«В окно повеяло весною…»

0
497

Памятные даты апреля

Ляйля Буланбаева

Вот и наступили приятные теплые деньки, когда можно смело снимать толстую верхнюю одежку, подставлять руки и щеки под лучи солнца. После холодной зимы все живое на земле в ожидании долгожданной весны. И в эту прекрасную пору появилось на свет немало талантливых личностей, некоторые из них представлены в нашей традиционной рубрике.

200 лет назад родился Таттимбет Казангапулы (1815–1860), выдающийся казахский композитор-кюйши, один из основоположников классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. 
Уроженец Каркаралинского района Карагандинской области. Места, где вырос Таттимбет, представляют собой прекрасные благодатные края, изобилующие зеленью и чистой водой. Он рос в среде, полной веселья, празднеств, развлечений, среди полного достатка. Природное дарование помогло будущему композитору усовершенствовать музыкальные навыки, полученные у местных исполнителей кюев, стать лучшим из них. Виртуозно владеющий домброй, он становится душой компаний. Среди веселья, среди прекрасных девушек-домбристок и были созданы Таттимбетом такие, полные радостного настроения, кюи, как «Былқылдақ», «Сылқылдақ». Благодаря своему искусному исполнению, Таттимбет вместе с делегацией совершил путешествие в Петербург. Позади остались безоблачные дни, проведенные среди своих близких, на небе стали собираться тучи. В те годы начинается процесс быстрой колонизации казахских земель, отбираются у казахского населения плодородные земли, леса и пастбища. Выходцы из России стали густо заселять самые лучшие земли в окрестностях Каркаралы, стали строить дома у рек и родников, сажать картофель на жайлау, устанавливать крепости. Реакцией на все это Таттимбета, переживающего за происходящее и думающего о будущем, были созданные им кюи «Көкейкестi», «Сарыжайлау». В этих кюях, которые всегда будут жить в памяти народа, говорится о том, что жизнь преходяща и печальна. Такен Алимкулов, автор прекрасного рассказа о Таттимбете, пишет: «Все хорошее в жизни поэт связывал с Сарыжайлау, безмерно радовался за жайлау, испытывал из-за них душевные муки: его кюи наполнены и радостью, и печалью. В мелодиях, выражающих восторженную радость от лицезрения пышного расцветшего летнего жайлау, сквозят грустные, печальные звуки. Это исповедь тонко чувствующего человека, который понимал, что и жизнь сама меняется, обновляется. Это живая летопись вечно обновляющихся лета и Сарыжайлау». Кюи Таттимбета исполняются оркестром в операх «Қыз Жiбек», «Абай», в симфонических произведениях и продолжают вечно жить в сердце народа.
90 лет назад, 1 апреля родился Нургиса Атабаевич Тлендиев (1925–1998), знаменитый казахский композитор, дирижер, домбрист, Народный артист СССР, обладатель Государственной премии РК.
Родился в ауле Шиликимер Илийского района Алматинской области. Окончил дирижерский факультет Московской консерватории. Был главным дирижером Казахского театра оперы и балета имени Абая (1953–1961), Казахского государственного Академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы (1961–1964) и организованного им самим оркестра народных иснтрументов «Отырар сазы» (1981–1998). Н. Тлендиев оставил неизгладимый след в казахской музыкальной культуре. Он автор более 500 музыкальных произведений. Удивляет многообразие жанров его наследия: песни, кюи, романсы, увертюры, поэмы, кантаты, опера, балет и др. Насыщенные национальный колоритом, своеобразным неповторимым стилем они пользуются особой популярностью и любовью, стали поистине народными. Им написана музыка к 40 пьесам и свыше 20 кинофильмам. Пьесы М. Ауэзова, Ш. Айманова, Т. Ахтанова, А. Тажибаева, а также фильмы «Қыз Жібек», «Қилы кезен», «Менің атым Қожа», мультфильмы «Қарлығаштың құйрығы неге айыр», «Ақсақ құлан», в которых звучит музыка Нургисы Тлендиева, давно стали классикой казахской сцены и экрана. Будучи композитором, глубоко познавшим музыку своего времени, он всегда вдохновлялся искусством импровизации. Всю силу, энергию своего пламенного вдохновения Нургиса Тлендиев вкладывал в оркестр. Творческий язык и мысли Нургисы, как композитора, дирижера и виртуозного исполнителя, находят понимание в народе. По указу Президента РК в 1998 году композитору присвоено звание «Халық Қаһарманы». Похоронен у мавзолея Жамбыла.
60 лет назад, 5 апреля 1955 года Уинстон Черчилль подал в отставку с поста премьер-министра Англии, завершив свою политическую карьеру. 
