РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

0
1684

Кайрат АЙТБАЙ,

доктор политических наук

С тех пор, как в Казахстане начались социально-экономические преобразования, важнейшим фактором является исследование роли социального партнерства в казахстанском обществе. В этой связи мы осуществим попытку проанализировать развитие социального партнерства, как социального института в современном Казахстане и постараемся выявить проблемы и перспективы обозначенной нами темы. Результаты такого анализа, основанного на изучении теоретического и эмпирического материала позволяют сделать следующие выводы.

Стабилизирующее воздействие на весь комплекс общественных отношений в современном Казахстане бесспорно оказывает пока еще до конца не сформировавшаяся система социального партнерства. За прошедшие годы происходит процесс становления субъектов социального партнерства, характер взаимоотношений между государством и обществом становится более свободным и демократичным.

Концепция социального партнерства, зародившаяся и оформившаяся в систему трехсторонних взаимоотношений первоначально в странах Западной Европы, представляет, на наш взгляд, не что иное, как цивилизованную форму классовой борьбы. Концепция социального партнерства, в основу которой положен принцип трипартизма, гносеологически близка корпоративной доктрине. Правда, последняя, в отличие от идеи социального партнерства, в силу фатальных исторических обстоятельств довольно прочно ассоциируется в общественном сознании с антидемократическими традициями, тогда как первая вполне вписывается в плюралистическую общественную модель. В настоящее время различия между ними (имеется в виду практическое воплощение данных концепций), по существу, стираются.

Система функционального представительства, основанная на взаимодействии различных групп интересов друг с другом и с государством, получила преобладающее развитие в подавляющем большинстве демократических, экономически развитых стран мира. Она позволяет всем сторонам социального взаимодействия добиваться консенсуса по ключевым социально-экономическим вопросам, не допускать чрезмерного роста социальной напряженности, избегать масштабных социальных конфликтов. Сегодня, как уже отмечалось, становление подобной системы происходит и в Казахстане. Это сопряжено, однако, с определенными трудностями.

Основными негативными факторами, осложняющими развитие социально-партнерских отношений в Казахстане, на наш взгляд, являются: отсутствие прочных традиций социального партнерства; неразвитость и недостаточная институциональная оформленность его субъектов; неполнота нормативно-правовой основы для социального партнерства; дефицит социальной ответственности у всех субъектов партнерских отношений.

В устранении перечисленных нами факторов в равной мере и вполне объективно заинтересованы все субъекты системы социального партнерства, даже если какой-либо из сторон по тактическим соображениям временно может быть выгодно сохранение status quo. Например, слабые профсоюзы позволяют предпринимателям беспрепятственно диктовать свои условия работникам. В то же время, с точки зрения общественных интересов, это весьма нежелательно, т. к. выводит производственные отношения из цивилизованного русла, ставит под вопрос само существование экономической демократии, ведет к стагнации жизненного уровня населения, неконтролируемому росту социальной напряженности и многим другим негативным последствиям.

В свою очередь, недостаточная институционализация ассоциаций работодателей, с одной стороны, вроде бы выгодна профсоюзам, т. к., безусловно, ослабляет позиции предпринимателей в их взаимоотношениях с последними. Но с другой стороны – это серьезный минус и для профсоюзов, т. к. они лишаются паритетного партнера по коллективным переговорам, что не позволяет им заключить полноценное, обязательное для каждого работодателя соглашение, способствующее снятию многих противоречий во взаимоотношениях последних с работниками.

Как представляется, повышению эффективности функционирования системы социального партнерства в Казахстане могло бы в значительной степени способствовать законодательное закрепление соглашений, заключаемых в результате трехсторонних (двусторонних) переговоров. Подобная практика хорошо себя зарекомендовала в ряде европейских государств. Например, в Бельгии общенациональное трехстороннее соглашение утверждается специальным указом монарха, после чего приобретает силу закона со всеми вытекающими из этого последствиями.

