Вопросы экологической безопасности

0
832

Бекмурат НАЙМАНБАЕВ,
кандидат исторических наук, 
доцент Казахстанского инженерно-педагогического университета 
Дружбы народов

Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР и принятый впоследствии Закон о государственной независимости РК наиболее четко сформулировали право народов Казахстана на природные богатства. По существу, с принятием Декларации начинается новый этап в развитии законодательства об экологической безопасности. Об этом свидетельствует Конституция РК 1993 г., объявившая природные ресурсы исключительной государственной собственностью. Только получение независимости и переход к рыночным отношениям позволили в официальном порядке заявить о признании Казахского государства хозяином своих природных ресурсов – земель, недр, лесов и вод.  Практически весь советский период  богатствами природы и недр распоряжались не истинные хозяева – народ Казахстана, а союзные органы. 

Только после  обретения независимости в Казахстане был принят блок нормативных актов, регулирующих использование природных ресурсов и имеющих прямое отношение к обеспечению экологической безопасности. Это Водный Кодекс, Лесной Кодекс, Кодекс о недрах и переработке минерального сырья и др.1 Они сыграли важную роль в упорядочении взаимодействия природы и общества и в целом смогли послужить правовой базой развития правоохранительных отношений в условиях перехода к рынку.
Также Казахстан присоединился к таким международным договорам, как Конвенция «Об изменении климата» (1992), Конвенция «О защите всемирного культурного и природного наследия» (1994), Конвенция «О запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду» (1995),  Венская Конвенция «Об охране озонового слоя» и Монреальский протокол по запрету веществ, разрушающих озоновый слой (1997) и   Киотский протокол об изменении климата (1999). Эти и другие международные соглашения, которые ратифицированы Казахстаном, строже подходят к решению проблемы обеспечения экологической безопасности и возлагают на республику ряд новых экологических обязательств, которые необходимо было отразить в законодательстве страны.
Поэтому 30 апреля 1996 г. распоряжением Президента РК была одобрена «Концепция экологической безопасности», которая призвана стать основой при создании законодательной базы охраны окружающей среды. В соответствии с Концепцией экологическая безопасность является естественно-исторической основой и составной частью национальной безопасности республики и определяется степенью защищенности личности, общества и государства от последствий чрезмерного антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных действий, промышленных аварий и катастроф.2 
Концепция должна была стать базой для формирования внутренней и внешней политики страны, правовых, экономических механизмов и направлений деятельности, позволяющих сохранить благоприятную окружающую среду и обеспечить устойчивое экономическое развитие, предупредить стихийные бедствия и промышленные аварии. В соответствии с Концепцией в стране принят ряд основополагающих актов, направленных на обеспечение экологической безопасности страны. Среди них Закон «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года,  Закон «Об экологической экспертизе» от 18 марта 1997 года,  Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 года, Закон  «Об использовании атомной энергии» от 14 апреля 1997 года, Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О земле» от 22 декабря 1995 года, Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года и др. Эти акты по-новому регулируют природоохранительные отношения и содержат немало мер по оздоровлению экологической обстановки в республике. Кроме того, впервые в истории страны экологическая безопасность признана одной из фундаментальных компонентов национальной безопасности страны: Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 года к числу угроз национальной безопасности нашего государства отно-сит «резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпи-демии и эпизотии» (ст. 4 п. 9).3
При этом Казахстан, как полноправный член ООН, учитывал актуальность для страны принципов, подписанной им Декларации Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию РИО-92, Приоритетов Повестки Дня ООН на XXI век, а также международных конвенций по борьбе с опустыниванием, о биологическом разнообразии, об изменении климата и считает их соблюдение членами мирового сообщества жизненно важным для обеспечения глобальной, региональной и национальной экологической безопасности и устойчивого развития современной цивилизации и особенно стран, которые переживают стадию перехода к рыночной экономике.
В действующем природоохранительном законодательстве экологическая безопасность рассматривается как новая ориентация, важнейшая цель развития Республики Казахстан, которая может быть достигнута в ближайшие годы лишь совместными усилиями государства, населения, общественности, государственных и негосударственных предприятий, учреждений, религиозных конфессий, международных организаций путем осоз-нания глубинных причин экологического кризиса, добровольного отказа от потребностей, удовлетворение которых вызывает увеличение техногенного пресса на природу, население, историческое и культурное наследие, хозяйственные объекты, жизненно важные не только для настоящего, но и для будущих поколений.
Принятие Концепции экологической безопасности связано, прежде всего, с тем, что до недавнего времени в Казахстане вообще не было какой-либо серьезной государственной программы в области экологии. К тому же, в связи с переходом к рынку и восприятия ряда международных идей в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды возникает необходимость в приведении эколого-правовых норм страны с нормами международного права.
Немаловажное значение имело также и то, что сложившаяся в стране неблагоприятная, а в ряде районов – кризисная экологическая обстановка потребовала рассмотреть обеспечение экологической безопасности как самостоятельного направления деятельности общества и государства, как понятие более широкое, чем отношения по природопользованию и охране окружающей среды.
