Рекреационное трио – Казахстан, Кубань, Болгария

1
732

Василий Слащев,

кандидат экономических наук

Любопытный факт – каждый доллар, вложенный в развитие рекреационной отрасли, приносит инвестотдачу в десять раз больше и быстрее, с меньшим риском, чем в промышленности. Но чтобы беспроигрышно воспользоваться рекреационным даром предстоит разобраться в сущности развития рекреационного бизнеса, который в наших странах воистину неисчерпаем и насыщен всевозможными рисками. С помощью «чужих денег» можно оздоровить и экологическую среду, развить этнорелигиозный патриотизм, своего рода прикладную историю.

Постановка проблемы использования рекреационных ресурсов

Все это претворяется в жизнь с помощью туристско-оздоровительной инфраструктуры, в чем мы еще слабы. Но есть богатый опыт стран, умеющих принимать отдыхающих с хорошими деньгами и желающих их оставить в принимающей стране, разумеется, если будет предложен достойный сервис и, по возможности, изысканное гостеприимство, и все это нам предстоит перенять и достойно умножить.

Успех развития рекреационной отрасли зависит от спроса и предложения на рекреационные услуги, которые имеют многофункциональный и многофакторный характер развития и обладают при этом высоким уровнем чувствительности, т. е. зависят от малейшего колебания настроения отдыхающих – потребителей рекреационных услуг. Добиться этого можно с помощью интеграции вокруг освоения одного или нескольких видов рекреационных ресурсов и соответствующих услуг.

Все это может способствовать умножению природного капитала в форме рекреационной ренты посредством стабильного притока средств от туристического контингента, на условиях его обмена с разными странами и регионами по видам туризма и курортно-оздоровительного обслуживания. Это дает возможность на 20–30% повысить инвестиционную отдачу в совместном использовании рекреационных ресурсов, что сближает народы, делает нас богатыми и гордыми за предков, которые оставили нам такое рекреационное благо. Природные ресурсы, особенно невосполнимые, можно исчерпать «до дна», в то время как рекреационные ресурсы со временем лишь возрастают в цене, ибо они не амортизируются и морально не устаревают.

По мере разрастания искусственной среды обитания (ИСО), как неизбежной антропогенной эволюции, значение рекреационных ресурсов – источника поддержания равновесия в человеческой популяции неудержимо возрастает, а значит, увеличивается экономическая и экологическая значимость формирующейся на этой основе рекреационной отрасли.

Рекреационная отрасль в экономике мало изучена и, по существу, она как бы растворена в разных сферах человеческой деятельности – туризме, здравоохранении, курортологии, спортивно-оздоровительных мероприятиях, краеведении, спортивных и военизированных играх и др. Пока это не находит целостного статистического измерения, а потому отсутствует организованная статистическая отчетность, что затрудняет контроль государственного регулирования и управления.

Рассмотрим, как оценивается туризм в качестве самостоятельной отрасли в Республике Казахстан, начиная с 2006 по 2010 год включительно. Прежде всего, возникает желание сделать замечание по поводу неадекватного употребления термина «туризм» для оценки рекреационных возможностей территории Казахстана в границах трехмерного пространства, т. е. включая и космос, например, через космодром на Байконуре.

Туризм (франц. tourismo, от tour – прогулка), путешествие (поход, поездка) в свободное время, один из видов активного отдыха. На самом деле правильнее назвать его по чисто функциональному признаку, т. е. какая продукция или услуги при этом производятся, например, отдых, восстановление сил, здоровья, экологическое оздоровление народонаселения, наконец, его экологическое и патриотическое воспитание. Все это лучше всего характеризуется с помощью понятия рекреационная деятельность, в котором и заключен его функциональный смысл.