К сравнительному методу мы прибегаем в поисках ответа на вопрос об аппликабельности западной модели социального партнерства в Казахстане. Поскольку нет какой-то единой западной, и даже единой европейской, модели трудовых отношений, модели государства благосостояния, в рамках которой могла бы быть выделена общая модель трудовых отношений, постольку мы исходим из того, что зарубежный опыт невозможно импортировать, следует лишь обстоятельно изучать западные модели социального партнерства и выделить в них черты, применимые в нашей стране.1

Результаты преобразований, осуществляемых в Казахстане в течение последних двух десятилетий не позволяют пока сделать вывод о том, что неудовлетворенность значительной части населения Казахстана своим социально-экономическим положением перестанет в обозримом будущем быть фактором, от которого в решающей степени зависит уровень социальной напряженности в общественных отношениях. Некоторое оживление казахстанской экономики в последние годы, повышение жизненного уровня населения, ряд других относительно благоприятных макроэкономических показателей пока не дают оснований для особого оптимизма. По всей видимости, следует ожидать дальнейшего сокращения числа предприятий, где действуют коллективные договоры. На предприятиях иностранных компаний, а также на части отечественных, особенно по мере развития мелкого и среднего бизнеса, их все активнее начнет вытеснять система индивидуальных контрактов с работниками.

Уже в самом ближайшем будущем институту социального партнерства придется столкнуться с трудно разрешимым противоречием, суть которого в том, что с одной стороны, казахстанская экономика заинтересована в притоке инвестиций из-за рубежа, а с другой, для того, чтобы капиталы хлынули в страну, правительство вынуждено будет привлекать инвесторов чем-то существенным, создавать более благоприятные условия для их деятельности и получения прибыли. Как представляется, такие условия начнут создаваться, как это бывало уже не раз, за счет дальнейшего понижения уровня социальных гарантий работников, что может вызвать подъем социальной напряженности в стране.

Ситуация в Казахстане в настоящее время осложняется тем, что причиной выступлений рабочих является вполне обычный конфликт между работодателем и работниками. Например, по поводу уровня заработной платы, которая перестала устраивать коллектив трудящихся или какую-то его часть. Иначе говоря, налицо социальный конфликт интересов. Необходимо отметить, что конфликт этот объективный, а потому некоего равновесия в этой ситуации можно добиться только в результате баланса сил. Его способно обеспечить то, что скрывается за термином «социальное партнерство». Таким образом, сотрудничество между органами государственной власти, владельцами компаний и фирм и представителями трудящихся с целью развития экономики, улучшения условий труда и повышения уровня заработной платы трудящихся – это и есть социальное партнерство. В Казахстане важная роль этого явления объясняется тем, что процедура переговоров и заключение коллективных договоров в ряде сфер производства уже является недостаточным условием для успешного разрешения трудовых споров. Это отчетливо продемонстрировали события в Жанаозене. В свою очередь, социальное партнерство предлагает целую систему институтов и механизмов согласования интересов всех участников производственного процесса, основанную на равном сотрудничестве. Компромисс достигается, когда стороны договариваются об условиях труда и его оплаты, о социальных гарантиях работников и их роли в деятельности предприятия.

Следовательно, развитие социального партнерства в его различных формах – это важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики. Именно условия социального партнерства рассматриваются как некий общественный амортизатор для жестких рыночных реалий, поскольку сочетают в себе требования экономической эффективности и интересы социальной справедливости. Неудивительно, что «в АО «Самрук-Казына», объединяющем свыше 500 предприятий страны, социальное партнерство считают  одним из базовых условий устойчивого развития казахстанского общества. Главной целью центра социального партнерства при АО «Самрук-Казына» называются предупреждение трудовых конфликтов, разъяснение рабочим их прав, анализ и совершенствование практики регулирования социально-трудовых отношений и внедрение принципов социального партнерства и коллективно-договорного регулирования. При этом важно отметить, что государство становится непосредственным участником процесса согласования интересов и одновременно выступает в качестве гаранта выполнения принятых соглашений». Ответственное партнерство АО «Самрук-Казына».2

Как можно видеть из вышесказанного, основным и важным субъектом системы социального партнерства является государство. Именно оно несет ответственность за сохранение стабильности общества и обеспечение его нормальной жизнедеятельности. Государство с помощью органов контроля регулирует взаимодействие между различными субъектами, структурируя социальное пространство таким образом, чтобы уровень напряженности в обществе не превышал критической отметки. Государство, как гарант и посредник, должно обеспечивать равные возможности удовлетворения интересов и потребностей. В то же время, именно государство является одним из партнеров в социальной системе. В силу особенностей государства, как основного института политической системы, надо полагать, что его роль в данном качестве будет нелегкой.