Под охраной окружающей среды принято понимать деятельность человека по поддержанию благоприятного состояния окружающей среды, предупреждения деградации в процессе общественного развития и потребления.
Таким образом, весь блок законодательных актов в сфере взаимодействия природы и общества, исходя из того, в какой мере они регулируют отношения по экологической безопасности, можно классифицировать на две группы: общие и специальные.
К общим относятся Гражданский Кодекс РК, Уголовный Кодекс РК, Кодекс об административных правонарушениях и другие.
К специальным относятся Закон «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года, Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 8 июля 1994 г., Закон «Об экологической экспертизе» от 18 марта 1997 года, Закон «Об особо охраняемых при-родных территориях» от 15 июля 1997 года, Закон «Об использовании атомной энергии» от 14 апреля 1997 года, Закон «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 года и другие.
Особое место занимают Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона, «О земле» от 22 декабря 1995 года, «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года, «О государственном регулировании отношений, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями» от 22 июля 1995 года и другие. В 2003 г. введен в действие новый Земельный кодекс.4
Наиболее важным законодательным актом, регулирующим отношения по обес­печению экологической безопасности, является действующий в настоящее время Закон «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года. Он определяет современные правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.
Отношения, возникающие в сфере экологической экспертизы, регулируются Законом РК «Об экологической экспертизе» от 18 марта 1997 года, который значительно развил нормы об экологической экспертизе Закона «Об охране окружающей среды».
Оценивая состояние законодательства в области обеспечения экологической безопасности, надо подчеркнуть роль и значение законодательных актов, направленных на охрану атмосферного воздуха. Охрана атмосферного воздуха в системе иных объектов природы занимает особое место. Неизбежно при всех условиях он непосредственно поступает в организм человека, влияет на состояние других компонентов природы.
В основу правового регулирования отношений в области охраны атмосферного воздуха положено нормирование его качества: установление порога содержания в нем веществ и биологических агентов – их предельно допустимых концентраций, гарантирующих гигиеническую и экологиче-скую безопасность.
Нормативы ПДК устанавливаются для выбросов газов, пыли, золы и других вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ. Также устанавливаются нормативы предельно допустимых воздействий для уровней шума, вибраций магнитных полей, радиации и других физических факторов.
Особая опасность атомной энергетики, использования радиоактивных материалов, сбои в работе действующих атомных электростанций потребовали усиления защищенности от вредного воздействия радиации. Радиоактивное загрязнение территории Казахстана происходило по многим причинам. Прежде всего, это результат массовых испытаний ядерного оружия, особенно в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Всего на Семипалатинском ядерном полигоне с 1949 по 1989 гг. было проведено 470 ядерных взрывов, в том числе 90 воздушных, 25 наземных и 354 подземных. В Западном Казахстане произведено 7 воздушных, а в других регионах страны – 15 подземных ядерных взрывов. По данным специалистов, на радиоактивное загрязнение Казахстана серьезное влияние оказала также Челябинская (1957 г.), Чернобыльская (1986 г.) ядерные аварии, ядерные взрывы на китайском ядерном полигоне «Лобнор».
На загрязнение природной среды повлияли несколько военно-испытательных полигонов и космодром «Байконур». Достаточно сказать, что в Республике Казахстан было 47 так называемых регионов падения, где до сих пор лежат обломки ракет, их отработанные ступени с остатками топлива и другие детали. В этих условиях сама жизнь потребовала подготовки и издания законов «Об использовании атомной энергии» (14 апреля 1997 года) и «О радиационной безопасности населения» (апрель 1998 года).5
С обеспечением экологической безопасности страны тесно связаны проблемы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые регулируются Законом РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на­се­ления»6 и Государственной про-граммой «Здоровье народа».7 В них определены правовые, экономические и социальные условия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики, которые основаны на концепциях зависимости здоровья человека от степени благоприятности сферы его обитания и необходимости предотвращения вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. 
Таким образом, после обретения независимости и перехода к рыночным отношениям в стране сделано много для укрепления экологической безопасности и оздоровления качества окружающей среды. 
Законодательные акты должны играть важную роль в решении этой проблемы. По своей значимости и степени сложности, по мнению многих специалистов, природоохранительный закон находится на одном уровне с такими основополагающими экономическими законами, как Гражданский и Налоговый кодексы. Поэтому настало время перехода от фрагментарного регламентирования вопросов к комплексному, системному регулированию отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Необходима кодификация природоохранительного законодательства. Все основные вопросы природоохранительных и природоресурсных отношений должны полу-чить свое закрепление в едином кодифицированном акте.

г. ШЫМКЕНТ

ЛИТЕРАТУРА
1. Водный Кодекс Республики Казахстан. Алматы, 1997; Кодекс о недрах и переработке минерального сырья Республики Казахстан. Алматы, 1992.
2. Казахстанская правда. 1 июня 1996.
3. Казахстанская правда. 26 июня 1996. 
4. Земельный кодекс. Алматы: Жеті жарғы, 2003, с. 79. 
5. Природа и закон. Сборник нормативных актов. Алма-Ата, 1984, с. 67.
6. Казахстанская правда.  17 апреля 1997. 
7. Казахстанская правда. 25 апреля 1998. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