Процесс замены старых понятий новыми в науке неизбежен по мере того как развивается сама наука, собственно, на этом она и строится. И если термин или понятие действительно адекватно отражает содержательный смысл исследуемого явления или процесса, то и результаты исследования будут более полными и точными. С учетом сказанного термин «туризм» менее удачный, хотя и устоялся в общеобразовательной и специальной литературе, вошел в перечень объектов управленческой инфраструктуры. Туризм означает временную перемену места жительства с целью удовлетворения рекреационных потребностей, которые удовлетворяются посредством трансформации природных и общественных рекреационных ресурсов. Из этого и формируется рекреационная емкость территории, например, достаточность и качество водных, горных, лесных или степных ресурсов, развитость социально-инженерной инфраструктуры, уровень квалификации туроператоров или гидов, работников санаторной или курортно-оздоровительной сферы, наконец, по санитарному уходу и питанию.

В научном плане только рекреационная география добилась в этом успехов, предложив свои методы пространственной инвентаризации, как правило, природных объектов, хотя по существу все они таковыми и значатся, если используются для оздоровления, просвещения, духовного и патриотического воспитания больших масс народонаселения.

В некоторых регионах, странах и слоях общества, преимущественно коренного населения, они способствуют развитию рекреационных (экосистемных услуг), обеспечивая занятость свободных рабочих рук, а через это и формирования дохода, например, за счет реализации услуг и продукции – лекарственных трав, ягод, грибов, фруктов, изделий кустарного промысла и др. Замечательной особенностью развития рекреационной отрасли является то, что она является трансграничной, т. е. развивается на основе трансграничного природопользования, поскольку природа и, особенно, ландшафт как целостная природная картина, которой любуются и воспитываются поколения людей, позволяют им формироваться как этносам локальных территорий.

Природа в целом никаким национальным делениям, а значит, и ограничениям не подвластна. Между тем, она может быть объектом национальной гордости и эстетического любования. Особенно этнокультура и промысловая экономика стали возможными, потому что коренные обитатели жили и развивались благодаря потреблению ресурсов конкретной территории. Они так же пользовались природой, как объектом рекреационного пользования, но не в организованной форме, а большей частью спонтанно, как бы между делом по ходу реализации своих ежедневных жизненных потребностей.

Следует отметить высокую сезонную выраженность рекреационной отрасли. Развиваются соответствующие формы рекреационных услуг – плавание на катамаранах и под парусами, сплав на лодках и плотах, горный туризм, рыбалка, попутное любование ландшафтом, природными и этноархеологическими памятниками и др.

Идея совместного использования рекреационных ресурсов на международном уровне – это посещение заповедных природных мест, по возможности экзотического характера, т. е. с неповторимой привлекательностью. Одновременно происходит изучение исторических памятных мест, что усиливает природную рекреацию и дает возможность отдыхающим подзарядиться физически и духовно, пополнив знания через краеведческие источники.

Страны, о которых идет речь, действительно, обладают не только такими возможностями, но, в силу исторических обстоятельств, им не удалось самореализоваться в эффективном использовании рекреационных ресурсов. Этому может поспособствовать «рекреационный союз», например, посредством приглашения туроператоров и специалистов по развитию туристической инфраструктуры, но особенно менеджеров туризма. В этом нас исторически опережают, в частности, Болгария и Италия, которые наработали богатый опыт не только привлечения интуристов, но и культурного их обслуживания, умения завоевать симпатию отдыхающих. Из этого могут последовать немалые и быстрые по времени экономические дивиденды.

Как сообщает статистика «Создание одного рабочего места в туризме обходится в 10 раз дешевле, чем создание рабочего места в промышленности» («АиФ», № 14, 4-10 апреля 2012 г.), причем в кратчайшие сроки. Но «рекреационное производство» не менее рискованно, о чем говорят и последние события, особенно в Италии, Испании, Португалии, да и во Франции. Так что выбрать «золотую середину» задача непростая, но увлекательная. В этом задействована и политика, т. е. чем больший и разнообразный контингент интуристов к нам приезжает, тем легче и результативнее вести межгосударственные переговоры, ибо красивая природа и богатая этноистория, умение подать ее, безусловно, способствуют успеху переговорного процесса.

