Проводы зимы

0
387

Памятные даты февраля

В этом холодном, вьюжном месяце, когда нет-нет да проглядывает яркое солнце, и чувствуется приближение весны с едва ощутимым, довольно обманчивым теплом, родилось на свет немало знаменитых личностей, некоторые из них представлены в нашей традиционной рубрике.

830 лет назад родился Кетбуга жырау (1185–1260), казахский сказитель, композитор-кюйши, герой народных исторических легенд. 

В народе его прозвали «Ұлы жыршы» («Великий сказитель»). Существует такая легенда. Джучи хан, правитель Дешт-и-Кыпчака, погиб, когда охотился на кулана, и никто не осмеливался сообщить эту скорбную весть его отцу – Чингисхану. Тогда эту опасную миссию взял на себя Кетбуга жырау. Он начал с вопроса: «Кто очистит море, помутневшее у истоков, мой хан? Кто посадит на место дерево, поваленное с корнем?». Психологически подготовив владыку к траурной вести, жырау исполнил кюй «Ақсақ құлан – Жошы хан» («Хромой кулан – Джучи хан»), в котором сообщил о гибели его сына Джучи. Видимо, после исполнения кюя разгневанный хан решил наказать Кетбуга жырау. Но, так как горестную весть донесла домбра, то он приказал залить ее горячим свинцом. Так на домбре появилось маленькое отверстие. Но от этого домбра не стала хуже, ее звучание только улучшилось, стало еще мелодичнее и красивее. До нас дошли только кюй «Хромой кулан – Джучи хан» и несколько строк песен, исполняемых перед его началом. Остальные литературные и музыкальные произведения Кетбуги не сохранились, хотя в свое время они были широко распространены среди народа. Кетбуга жырау оказал значительное влияние на развитие искусства слова, а также на творчество и стиль многих казахских жырау. 
140 лет назад, 2 февраля родился Фриц Крейслер (1875–1962), австро-американский скрипач и композитор. 
Уроженец Вены, в возрасте трех с половиной лет уже знал ноты, в семь лет поступил в Венскую консерваторию, в десять – получил консерваторскую золотую медаль и был принят в Парижскую консерваторию. Занимался Фриц по классу скрипки у Ж. Массара и по композиции у Л. Делиба. Он завоевал Большой приз консерватории в 12 лет, в 14 – дал первый концерт в США с Бостонским симфоническим оркестром и затем совершил успешное турне по Америке с пианистом М. Розенталем. На некоторое время Крейслер оставил скрипку, занявшись медициной (отец музыканта был врачом), отслужил положенный срок в австрийской армии и затем вернулся к музыке. В 19 лет он сочинил ставшие потом знаменитыми каденции к скрипичному концерту Бетховена, опубликовал Классические рукописи – серию скрипичных пьес, стилизованных под известных мастеров. Мировую славу ему принесло его первое выступление с Берлинским филармоническим оркестром в 1899 году. В период между 1900 и 1914 годами он совершил множество концертных поездок по разным странам и создал несколько популярных произведений. С началом Первой мировой войны Крейслер был призван в австрийскую армию в звании лейтенанта, но вскоре был демобилизован и продолжил свою музыкальную деятельность. Все европейские и американские концерты скрипача проходили при переполненных залах. В 1923–1925 годах он совершил гастрольные поездки по Востоку, Австралии, Новой Зеландии. После прихода к власти нацистов Крейслер переселился в Париж (1933–1939), а в 1939 году – в Нью-Йорк. Фриц Крейслер ушел с эстрады в 1950 году, а умер 29 января 1962 года в Нью-Йорке. Он был одним из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины XX века. 
80 лет назад, 2 февраля 1935 года родился Евгений Велихов, советский и российский ученый, физик-теоретик, академик. 