Это был окончательный его уход с этого поста и из большой политики. В 1964 году он в последний раз присутствовал на заседании палаты общин… Уинстон Черчилль вошел в историю как самый яркий английский политик двадцатого века, находившийся у власти в течение правления шести монархов – начиная с королевы Виктории и до ее праправнучки Елизаветы II. Черчилль был прекрасным дипломатом и политическим деятелем. С началом Второй мировой в мае 1940 года Черчилль был назначен премьер-министром Великобритании и сразу же занял пост Министра обороны, став верховным главнокомандующим войсками и сосредоточив в одних руках руководство всеми военными силами страны. Важнейшей заслугой Черчилля в эти годы считается его решимость продолжать войну до победы, несмотря на противодействие ряда членов его кабинета, выступавших за достижение соглашений с гитлеровской Германией. Это в огромной степени увеличило его популярность среди соотечественников. Годы, когда Черчилль возглавлял английское правительство и представлял свою страну в антигитлеровской коалиции, были величайшим достижением его как государственного деятеля и дипломата. Он участвовал в разработке текста Атлантической хартии (1941). В 1944 году Черчилль провел в Москве переговоры со Сталиным, разделив Европу на сферы влияния. Он активный участник Тегеранской, Ялтинской и Потс­дамской конференций. Премьер-министр довольно подозрительно и холодно относился к политике СССР. После капитуляции Германии он заявил: «По моему мнению, коммунистическая угроза заняла место бывшего врага». Именно Черчиллю принадлежит знаменитая фраза «железный занавес». В период 1945–1950 годов он был вынужден уйти в отставку с поста премьер-министра, в связи с поражением его партии на выборах, но остался в нижней палате парламента. Возглавляя оппозицию, он продолжал бороться с «советской угрозой» и выступал за объединение послевоенной Европы. В 1951 году, в возрасте 77 лет, Черчилль вновь стал премьер-министром. Последний срок пребывания на посту премьер-министра был бледным периодом в его политической биографии. Несостоятельность внешней политики Черчилля, неспособность как прежде схватывать суть вещей и событий – все это внушало серьезные опасения. К тому же он был очень стар и болен. 
90 лет назад, 9 апреля 1925 года родился Эрнст Иосифович Неизвестный, советский и американский скульптор. 
Родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье врача. В 1947 году окончил Рижскую академию художеств, а в 1954 году – Московский художественный институт им. Сурикова, параллельно слушал лекции на философском факультете МГУ. Во время Великой Отечественной войны Неизвестный принимал участие в сражениях, в результате получил тяжелые ранения и был отправлен домой. Отголоски войны надолго останутся в памяти художника и будут запечатлены на его холстах. Позднее его работы становятся более экспрессивными и сочетают элементы символизма и кубизма. В 1955 году Эрнст Иосифович становится членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР и до 1976 года занимается художественной деятельностью в СССР. С 1956 года он работал над претворением в жизнь своего грандиозного проекта – гигантской скульптуры «Древо жизни», которая стала символом творческого союза науки и искусства. Среди других его работ: «Цветок лотоса» на Асуанской плотине в Египте – памятник в честь дружбы народов, самая большая скульптура в мире – его высота 75 м (1971); мемориал жертвам ГУЛАГа в Магадане (1996) – с огромным бетонным «Ликом скорби»; надгробие Н. Хрущева в духе символизма и некоторые другие. Одна из последних работ Эрнста Неизвестного – памятник Сергею Дягилеву, установленный в Перми. В 1976 году Эрнст Неизвестный эмигрировал в Цюрих (Швейцария), а в 1977 году переехал в США. В 1980-х годах он много раз выставлялся в галерее Магна (Magna Gallery) в Сан-Франциско, где его выставки имели большой успех, и работал по заказу этой галереи. В настоящее время Эрнст Иосифович живет в Нью-Йорке и работает в Колумбийском университете. Тем не менее, он часто приезжает в Россию, где выступает с докладами и делится опытом по сочетанию архаики и авангарда в искусстве. Эрнст Неизвестный – зарубежный Почетный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, кавалер орденов Почета и «За заслуги перед Отечеством» III степени. В Уттерсберге (Швеция) существует музей его скульптур, а первый в России Художественный Музей Эрнста Неизвестного был открыт в Екатеринбурге 9 апреля 2013 года, в день 88-летия скульптора. В музее представлена экспозиция работ, полученных в дар как от самого Неизвестного, так и из других коллекций. 
120 лет назад, 13 апреля 1895 года при раскопках Помпей были найдены горы сок­ровищ.
