КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА

0
1439

Виктор МАЛИНОВСКИЙ, Член Конституционного Совета Республики Казахстан

д. ю. н., профессор

 

 

В этом году 30 августа мы отмечаем семнадцатый день рождения действующего казахстанского Основного Закона, обеспечивающего стабильную эволюцию страны в условиях межэтнического и межконфессионального мира, уверенного экономического развития, поэтапной демократизации, постепенного повышения благосостояния народа, согласованного функционирования государственных органов, повышения уровня признания на международной арене.

 

 

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ СТРАТЕГИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Эффективное действие Конституции Республики Казахстан 1995 года, заслуженно носящей имя Нурсултана Назарбаева,  является лучшим подтверждением президентской стратегии конституционализма. Преклонение перед Конституцией всех и каждого, ее народность и научность выступают краеугольными  составляющими президентской конституционной политики.

В любой стране ключевым для конституционализма является обеспечение незыблемости Конституции, в первую очередь, – соблюдение баланса между конституцией юридической (буквой и духом основного закона) и конституцией фактической (реальной жизнью). Верховная власть обязана отслеживать соответствия прогрессивному  Основному Закону реальной действительности (корректируя эволюцию общества и деятельность государственных структур и институтов гражданского общества) и адекватность положений и норм Конституции запросам реальной действительности (своевременно стимулируя объективно необходимые корректировки текста).

Добиться  стопроцентного соответствия невозможно, поскольку жизнь всегда богаче правовой конструкции. А вот за принципиальный дисбаланс – когда Конституция и действительность существуют как бы в разных плоскостях, срезах действительности приходится платить  одну цену  – общественный хаос.

Даже в странах с устоявшейся демократией перманентно высказываются оценки об отклонении государства от Основного Закона, а также  предложения о ревизии конституций. Подобных примеров сегодня немало в странах Западной Европы, попавших в сети суверенных долгов.

В государствах, недавно вставших на путь Независимости, утверждение конституционализма во всех его составляющих (правильное формирование и доступное для каждого изложение текста Конституции, осознанное принятие ее разумом и непременное соблюдение большинством населения, оптимальная государственная конституционная политика, конструктивное конституционное правопонимание, высокая конституционная культура простых граждан и государственных служащих, ответственное конституционное правоприменение госорганами, эффективный институт толкования и защиты Конституции) выступает целью и средством системных преобразований. Конституционализм здесь становится одной первейших гарантий национальной безопасности.

Совершенно обоснованно в среде ученых-конституционалистов все чаще и настойчивее обосновывается наличие специфического вида национальной безопасности – конституционной – анализируются угрозы и риски, разрабатываются меры по их профилактике. Главной, обобщающей и всеобъемлющей мерой, по нашему убеждению, выступает конституционный патриотизм.

За двадцать лет государственной Независимости  Казахстаном накоплен собственный опыт многовекторной, насыщенной и весьма непростой работы  по конституционной модернизации, включая повышение эффективности реализации потенциала Конституции  в различных сферах общественной жизни, а также преобразования (реформирования) текста Основного Закона согласно запросам общества.

 

МЕХАНИЗМЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ

Своеобразной аксиомой будущего результативного действия конституции, гарантией качественной реализации ее политической, организационной, идеологической, социальной, юридической  и иных функций в интересах народа выступает  содержание Основного Закона, которое непосредственно взаимосвязано с конституционным процессом, то есть механизмом его разработки и принятия.

К настоящему времени на «казахстанском пути» было использовано несколько форматов подготовки проекта и принятия Конституции, последующего  конституционного реформирования.

 

Формат разработки проекта и принятия Конституции социалистическим Парламентом.

Формат разработки проекта и принятия Верховным Советом 28 января 1993 г. Конституции – первого Основного Закона суверенного Казахстана характеризовался длительным, практически двухлетним периодом подготовки, громоздкостью процедур, внешней демократичностью. Одновременно – значительной политизированностью, стремлением большинства госорганов провести свои ведомственные интересы, и, как результат – наличием  в итоговом документе противоречий и нерешенностей, а также положений и норм, порождавших непонимание и настороженность отдельных  слоев казахстанского общества и опасения со стороны зарубежных партнеров.

В своих выступлениях периода 1991-1992 годов Глава государства Н.А. Назарбаев неоднократно подчеркивал, что создается Конституция, в центре которой должен быть человек, независимо от его национальной принадлежности; она должна объединять народы, а не разъединять их. Последнее слово должно быть не за политиками, а за конкретным человеком, живущим в многонациональном Казахстане.