Область научных работ Евгения Павловича – физика низкотемпературной плазмы, магнитная гидродинамика, газовые и технологические лазеры, энергетика. Он – один из родоначальников исследований в области термоядерного синтеза, внесших большой вклад в развитие данных областей. Под его руководством были созданы мощные импульсные источники энергии для глубинного зондирования земной коры, разработана теория создания технологических лазеров, нашедших широкое применение в металлообработке. Ему принадлежит создание уникальной компании «Росшельф» для освоения морских нефтегазовых месторождений Арктики на базе предприятий и технологий подводного кораблестроения. В последние годы Евгений Павлович ведет научное руководство программы создания ядерной энергетики нового поколения. В течение многих лет ученый активно занимается и общественной деятельностью. В 1980-х годах он возглавлял Комитет советских ученых в защиту мира, против ядерной войны. Сегодня Велихов – член Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, член Совета Фонда «Сколково». Автор большого числа научных публикаций, ряда изобретений и открытий. Велихов награжден орденами и медалями как России, так и других стран. Кроме науки академик увлекается горными лыжами, конным спортом и серфингом. Живет и работает в Москве. 
70 лет назад, 4 февраля 1945 года родился Полад Бюль-Бюль оглы (настоящее имя Полад Муртуза оглы Мамедов), советский и азербайджанский певец и композитор, Народный артист Азербайджана.
Уроженец города Баку. Его отец – Народный артист СССР, певец Муртуза Мешади Рза оглы Мамедов, по прозвищу Бюльбюль («соловей»). Отец и вывел Полада впервые на сцену в качестве аккомпаниатора. В 1962 году мальчик окончил музыкальную школу по классу фортепиано и поступил в Бакинскую консерваторию по классу композиции. Начав писать песни в 17 лет, Полад стал пропагандистом азербайджанской культуры, гастролировал по СССР и многим странам мира. Он считается родоначальником нового направления на эстраде, соединяющего национальные традиции в музыке с современными ритмами. Снимался в фильмах («Сказки русского леса», «Не бойся, я с тобой», «Парк советского периода»). Еще он писал музыку: симфонические произведения, мюзиклы, музыку к кинофильмам и спектаклям. Руководил Азербайджанской национальной филармонией. В 1982 году ему было присвоено звание Народного артиста Азербайджана, награжден орденами «Независимость», Дружбы и Чести. В 2000 году была открыта звезда Бюль-Бюль оглы на «Площади звезд» в Москве. С 1988 по 2006 год был министром культуры Азербайджанской Республики. В 2006 году был назначен Чрезвычайным и Полномочным послом Азербайджанской Рес­публики в Российской Федерации. Доктор искусствоведения, почетный профессор, Полад Бюль-Бюль оглы и сегодня продолжает заниматься музыкой, живет и работает в Москве. 
100 лет назад, 10 февраля 1915 года родился Владимир Зельдин, советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР. 
Он был младшим ребенком в семье и имел еще трех сестер и брата. Его отец служил в военном оркестре и был тромбонистом. Мама до замужества работала учительницей, но после рождения детей свою жизнь посвятила им. Когда ему было девять лет, семья перебирается в Тверь. Здесь он поступает в гимназию. В 1924 году Зельдины переезжают в Москву. Владимир продолжил учебу в школе на Таганке. В 1929 году после окончания школы Зельдин работает на механическом заводе учеником слесаря, нужно было зарабатывать деньги, помогать семье, ведь времена тогда были тяжелые. Однажды ему встретилось объявление о наборе учеников в театральное училище. Экзаменаторы по праву оценили его своеобразную манеру игры и врожденную пластику, и он был принят. В 1938 году Зельдин переходит в Театр транспорта (ныне Театр имени Н. В. Гоголя). В этом же году актер дебютировал в кинокартине «Семья Оппенгейма», где у него была эпизодическая роль. Затем артиста приглашают на роль Мусаиба в фильме «Свинарка и пастух», где он играет вместе с Мариной Ладыниной. Пробы прошли удачно. Зельдин лихо держался на коне, пел, танцевал. Но съемки фильма прервала война. Всех членов киногруппы призвали на фронт. Его направили в танковое училище. Но вскоре по приказу Сталина всех актеров вернули на съемки фильма. Эта роль принесла Зельдину всенародную любовь и популярность. В театре Советской армии, где он служит уже 70 лет, он считает своей главной работой роль Альдемаро в пьесе Лопе де Вега «Учитель танцев». В канун празднования 90-летия Владимира Михайловича в театре был поставлен спектакль «Человек из Ламанчи» по «Дон Кихоту» Сервантеса. Зельдин играл Дон Кихота. Актер играл без всяких скидок на свой почтенный возраст, а ведь это спектакль-мюзикл, динамичный и непростой для актеров. Своим задором, легкостью, осанкой, голосом, который с годами не изменился, Зельдин изумил публику. Кроме того, сегодня он занят в спектакле «Приглашение в замок» Ж. Ануя в роли Мессершмана и в музыкальном спектакле «Давным-давно» в роли Кутузова. В Театре «Модерн» играет Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского. Зельдин награжден многими орденами, медалями и другими наградами. Несмотря на возраст, Владимир Михайлович и сегодня продолжает активно работать в театре и кино. 
