Рубежи Независимости

0
557

Николай ТУРЕЦКИЙ,

директор НИИ государства

и права им. Г. Сапаргалиева,

секретарь «Казахстанского союза юристов»,

зампредседателя Правового совета при НДП «Нур Отан»,

д.ю.н., профессор

В этом году наша страна отмечает двадцать первую годовщину Независимости. За этот период в стране произошли крупномасштабные государственные преобразования. Был учрежден двухпалатный Парламент, создана судебная система, построена новая столица. Появились Вооруженные силы, Республиканская гвардия, пограничные войска и военно-морской флот. Казахстан добровольно отказался от применения ядерного оружия на своей территории и провозгласил себя страной свободной от ядерного оружия. В 2010 году страна вступила в Таможенный союз.

Лидер Центральноазиатского региона, Казахстан в последние годы интенсивно развивается. Заметных успехов в экономике Казахстан добился благодаря перестройке всей экономической системы, которая в эпоху СССР опиралась в основном на добывающие отрасли промышленности. Кроме экономических реформ в независимом Казахстане были проведены политические реформы, которые заметно повысили авторитет республики на международной арене. Казахстан является членом международных и региональных организаций, известен как надежный партнер как западных, так и восточных государств. Спустя двадцать один год со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений, молодого государства,  нельзя не отметить, что прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными для страны – поиска  и обретения своего места в мире.

Двадцать один год – мгновение в историческом плане, но по глубине преобразований – это эпоха, ведь народ Казахстана построил за эти годы современную республику с рыночной экономикой и демократическими институтами, успешно преодолев кризисы, вышел на новый уровень исторического развития.

Казахстан стал родным домом для многих этносов, построив уникальную модель межнационального диалога, которая может служить образцом для европейского сообщества, сотрясаемого межнациональными и межрелигиозными конфликтами. За годы своей Независимости страна получила новую столицу – Астану, которая воплотила в себе расцвет, мощь и силу народа и стала символом нового Казахстана, воплощением национального духа.

История так распорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбы это внимание было вызвано не только огромной территорией, имеющей колоссальные природные богатства, не только пестрым этническим составом населения, но, и в первую очередь, это было связано с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. Это обстоятельство привело к тому, что название нашей республики замелькало в мировых средствах массовой информации.

Многие политики, ученые и экономисты задаются вопросом: каким же образом Казахстан, избежав смут, гражданских воин, провел политические реформы, специфика которого заключается  в строгом следовании принципам демократического пути развития?

Известный исследователь Рой Медведев и британский писатель Джонатан Айткен о Президенте и Казахстане отмечают:  «Как и все другие объективные наблюдатели, я могу связать этот успех и даже удачу Казахстана с фигурой Президента этой республики Нурсултана Назарбаева. Именно Глава государства принимал в кризисные годы все главные решения и прокладывал курс, который трудно обозначить одними прямыми линиями, но благодаря которым страна избежала многих провалов и опасностей, чего не смогли избежать другие» [1]. «Это выдающийся политик и просто уникальный политический долгожитель. Только вдумайтесь: его карьера началась с комсомольской работы во времена Джона Кеннеди и Никиты Хрущева. А теперь правят Барак Обама и Дмитрий Медведев. И этим мировым лидерам нужны его советы. Совсем недавно они обсуждали кыргызский кризис в Овальном кабинете Белого дома. На международной арене он проявил себя как успешный и осмотрительный политик » [2].

Сформулированный Главой государства постулат «Сначала – экономика, затем – политика» дал возможность сосредоточиться на формировании прочного фундамента, обеспечившего постепенный вывод Казахстана из полосы затяжного кризиса в число наиболее динамично развивающихся государств. Не случайно сейчас получило широкое распространение такое понятие, как «казахская модель развития», суть которой – в поступательном движении по четко заданному курсу на основе взвешенной и глубоко продуманной стратегии.

Начиная с первых дней Независимости, одним из важнейших инструментов укрепления экономики страны и ее конкурентоспособности Нурсултан Назарбаев рассматривал и внешнюю политику. Кроме того, для многих Казахстан был «terra incognito», землей неизведанной. Надо было представить его возможности, его народ, его потенциал, поэтому в состав наших государственных делегаций всегда входили депутаты, представители интеллигенции, ученые, журналисты. Они присматривались к различным моделям экономического и политического развития. Необходимо было на месте разобраться в достоинствах и недостатках различных моделей модернизации, изучить возможности  перенесения зарубежного опыта на казахстанскую почву. И это наиболее позитивный путь для развития в Казахстане политической, экономической и других систем. Вообще была проделана огромная работа, которая дала положительные результаты [3].

