводится шесть основных постоянных, сохраняющих свою величину в любой точке Вселенной, и придающей ей устойчивость и гармонию. Речь идет о шести физических константах, входящих в математические выражения фундаментальных физических законов. К ним относят: скорость света, постоянную Планка, гравитационную постоянную, постоянную Больцмана, элементарный заряд и космологическую константу. И как бы весь материальный мир не был безграничным во времени и пространстве и бесконечно разнообразным по форме, эти шесть постоянных цифр пронизывают их вдоль и поперек, обрекая Вселенную на устойчивость и гармонию. То есть, пока эти шесть постоянных величин не потеряют своих физических свойств эффективного воздействия на процессы и явления окружающего мира, наша Вселенная будет сохранять свое гармоническое равновесное состояние. Вполне возможно, что эти постоянные в прошлом имели другие значения, и это научно вписывается в эволюционные параметры вселенского бытия. Но на сегодня именно эти фундаментальные физические константы играют главенствующую роль в нашей жизни и во вселенской гармонии.
Эти шесть физических величин тесно вплетены в механизм четырех фундаментальных физических взаимодействий, являющихся основой устойчивого гармонического развития Вселенной. И в необъятных просторах космического пространства, и в не видимых невооруженным глазом атомных структурах проявляются четыре фундаментальных взаимодействия. Они, практический влияют на все, что нас окружает. Речь идет о гравитационном, электромагнитном, сильном ядерном и слабом ядерном взаимодействиях. Они, в ходе эволюционного развития, обрели такую точность, и это позволило обеспечить всю Вселенную, и прежде всего, планету Земля, необходимыми химическими элементами. Всего их в периодической таблице Менделеева набирается около 90, среди которых – такие важные для нашей жизни элементы как углерод, кислород, азот, железо и др. С философской точки зрения, эти шесть физических величин позволяют соразмерно соотнести пространственно-временные свойства Вселенной с теми физико-химическими процессами, которые происходят в планетах, звездах и галактиках. И именно этот космический порядок позволяет нам также сделать вывод о вселенской гармонии, о ее единстве и взаимосвязанности.
Это можно лучше понять, если детальнее рассмотреть все четыре фундаментальных физических взаимодействия. Гравитационное взаимодействие более заметно среди больших объектов, и менее – на уровне атомов. Оно обусловливает структурную систему всей Вселенной, не ввергая ее в хаос. Кроме того, сила гравитационного взаимодействия выверена таким образом, что позволяет посредством давления на внутренние части звезд поднять их температуру до уровня, необходимого для реакции ядерного синтеза. С его помощью происходят гравитационные коллапсы и взрывы сверхновых звезд и выбросы в космическое пространство огромного количества химических элементов, так необходимых для жизни. Второе взаимодействие – это Электромагнитное взаимодействие. Оно играет главную роль в притягивании протонов и электронов друг к другу, благодаря чему возможны химические реакции и образование молекул. Важную роль в нашей жизни играет Сильное ядерное взаимодействие, которое склеивает протоны и нейтроны в ядре атома. Именно благодаря этой связи образуются различные химические элементы, как гелий и кислород (легкие), железо, золото, свинец (тяжелые). При этом данное взаимодействие происходит с такой филигранной точностью, что позволяет равномерно вырабатывать все необходимые химические элементы для нашей жизни. Энергия, необходимая для преодоления силы, объединяющей компоненты атомного ядра при его расщеплении, выражается формулой Е = 0,007 (приближенная величина). Это – доля перехода в энергию массы водорода при синтезе из него гелия. Не менее важным для нашего существования является и Слабое ядерное взаимодействие. Оно примерно в миллионы раз слабее ядерных сил, но достаточно для того, чтобы водород на Солнце горел с маленькой и постоянной скоростью. Именно точно отрегулированная скорость горения водорода на Солнце позволяет иметь на Земле приемлемую температуру для жизни. Оно так же играет определенную роль во взрывах сверхновых звезд, создающих химические элементы и распространяющих их в космосе.