60 лет назад, 12 февраля 1955 года Советское правительство приняло решение о создании космодрома Байконур.
Космодром «Байконур» – первый и крупнейший (площадь 6 717 км²) в мире космодром, расположен в Кызылординской области, недалеко от поселка Торетам. 12 февраля 1955 года Совет Министров СССР принял Постановление о создании полигона по испытаниям межконтинентальных баллистических ракет и запуску искусственных спутников Земли. Однако строительство площадки началось еще раньше. Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Торетам 12 января 1955 года. Строительство велось с невероятной быстротой. Уже 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе. Официальным днем рождения космодрома считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона. Байконур имеет большое международное значение. Именно отсюда был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос, запускались пилотируемые космические корабли серий «Восток», «Восход», «Союз», орбитальные станции серий «Салют», «Мир», межпланетные космические аппараты. Байконур – один из трех космодромов планеты, наряду с космодромами Мыс Канаверал (США) и Цзюцюань (Китай), предназначенных для запуска аппаратов с космонавтами на борту. Орбита МКС была подобрана с учетом широты Байконура, и с него осуществляются основные запуски в космос. 
105 лет назад, 12 февраля родился Ли Бьонг Чхуль (1910–1987), корейский бизнесмен, основатель корпорации Samsung. 
Ли Бьонг Чхуль (позднее его называли Хо Ам) родился недалеко от города Тэгу (Корея), в семье фермера. Его отец скопил достаточное состояние, позволившее Бьонг получить образование в университете в Токио. В 1936 году он построил рисовую мельницу и открыл сельскую лавку. Через два года он наладил экспорт рисовой муки, сахара и рыбы в соседние страны. Бьонг создает торговую компанию – Samsung Trading Company. В 1950 году весь его бизнес потерпел крах. Но уже в следующем году Ли Бьонг Чхуль начал работу практически с нуля. Он начал со строительства сахарного завода и текстильной фабрики. Затем занялся еще и страховым бизнесом. В 1950-х годах Бьонг получает поддержку президента Кореи Ли Сын Мана. А к концу пятидесятых становится самым крупным и богатым бизнесменом в Корее. К этому времени компания Samsung Company уже строила корабли, заводы, больницы и гостиницы. С 1965 года он провел множество переговоров с крупными японскими компаниями, которые завершились в 1969 году созданием Samsung-Sanyo Electronics. Новая компания стала выпускать фены и черно-белые телевизоры. Спустя четыре года произошло слияние Samsung-Sanyo Electronics и Semiconductor Co. В результате образовался завод по производству полупроводников, а с ним пришла и независимость от японских производителей. Компания стала производить холодильники, стиральные машины и другую бытовую технику и с тех пор стала называться Samsung Electronics. В начале 1980-х годов Ли Бьонг Чхуль отошел от руководства компанией, передав его своему сыну Ли Кун Хи, но еще долгое время формально оставался председателем корпорации Samsung. 
100 лет назад, 15 февраля родился Ермухан Бекмаханов (1915–1966), известный ученый-историк, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент АН КазССР. 