За эти годы Казахстан признан государством с передовым мышлением, модернизирующимися экономикой и обществом. Эксперты отмечают и его растущую роль в мировых диалоговых площадках.

Показательно, что на пространстве СНГ и в более обширных масштабах казахстанские инициативы находят широкий отклик. Председательство в таких международных структурах, как ОБСЕ и ОИС, стало венцом внешней политики страны. Благодаря огромному международному авторитету нашего Президента и уважению к нему лидеров мировых держав Казахстан воспринимается как современное, продвинутое в европейском смысле государство.

Такие важнейшие политические решения, как закрытие Семипалатинского полигона, отказ от ядерного арсенала, инициативы в области региональной и глобальной безопасности – СВМДА, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ, ОБСЕ, свидетельствуют о способности Главы государства в сложнейших условиях принимать важнейшие стратегические решения, определяющие логику развития государства на десятилетия вперед.

Своим добровольным отказом от обладания ядерным оружием Казахстан не только существенно повысил международный авторитет, продемонстрировав миру зрелый подход и ответственность в вопросах международной безопасности, но и решительно продвинулся в укреплении суверенитета и безопасности страны. Это наглядно проявилось в решении ядерных держав – США, России, Великобритании, КНР, Франции, Бельгия – предоставить нашему государству гарантии его территориальной целостности и безопасности. «…Бельгия признала Республику Казахстан как независимое государство при непременном выполнении условия соблюдения Казахстаном Договора о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием» (из выступления г-на Брунса на заседании по заявлению Республики Казахстан о приеме в члены Организации Объединенных Наций) [4].

Таким образом, Республика Казахстан заявила о стремлении быть причастными к мировым делам и общечеловеческим проблемам, находиться в русле современного цивилизованного развития человечества, иметь доступ к его достижениям в политической, экономической, социальной, гуманитарной и других важнейших сферах деятельности. В сфере широкого спектра международных вопросов, рассматриваемых в ООН, чрезвычайно важно иметь в универсальной организации собственные четкие позиции по основным политическим проблемам современности, исходя из места и роли Казахстана в мировой политике, защиты и обеспечения интересов нашего государства [5].

Исходя из того, что путь к созданию нового мирового порядка, исключающего возникновение вооруженных конфликтов, лежит через создание региональных и глобальных систем безопасности, через согласованные действия политиков всех стран, Казахстан в качестве одной из приоритетных задач видит активную работу в международных организациях, прежде всего с ООН и его учреждениях.

Вступление Казахстана в ООН 2 марта 1992 года явилось исторической по своему значению акцией, которая символизировала вхождение Казахстана в мировое сообщество в качестве подлинно независимого государства. «Это является поистине историческим событием. Принятие Казахстана в Организацию Объединенных Наций и выполнение им всех соответствующих обязательств поможет укрепить позитивные изменения, произошедшие в мире за последние несколько месяцев. Важность принятия Казахстана в члены этой Организации очевидна для всех. У меня нет сомнений в том, что он сможет внести важный вклад во все области работы Организации Объединенных Наций» (из записки Председателя Совета Безопасности от 23 января 1992 года) [4].

Дебютируя на 47-й сессии ГА ООН, и приняв активное участие в работе последующих сессий ГА ООН, наша Республика уверенно заявила о себе как о новом полноправном государстве – члене этой универсальной и авторитетной всемирной организации, стремящейся внести свой вклад в построение более безопасного мира, в укрепление глобальной стабильности. В своем выступлении Н.А.Назарбаев коснулся вопросов превентивной дипломатии, нерушимости государственных территорий. Н.А.Назарбаев предложил всем правительствам в порядке проявления своей доброй воли начать формирование фонда миротворческих усилий ООН по формуле «один плюс один» [6]. Эта формула означает, что каждое государство, начиная передавать в него один процент от своего оборонного бюджета, ежегодно увеличивает свои отчисления на все тот же один процент. Таким образом, уже через 10 лет эта миротворческая сумма десятикратно возрастет.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун принял решение о назначении Касым-Жомарта Токаева на должность Генерального директора отделения ООН в Женеве. Об этом он сообщил в телефонном разговоре с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Это решение было принято как признание значительного вклада Казахстана в укрепление международной безопасности, режима нераспространения ядерного оружия, успехов страны в социально-экономическом развитии и внешней политике [7].

В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН по инициативе Казахстана приняла резолюцию о провозглашении 29 августа – Международным  днем действий против ядерных испытаний. Это тоже огромное достижение, так как этот день празднуется во всем мире.

В год 20-летия Независимости – 2011 году, Казахстан председательствовал в Шанхайской организации сотрудничества, в Астане состоялся юбилейный саммит этой очень важной и авторитетной во всём мире региональной организации.