Таким образом, благодаря точной регулировке этих четырех фундаментальных взаимодействий, Вселенная продолжает развиваться устойчиво и гармонично. Тем самым, философия, основываясь на концепциях современного естествознания, полагает следующие выводы:
– вся структура Вселенной проста и упорядочена, а ее явления регулярны и необходимы, и совершаются под воздействием незыблемых законов природы;
– сущность видимых вещей и всей Вселенной совпадает, подтверждая физическую однородность земного и небесного миров, свидетельствуя о единстве мира;
– нынешняя диалектика подтверждает единство, связность и универсальное движение в природе, говорит о совпадении противоположностей как на Земле, так и в небесных телах;
– все в мире подвержено гибели, а материя пребывает такой же, подтверждая свою неисчерпаемость, бесконечность, вечность;
– раз мир бесконечен, то любые теологические рассуждения о творении не уместны, ибо бог не смог бы создать бесконечное, и управлять им;
– как утверждает известный британский ученый-этолог Ричард Докинз: «Любой бог, способный сотворить Вселенную, сам должен быть сложным и статистически невероятным…, что только при помощи «крана» (эволюционное развитие. – Н. С.) можно постепенно, и не прибегая к чудесам, подняться от простоты к иначе не объяснимой сложности».
Эти утверждения, в первую очередь, касаются нашей планеты Земля, где все так же подвержено влиянию четырех фундаментальных взаимодействий. Соразмерность Земли проявляется, прежде всего, с гравитационным взаимодействием. Ученые физики говорят: будь Земля своим размером чуть больше, ее гравитация не позволила бы водороду преодолеть силу притяжения, и атмосфера Земли была бы не пригодной для жизни; а если бы Земля была чуть меньше, то необходимый для жизни кислород улетучился в космическое пространство, а вода, находящаяся на поверхности Земли, испарилась бы полностью. В этих условиях жизнь на Земле была бы так же невозможной.
Аналогичную соразмерность параметров Земли можно увидеть и по отношению к Солнцу. Будь расстояние от Земли до Солнца всего на 5 процентов меньше, то Земля, примерно 4 миллиарда лет назад, подверглась бы парниковому эффекту, а если бы это расстояние было всего на один процент больше, то около 2 миллиардов лет назад вся поверхность Земли оказалось бы под толщей льда. По подсчетам ученых, Земля движется по своей орбите со скоростью около 107000 километров в час, что позволяет ей компенсировать силу тяготения Солнца и находиться на подходящем расстояний от него почти по круговой орбите. Это позволяет нам избежать экстремально опасных температур, неприемлемых для нашей жизни.
Следует обратить внимание еще на два параметра. Земля, как известно, в течение суток делает оборот вокруг своей оси, и это позволяет поддерживать на ее поверхности умеренную температуру, пригодную для жизни. Кроме того, ее ось вращения наклонена к плоскости орбиты на 23,5 градуса. И этот наклон играет существенную роль в смене времен года. Также важно положение нашей Солнечной системы в галактике Млечный Путь, которые не позволяет другим небесным телам повлиять на орбиту Земли и изменить ее. А это крайне важно для нашего существования.
Во всеобъемлющей гармонии пребывают и все необходимые жизненные компоненты Земли. И этот фактор весьма значим для философии. Потому что само понимание жизни содержит в себе большой мировоззренческий смысл. Теория Дарвина гласит, что жизнь сама готовит условия для своей эволюции. При этом, по предположению ученых, первыми стали осваивать Землю растения, которые появились примерно 500 миллионов лет назад, в палеозойскую эру. Такое предположение вполне соответствует философскому осмыслению эволюции как основы научного подхода, ибо, именно растения, осуществляющие фотосинтез, способны накапливать энергию и отдавать свободный кислород в атмосферу. Спустя, примерно 50 миллионов лет, после растений появились первые животные – гипертрофы, которые стали использовать растения в качестве пищи. В результате дальнейшей эволюции, из этих основных видов растений и животных возникла современная флора и фауна. Дарвин прав в том, что вся живая система, появившаяся в начале эволюционного пути, постепенно адаптируясь к окружающей среде, усложняла свою структуру и функции и также влияла на свою среду, главным образом, через те экосистемы, в которые они входили.