Родился в Баянаульском районе Павлодарской области. После окончания в 1937 году Воронежского педагогического института работал в научно-исследовательском институте при Наркомпросе КазССР. В годы Отечественной войны был начальником управления Наркомпроса республики, одновременно преподавал в высших учебных заведениях. В 1946–1947 годах – заместитель по научной работе директора Института истории, археологии и этнографии при АН КазССР. С 1947 года до самой смерти (6 мая 1966 года) возглавлял организованную им самим кафедру истории Казахстана в КазГУ им. Кирова. Научное наследие Е. Бекмаханова особо выделяется разносторонностью тем, широким охватом исторических вопросов и основательностью их решения. Монография под названием «Казахстан в 20–40-е годы XIX века» (по этой теме он защитил докторскую диссертацию в 1946 году в Москве), вышедшая затем в свет в 1947 году в Алматы на русском языке, послужила началом его научного труда. Рецензенты, которые считали данный труд Бекмаханова попыткой обосновать и оправдать движение под руководством Кенесары Касымова, выдвинули против него политические обвинения, объявили проповедником буржуазно-националистической идеологии. Споры вокруг труда Бекмаханова усилились во второй половине 1947 года, но ученый стоял на своем. В 1951 году его уволили с работы в университете, исключили из рядов партии. Некоторое время он преподавал историю в Нарынкольской школе, а вскоре устроился учителем в Новотроицкую школу, что в Шуйском районе Жамбылской области. Здесь его и арестовали 5 сентября 1952 года. В течение двух месяцев шло расследование, а 3 ноября 1952 года на Бекмаханова подготовили обвинительное заключение по делу № 699. На основании этого обвинения по указу коллегии по уголовным делам Верховного Суда КазССР 2 декабря 1952 года Ермухан Бекмаханов был осужден на 25 лет и сослан в один из отдаленных лагерей ГУЛАГа. В результате многочисленных его заявлений из лагерей в соответствующие органы и благодаря помощи отзывчивых людей, таких как общественный деятель, академик Анна Михайловна Панкратова, дело Бекмаханова было пересмотрено и закрыто 16 февраля 1954 года, а сам он был реабилитирован. Несгибаемый ученый оставил богатое научное наследие, ставшее народным достоянием. После реабилитации он закончил труд «Присоединение Казахстана к России», начатый им еще до ареста. Благодаря неоценимой помощи А. М. Панкратовой, этот труд вышел в свет в 1957 году в Московском издательстве «Наука» в объеме 30 печатных листов. Бекмаханов снова занял в обществе достойное место. В 1964 году он был избран членом-корреспондентом АН КазССР. В последние 10 лет своей жизни он плодотворно работал, написал глубоко содержательные научные произведения, в том числе учебник по истории Казахской ССР для средних школ; участвовал в подготовке молодых ученых. Сегодня его ученики, достигнув ученых степеней докторов наук, продолжают научное дело своего наставника. 
135 лет назад, 28 февраля родился Мартирос Сарьян (1880–1972), армянский художник. 
Мартирос Сергеевич Сарьян родился недалеко от Ростова-на-Дону. Предки будущего переселились из Ани в Крым, а во времена Екатерины II из Крыма – на берег Дона. Многодетная семья Сарьяна, следуя традиции, жила размеренной и простой патриархальной жизнью на одиноком хуторе вдалеке от города. С детства Мартирос проявил склонности к рисованию.  В 1897 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1901 году впервые едет в Армению. Сарьян побывал там во многих местах: Лори, Ширак, Ани, Эдчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван, Севан… Впечатления были неизгладимы. Впоследствии география путешествий расширяется: помимо неизменной Армении, он посещает Константинополь, Египет, Персию. Мировая война помешала художнику увидеть Индию и Японию. Одно за другим возникают знаменитые полотна Сарьяна: «Улица. Полдень», «Константинопольские собаки», «Натюрморт. Виноград», «Армянка», «Портрет поэта Цатуряна», «Цветы Калаки». Сарьяну было 34 года, когда началась Первая мировая война. Художник активно включается в патриотическую деятельность. В 1916 году он женится на Лусик Агаян, дочери видного армянского писателя Газароса Агаяна. Участвует в организации Общества армянских художников, оформляет знаменитую брюсовскую «Антологию армянской поэзии». В 1917 году Сарьян с семьей перебирается в Армению. Начиная с 1923 года, он создает знаменитые циклы картин, которые с большим успехом демонстрировались на XIV Венецианской биеннале: «Горы», «Армения», «Мой дворик», «Арагац», «Ереван». В эти же годы он создает герб Советской Армении и занавес первого государственного театра. Родина становится главной и неизменной темой Сарьяна. Его привязанность к своей земле была столь велика, что, даже уехав осенью 1926 года в Париж, он по-прежнему продолжал воспевать красоту армянской природы. В течение последующих десятилетий он создает огромную галерею картин об Армении, создает прекрасные театральные декорации, панно и книжные иллюстрации. Жизнеутверждающее искусство Сарьяна не просто шагает в ногу со временем, оно словно смотрит на нас из грядущего. Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972 года. 

Ляйля Буланбаева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