Однако, одновременно со всей своей повышенной политической значимостью Конституция 1993 г. оказалась противоречивой. Так, при декларировании целого ряда вполне цивилизованных принципов она в то же время фактически консервировала советскую конструкцию экономических и политических отношений. Конституция была лишена механизмов выхода из кризисов в высшем эшелоне власти. Характер  государственности, формулировки статьи о языках, нерешенность  вопроса о собственности на землю вызывали настороженность в обществе.

В  докладе, посвященном первой годовщине Конституции 1995 года, отдав дань уважения  Конституции 1993 г. в качестве заметной вехи на пути казахстанского конституционного строительства, Глава государства отметил: «Будучи компромиссом истории, на который мы вынуждены были пойти во имя  общественного согласия, Основной Закон  не оправдал всех общественных ожиданий.  Прежде всего, потому, что  в нем не были  определены  цели  и приоритеты в общественном развитии, в него  не удалось  заложить прочный правовой фундамент системных преобразований, не были легитимированы  конституционные средства и инструменты,  позволяющие осуществить  достижение поставленных целей[1].

 

Формат прорывного проекта: Президент предложил, а народ Казахстана принял новую Конституцию страны.

Об ускоренной  работе над проектом новой Конституции  страна узнала  весной 1995 г. после  решения референдума о продлении президентских полномочий Н.А. Назарбаева.

Президент республики не пошел по пути длительной переделки первого Основного Закона, «на котором еще чернила не высохли». Сломав «конституционную классику» советского периода и вызвав огонь критики на себя, он избрал стратегию прямого и откровенного разговора с народом, честно объяснив ситуацию, предложив свой вариант Конституции.  И выиграл!

На первом этапе  документ готовился узкой группой опытнейших специалистов, работавших над проектом Конституции 1993 года, в силу чего им были хорошо известны  все ее недостатки и те компромиссы, на которые пришлось пойти под прессингом Верховного Совета. «Во избежание лоббистского давления на них, я запретил  им обсуждать  проект с кем бы то ни было, – пишет Н.А. Назарбаев в книге «Казахстанский путь», –  При разработке  Конституции 1993 года такого давления избежать не удалось… Единицы думали о том, что нужно делать документ не для себя, а для страны»[2].

Для  проведения  независимой экспертизы проекта новой Конституции Постановлением Главы государства от  22 мая 1995 г. был создан Экпертно-консультативный совет при Президенте  РК в составе девяти казахстанских юристов  и  трех иностранных экспертов.

30 июня 1995 г. на второй сессии Ассамблеи народов Казахстана Н.А. Назарбаев  выступил с докладом «Осмысление  пройденного и дальнейшее  демократическое реформирование  общества».

С 30 июня по 30 июля 1995 г. в Казахстане было проведено   всенародное  обсуждение проекта Конституции. Несмотря на то, что  в целом идеология  и основное содержание проекта сохранились, более чем вполовину, а именно в 55 статей были внесены 1100 поправок и дополнений. Н.А. Назарбаев в связи с этим особо подчеркнул  повышенную активность и заинтересованность казахстанцев в обсуждении судьбоносного документа[3].

Указом  Президента от 28 июля 1995 г. проект Конституции был вынесен на  республиканский референдум 30 августа. В нем приняли участие  8 млн.  91 тыс. 715 граждан  республики (90,58 процентов от  числа всех лиц, внесенных в списки  для голосования). В поддержку новой Конституции высказались  7 млн. 212 тыс. 773 человека, или 89,14 процента  проголосовавших. Против – 800 839 человек, или 9,9 процента. Признаны недействительными  78 тыс. 103 бюллетеня[4].

Как видим, при разработке и принятии действующей Конституции Лидером Нации был применен новый формат. Подготовка проекта осуществлялась узкой группой специалистов-юристов во главе с самим Н.А. Назарбаевым. Затем  состав разработчиков был расширен за счет новых профессионалов-правоведов. Основные положения были представлены участникам Ассамблеи народов Казахстана и поддержаны ими.  Далее последовало весьма насыщенное обсуждение гражданами страны, работа по учету предложений и замечаний. И непосредственное одобрение документа народом в ходе прямого волеизъявления на референдуме.