И потому нынешнее состояние флоры и фауны на Земле потрясают наше воображение. Нашу планету украшают, по меньшей мере, 350 000 видов растений, населяют от 1,5 до 2 миллионов видов животных, более миллиона видов насекомых и более 9000 видов птиц. Во всех видах водоемов плавают более 20 000 видов рыб. Все это вместе взятое, включая человека, создает ту гармонию на Земле, которую мы называем жизнью. Всеобщая связь или содружество, которая существует между растениями флоры и особями фауны, также впечатляют нас своими уникальными возможностями симбиоза. Миллионы лет вся живность планеты, в ходе естественного отбора, вырабатывала в своей экосистеме отношения к другим представителям флоры и фауны, в результате чего травоядные животные стали условиями выживания хищников, а сами, в свою очередь, приспособились к растительной пище, поедая растения своего ареала существования.
Но сожительство живого мира развивалось не только борьбой за выживание, но и сожительством и взаимопомощью совершенно различных видов живого и растительного миров. Так, определенные фиговые деревья и осы не могут размножаться независимо друг от друга. Термиты едят дерево, но чтобы переварить его, им в их организмах нужны простейшие микроорганизмы. Аналогичная ситуация характерна почти и для всех млекопитающих. Коровы, козы, верблюды и другие животные не смогли бы переварить клетчатку травы, не будь в их желудках бактерий и простейших микроорганизмов. Такое сотрудничество весьма характерно особенно между насекомыми и цветами. Насекомые опыляют цветки, а те, в свою очередь, кормят насекомых пыльцой и нектаром. И таких примеров содружества можно привести бесчисленное множество. В этой связи философия отмечает, что сожительство и взаимопомощь совершенно различных видов живого и растительного миров однозначно подтверждают один из основных выводов эволюционной теории Дарвина о полном единстве и взаимосвязанности всего живого мира на Земле.
Полное единство живого мира на Земле убедительно подтверждают своими открытиями биохимики на примере слаженной работы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и белковых молекул. Их учение гласит, что все формы жизни, начиная от амебы до человека зависят от взаимодействия этих трех компонентов, создающих все разнообразие форм жизни и гармонию жизни. Сегодня наука однозначно подтвердила, что без этих мастеровых жизни, жизнь на планете была бы невозможной.
Во Вселенскую гармонию удачно вписывается и уникальная атмосфера Земли. В атмосфере Земли все необходимые для нашей жизни компоненты содержатся в благоприятных пропорциях. Взятые по отдельности некоторые газы нашей атмосферы были бы смертельными для живых существ, но поскольку они смешаны в воздухе в безопасных пропорциях, также благоприятно действуют на нас. К примеру, кислород, составляющий 21 процент воздуха, крайне необходим для нашей жизни, а его избыток в атмосфере мог бы нести смертельную опасность для нашей жизни. Кроме того, избыток кислорода на Земле повлек бы за собой неудержимые пожары. Этому воспрепятствует азот, составляющий 78 процентов объема воздуха. А благодаря огромному количеству молний, происходящих ежедневно на Земле, образующиеся соединения азота с кислородом падают на Землю и способствуют росту всех видов растений. А содержание в атмосфере углекислого газа (менее одного процента) позволяет растительному миру жить и производить так необходимый для нас кислород.