Впервые на развалины Помпей, ставших жертвой извержения Везувия в 79 году нашей эры, наткнулся известный архитектор из Рима Доменико Фонтана еще в 1599 году. В то время он прокладывал подземный водопровод в толще холма над погребенными Помпеями. Однако раскопки города начались лишь в середине восемнадцатого века, а систематический характер они приобрели во второй половине девятнадцатого века. 13 апреля 1895 года при раскопках Помпей был найден скелет, с легкой руки кого-то прозванный «античным скупым рыцарем». Впрочем, более меткого прозвища придумать было нельзя: скелет нашли лежащим среди горы сокровищ. Здесь были и великолепные браслеты, перстни, золотые цепочки, серебряный столовый сервиз из 108 предметов, среди которых – кубки, чаши, тарелки, ложки и даже ситечки. Более тысячи золотых монет невероятной нумизматической ценности сверкали, как только что отчеканенные. В целом же, мастерство изготовления этих ювелирных изделий потрясало. Найденные сокровища были тайно проданы французским Ротшильдам. Но, как это часто бывает, кто-то из дельцов, нагревших руки на сделке, проболтался. В итоге разгорелся скандал, но итальянские власти были уже бессильны вернуть себе ценности. Все эти сокровища оказались в Лувре. 
125 лет назад, 25 апреля родился Токаш Бокин (1890–1918), активный участник установления и укрепления Советской власти в Семиречье и Верном, участник национально-освободительного восстания 1916 года в Семиречье. 
Родился в ауле Карасу Муюнкумской волости Верненского уезда (ныне Алматинской области) в семье бедняка-скотовода. В 1898–1906 годах учился в мужской гимназии в г. Верном. В 1906–1914 годах был переводчиком в суде и Семиреченском областном переселенческом управлении в г. Верном. В 1913 году издал в Верном свой казахско-русский словарь, включавший 1802 слова. В 1914–1916 годах Т. Бокин, работая в судебной палате и на заводе в Петербурге, вступил на путь революционной борьбы. В 1916 году был активным участником национльно-освободительного движения в Семиречье, после чего 14 августа 1916 года был арестован властями, освобожден после падения царской власти. После освобождения Токаш Бокин включился в работу большевистски настроенных подпольных групп. Он смело боролся с местными представителями Временного правительства, с алашординцами и буржуазными националистами. В 1918 году Т. Бокин участвовал в работе II съезда крестьянских советов Жетысуйской области, на котором вместе с большевиками С. М. Журавлевым, Л. П. Емелевым, Р. П. Маречеком добивался принятия съездом решения о переходе власти к Советам. На второй день после установления Советской власти – 4 марта 1918 года – секретарь военно-революционного комитета (ВРК) Токаш Бокин, выступая на митинге, заявил, что казахские трудящиеся приветствуют власть Советов, от которой единственно могут ожидать справедливого разрешения национального вопроса. Они готовы всемерно помогать русским рабочим, крестьянам и казахам строить совместно новую жизнь на равных правах. Т. Бокин активно участвовал в создании аульных и сельских крестьянских Советов, оказывал материальную помощь голодающим крестьянам, обеспечивал питанием части Красной гвардии. Он также возглавил работу по по раскулачиванию кулаков и богачей, частичной конфискации байского скота и раздаче его бедным. Токаш Бокин был заместителем областного наркома по урегулированию русско-туземных отношений, одновременно с 7 марта 1918 года – членом коллегии областного СНК, с 9 марта 1918 года – комиссаром Семиреченской облпродовольственной управы, возглавлял специальную комиссию по расследованию «контрреволюционной деятельности» партии «Алаш», которая приняла решение о роспуске этой партии. В апреле-мае 1918 года Т. Бокин сражался в составе войск Красной Армии против казаков-белогвардейцев. Он был убит в сентябре 1918 года. В советское время его убийство приписывалось алашордынцам и левым эсерам. В 1967 году ему установлен памятник в Алматы. Именем Токаша Бокина названы улица в Алматы, аул в Илийском районе.
520 лет назад, 27 апреля родился Сулейман I (1495–1566), турецкий правитель, 10-й султан Османской империи (1520–1566). 
