Смысл жизни и сущность человека

0
701

Куандык АЙНАБЕК, 
доктор экономических наук, профессор, директор НИИ новой экономики 
и системного анализа при Карагандинском 
экономическом университете Казпотребсоюза

На страницах различной литературы в основном делается акцент на поиск смысла жизни и в меньшей степени можно встретить рассуждения о сущности человека. Понятия «смысл жизни» и «сущность человека» разнопорядковые, где последнее является базовым по отношению к первому. Смысл жизни связан с целью функционирования человека, и он может меняться в течение определенного времени и с изменением условий существования. Но с другой стороны, смысл жизни содержит в себе и характеристику всеобщности, что более выражена в понятии «сущность человека».

Смысл жизни тождественен с понятием «сущность человека» и в случае характеристики связи жизни человека с Богом, Всеобщим, Абсолютом. В других случаях смысл жизни человека выражает цели на определенном этапе его существования.
Если исходить из теории Всеобщего, Абсолюта, то сущность человека, как производной частицы последнего, выражается в реализации Информационно-энергетической сверхтонкой и тонкой системы и воспроизводстве ее всеобщего свойства – Высшего сознания на локальном уровне, творческом развитии и его самосовершенствования. Примерно такую мысль высказывал великий русский писатель Л. Н. Толстой, связывая душу человека с Богом: «Единственный смысл жизни человека – это совершенствование его бессмертной основы. Все остальные действия абсурдны по своей сути, так как ведут к неминуемой гибели».1
Здесь можно отметить, что существует множество определений данного феномена, однако они характеризуют всего лишь тот или иной фрагмент основы. Так, например, один из авторов – С. Эрдле – отмечал, что жизнь бессмысленна: «В жизни в буквальном смысле – смысла нет! Но если рассматривать жизнь как игру, то смысл сразу появляется, – ибо в игре присутствуют: интерес, азарт, предвкушение выигрыша и будущих всевозможных событий».2
К этой категории представителей философского знания, утверждающих, что жизнь бессмысленна, также относятся и западные философы. Среди них немецкий мыслитель А. Шопенгауэр (1788–1860), который называл жизнь «маятником между скукой и страданием» и Н. Гартман, считавший, что «всякое счастье самообман, есть лишь иллюзии счастья, их три: в настоящем, в загробной жизни и в прогрессе. Так называемые земные блага – здоровье, молодость, свобода, богатство – есть лишь условия нулевой точки ощущения». Он усматривает в жизни безумие желания и бедствие бытия. Безмятежность небытия – высшее блаженство. Далее, Ф. Ницше, живший в XIX столетии, утверждал, что человек вышел из небытия и уйдет туда же вместе со своей жалкой цивилизацией и планетой. Естественно, что Ницше отвергал все нравственные принципы христианства, ибо закон природы – это торжество сильнейшего.
В XX веке усиление противоречий между атеистическим взглядом на мир и жаждой идеала особенно ярко проявился у французского философа А. Камю, который, утверждая абсурдность бытия, в то же время стремился опереться хотя бы на нравственную волю человека.3 Такие высказывания сводят на нет саму сущность человека, поскольку, если жизнь бессмысленна, то и появление человека представляется случайностью, не имеющей всеобщей ценности, значимости. Эта идея исходит из смертности тела человека, так как оно «случайно» появляется, стареет и умирает, исчезает. Однако основой тела человека являются дух и душа, которые представляются производными формами и частицами, голограммами Информационно-энергетической сверхтонкой и тонкой системы, которая имеет свойство Высшего сознания, Разума, вечно существует, развивается, самосовершенствуется. Поэтому Информационно-энергетическая сверхтонкая и тонкая система предопределяет характеристику сущности человека, смысл его жизни.