Центральной задачей развития внутреннего и внешнего туризма является определение рекреационной емкости территории по видам природных и общественных ресурсов, пригодных для извлечения рекреационной ренты. В изучении этого исторически первенствует социально-экономическая география, в которой развивается рекреационная география, хотя пока и замедленными темпами. По существу, рекреационная география является отраслью социально-экономической географии, изучающей территориальные особенности деятельности людей, направленной на восстановление и развитие их физических и духовных сил (отдыха, туризма).

К сожалению, в Казахстане география, как наука, находится в кризисном состоянии, в частности, с приходом рыночной идеологии географы не смогли дать четкого определения предмета и методов социально-экономического изучения природных и хозяйственных комплексов.

Еще великий немецкий натурфилософ Ф. В. Й. Шеллинг говорил, что в науке нет места компромиссу, ибо за этим неизбежно следует ее застой. Этот философ, идеи которого в области натурфилософии исключительно востребованы в эпоху нарождающейся нанотехнологии, а значит, и «наноэкономики», угадывается по аббревиатуре своего семейного рода. Фридрихом его нарекли в честь отца, Вильгельмом – в честь крестной матери, а Йозефом – в честь деда,  в семье его звали кратким именем – Фриц. Для меня лично он стал кумиром, предвосхитившим рождение супернауки – нанотехнологии, призванной перевернуть наше мировоззрение во всех науках, включая и географию, ее понятийно-терминологический аппарат, систему оценочных показателей.

Так, до сих пор не обосновано понятие емкость территории, без чего невозможно оценить ее рекреационную емкость, хотя известный географ Сибири и Дальнего Востока, д.г.н. К. П. Космачев, много сделавший в этой сфере географии, но которого пытаются забыть и даже проигнорировать новоявленные рыночные географы. Другой сибиряк, д.г.н. А. А. Недешев, тоже внес вклад в решение этой проблемы, выпустив серьезную монографию по низовому экономическому районированию, в которой затрагиваются и методические вопросы оценки емкости территории или природных комплексов.

Привлекательно с экономической точки зрения развивать «приток внешних туристов», для чего необходимо наращивать рекреационную емкость казахстанской территории, уделяя повышенное внимание качественным параметрам. Но это, как и задача больше экспортировать готовые изделия, а не только природное сырье, пока трудно реализуемая. При этом ослабевает внимание к нуждам отдыха и оздоровления среднего класса и малоимущих, которым, как и вообще человеку, хочется «и мир посмотреть, и себя показать», привлекая «выгодных гостей», или самим съездить за рубеж.

Три президента – Казахстана и России – ушедший в отставку Д. А. Медведев, вновь избранный В. В. Путин и многоопытный Н. А. Назарбаев по возвращении из поездок по регионам своих стран неоднократно обращали внимание на то, что помимо добычи нефти и др. исчерпаемых ресурсов пора осваивать в большем масштабе и рекреационные ресурсы. Это способствует увеличению не только природного капитала, но и создает новые рабочие места. И особенно привлекает в этой экономической инициативе то, что успешно решаются и экологические проблемы, причем малыми затратами, поскольку в нездоровую экологическую среду отдыхающих не завлечь. К этому надо присовокупить и то, что рекреационные ресурсы, хотя физически могут оказаться исчерпаемыми, но морально они не устаревают.

Черноморское побережье Кубани и Болгарии обладает мощным рекреационным потенциалом, т. е. возможностью отдохнуть, оздоровиться, поправив здоровье, наконец, почерпнуть знания и завести дружеские и просто товарищеские отношения во время неформальных, а значит, и максимально доступных контактов. Стало традиционным, как только государственные руководители посещают рекреационные места, например, Н. А. Назарбаев – побережье Каспийского моря, а президент и премьер России, регулярно ознакомляясь с ходом строительства олимпийских объектов на Черноморском побережье, то они делают интересные предложения по освоению богатого рекреационного потенциала Северного Кавказа, экономическая жизнь которого связана с судьбой олимпийских сооружений и коренного населения.