«Конституция 1995 года стала поистине выражением воли всего народа, а сам казахстанский народ превратился в соавтора Основного Закона. Проголосовав за  проект новой Конституции страны, наши сограждане сделали важный для страны и для каждого казахстанца выбор. Пожалуй, впервые в истории Казахстана в руках народа оказалось его будущее, за что он и голосовал. Это действительно так. В Основном Законе выражены не только принципы государства, но и приняты решения, непосредственно связанные с жизнью наших граждан, каждого человека.  Это вопросы их свобод,  прав, обязанностей перед обществом. В конечном итоге это определяет перспективы человека, каждой семьи и будущего всей страны»[5].

Таким образом, благодаря формату «Президент предложил, а народ Казахстана – принял новую Конституцию» была обеспечена строгая научность документа; в том числе, закрепление общепризнанных ценностей с учетом казахстанских традиций; определение объема, предмета и методов конституционного регулирования конкретных групп отношений; исчерпывающая регламентация основных прав и свобод человека и гражданина; избрана оптимальная форма правления, в разрезе принципа единства и разделенности государственной власти,  ясно для каждого  изложены  положения и нормы. Качество документа в значительной степени стало принципиальной гарантией последующего для верховенства и прямого действия Основного Закона, исполнения им роли базы совершенствования всей правовой системы страны, осознанного конституционно-правомерного поведения участников конституционно-правовых отношений.

Являясь важнейшим политико-правовым фактором стабильности движения общества по восходящей, Конституция  сама должна идти в ногу со временем, способствовать включению в общественную жизнь всего прогрессивного.

Новейшей истории Казахстана известны две конституционные реформы: 7 октября 1998 года и 21 мая 2007 года.

Оба раза проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию инициировались Президентом и принимались  Парламентом страны. Вместе с тем, во втором случае более ярко высветилась одна отличительная особенность, демонстрирующая опять же стремление Н.А. Назарбаева реализовать волю народа. Но обо всем по очереди.

 

Формат внесения изменений и дополнений в Конституцию страны 7 октября 1998 года.

30 сентября 1998 г. Президент выступил на совместном заседании  палат Парламента с ежегодным Посланием к народу Казахстана «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии». В этот же день  в Парламент был передан  законопроект  «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

Изменения касались кворума выборов, состава Мажилиса, статуса Президента страны, взаимоотношений между  Главой государства, Парламентом и Правительством, порядка изменения Конституции, а также уголовного судопроизводства (введение института присяжных заседателей) и ряда других моментов.

В результате обсуждения законопроекта в парламентских комитетах 88-ю депутатами было принято обращение к Н.А. Назарбаеву, в котором  со стороны мажилисменов и сенаторов выдвигался целый ряд дополнительных предложений. 7 октября на совместном заседании Палат внесенный документ был отклонен, после чего была создана  согласительная комиссия. На вечернем заседании  уточненный закон был принят и подписан Главой государства.

Законом РК от 7 октября 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» были уточнены и пополнены 19 статей Конституции. Численность Мажилиса увеличена на 10 мандатов и введена система пропорционального представительства. Произведено некоторое усиление позиций Парламента за счет президентских прерогатив  и  дополнительных контрольных  депутатских полномочий, а также  возможностей законодателей  проводить поправки  Конституции, с которыми не согласен Глава государства.  Конституция была дополнена  положением о выборности (или назначаемости) акимов (кроме областей и городов республиканского значения и столицы) в порядке, определяемом Президентом. Важная новелла включена в статью 94 – о  возможности сокращения  Парламентом  срока полномочий Президента с его согласия и проведения «преждевременных» и последующих выборов Главы государства.

Вместе с тем, применительно к существующей форме правления изменения не касались  базовых компонентов Конституции РК.

Имея на то  полные основания,  Н.А. Назарбаев кратко охарактеризовал  данный Закон как  «компромиссный  шаг» Главы государства и депутатов.

 

Формат внесения изменений и дополнений в Конституцию страны 21 мая 2007 года.

В силу с поступательного развития общества, снятия противоречий, доставшихся независимому Казахстану в наследство от социализма и советской представительной системы, к началу XXI века в стране постепенно возникла совершенно новая общественно-политическая ситуация. Ее признаками стали уверенный экономический рост; укрепившиеся политические партии и другие общественные объединения, многообразные НПО, в том числе оппозиционные; средства массовой информации, в том числе оппозиционные;  повысилось политическое и правовое сознание населения; в целом возникли несущие конструкции современного гражданского общества. Вновь стал актуальным вопрос о приведении отдельных положений и норм Конституции в соответствие с новыми потребностями общественного развития по дальнейшему продвижению процессов либерализма.