Исходя из этой системы, можно ответить на поставленные вопросы известного американского ученого Ф. Коллинза, который расшифровал код молекулы ДНК. Он пишет: «Я не думаю, что наука когда-либо сможет ответить на вопрос: почему мы здесь? Почему существует Вселенная? Она всегда будет отвечать на второстепенные вопросы. Как ни печально, немыслимые модели современной физической науки абсолютно не удовлетворяют даже простое человеческое любопытство».4
Вселенная представляется материальной формой проявления Информационно-энергетической сверхтонкой и тонкой системы в традиционном понимании. Вселенная, галактики, звезды, планеты, молекулы, атомы и все живые существа материального мира появились как формы и средства реализации и воспроизводства своей сущности – Информационно-энергетической сверхтонкой и тонкой системы. Здесь нужно подчеркнуть, что данная система имеет свойство Высшего сознания, Разума, мышления, которое способствует самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию. Эти процессы функционируют непрерывно, меняя на основе законов цикличности, диалектики, полилектики формы проявления и способы реализаций и воспроизводства сущностной системы. То есть вселенная, галактики, звезды, планеты, молекулы, атомы и все живые существа материального мира, являясь порождением сущностной системы, служат средством ее воспроизводства, развития, саморазвития, самосовершенствования. Поэтому они представляются голограммой Информационно-энергетической сверхтонкой и тонкой системы, проявляющихся в материальных формах, позволяющих воспроизводить и расширять, и углублять содержательность сущностной системы. В этом смысле непрерывность процесса существенна, а конкретная цель, приводящая к прерывности, дискретности, является смерти подобной, как говорил еще в конце XIX века немецкий социал-демократ Э. Бернштейн: «Движение – все, конечная цель – ничто».5 Исходная основа вечности определяет непрерывность развития мегамира в качестве всеобщности, тогда как конкретная цель становится фрагментом в этой непрерывной цепи событий.
Далее здесь нужно особо отметить присутствие человека в материальном мире. Человек, как производное Высшего сознания, Разума, наделен способностями к творчеству, поскольку Бог – творец, то к характеристике сущности человека необходимо включить творчество. Именно творческая способность человека, предопределенная Высшим творцом, позволяет разумному субъекту воспроизводить данный процесс на локальном уровне и проявляться для осознания себя Абсолютом. Такую роль и значение выполняют производные Абсолюта в формах отдельных духов, душ ангелов, пророков, людей и других разновидностей информационно-энергетических разумных или программных образований, которые способствуют материализации новых видов существ и объектов.
Тем самым человек и все разумные субъекты информационно-энергетических образований являются необходимостью для самоопределения себя Абсолютом, как творца, и развития, саморазвития и самосовершенствования сущностной системы.
Абсолютный дух имеет непосредственную связь со своим производным духом человека, который предопределяет существование и развитие души, как индивидуальной программы разумного субъекта. Душа является производной духа, формируется и развивается в дальнейшем посредством накопления информации и энергии мысли, чувств, поступков, действий человека за все время реинкарнации. Все это наполняет программу Информационно-энергетической сверхтонкой и тонкой энергии человека, развивая уровень сознания, души. Здесь нужно отметить, что на программу души воздействует также информация родословной родителей, что в дальнейшем должно ассимилироваться, проявиться и переработаться образом жизни человека.
Дух является идеальной программой, голограммой Абсолютного духа, и они тесно взаимосвязаны. Поэтому Абсолютный дух непосредственно получает всю информацию о душе человека. Дух, как непосредственный представитель Абсолюта, контролирует развитие души, при этом предоставляя определенную самостоятельность ее деятельности. Об этом упоминается в священных книгах, в частности, в Коране.6
Законы Высшего сознания, Разума, нравственности предопределяют развитие души человека. «Воплощенные на земле души подчиняются духовному закону кармы: «что человек посеет, то и пожнет» и «не судите, да не судимы будете». При правильном восприятии эти законы являют собой определенный аспект Божьей милости. Какими бы ни были обстоятельства нашей жизни, Бог всегда направляет нас на духовный путь». Согласно Э. Кейси, «реинкарнация и карма являются не слепыми природными законами, а инструментами любящего Бога. Их цель – научить нас определенным духовным урокам».7
Дурные мысли, поступки, деяния приводят к засорению и «почернению» души, энергетика которой становится грубой, уплотненной, с преобладанием негативного заряда. Такие люди быстро утомляют собеседников, излучая и отравляя среду окружения. Они становятся вампирами, поскольку им не хватает чистой позитивной энергии. Часто накопление негатива за предельные параметры возможности души приводит к различным болезням, затем к преждевременной смерти тела, иногда это происходит через несчастные случаи, катастрофы. В отдельных случаях негативное засорение души приводит к самовозгоранию тела человека. Однако эта версия отрицается учеными, исходя из того, что человек состоит на 70% из воды. Но здесь можно привести и другой аргумент о том, что под воздействием противостояния энергии духа, аккумулирующий мощный приток энергии Абсолюта, негативной энергией души состав воды может расщепиться на водород и кислород, которые являются горючими газами, и создать условия самовозгорания тела человека.