В Казахстане большим рекреационным потенциалом обладает акватория Каспийского моря, через Кавказский хребет соседствующая с акваторией Черного моря, на берегах которого размещается Болгария. Страна географически является западным форпостом в смысле привлечения «западного туриста», которого еще предстоит изучить и «заманить». Вероятнее всего, в Западном, да и Южном Казахстане можно развивать экзотический и экстремальный туризм специально для любителей из западноевропейских стран. В определенной мере, для этого подходят и горный туризм Северного Кавказа, и великолепные высокогорные склоны Заилийского Алатау, и Кунгей Алатау, с богатейшей этноисторией. Под этим подразумевается совокупность экосистемных услуг, нацеленных на освоение локальных и, в тоже время, уникальных природных и этноисторических ресурсов, посещение которых не только оздоровит приезжих, но и обогатит их интеллектуальный багаж.

Болгария наработала в Родопах, как и по побережью Черного моря, как сейчас принято говорить, туристический бренд – это, прежде всего, «Золотые пески», в то время как в Казахстане таким брендом является пока только Медео, отчасти Боровое и Туркестан. Но они нивелируются историей Семипалатинского ядерного полигона и Аралом, т. е. местами экологических катастроф планетарного масштаба. Кубань и Болгария исторически наработали бренд – Черное море, но Черноморский бренд принадлежит всем странам, расположенным на его берегах, так что первенствовать в освоении рекреационных ресурсов будет тот, кто лучше и дешевле обслуживает, и у кого богатая история, и в этом, конечно, турецкую сторону трудно обойти. На территории Болгарии некогда проживали русины, с трагической судьбой,  мигрировавшие в места обитания враждующих племен. Они были вырезаны безжалостным образом, около 200 тыс. человек – и взрослых, и малых, как поведал историк С. М. Соловьев, авторитету которого весь ученый мир всецело доверяет. Эти и другие исторические факты могут стать привлекательными при выборе  туристических маршрутов по местам трагических событий истории и, возможно, их можно сделать брендом. Ведь сделали же брендом крокодила-людоеда, обитающего в болотистой местности Техаса. Ох, уж эти выдумщики-американцы, особенно в погоне за долларом! 

Недостатком приведенных брендов, за исключением может быть только Болгарии, является то, что в них присутствуют большие заслуги природы, а не культура и сервисное  обслуживание, в чем их соседи – турки стараются не утратить наработанную культуру  туризма и курортно-оздоровительного обслуживания, и пока они уверенно теснят соседей. Таким образом, их трактовка понятия рекреация соответствует его этимологическому содержанию, закрепившемуся в литературе и означающему по латыни  recreatiо – восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Понятие рекреационные ресурсы, а экономически рекреационный потенциал можно трактовать, как совокупность природных и общественных ресурсов расположенных на территории конкретного района, фации, подурочища, урочища и других природных комплексов, присущих региону или стране в целом. Из них можно образовывать экосистемные услуги, а через это и рекреационную ренту или доход, который подразделяется на две части – дифференциальную ренту первую и дифференциальную ренту вторую, несопоставимые по функциональному назначению. Можно сопоставлять их структурно, чтобы выяснить, а насколько оправдано инвестирование финансовых средств в освоение рекреационных ресурсов.

Рекреационное поведение человека определяется природными и, особенно, экологическими ресурсами, из которых можно извлекать рекреационную ренту по возможности малыми затратами. Но это все же, больше созерцательное потребление ресурсов, хотя при потреблении отдельных видов рекреационных ресурсов, например, в туристических походах в горах или по пересеченной местности, отдыхающим приходится испытывать немалые физические нагрузки, что слабым, порой, не под силу. Об этом автору приходилось рассказывать из личных наблюдений, в частности, какие сложности испытывают туристы, посещающие Иссык-Кульскую котловину («Мысль», № 1/12, с. 56).