С 1 июля 2011 года Казахстан осуществлял председательство в Совете министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества и, надо сказать, очень активно работал в этом направлении. За годы независимости в стране в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений достигнуты значительные позитивные результаты, характеризующиеся стабильной обстановкой, атмосферой толерантности и согласия. Определённое влияние на этот процесс оказала Ассамблея народа Казахстана, созданная по инициативе Нурсултана Назарбаева.

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что в Казахстане за годы независимости построен фундамент политической стабильности. Мы гордимся тем, что нам удалось избежать прямой конфронтации внутри общества и стабилизировать ситуацию, чего, к сожалению, не сумели сделать многие развивающиеся и посткоммунистические страны.

В Послании 2007 года Президент подчеркнул: «…Главная цель политических преобразований для нас – это движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы наших граждан » [8].

Стоит также отметить, как 30 августа 1995 года на республиканском референдуме была принята новая Конституция РК. Было проработано более 20 конституций мира, прежде чем приступить к созданию своей. Необходимо было принять во внимание тенденции мирового развития, лучшие статьи конституций мира. Учесть наши традиции, историю. И этот синтез был осуществлен нашими и зарубежными специалистами.

30 августа 2012 года в Астане прошла Международная научно-практическая конференция, посвященная Дню Конституции Республики Казахстан, на которой выступил Президент: «Главный смысл модернизации заключен в планомерной реализации социального потенциала нашей Конституции. И в этом плане перед нами стоит ряд задач. В ХХI веке необходимо новое прочтение нашей Конституции. Основной Закон – это не застывший правовой реликт. Это живой механизм, в конструкциях которого общество должно черпать правовые и социальные инновации, адекватные новым условиям и качеству казахстанского социума. Поэтому задача правоведов и, особенно, специалистов в области конституционного права – раскрывать новаторский дух Конституции. Важно превращать энергию Основного Закона в силу практических решений – новых законов и правовых норм, обеспечивающих прогресс нашей страны. Я поставил задачу комплексной инвентаризации казахстанского социального законодательства, а также разработку новых законов. Это законопроекты о социальных рабочих местах, системе профессиональных квалификаций и др. В ХХI веке успешное общество – это общество юридически грамотных людей. Основа юридической грамотности – прежде всего, знание Конституции. Поэтому важным вопросом социальной модернизации является воспитание правовой культуры населения»[9].

Особо хотелось остановиться на одной из важнейших вех истории независимости страны – строительстве  новой столицы. Официально инициатива о переносе столицы прозвучала 6 июля 1994 года в выступлении Президента на сессии Верховного Совета республики.

Нурсултан Назарбаев четко знал и понимал, что новый Казахстан необходимо строить в новой столице. Сегодня Астана – это центр евразийского пространства, где проходят встречи высокого уровня, собираются лидеры мировых религий, куда охотно направляется все больше иностранных инвестиций. Здесь воздвигнуты такие архитектурные шедевры, как монументы «Байтерек», Дворец Мира и Согласия, Дворец Независимости, «Хан шатыр» и другие.

Любимое детище Главы государства приятно удивляет и поражает многочисленных гостей из дальнего и ближнего зарубежья уникальностью архитектуры и монументальностью построек. Мечта Президента – создать  город будущего – сбылась, и Астана сегодня – предмет  гордости всех казахстанцев.

Литература:

1.         Р.Медведев. Казахстанский прорыв. – Москва – Алматы: Институт экономических стратегий, 2007. – 19 с.

2.         Дж.Айткен. Нурсултан Назарбаев и созидание Казахстана. – Москва: «Художественная литература», 2010. – 207 с.

3.         К.К. Токаев. Сборник статей. Внешняя политика Казахстана.- Алматы: Монография, 1995.- 208 с.

4.         Материалы Заседания Совета Безопасности ООН по Заявлению Республики Казахстан о приеме в члены Организации Объединенных Наций.

5.         К.К. Токаев. Преодоление. Дипломатические очерки казахстанского министра. – Москва: «Мир», 2003. – 463 с.

6.         Выступление Президента Республики  Казахстан Н.А.Назарбаева на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по сформулированным трем аспектам координации и организации совместных усилий мирового сообщества в деле формирования надежного механизма, надежной стабильности и безопасности жизни и деятельности на земле; по вопросам экологии и охраны окружающей среды в Казахстане.

7.         Казахстанская правда, 15.03.2011. – №92-93. – С. 1

8.         Послание Президента Республики Казахстан. Новый Казахстан в новом мире. – // http://www.nomad.su

9.         Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на Международной научно-практической конференции, посвященная Дню Конституции Республики Казахстан. –  // http://www.nomad.su

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