Содержание информационно-энергетического поля человека способствует повышению или понижению уровня развития души. При последующих воплощениях преобладание негативного содержания души может привести к коррекции ее программы, и она может воплотиться в формы животных, растений и других объектов. Это признают индуизм, буддизм.
Однако американский ясновидящий Эдгар Кейси (1877–1945) отмечал, что люди никогда не могут перевоплотиться в животных, поскольку те не обладают достаточно развитым индивидуальным сознанием. Но данное высказывание противоречит диалектике законов развития Информационно-энергетической сверхтонкой и тонкой системы, имеющей свойство Высшего сознания, Разума, мышления. Если Бог создал весь материальный мир и души людей, то Он может упразднить их программы до уровня матриц душ животных, растений и других объектов, исходя от степени отклонения негатива от предельных возможностей сохранения душ разумного существа.
Не зря в Библии отмечается, что богатый не попадет в рай8, поскольку богатство ассоциируется с несправедливостью, эксплуатацией других, скупостью и отрицанием заповеди Всевышнего. Поэтому большинство душ богатых людей, фараонов, царей и ханов, руководителей государств не появляются в других воплощениях в образе людей. Об этом косвенно говорил известный американский психолог Рэймонд Моуди на основе множества экспериментов в области исследования явления регрессии, отмечая, что «большинство прошлых жизней – это жизнь простых людей, а не выдающихся деятелей истории».9 Другой догадкой является то, что позитивные деятели истории могут реинкарнироваться через продолжительные периоды времени для особо важных миссий, поэтому их души реже проявляются в материальном мире по отношению душ простых людей.
Некоторые авторы отождествляют дух с душой, в связи с чем душу человека считают бессмертной. Так, российский автор А. Мень написал книгу «Бессмертие души», в которой он отмечает: «Когда археологи открывают древние захоронения людей каменного века, они находят их, тех древних людей, похороненными в позе младенца в утробе матери своей. Тем самым древние люди как бы хотели сказать, что после физической смерти начинается иная жизнь. Древние религии Египта, Вавилона, Индии, Греции всегда стояли на твердой почве иммортализма, бессмертия души».10 Однако только дух бессмертен, как непосредственное производное Абсолютного духа, но душа человека может упраздняться до матриц примитивных существ и других материальных образований, или слиться с духом на основе совершенствования программы души и стать вечной частицей Абсолюта, к чему так стремятся буддисты через механизм нирваны. «В буддизме нирвана – состояние вне времени и бытия, вне ощущений и осознания себя как системы в среде. Буквально «нирва» означает «задувать», «нирвана» – «потухший». Другие значения: уход в состояние высшего блаженства, высшего наслаждения (махасукха, парамасукха), в сверхбытие (парабхава), «переправа на другой берег». Будда сравнивал нирвану с островом, на котором адепт может достичь совершенства и освобождения от страданий, старости, смерти и новых рождений».11
Далее существует точка зрения по поводу того, что душа есть только у человека. Так, американский ученый К. Даниэлю говорил: «Мы не допускаем, что животные, возможно, относятся к тому же типу биологической жизни, что и люди, но у них нет души. Мы считаем, что душа может быть только у человека». В ответ на данное высказывание гуру учения Кришны Шрила Прабхупада отметил, что «во всех видах жизни присутствует душа. … Разница в уровне развития сознания. В человеческом теле – развитое сознание. Даже у дерева есть душа, но сознание дерева не очень развито. Когда вы срубаете его, оно не сопротивляется. На самом деле оно сопротивляется, но очень слабо. Один ученый по имени Джагадиш Чандра Боуз изобрел прибор, показывающий, что деревья и растения способны чувствовать боль, когда их рубят. И мы сами можем видеть, что, когда приходят убивать животное, оно сопротивляется, плачет, издает душераздирающие звуки. Таким образом, это вопрос уровня развития сознания. Но душа есть у всех живых существ».12
Здесь можно добавить, что они имеют различные программы, в зависимости которых у одних уровень сознания выше, а у других – ниже. Переход души человека в следующей жизни на уровень нижнего порядка до животных, растений и означает перепрограммирование ее, и исключение этой души из бытия душ людей для реинкарнации, что смерти подобно для такой человеческой души.