Сегодняшняя казахстанская практика показывает, что уровень развития партнерских отношений различных социально-политических групп во многом зависит от способности государства регулировать процесс становления системы социального партнерства. Сегодня наше государство проводит работу по обеспечению занятости населения и снижению бедности в стране. В этих целях широко используются активные меры содействия занятости населения, организация общественных работ, профессиональное обучение безработных, микрокредитование и  многое другое. Вместе с тем, в стране были разработаны многочисленные программы по борьбе с бедностью, программы, нацеленные на создание новых рабочих мест, в том числе «Дорожная карта Казахстана», которые, однако, вследствие слабой проработанности, не имели значимых результатов и в целом не повлияли на улучшение экономического положения населения. Так, безработица на протяжении последних лет входит в число трех наиболее актуальных для населения Казахстана проблем.

Нужно отметить, что социальное партнерство предполагает материальное и моральное стимулирование заинтересованности наемных работников в росте темпов производства, производительности труда во имя обеспечения условий, необходимых для роста прибыли работодателей и валового продукта общества, повышения уровня и качества жизни самих трудящихся. Дополняет эту палитру открытие новых предприятий с соответствующими условиями труда и, как следствие, создание новых рабочих мест. «Так, ежегодно по стране открываются перспективные компании, куда требуются и привлекаются «рабочие руки». Только за 10 месяцев 2011 года в целом по стране было создано 241,4 тыс. новых рабочих мест, из них в сельской местности – 114,6 тыс. При этом, по сообщению Министерства труда и социальной защиты населения, 26 тыс. рабочих мест создано в промышленности; 27,2 тыс. – в торговле; 28,1 тыс. – в строительстве и коммунальном хозяйстве; 20,1 тыс. – в сельском хозяйстве. Из общего количества созданных рабочих мест: 168,4 тыс. – постоянные рабочие места, 67 тыс. – приходится на сферу малого бизнеса». Социальное партнерство выступает эффективным инструментом усиления конкурентоспособности экономик.3

Социальная напряженность, как свидетельствуют многочисленные исторические прецеденты, способны серьезно осложнить ход позитивных общественных преобразований, а то и сделать их на какое-то время невозможными. С другой стороны, социальная напряженность – это как температура человеческого тела: повышение ее сверх нормального уровня свидетельствует не только о нездоровье общественного организма, но и о том, что организм этот борется с болезнью, включает в действие защитные механизмы, что уже само по себе вселяет надежду на выздоровление, на обретение социумом необходимой стабильности, а гражданами – благополучия. Однако без сильных социально-партнерских отношений, выполняющих важнейшие регулирующие функции, достижение стабильности в обществе вряд ли будет возможно.

Кроме того, важнейшие принципы и ценности социального партнерства еще не укоренились в общественном сознании и деловой практике казахстанцев, не вошли в быт и привычку, как это имеет место в развитых странах мира. Это обусловлено тем, что формирование социального партнерства в Казахстане началось сверху – с принятия законодательных актов и создания структур государственного уровня для участия в регулировании социально-трудовых отношений. Если государство осознало необходимость внедрения принципов социального партнерства, то на уровне массового сознания эта идея до сих пор не укоренилась. Это вовсе не означает, что социальное партнерство должно развиваться «снизу», т. е. развитию Казахстана мешает нерешенность многих социальных проблем. Только совместные усилия властных структур, бизнес-сообществ и некоммерческих организаций могут привести к позитивным сдвигам в этом направлении. Такой опыт взаимодействия уже есть у некоммерческих общественных организаций, и его необходимо использовать новым общественным объединениям малого предпринимательства. Точнее сказать, система социального партнерства эффективна тогда, когда развивается одновременно на всех уровнях.