Сулейман считается величайшим султаном из династии Османов, ведь именно при его правлении Оттоманская Порта достигла апогея своего развития – наибольшего территориального расширения и военно-политического могущества. В Европе Сулеймана чаще всего называют Сулейманом Великолепным, тогда как в мусульманском мире – Сулейманом Кануни. Стал султаном, когда ему было 25 лет. Бескомпромиссный борец со взяточничеством, Сулейман завоевал расположение народа добрыми делами, строил школы. Сулейман Кануни покровительствовал поэтам, художникам, архитекторам, сам писал стихи, считался умелым кузнецом. Сулейман не был так кровожаден, как его отец – Селим I, но он не менее отца любил завоевания. К тому же ни родство, ни заслуги не спасали от его подозрительности и жестокости. Сулейман лично руководил 13 походами. Значительная часть богатства, полученного от военной добычи, дани и налогов, тратилась Сулейманом I на строительство дворцов, мечетей, караван-сараев, гробниц. Также при нем были составлены законы (канун-наме) об административном устройстве и положении отдельных провинций, о финансах и формах землевладения, повинностях населения и прикреплении крестьян к земле, о регламентации военно-ленной системы. Сулейман Кануни умер 6 сентября 1566 года во время очередного похода в Венгрию – при осаде крепости Сигетвар. Он был похоронен в мавзолее на кладбище мечети Сулеймание вместе со своей любимой женой Роксоланой. 
60 лет назад, 29 апреля 1955 года родилась Лариса Ивановна Удовиченко, советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка России. 
Родилась в Вене, в семье военного врача. Еще в школе Лариса мечтала стать киноактрисой, и в 9 классе она получила свою первую роль – школьницы Людмилочки в фильме «Счастливый Кукушкин». Учиться актерскому ремеслу она начала в народной студии киноактера в Одессе, продолжила во ВГИКе, который она окончила в 1976 году. До 1993 года Лариса работала в Театре-студии киноактера. Роль Маньки-Облигации в телесериале «Мес­то встречи изменить нельзя» в мгновение ока сделала актрису любимой всем населением СССР. За роль Кати в фильме «Такие же, как мы» Лариса Удовиченко удостоилась специальной премии Всесоюзного кинофестиваля. С того времени она снималась в 3-4 фильмах каждый год. С 1980 по 1990 годы Удовиченко была одной из самых востребованных актрис Советского Союза. На сегодняшний день ее творческий багаж – более 120 великолепных комедийных, драматических и лирических ролей в фильмах: «Женщина для всех», «Любить по-русски», «Валентина», «Сукины дети», «Мэри Поппинс, до свиданья!», «Зимняя вишня», Трын-трава», «Красное и черное», «Женская логика», «Даша Васильева. Любительница частного сыска», «Женить Казанову», «Зимний сон» и мн. др. Лариса Удовиченко порадовала и театралов, сыграв роль в спектакле «Сирена и Виктория» Виталия Соломина.  Обладательница российской кинематографической премии «Ника». Увлекается живописью, психологией, современной философией. 
145 лет назад, 30 апреля родился Франц Легар (1870–1948), венгерский композитор и дирижер.
Родился в австро-венгерском городке Комарно (ныне Словакия) в семье военного капельмейстера. Франц был очень работящим и одаренным ребенком – уже в пять лет он прекрасно знал ноты и хорошо играл на фортепиано. В 1882 году Легар поступил в Пражскую консерваторию, где учился у замечательных учителей, таких как А. Бенневиц, Й. Б. Ферстер, А. Дворжак – благодаря им он учился с удовольствием. Оценив творческие способности Франца, А. Дворжак настоятельно советовал ему заняться композицией. По окончании Пражской консерватории Легар некоторое время работал в театральном оркестре Бармен-Эльберфельда, а затем служил в австро-венгерской армии. Через 10 лет, став самым блистательным капельмейстером военных оркестров, Легар ушел в отставку и стал театральным композитором. Он много сочиняет, выпускает в свет свои первые композиции, пьесы для скрипки, марши, вальсы. Первая оперетта Легара – «Кукушка» – появилась в 1895 году и была высоко оценена публикой, но Легар ожидал большего, и поэтому он создал новую редакцию этой оперетты под названием «Татьяна», но и здесь успех был не слишком большим. С 1902 года Легар работал дирижером в венском театре «Ан дер Вин». В ноябре 1902 года он успешно представил первую комическую оперетту «Венские женщины». Через год он женился на Софии Мет и прожил с ней до конца жизни. В 1905 году Франц написал и поставил новую оперетту «Веселая вдова», которую ожидал большой успех, благодаря ей Легар прославился на весь мир. Далее были успешные оперетты: «Граф Люксембург», «Ева», «Страна улыбок», «Джудитта», но успеха «Веселой вдовы» не достигла ни одна из них. Легар стал заниматься издательским делом и открыл музыкальное издательство. Во время Второй мировой войны Легар жил в Австрии, затем переехал в Швейцарию. В 1947 году умерла его жена София. Легар прожил после ее смерти недолго – вернувшись в свой австрийский дом в Бад-Ишле, где он умер 24 октября 1948 года. В этом доме сегодня располагается музей Франца Легара. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