Каждый природный элемент – атмосферный воздух, гидросфера, орография, т. е. рельеф и ландшафт местности вообще, как целостный природный комплекс, формируют рекреационную емкость территории, из которой добывается рекреационная рента, т. е. доход, без вычета амортизации рекреационных ресурсов, которые морально не устаревают и физически не изнашиваются. Напротив, в условиях рынка они растут в цене, по мере генезиса искусственной среды обитания.

При этом весьма полезно определить способ и единицу измерения рекреационной емкости территории, в частности, атмосферной, гидросферной, ландшафтной и др. видов природных ресурсов, оценить которые с этих позиций еще никто не пытался. Плотность туристических объектов (по наводке туроператоров) в расчете на 1 га или 1 км2, также можно использовать в качестве оценочного показателя рекреационной емкости территории.

Формы территориальной организации использования рекреационных ресурсов обретают черты устойчивого развития рекреационных кластеров, как «спекание» в функционально однородный комплекс вокруг рекреационного ядра разных видов туристического, экосистемного, отчасти хозяйственного и спортивно-оздоровительного обслуживания – водного, горного, лесного, экологического, урбанизированного, сельского, промыслового и других видов организованного туризма.

Кластеризация рекреационных ресурсов Казахстана предполагает классификацию видов рекреационных услуг и определение их емкости и рентной эффективности. Но что такое рекреационная емкость территории, из чего она складывается, и какие виды рекреационной кластеризации возможны на микромезо и макроуровне? Например, атомно-молекулярного, полиэлементного, в частности, в виде конгломерата пород, наконец, популяций растений и животного мира, в том числе популяции людей, в зависимости от того, какие жизненные функции они призваны выполнять в трофической цепи природы, а значит, и природных комплексов.

Рекреационную емкость территории на макроуровне можно подразделить на две части – абсолютную и относительную. Абсолютная рекреационная емкость территории предполагает измерение разных видов рекреационных ресурсов в физических или энергетических величинах каждого из природных ресурсов, из которых можно извлечь рекреационную ренту. Относительная рекреационная емкость территории предполагает, какую абсолютную ренту или квазиренту можно получать, эксплуатируя рекреационные ресурсы в границах экономически обоснованного рекреационного кластера. И, конечно, ее величина зависит от системы ценообразования и вообще от технологии эксплуатации ресурсов и степени совершенства экономического механизма. Развитость инфраструктуры при этом должна быть определяющей, куда идут основные инвестиции на развитие рекреационного кластера.

В рекреационную емкость кластера, как и вообще территории, входит число, протяженность и сложность туристических маршрутов. Их выбор весьма ответственное занятие, ибо от этого зависит привлекательность кластера, а значит, и число рекреационных пользователей, и характер оказываемых им экосистемных услуг вместе с накладными расходами, в конечном счете, определяющие цену путевки. В Казахстане для этого можно использовать удачно составленный Маратом Гинатулиным лингвокраеведческий словарь под названием «Земля и небо Жетысу». Кстати, работу по составлению туристических маршрутов и непременно с нанесением их на ландшафтную карту, где находится рекреационный кластер, лучше поручить выполнять географам-ландшафоведам совместно с краеведческими музеями, у которых есть и соответствующий опыт, и информация.

