Монолит народа, Лидера Нации и Конституции

0
428

Виктор МАЛИНОВСКИЙ,

член Конституционного Совета РК,

доктор  юридических наук,

профессор

1 декабря 1991 года в результате победы на прямых выборах Нурсултан Назарбаев  получил право действовать от имени всех казахстанцев и стал, по  точному выражению К. Маркса, «носителем своего рода божественного права: он – правитель народной милостью».

Показательно: уже 10 декабря 1991 г. страна обрела новое имя – Республика Казахстан. А еще через шесть дней был принят исторический Конституционный закон о государственной независимости.

С тех памятных исторических событий прошел двадцать один год. Мы преодолели разочарования и пережили  весьма непростые испытания. Ценой больших усилий добились заслуженных побед. Уверенность сменила сомнения и уныние, радость – разочарование.

Первоосновой, ядром всего политического механизма, мозговым центром, стратегом и координатором движения страны по восходящей, был и на сегодня остается опирающийся на Конституцию Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н.А. Назарбаев.

 

Созидая независимое государство

При всей важности и исторической значимости казахстанских Декларации о государственном суверенитете (1990 г.) и Конституционного закона о государственной независимости (1991 г.), они закладывали лишь политико-правовую основу для дальнейших глубоких преобразований.

Еще предстояло сформировать главную составляющую государственности – казахстанский народ – то есть совокупность граждан, осознанно и прочно связывающих свою судьбу и жизнь с только что родившимся государством. А для этого подготовить ответы на животрепещущие вопросы, убедить людей, а многих и переубедить.

Необходимо было определить государственные границы, то есть четко, в согласии с соседями,  очертить территорию, на которую распространяется суверенитет государства, а также на будущее скорректировать административно-территориальное устройство унитарной  формы.

Требовала своего срочного и принципиального разрешения  ситуация со столицей.

Нужно было создать новые Конституцию и  правовую систему, механизмы и институты, включая силовые, экономические, финансовые, внешнеполитические и иные  опоры обеспечения государственной Независимости.

Многое из того, что необходимо было тогда сделать, пришлось делать впервые, в том числе и в мировой практике.

Неимоверных безотлагательных и одновременных усилий требовала развивающаяся буквально на глазах негативная и опасная ситуация всеобщего дефицита товаров народного потребления и продуктов питания, галопирующей гиперинфляции и засилья обесценивающихся денег,  остановка предприятий и обрушения связей между ними, резкого сокращения бюджетов на поддержку малоимущих и пенсионеров…

Строительство основ будущего и преодоление текущих сложностей легло на плечи государства. Однако и оно оказалось на перепутье. В связи с ослаблением и последующим прекращением деятельности КПСС зашаталась и пришла в противоречие с реальностью основанная на партийном бюрократизме, безграничном коллективизме, отсутствии оперативности и персональной ответственности  система Советов народных депутатов.

В этих, без малейшего преувеличения, критических условиях, был сделан совершенно правильный упор на резкое усиление исполнительной ветви власти при ее возложении на Президента республики.

Вот почему уже спустя полгода после учреждения поста единоличного Главы Казахской ССР в Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 г. внесена существенная новелла о том, что Президент является  не только Главой республики, но и «обладает высшей распорядительно-исполнительной властью».

Законом от 20 ноября 1990 г. на конституционном уровне на Президента республики было возложено осуществление руководства деятельностью Кабинета Министров (вместо бывшего Совета Министров), который в значительной степени утратил свое положение в качестве самостоятельного коллегиального Правительства КазССР. Были учреждены новые посты Премьер-министра Кабинета Министров и государственных советников Казахской ССР по основным направлениям государственного, хозяйственного, социального и культурного строительства.

Наряду с внесением принципиальных изменений и дополнений в Конституцию, на основании которых были консолидированы президентское и правительственное крылья  исполнительной власти, в этот наиболее напряженный отрезок времени разработан ряд крупных законодательных актов и приняты ключевые организационные решения.

После попытки неконституционным путем сместить с поста Президента СССР М. Горбачева, путем внесения дополнений в Конституцию 25 августа 1991 г. на Президента Казахстана было возложено осуществление руководства расположенными на территории страны всеми внутренними войсками; ему предоставлено право при необходимости назначать и освобождать от должности первых руководителей расположенных на территории Казахстана организаций, предприятий союзного подчинения, а также приостанавливать исполнение решений союзных органов, если они противоречат законам и актам высшей исполнительной власти. Был конституционно учрежден возглавляемый Президентом Совет безопасности Казахской ССР.