По инициативе Н.А. Назарбаева в 2002 году был открыт общенациональный диалог по разработке Общенациональной программы  политических реформ. Его формами стали правительственное постоянно действующее Совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества, Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте РК и Государственная комиссия по разработке и конкретизации  программы демократических реформ в Казахстане под руководством теперь уже самого Главы государства. И в постоянно действующем Совещании, и в Нацкомиссии, и, особенно, в Госкомиссии было обеспечено максимальное представительство различных политических сил и государственных институтов.

В 2006 году состоялось пять заседаний Госкомиссии, два из которых прошли под председательством Президента. Выступая на первом заседании Н.А.Назарбаев заявил: «Мы твердо намерены продолжить последовательные демократические преобразования и политическую модернизацию страны. Наша главная цель остается неизменной. Это – укрепление основ открытого, демократического и правового государства, в котором гармонично сочетаются как общепризнанные демократические закономерности, так и традиции нашего многонационального и многоконфессионального общества».

Президент республики – Лидер Нации в очередной раз подтвердил свою приверженность принципу народности Конституции, необходимости «народной экспертизы» всех наших действий по  разработке и реализации  политических реформ, их понимания и поддержки  со стороны преобладающей  части нашего общества. Общественные преобразования и построение демократического общества нужно проводить с учетом наших  традиционных ценностей, а также используя  передовой опыт и советы наших друзей из развитых демократий»[6]. Было проведено большое число различных   научно-практических конференций в столице и всех регионах  страны.

В специальную Рабочую группу Госкомиссии во главе с руководителем ДПК «Ак Жол» А.М. Байменовым, в которой довелось участвовать и мне,  стекалась абсолютно вся информация от других рабочих групп. Именно здесь предварительно определялась возможность последующей реализации предложений. Поддержанные группой предложения подразделялись на те, которые требовали изменений и дополнений Конституции; те, которые повлекут изменение обычных законов и последние, реализация которых может быть достигнута посредством совершенствования  правоприменительной практики. Отдельный перечень составляли дельные идеи, для которых пока не вызрела ситуация: они могут быть воплощены в последующих конституционных реформах.  Результаты этой непростой работы отражались в многочисленных сравнительных таблицах, заинтересованно обсуждались на научных конференциях и заседаниях рабочих групп и вывешивались на специально созданном сайте.

На состоявшемся 19 февраля 2007 г. итоговом заседании Госкомиссии был принят документ «Основные направления политического реформирования в Республике Казахстан на 2007-2008 годы», определивший содержание и ключевые направления конституционной реформы.

По завершении деятельности Госкомиссии, по ее решению Главой государства была создана рабочая группа из ученых-юристов, руководителей комитетов Палат Парламента и структурных подразделений Администрации Президента для подготовки проекта закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Мне вновь выпала честь работать и в этой группе. Исходя из позиции Главы государства, обобщив итоговые предложения Госкомиссии, собственные мнения и подходы, мы достаточно быстро определились по основным содержательным позициям будущего законопроекта.

Таковыми стали:

• укрепление гарантий прав и свобод граждан;

• резкая активизация роли политических партий, практическое осуществление которой приведет к созданию современной партийной системы, а также интеграция политических партий в государственный механизм с превращением их в главный инструмент выявления воли народа с ее последующей трансформацией в государственную власть;

• упрочение парламентаризма через существенное обновление статуса Мажилиса и Сената Парламента, придание составу и деятельности Мажилиса функции проводника партийных программ, совершенствование организационных форм реализации компетенции Парламента;

• формирование во многом нового механизма взаимоотношений между законодательной ветвью власти – Парламентом (в первую очередь Мажилисом)  и исполнительной ветвью власти – Правительством, последнее наряду с депутатским корпусом становится государственным инструментом реализации партийных программ;

• перераспределение властного ресурса в триаде  Президент – Парламент – Правительство;

• принципиально новая характеристика местного самоуправления, открывающая пути внедрения этого важнейшего демократического института.