Много хороших и смелых научных и практических наработок имеется в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына. При грамотной организации рекреационной кластеризации все это может послужить и патриотическому воспитанию, и одновременно принести в бюджет немалый доход. На первых порах можно приступить к обустройству Сочинского мегакластера, который, безусловно, имеет международный уровень, и его в первую очередь надо интегрировать с соседней (через совместное использование рекреационных ресурсов Черного моря и его побережья) Болгарией, где давно и эффективно функционирует рекреационный мегакластер Варна. А далее можно дотянуться и до казахстанцев, которым захочется поплескаться в теплых водах Черного моря, и сделать это с помощью интеграционного союза будет намного проще и дешевле. Надо только учитывать  общественные и природные риски (по типу землетрясения 22 мая 2012 г. в Болгарии в Родопах или Верненского землетрясения в 1911 г.), чтобы максимально к этому быть готовыми. Кстати, Турция тоже весьма подвержена этой стихии, что может сдерживать приезд туристов, т. е. все эти страны имеют примерно одинаковую степень риска от взрыва подземной стихии.

Процесс интеграции вообще означает объединение на добровольных началах усилий и средств разных стран при автономности их территорий для получения максимального совокупного, т. е. интеграционного эффекта – экономического, социального, экологического, технического и, наконец, политического, в частности, в совместном использовании рекреационных ресурсов территории. Измерить интеграционный эффект, в частности, можно по тому, как активно и масштабно, например, интуристы принимают участие в освоении рекреационных ресурсов Казахстана, Болгарии и Кубани.

В Болгарии исторически давно догадались использовать для туризма «Золотые пески» (г. Варна). И сейчас здесь наращивается рекреационная инфраструктура, которая сопоставима с турецкой стороной, опережая, в области медицинского обслуживания, детских курортно-оздоровительных центров и некоторых специализированных санаториев и домов отдыха для взрослых, для молодежи. И дальнейшая интеграция с постсоветскими странами позволит всем сторонам наращивать рекреационный потенциал и с успехом извлекать рекреационный доход. Так, с Кубанью возможна обоюдовыгодная интеграция в посещении олимпийских объектов Сочинского мегакластера, а также территорий с экоэкстремальными условиями, например, высокогорных территорий по местам базирования партизанских отрядов, задержавших вторжение фашистов в Грузию. В районе Марухского перевала, неподалеку от станицы Зеленчукской, где находится знаменитый РОТАН по наблюдению за далекими звездными мирами, следопыты находят в ледниках на перевалах Малого Кавказского хребта вмерзшие тела наших бойцов, а также немецких оккупантов из отряда карательного отряда Нахтигаль.

Интерес к совместному освоению рекреационных ресурсов объясняется и единым Таможенным союзом Беларуси, Казахстана и России. И если будут затрачены «хорошие деньги», то по условиям рыночной экономики их надлежит не только вернуть, но и получить хорошую маржу. Но в России сделать это за счет гостей Олимпиады 2014 г. вряд ли удастся. На это резонно посетовал Д. А. Медведев, посетив в начале марта 2012 г. «Горную Шорию» в Кубани и прокатившись на снегоходе в районе Красной поляны.

Он высказал ценную мысль о том, что было бы хорошо связать функционирование Олимпийских сооружений Сочинского рекреационного мегакластера с освоением богатых рекреационных ресурсов Северного Кавказа, обеспечив поступление в казну страны хорошей рекреационной ренты и обеспечив занятость многих тысяч свободных рабочих рук.

Заодно можно решать и экологические проблемы, оздоровив и «успокоив» Северный Кавказ, ибо плохая экология пагубно сказывается на состоянии здоровья, а все это будоражит, в первую очередь, коренное население, влияя на масштаб и регулярность посещения зон рекреации. Об этом свидетельствует зарубежный опыт, в частности, Испании, Италии, да и Болгарии, где действуют по мировым стандартам. Ведь туристическая отрасль особенно чутко реагирует, как на природные, так и на общественные потрясения.