Следующий важный момент, который требует внимания, обусловлен тем, что становление социального партнерства взаимосвязано напрямую с уровнем культуры общества. «Мы наблюдаем сегодня конец времен и социальных систем, построенных на революционном сознании, на перманентной трансформационной стратегии коренных преобразований исторических, культурных основ общества, и возрождение эволюционной стратегии социального творчества, основанной на гармонии и культурной преемственности. В условиях всеускоряющихся, в том числе и социальных, процессов, возможно, есть необходимость несколько замедлить темпы простого экстенсивного роста и расширения, уделив основное внимание современному качественному состоянию общества, смыслу жизни и ценностям отдельного человека, чтобы выстроить новую гармоничную социальную среду».4 К сожалению, приходится признать, что в нашей стране все еще отсутствует культура ведения переговоров по вопросам регулирования социально-экономических и трудовых отношений.

Следует заметить, что принят Закон Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года № 566-IV «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РК».5 Закон направлен на повышение качества правового регулирования трудовых отношений с целью повышения существующих форм и методов обеспечения представительства интересов сторон. В частности, предлагается урегулировать порядок присоединения к коллективному договору, закрепить сроки предоставления и порядок мониторинга  коллективных договоров, определить обязательства сторон, включаемые в коллективный договор, уточнить порядок учета мнения представителей работников при издании актов работодателя и др.

На республиканском уровне вопросы социального партнерства рассматривает республиканская трехсторонняя комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений, которая является постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями. Участниками республиканской комиссии являются полномочные представители Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений работников и республиканских объединений работодателей.

Основополагающим документом республиканского уровня является Генеральное соглашение между Правительством  Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и  республиканскими объединениями работодателей (далее – Генеральное соглашение), в настоящее время оно заключено на 2012–2014 годы.6

Законодательство Республики Казахстан содержит множество правовых норм, регулирующих трудовые отношения, закрепленные в различных нормативных правовых актах. Основными законодательными актами являются Законы РК «О труде в Республике Казахстан», «Об охране труда», «О коллективных договорах», «О коллективных трудовых спорах и забастовках». Указанные нормативные правовые акты принимались на разных этапах развития рыночных отношений в республике, некоторые нормы которых не соответствуют современным требованиям или утратили свою актуальность.

В комплексе согласованных позиций обозначено принятие следующих мер в области оплаты, безопасности и охраны труда, социального обеспечения и развития социального партнерства:

–       проведение консультаций по совершенствованию минимальных государственных социальных стандартов, в том числе методики определения величины прожиточного минимума;

–       изучение вопроса совершенствования методики определения минимального стандарта оплаты труда для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда соответствующей отрасли;

–       рассмотрение вопроса замены добровольных профессиональных пенсионных взносов на обязательные профессиональные пенсионные взносы;

–       выработка предложений по совершенствованию законодательства, обеспечивающего внедрение системы управления профессиональными рисками и комплексных методов управления охраной  труда;

–       внесение предложений по совершенствованию Закона РК «О профессиональных союзах»;

–     проведение комплекса мероприятий по заключению коллективных договоров;

–     проведение совместных с социальными партнерами обучающих тренингов по развитию навыков умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых конфликтах.

Одной из важных форм социального партнерства является социальная ответственность бизнеса. Она, несмотря на то, что является частной инициативой, неизбежна в условиях модернизации экономики и социальной сферы Казахстана. Отсчет активной фазы внедрения социальной ответственности бизнеса начинается с момента проведения в Жезказгане первого Форума по социальной ответственности бизнеса, где Глава государства задал качественно новую планку включения предпринимательства в решение задач развития общества. Тогда Президент поручил продолжить работу по формированию благоприятной среды, стимулирующей повышение субъектами предпринимательства корпоративной социальной ответственности. Несомненно, для казахстанского общества понятие социальной ответственности бизнеса важно с позиции гармонизации взаимоотношений между интересами бизнеса, общества и государства для успешного решения наших общенациональных задач, а именно для поддержания сложившегося уровня социально-трудовых гарантий и обеспечения новых задач, стоящих перед инновационной экономикой. Так, «в конкурсе «Парыз» в 2008–2011 годах участвовало 1661 предприятие со всех регионов страны. Званий лауреатов конкурса были удостоены 109 представителей бизнес структур. Больше всего победителей из Костанайской – 13, ВКО – 10, Актюбинской – 9, областей. За право получения заветной статуэтки из рук Главы государства в Год 20-летия Независимости претендовали более 610 предприятий. Заявку в номинации «Лучший коллективный договор» подало   181 предприятие (в 2010 г. – 163).  В данной номинации рассматриваются коллективные договоры, значительно улучшающие и укрепляющие трудовые и социальные права работников, предусмотренные законодательством. Мероприятия по расширению охвата предприятий и системой коллективно-договорных отношений и проведению ее мониторинга стали частью стратегического плана Министерства.  Сегодня системой коллективных договоров охвачено 53,7 тыс. предприятий, или 29,4% из действующих, при этом, охват из числа крупных и средних предприятий составляет 88,6%».7