Душа человека после смерти физического тела остается в сфере пребывания душ людей или она деформируется и перепрограммируется на нижестоящий уровень душ животных, растений и т. д. Видимо, данный процесс происходит в чистилище, что называют адом, где одни души попадают в рай, другие остаются в чистилище для перепрограммирования душ и последующих воплощений в других формах. Чистилище необходимо, исходя из логики сохранения информационной чистоты и структуры энергетической составляющей Информационно-энергетической сверхтонкой и тонкой системы, имеющей свойство Высшего сознания, Разума, мышления.
В своих исследованиях Рэймонд Моуди выводил следующую идею о том, что нет ни ада, ни рая из высказываний пациентов, которые пережили клиническую смерть. Далее он отмечал, что «в действительности многие лица напротив, подчеркивали как непохож их опыт на то, что они представляли себе в соответствии с их религиозными взглядами». Одна «умершая» женщина рассказывала: «Я всегда слышала, что когда умираешь, то сразу видишь и рай, и ад, но я не видела ни того, ни другого».
В присутствии светлого существа человек оценивает свою земную жизнь, но эта оценка не имеет ничего общего с традиционным «Божьим судом», на котором оглашается приговор грешникам. Вот как описывают происходящее люди, опрошенные Р. Моуди: «Вопрос, столь глубокий и подводящий итог, звучащий со всем эмоциональным напряжением, задается совсем без осуждения. Все согласны, что ни обвинения, ни угрозы в вопросе нет: они все время чувствовали только всеобъемлющую любовь и поддержку, исходящую от света… Даже тогда, когда в присутствии светящегося существа демонстрировались их несомненно ужасные и грешные поступки, они не чувствовали с его стороны никакой ярости или гнева, а только одно понимание и даже юмор».
Какой след оставляет предсмертный опыт в душах людей, которые его пережили? Прежде всего, они освобождаются от страха смерти. Им становится ясно, что их существование не прекращается со смертью тела. Они открывают духовное измерение своего бытия, бесконечно превосходящее материальное. Физическая смерть – не уничтожение жизни, а ее трансформация, переход в иную форму. Эти люди также перестают бояться вечных мучений и осуждения, которыми могла пугать их церковь. У них появляется спокойная уверенность в том, что «на другой стороне» их ожидает любовь и только любовь.
С другой стороны, пережившие клиническую смерть люди не горят стремлением побыстрее уйти из мира. Им открывается тот факт, что у каждого человека есть особая миссия, которую он должен исполнить. До тех пор, пока это не произойдет, никто не имеет права желать себе смерти или стремиться к ней.13
По данным описаниям видно, что рай представлен в качестве присутствия любви, исходящей от света, к душам людей, тогда как ад, чистилище – процесс оценки, которая и приводит к перепрограммированию души. Те чувства стыда и угрызение совести и есть процесс пребывания в чистилище. Испытуемые души людей прошли не весь цикл, а часть, и поэтому они не могли рассказать обо всех процессах потустороннего мира. По этому поводу в специализированных источниках отмечают: «Следующий этап – Высший Суд: прокручивание пленки жизни от начала до конца, указание основных ошибок, подведение итогов воплощения. После Суда все прошедшие инкарнацию направляются в Чистилище. Процесс чистки – болезненный, особенно для тех, у кого низких энергий много. Муки ада – это про Чистилище. Раскодирование – полное уничтожение души, т. е. очистка матрицы от всех набранных энергий. Раскодированию подлежат души, не пропущенные в эволюцию, то есть те, у которых процессы деградации преобладают над прогрессированием».14
Если люди имели вес и авторитет в обществе, то их души в потустороннем, сверхтонком и тонком мире, как отмечается экстрасенсами, ясновидцами, делятся на 100 уровней, где самые светлые души пребывают в высших уровнях, низшие – в последних уровнях. Души из низших уровней более чаще находятся в кругообороте перевоплощений, чем на средних и высших.