Рекреационная деятельность населения и членов локальных сообществ

Чтобы составить представление о процессе формирования рекреационной ренты, воспользуемся механизмом формирования рекреационных кластеров, основой образования которых является специализированное освоение разных видов природных и общественных ресурсов, определяющих рекреационную емкость территории. Как отмечалось, ее масштаб определяется рядом важнейших составляющих, во-первых, зависит от наличия природных рекреационных ресурсов, т. е. богатого разнообразия и достаточных их запасов на возможно длительную перспективу. Они должны находиться в зоне благоприятных природно-климатических условий, если не предполагается развитие экстремального туризма, для которого жесткие погодные условия не помеха, а, напротив, одно из условий. Во-вторых, должна быть хорошо развитая инфраструктура, чтобы можно было качественно и разнообразно на все вкусы отдыхающих обслужить их и, при этом, необходимо позаботиться о выборе и обустройстве туристического маршрута, не перегружая его отдыхающими и, вообще, избегая столпотворения на маршрутах активного отдыха. В-третьих, необходимо позаботиться о наличии краеведческих достопримечательностей, возможно, местность богата историко-археологическими, этнографическими объектами, или на ней проживали видные, а еще лучше, выдающиеся личности, происходили увлекательные события, вызывающие внимание большинства, в том числе, бытовой и исторической примечательностью и многое другое, чем может выделяться любая территория, и что будет интересно знать отдыхающим, поскольку может иметь  познавательный и воспитательный характер.

Все это определяет абсолютную и относительную рекреационную емкость территории, оценить которую статистически непростое занятие, поскольку статистика отдыха еще должным образом не налажена. Но, тем не менее, выборочно это можно сделать по данным отчетов туристических, оздоровительных и др. организующих хозяйствующих субъектов. Сложность представляет сбор статистики по отдыхающим в частном секторе, но и эта проблема решается с помощью налоговой службы или посредством подворного выборочного опроса.

Для выявления экономических проблем развития туризма в Казахстане, а по существу рекреационной отрасли, воспользуюсь показателями из Статистического сборника за 2011 год, в котором представлены разнообразные статистические сведения, начиная с 2006 по 2010 год включительно. Это статистическое издание Агентства РК по статистике под руководством главного редактора А. А. Смаилова можно оценить положительно, хотя и возникает к нему ряд вопросов о низкой информативности отдельных статистических показателей.

Первый и довольно серьезный вопрос: почему отсутствует четкость в формулировании функциональной направленности содержания статистических показателей туризма? Его определение приводится на стр. 139, но содержание сильно размыто. Требуется также пояснение, почему путешествие физических лиц берется максимально в пределах одного года и минимально – меньше двадцати четырех часов.  Не понятно, каким образом можно оценить социально-экономическую эффективность развития отрасли, как заявлено в сборнике на той же странице. «Главной задачей туристического предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива и интересов собственника имущества». Интересы государства при этом забываются, хотя инвестиции, в основном, ожидаются от него, а также доход или, точнее, природную ренту трудовые коллективы получают за счет рекреационных ресурсов, ни тенге не вложив в их рекультивацию.

Второй вопрос: почему сборник начинается не с определения перечня статистических показателей, их смыслового или функционального содержания, ранжировав в порядке от менее сложных к более сложным, в зависимости от того, что стремятся с их помощью оценить и использовать для эффективного управления данной, в высшей мере, специфической отрасли?

Правильно приведены индикаторы социально-экономического положения страны, откуда выезжают туристы и соответственно индикаторы страны, куда (в какую страну) въезжают туристы (потенциальные интуристы). Должна показываться сумма утраченного туристического дохода, но помноженного на коэффициент физического и морального удовлетворения туристов. И уж, конечно, надо рассчитать показатель доходности туристической отрасли, но для этого потребуется вести точный учет приезжающих в страну и выезжающих зарубеж именно по туристическим надобностям, а не относить к их числу всех мигрантов, как это сейчас и практикуется. Но ведь это элементарная приписка, на основании которой грешно оценивать заслуги отрасли и, скорее всего, это проигрыш, за который должны последовать штрафные санкции.