Не исключаю, сегодня отдельные из перечисленных шагов могут быть восприняты легковесно. Но во времена развала Союза ССР каждый из них давался, без малейшего преувеличения, болезненно.

1-го декабря 1991 г. состоялась историческая победа Н.А. Назарбаева на первых прямых выборах Президента республики. И уже по Конституционному закону о государственной независимости Глава государства возглавил исполнительную власть Республики Казахстан.

Принятыми в январе 1992 г. законами устранялись внутренние противоречия в компетенции Президента и Кабинета Министров. Был введен пост главы местной администрации  (предшественник современных акимов) с назначением на эту должность Президентом республики подотчетных Главе государства и подконтрольных соответствующим Советам народных депутатов глав местных администраций. Впервые со времени установления советской власти исполнительные органы общей компетенции на местах были  выведены из тотальной подотчетности  местных  представительных органов.

Итогом процесса консолидации всей исполнительной власти под руководством Главы государства явился Указ Президента РК от 7 февраля 1992 г. «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления Республики Казахстан в8 условиях экономической реформы». В нем были закреплены единая система исполнительно-распорядительных органов: от Президента – до глав местной администрации и ее органов; функциональные обязанности и полномочия органов и должностных лиц (вице-президента, государственного советника), перечень министерств, госкомитетов и ведомств, обязанность Кабинета Министров по оперативному руководству деятельностью глав местной администрации и другие.

Созданная вертикаль позволила резко активизировать борьбу с кризисом, централизовать направления реформирование и процессы глубочайших реформ, пресечь проявления «суверенизации» отдельных регионов.

Как видим, в течение 1991-1992 годов благодаря принятию законодательных актов и практическим действиям сохранилась управляемость страной. И в Конституции 1993 г.  нашел подтверждение обусловленный конкретными реалиями статус Президент республики, возглавлявшего  единую систему исполнительной власти государства.

 

Курс на президентскую форму правления

Однако первая Конституция оказалась неспособной разрешить все нестыковки и пробелы в конструкции государственной власти. Осенью 1993 произошел самороспуск местных Советов и 10 декабря 1993 г. – Верховного Совета двенадцатого созыва. Перед прекращением его деятельности депутатами был принят закон о временном делегировании Президенту Республики и главам администрации дополнительных полномочий.

В июле 1994 г. Н.А. Назарбаевым была высказана принципиальная по новизне и существу позиция об изменении формы правления. По его убеждению, рассчитанная на кризисный период работа в тандеме Президента и Правительства оказалась не лишенной недостатков. Во-первых, Глава государства, погрузившись в текучку каждодневного управления страной, неминуемо отвлекался от реализации иных функций, что было чревато ослаблением его деятельности по обеспечению прав и свобод граждан, реформированию других ветвей власти. Во-вторых, тандем не способствовал укреплению самостоятельности самого Правительства, налаживанию конструктивных взаимоотношений с законодателями.

Рождение данной идеи именно в тот момент весьма показательно.

С одной стороны, к тому времени уже был выстроен костяк власти – ее  исполнительная вертикаль. Укреплялись социальные основы государственной независимости, медленно налаживались деловые отношения между депутатским корпусом и членами Правительства. Для этого летом и осенью 1994 г. именно Глава государства использовал различные  согласительные процедуры.

С другой стороны, концептуальное видение было высказано еще в условиях действия Конституции 1993 г., что вновь свидетельствует о стратегическом мышлении Президента Республики.

Однако в марте 1995 г. решение Конституционного Суда по известному «делу Т. Квятковской» потрясло весь государственный аппарат. Его юридическим следствием стало прекращение деятельности последнего в истории Казахстана Верховного Совета тринадцатого созыва.  В те очень напряженные для всей страны дни Президент Н.А. Назарбаев в очередной раз принял ответственность на себя, своими четко выверенными действиями сохранил от распада государство и правовую систему.

 

Конституция 1995 года и период стабилизации

Сам факт разработки и принятия действующей Конституции несомненно является одной из крупнейших заслуг Н.А. Назарбаева. При всей политической значимости Конституции 1993 г. за два с половиной года выявились ее существенные недостатки. Это был компромиссный документ, на принятие которого Президент республики был вынужден пойти в целях снятия противостояния между ветвями власти и предупреждения раскола общества.  Однако вместо ожидаемого спокойствия в обществе стало нарастать напряжение.

При разработке проекта Н.А. Назарбаевым во главу угла были поставлены профессионализм, народность и обеспечение интересов Казахстана при признании и воплощении общепризнанных и наших исторических ценностей и реалий. Были напрочь  отвергнуты спекуляции  типа «на документе еще чернила не высохли, а тут – новая Конституция», «игнорируется главный документ, принятый представителями народа» и пр.