Атмосфера Земли также служит защитным экраном для ее жителей. Так, озоновый слой, расположенный на высоте 25 километров, не только не пропускает на Землю вредные компоненты солнечного излучения, но и сохраняет тепло и предохраняет нас от метеорных бомбардировок. Можно сказать и о необычайных свойствах воды и о значении почвы. Главное – без воды животные и растения не получали бы питательных веществ, в которых они нуждаются. Почва предоставляет растениям питательные вещества и воду, которые затем, соединяясь в травах и деревьях, с углекислым газом и под воздействием солнечных лучей превращаются в органические вещества, необходимые для существования человека и животных.
Человек, как биологическое существо, также находится под воздействием законов природы, а как представитель социума может оказать влияние на Вселенскую гармонию и ход ее развития. Если рассмотреть в отдельности гармонию самого человека, то здесь можно выделить три основных уровня: гармония самого биосоциального облика человека; взаимодействие человека с окружающей средой; поведение человека в социальных общностях и социуме.
Первая гармония полагает, что человек может успешно развиваться только при соответствии его умственного развития физическим данным. Обе эти величины подчинены соразмерности человека как единого целого биосоциального существа, как единства материального и духовного.
Вторая гармония не выделяет человека из природы, полагая, что человек по своим физио-биологическим параметрам является частью природы и должен неукоснительно следовать ее принципам и законам. Подчиняя природу своим интересам, он должен в обязательном порядке следовать нормам ее гармонии и не нарушать ее единство и целостность.
Третья гармония, полагает, что человек, по меткому выражению Аристотеля, «социальное животное», то есть человек, еще с тех древних времен, понимался как одушевленное животное. Это обязывает человека гармонично сочетать личные интересы с общественными интересами, и строго следовать принципу тождества бытия и мышления. Он не должен также нарушать единство законов внешнего мира и мышления, то есть его деятельность, в первую очередь, должна строго следовать принципам второй гармонии. А его поведение в социуме должно соответствовать нравственному категорическому императиву И. Канта: поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли и поведения во всякое время могла служить принципом всеобщего законодательства. Тем самым, гармония человека полагает, прежде всего, его единство и взаимообусловленность как биосоциального существа, и потому, Философия, выделяет в человеке на первый план этические основы его деятельности. С одной стороны, он, как главная производительная сила общества, во взаимоотношениях с природой должен строго следовать ее законам, не нарушая ее принципы и основы, а как представитель социума должен гармонично сочетать свои интересы с общественными интересами.
Таким образом, на основе достижений естественных наук, философия может однозначно полагать, что весь органический и неорганический мир планеты Земля представляет собой процесс, находящийся в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, обладающий единством и взаимосвязанностью, источником которого выступает противоречие, являющееся корнем всякого движения и жизненности. Тем самым, удивительная приспособляемость животных к условиям своего существования, целесообразное устройство их органов для выживания, а также способность растений к автотропному питанию, единство человека, как биосоциального существа, свидетельствуют о значении той гармонии, в которой они живут и развиваются под определенными условиями и состоянием внешней среды.
Безусловно, гармония на Земле есть составная часть Всеобщей Вселенской гармонии, которая всецело определяется физическими законами и нормами, полагая собой единство и всеобщую связь во всей Вселенной.

Литература

1. Ричард Докинз. Бог как иллюзия. М.: «КоЛибри», 2009.
2. Рузавин Г. Н. Концепции современного естествознания. М.: «ЮНИТИ», 1997.
3. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М.: изд. Центр, 1997.
4. Watch tower bible and trast society of pennsylvania. Существует ли заботливый творец? Brooklyn, NewYork, U.S.A., 1992.
5. Watch tower bible and trast society of pennsylvania.Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? Brooklyn, NewYork, U.S.A., 1992.
6. Сагадиев Н. Д. Материалы к курсу лекции по философии. Алматы: «ЭВЕРО», 2009.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Статья получилась интерессная. Благодарю автора за проделанную работу и умные мысли!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