Далее интересно определить связь сознания, подсознания, сверхсознания с духом и душой. По этому поводу А. Мень выдвигает следующую версию: «Сознание является частью духа. Дух включает в себя и подсознательную область, и сверхсознательную мистическую область, и область творчества, и область свободы, и область, так сказать, нравственную. Это все дух. Сознание – это дух, который сознает самого себя. Сверхсознание – это дух, который открыт Космосу и Богу. Подсознание – это дух, который себя еще не осознал».
На наш взгляд, здесь можно согласиться с тем, что сверхсознание есть дух, непосредственно связанный с Абсолютным духом, но подсознание – это состояние души или программа всех прошлых жизней, поэтому оно не может себя осознать. Подсознание также включает дополнительно всю информацию настоящего, не воспринимаемую сознанием, а сознание представляет программу души в данной жизни человека, которое осознает себя, поскольку в реалии функционирует на материальном уровне. Такой подход логики позволяет видеть иерархию этих понятий и значимость каждого уровня, а также их взаимообусловленность.
Здесь также интересен опыт людей по поводу связи между умершими и живыми людьми. По этому поводу А. Мень писал: «Вы знаете, общих законов здесь нет. Но я, например, очень часто чувствую реальное присутствие своей матери, и контакт у меня с ней почти ежедневный, хотя я человек совершенно здравомыслящий». Далее можно сказать, что потусторонним, тонким миром имеются связи через экстрасенсов, ясновидящих, шаманов и т. д. Эта область исследований еще не разработана и находится на начальном этапе развития.
Далее интересно высказывание исследователя древних цивилизаций Эрнста Мулдашева, который отмечал, что на Земле существовало четыре разумные цивилизации, где ранние представляли собой светящиеся эфирные формы, тогда как последняя – твердое тело. Наша цивилизация является пятой по счету на Земле.15 Видимо, на других планетах преобладают разумные существа в эфирных формах, которые также представляются производными Информационно-энергетической сверхтонкой и тонкой системы.
Таким образом, сверхтонкий и тонкий мир служит основой проявленного материального в традиционном понимании, где Высшее сознание, Абсолют предопределяют существование различных информационно-энергетических, плазменных, разумных форм жизни, существ, духов, душ, эгрегоров и т. д. Они взаимосвязаны между собой как Всеобщее, отдельное и единичное в диалектическом и полилектическом единстве, где Абсолют, как всеобщее, проявляется через отдельное и единичное, при этом последнее служит для воспроизводства, самопознания, саморазвития первого. Эти идеи в той или иной форме встречаются у великого немецкого философа Г. Гегеля.16
Знание истинной сущности человека и других форм проявления Всеобщего, Абсолюта позволяет прийти к идее о необходимости гармонии в отношениях между индивидами в семье, трудовом коллективе, социуме, обществе, государстве и разных сообществах.

г. Караганда

ЛИТЕРАТУРА
1.    http://ru.wikipedia.org/wiki/Лев_Николаевич_Толстой
2.Эрдле С. «Философский бриллиант», http://ru.wikipedia.org/w/ index.php?title=Эрдле_Сергей8∟ action=edit8∟redlink=1
3. http://www.myword.ru
4.    Свобода слова. №300,10.02.2011. (Республика Казахстан)
5.    http://www.ekoslovar.ru/istoria014.html
6.    Коран. Пер. с араб. яз. Г. С. Саблукова. Казань, 1907.
7.    http://www.reinkarnacia.ru/istorii/104.html
8.    Библия. М, 1995.
9.    Доказана ли реинкарнация? http://www. reinkarnacia.ru/istorii/19.html
10. Александр Мень. Бессмертие души. http://tonos.ru/articles/3093
11. Нирвана. http://ariom.ru/wiki/Nirvana
12.  Наука самосознания. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада; пер. с англ.-М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2010.
13. Предсмертный опыт и любовь. http://www. reinkarnacia.ru/istorii/87.html
14. Создание душ. http://www.almorya-contact.narod.ru/km_glava5.html; http://www.almorya-contact.narod.ru/km_glava10.html
15. Шлионская И. Наша цивилизация на Земле – пятая по счету. http://vzglyadzagran.ru/news/nasha-civilizacia-na-zemle-pyataya-po-schetu.html
16. Гегель Г. Философия религии. Т.2. Отв. ред. А. В. Гулыга. Пер. с нем. П. П. Гайденко и др. М., 1977.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