В принятой на референдуме 30 августа 1995 г. Конституции восстановлены отношения народного и государственного суверенитетов. Принцип разделения власти на ветви был дополнен изначальным требованием ее единства. Соответственно  была существенно изменена миссия Президента республики. Ранее глава всей исполнительной власти теперь является верховным представителем народа и государства, политическим координатором, разрабатывающим основные направления внутренней и внешней политики страны, гарантом незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также политическим арбитром, обеспечивающим эффективное функционирование всего госаппарата и ответственность ветвей власти перед народом.

Необходимо четко видеть, что в Основном законе нашли закрепление и отдельные положения, рожденные опытом начала бурных девяностых годов.

К таковым, например, относится возможность временного перераспределения полномочий в законотворчестве между Президентом и Парламентом. Сколько копий было сломано вокруг этого правомочия Главы государства! Сколько негативных прогнозов делали сторонники «безграничного верховенства Парламента»! Кое у кого оно вызывает отторжение и сегодня. Но, ведь данное полномочие за период 17 лет Конституции не применялось ни разу! Причем, даже несмотря, к примеру, на жесткие условия финансово-экономического кризиса 2008-2010 годов.

К слову, большинство критиков этого положения Конституции предпочитают забывать, что данная практика была начата еще Верховным Советом двенадцатого созыва. Именно в этом порядке Н.А. Назарбаеву было доверено введение национальной валюты – тенге. Что и было успешно сделано. В результате резко укреплен государственный суверенитет, защищена экономическая независимость страны.

А какой мощный прорыв в становлении национальной правовой системы и демократии сделан  в марте 1995 – январе 1996 года. Тогда  на основе закона от 10 декабря 1993 г. Н.А. Назарбаевым было издано около 140 указов, имеющих силу конституционного или обычного закона. Причем менее чем через год законодательный статус высшего представительного органы был восстановлен, но уже в лице ориентированного на будущее двухпалатного Парламента. Им позже эти указы были преобразованы в законы.

Нельзя не сказать и о том, что  именно особые, основанные на Конституции отношения Главы государства с Правительством позволили,   в годы финансово-экономического кризиса в режиме ручного управления в целом усиливать ресурсом Президента республики возможности Правительства и всей исполнительной власти. А значит, и укрепить управление страной, вывести ее из опасной турбулентности.

Собственно, если время 1990-1995 годов было связано с накоплением опыта, определением задач и планов на ближайшую и отдаленную перспективу, то  период действия Конституции 1995 г. стал для Казахстана началом новой эпохи общественной стабильности и уверенного развития.

Напомню лишь те из достижений, которые имеют непосредственное отношение к изменению государственной власти. Безусловно, это – развитие  гражданского общества в его партийной, неправительственной, социальной, этнической, религиозной составляющих. Это резкая переориентация государственной политики на реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина с созданием современных правозащитных механизмов. Это в целом эффективное сотрудничество Президента, Парламента, Правительства и других госорганов. Естественно, в столь непростом деле как управление такой сложной во многих отношениях страной не обходится без различных мнений, сопоставления, а иногда и столкновения позиций.

Функция Президента республики по обеспечению политической координации реализуется   постоянно. Ее основу заложила отметившая совсем недавно пятнадцатилетие Стратегия Казахстан–2030, идеи и положения которой проводятся через все ежегодные послания народу Казахстана, развиваются в концепциях, госпрограммах и иных документах стратегического планирования. Особо подчеркну, что именно эти документы создают должные гарантии для конституционных прав и свобод человека.

Президентский политический арбитраж востребуется в связи с вероятными разногласиями в подходах между Парламентом и Правительством. Такие примеры имели место в 1994 (при налаживании понимания между Верховным Советом и Кабинетом Министром), в 1995 (при выводе из кризиса власти в связи с решением Конституционного Суда «по делу Т. Квятковской»), а также в связи с различными подходами между Парламентом и Правительством в 1996 г. (о пенсионном обеспечении), в 1999 г. (о республиканском бюджете) и в 2003 г. (о Земельном кодексе). Все они были разрешены посредством конструктивного и решающего участия Президента.

И очень хорошо, что именно Конституция охраняет наше общество от практик таскания в зале заседания депутатами  друг друга за чубы, блокирования трибуны или перманентных парламентских кризисов из-за невозможности сформировать работающую межпартийную коалицию.