Эти итоги показывают активизацию социальной функции бизнеса, призванного обеспечивать достойный труд и создавать условия для общественного согласия и уменьшения социальных конфликтов.

В монографии «Заработная плата в системе социального партнерства в Казахстане» казахстанским экономистом С. Берешевым обосновывалось включение в систему социального партнерства принципиально нового элемента регулирования трудовых отношений – территориально-отраслевых соглашений.8 Необходимость такого рода соглашений объективно обусловлена самим ходом экономических реформ, проводимых в республике.

Кроме того, одним из нерешенных в методическом плане вопросов социального партнерства выступает проблема определения выбора и представительства сторон коллективно-договорного процесса на всех уровнях. Трудовой кодекс РК однозначно определяет, что соглашения (генеральные, отраслевые и региональные) должны заключаться только на трехсторонней основе. Между тем, в экономической литературе начали высказываться мнения о том, что в перспективе произойдет переход от трехсторонних соглашений к двусторонним – между объединениями работодателей и работников. При этом сторонники подобного подхода утверждают, что в основе двустороннего сотрудничества заложено понимание каждой стороной долгосрочных преимуществ, которые достигаются путем совместных решений и лоббирования тех или иных вопросов. Проблема перехода на двусторонние соглашения, по их мнению, во многом зависит от того, насколько быстро ликвидируется государственный монополизм в регулировании социально-трудовых отношений, будет сформирована необходимая правовая база, регламентирующая деятельность партнеров, их права, обязанности и ответственность в переговорном процессе.9

Таким образом, необходимо отметить, что социальное партнерство является одним из критериев демократизации общества. Оно направлено на то, чтобы обеспечить на основе равноправного сотрудничества реальное участие работников, работодателей и государства в разработке и принятии социально-экономической и трудовой политики, основанной на оптимальном балансе реализации интересов сторон. Притом, чтобы обеспечить этот баланс, безусловно, необходимо наличие правового государства, в котором все отношения регулируются демократическими законами. Система социального партнерства станет реально выполнять свои функции, если будут соблюдаться демократические принципы, то есть будет дана возможность различным социальным группам в рамках закона защищать свои интересы.

Становление партнерских отношений должно основываться на гражданской ответственности представителей работников наемного труда и работодателей, их активного участия в поддержании стабильности и общественного согласия.

г. Астана

Литература

  1. Маркс К. К критике политической экономии (предисловие).// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.  2-е изд.,  т. 13,  с. 7.
  2. См.сайт: http://dknews.kz/otvetstvennoe-partnerstvo-ao-samruk-kazyna.htm 14.06.2012
  3. См.сайт:http://www.zakon.kz/4471309-socialnoe-partnerstvo-vystupaet.html
  4. Амребаев А. «Казахстан в условиях мировой социальной нестабильности: поиск адаптивной модели выхода из социального кризиса».//«Казахстан в глобальных процессах» № 1, 2012, с. 69.
  5. См.сайт: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31133355
  6. См.сайт:http://www.fprk.kz/?m=article1&lng=rus&cid=15&id=25&act=see
  7. См.сайт:http://www.enbek.gov.kz/node/251829
  8. Берешев С.Х.,  Аухадиев М.К. Заработная плата в системе социального партнерства в Казахстане. Алматы, Фонд «ХХI век», 1998, с. 156.
  9. Полюхов М., Гончаров В. Перспективы развития социального партнерства в Казахстане. – // «Вопросы труда» № 7, 1997, с. 56.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