Если придерживаться этой практики, то получается, что казахстанский туризм за все предыдущие годы был в проигрыше и особенно в 2010 году, недополучив 2 млрд. 617 млн. долларов. Они слагаются, если среднюю величину расхода на выездной туризм, в размере тысячи долларов (по совокупности расходов одного туриста, так оно и есть), помножить на число выезжающих за рубеж, якобы, по туризму – это 261700 человек, въехало 39640 человек, перемещались как внутренние туристы 157988 человек, хотя статистикой это установить довольно сложно. А как быть с теми, кто перемещается как «дикари» и отдыхает у частника? Их мало кто учитывает, разве что на правах предпринимательства.

Важно сопоставлять индикаторы дохода от туризма с индикаторами дохода других отраслей. Стоимость, число и сроки создания рабочих мест в сопоставлении с другими отраслями позволят снизить риски инвестирования средств в туристическую отрасль. Вообще данная отрасль очень чувствительно и быстро реагирует на природные, техногенные, этнические и политические катаклизмы и современная ситуация в традиционно туристических странах является тому подтверждением.

Казахстан риски не обошли стороной, а, возможно, некоторые даже усилены, например, землетрясения, которые прогнозирует в краткосрочной перспективе профессор КазНУ им. аль-Фараби В. М. Инюшин. Последние колебания земной коры, дошедшие и до г. Алматы силой в 4 балла, ему удалось предсказать с высокой долей вероятности (1 июня 2012 г.), и об этом профессор заблаговременно оповестил органы по чрезвычайным ситуациям.

Здесь удается сдерживать и межэтнические столкновения, террористические акции, хотя временами они все же дают о себе знать, уж больно соседи неспокойные. Все это делает Казахстан привлекательным для развития туризма, хотя качество инфраструктуры и сервисного обслуживания, в частности работа туроператоров, все еще вызывает замечания, особенно, интуристов. У нас все еще мало видов туристического обслуживания и, особенно, на мировом уровне. Зато мы хорошо озабочены лоббированием туристических объектов, не подготовившись к этому чисто профессионально, т. е. со скрупулезными цифровыми выкладками, например, разрекламирован проект по строительству фуникулера на пик Кумбеля через Кок жайляу. Не изучив, как следует эффективность работы фуникулера на Чимбулаке, а также «канатки» у соседей в горах вблизи г. Каракол, мы уже запросили, по нашим меркам, гигантскую сумму – свыше 2 млрд. долларов, хотя сами зарабатываем значительно меньше. Между тем, есть альтернативный вариант строительства «канатки» на пик Кумбель – от старой турбазы «Горельник» в сторону ледника им. Титова.

Кстати, с этого ледника большой любитель путешествовать в горах астрофизик, академик Тихов в «подзорную трубу» однажды обнаружил на Марсе «каналы» и оповестил об этом мировую общественность. И хотя их реальность впоследствии не подтвердилась, тем не менее, общественность была взбудоражена, и появился новый импульс интереса к этой загадочной планете.

Особый вопрос экономического и географического анализа рекреационных кластеров это разработка системы показателей интеграционного рекреационного союза по рассматриваемым странам, а также, каким образом можно выделить специализацию рекреационного кластера. Лучше это делать с помощью стоимостного показателя, например, определяя величину дохода от разных видов рекреационного обслуживания населения. Но это относительный показатель, поскольку его величина, в первую очередь, зависит от качества природного фактора, а на международном уровне – от характера и уровня развития как общегосударственной инфраструктуры, так и непосредственно связанной с рекреационным обслуживанием.

Определяя местоположение и границы рекреационного кластера, полезно выбрать имя автора под чьим именем кластер будет достойно представлять регион, страну или территорию локального сообщества. Традиция давать названия музеям в честь подвижников, благодаря которым они существуют, уже зарекомендовала себя. Например, в Краснодаре историко-археологический музей носит имя Е. Д. Фелицына, а в станице Отрадной музей назван именем маршала Г. К. Жукова. И это еще один способ увековечивания в благодарной памяти потомков великих тружеников-предков, чтобы не жить, не помня родства и племени. a

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