Адекватно реализованным верховной властью мерам по развитию гражданского общества в Казахстане проведены конституционные реформы. Причем, опять же, особенно в 2002-2007 годах в формате инициированного Н.А. Назарбаевым безусловного и максимально широкого участия заинтересованных политических сил, всеобъемлющей народной экспертизе и высочайшем профессионализме.

 

От Главы государства Казахской ССР –

к Президенту-Лидеру суверенной Единой Нации

Политическая роль казахстанского Президента меняется  в соответствии с запросами эволюции страны: от главы государства через главу высшей и позже – всей исполнительной власти, до современного стратега развития, политического координатора, гаранта незыблемости Конституции и политического арбитра. Этот процесс развивается согласно накопленному в мире опыту модернизации обретших государственную независимость стран в совокупности с  конкретными запросами казахстанского общества. По большому счету, конституционные  функции Главы государства и высшего должностного лица не выходят за пределы традиционных для большинства зарубежных стран.

Возвращаясь к началу статьи, напомню, что очень многие дела, которыми пришлось и приходится заниматься Н.А. Назарбаеву не свойственны для глав государств и правительств значительного числа современных иностранных государств.

Это объективно востребует повышенную активность Президента – Лидера Нации на таких направлениях как  консолидация общества в Единую Нацию, сохранение политической и межэтнической, межконфессиональной стабильности, создание прочной системы государственно-частного партнерства, культивирование казахстанского патриотизма, упрочение цивилизованности политических партий, стимулированию различных социально значимых неправительственных объединений, формирование общества всеобщего труда… Говоря обобщеннее – реализацией конституционных ценностей, закрепленных в преамбуле, иных положениях и нормах  Конституции.

На каждом из этих направлений страной и народом достигнуты впечатляющие, без малейшего преувеличения эпохальные, результаты, заслуженно признанные и признаваемые самими казахстанцами и международным сообществом.

В числе наиболее заметных знаков  почета и уважения –  Астанинский саммит ОБСЕ, председательство Казахстана в ОИС (Организации исламского сотрудничества), IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий, рывок Казахстана на 21 позицию в общемировом рейтинге конкурентоспособности, вступление Казахстана в качестве полноправного члена в Европейскую комиссию за демократию через право Совета Европы (Венецианская Комиссия), а также триумфальное избрание 12 ноября текущего года нашей страны в Совет ООН по правам человека (из 193  государств «за» отдали голоса 183 страны).

Нужно видеть и еще один принципиальный момент. В отличие от своих коллег по президентскому пулу,  Н.А. Назарбаев проводит огромную работу и вне сугубо государственной сферы, за пределами государственного протокола.  Постоянное общение с казахстанцами на прямых выборах и во время многочисленных поездок по регионам, работа с письмами граждан, выступления на различных общественных мероприятиях, встречи с журналистами ведущих телеканалов и печатных СМИ, беседы с учеными, общественными деятелями и аксакалами, весьма содержательные книги и статьи…

Работоспособность нашего Лидера может быть поставлена в пример руководителям большинства других государств, в которых благодаря исторически действующим законам рынка, давным-давно и устойчиво сформировались многие общественные механизмы, которые в Казахстане лишь набирают свою уверенность.

Не могу не сказать и о том, что если бы в мире более профессионально и непредвзято относились к ответственному и яркому опыту Казахстана особенно 90-х и 2008-2010 годов, если бы отдельные политики не проявляли излишней самоуверенности, то можно было бы загодя предотвратить тотальные спады экономик, беспредельные сокращения социальных программ и ураганные народные недовольства.

Будучи избранным 24 апреля 1990 г. только Главой Казахской ССР, Н.А. Назарбаев в силу своей исторической миссии, личных качеств, всеобъемлющей, ежечасной и эпохально результативной деятельности по созданию Нового Казахстана, а также используемых при этом конституционных, идеологических, организационных и иных формах, совершенно объективно и однозначно заслуженно приобрел новые качества  Лидера Нации.

Первый Президент – Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев ныне олицетворяет собой ту конституционную ценность, в сохранении которой заинтересовано  все общество в силу своей благодарности несущее обязанность по ее сохранению и защите.

Сегодня, особенно после реформы Основного закона 2007 г. и начала работы трехпартийного Мажилиса, внутри казахстанской президентской формы правления явно усиливается ее парламентская составляющая. Как показал наш независимый путь, дальнейшее развитие этого процесса зависит, в первую очередь,  от скорейшего привыкания каждого к жизни в условиях конституционализма и демократии. Чем меньше в Казахстане останется вызовов и угроз, а в обществе возникнет иммунитет к деструктивным действиям,  тем скорее в государственный механизм будут внедряться следующие компоненты президентско-парламентской республики.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