После определения узловых составляющих конституционных изменений, члены Рабочей группы вплотную приступили к формулировкам соответствующих статей будущего законопроекта. Каждым участником были представлены очередные пояснительные записки и редакции изменений или дополнений. На «доводку» текста документа нам потребовалось около двух месяцев. 16 мая Президент представил законопроект в Парламенте. Затем документ был детально проанализирован на совместных заседаниях палат, а также на заседании совместной комиссии Сената и Мажилиса, и 18 мая принят Парламентом. 21 мая Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» был подписан Главой государства, 22 мая опубликован и вступил в юридическую силу.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ

Сравнительный анализ проведения конституционных реформ 1998 и 2007 годов приводит к важному выводу. Формат  работы над изменениями и дополнениями Конституции определяется самим подлежащим корректировке предметом конституционных правоотношений. В первом случае изменения, главным образом, были связаны с уточнением   статуса высших государственных органов и лишь частично затрагивали иные позиции Основного Закона.

В 2007 году  Конституция также не подверглась радикальному пересмотру. Однако объектом точечных изменений на этот раз стал  преимущественно целостный институт отношений представительства. Напомню также о том, что тогда «конституционный аспект» реформирования гражданского общества не был заранее запрограммирован в деятельности ни постоянно действующего Совещания, ни Нацкомиссии, ни даже Госкомиссии.

При этом, «Если логика реформ требует изменений в Основной Закон, нужно идти на это, – сказал Президент Республики на заседании Госкомиссии 6 июня 2006 года. – Сомнений в этом быть не должно. Соответствующая рабочая группа Госкомиссии к концу года должна подготовить  предложения по этому вопросу, которые мы все вместе детально обсудим»[7]. Как видим, изменения и дополнения Конституции окончательно выкристаллизовались в процессе работы Госкомиссии, то есть явился результатам нескольких лет усиленного и углубленного зондирования общественного мнения, изучения интересов различных секторов казахстанского общества.

Очень важно четко видеть, что параллельно с функционированием  максимально представительной диалоговой площадки именно на протяжении 2002-2006 годов реализовывались и существенные меры по развитию институтов гражданского общества, децентрализации и деконцентрации государственной власти.

Проведенные конституционные реформы были обусловлены действием различных объективных и субъективных факторов, учет которых как раз и подтверждает факт восприимчивости Президента Республики – Лидера Нации Н.А. Назарбаева к общественным изменениям и его стремление действовать достойно вызовам истории вместе с народом и с Парламентом.

Еще один пример ответственного и максимально выверенного отношения к Конституции дают действия Президента – Лидера Нации в январе-феврале 2011 года.

Тогда в связи с признанием 31 января 2011 года Конституционным Советом РК не соответствующим Конституции принятого Парламентом 14 января 2011 г. Закона «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан», возникла юридическая коллизия, породившая непростую политическую  ситуацию. Ее мог разрешить только Президент страны. Согласившись с выводами Конституционного Совета, Н.А. Назарбаев, в соответствии с волей народа и верностью демократическим принципам, принял решение о проведении досрочных выборов Президента, несмотря на то, что этим почти  на два года  сокращался срок его полномочий[8].

Президентом был инициирован и Парламентом 2 февраля 2011 г. принят Закон «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан». Поскольку в данном случае Конституция была дополнена лишь одним подпунктом 3-1  в статью 41 следующего содержания: «3-1. Внеочередные президентские выборы назначаются решением  Президента республики и проводятся  в порядке и сроки, установленные конституционным законом», вряд ли будет обоснованным говорить о примере «конституционного реформирования».  Тем самым, посредством весьма лаконичного дополнения волеизъявлению единственного источника государственной власти – народа – был придан более высокий уровень легитимизации, сняты возникшие разночтения Конституции между  депутатским корпусом и органом конституционного контроля, вновь восторжествовала конституционная законность.

Вся работа по совершенствованию текста Конституции страны проводится скрупулезно и качественно при обеспечении ее верховенства, стабильности и динамичности, с опорой на народность и научность. Именно поэтому Конституция Республики Казахстан пользуется заслуженным уважением у  профессионалов-юристов и здравомыслящих политиков.

 

КОНСТРУКТИВНАЯ РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА

В конституционных преобразованиях особая конструктивная роль отведена  Конституционному Совету, который обеспечивает верховенство и прямое действие Основного Закона на всей территории Казахстана. За годы деятельности им было рассмотрено 76 обращений об официальном толковании норм Конституции, по которым принято  68 нормативных постановлений с разъяснением  вопросов обеспечения прав человека и гражданина, устройства государства, обеспечения принципа единства и разделенности государственной власти, статуса государственных органов и их должностных лиц, судоустройства и судопроизводства, прокурорского надзора и другим важным аспектам. В целом либо в части были признаны неконституционными в общей сложности 25 законов и международных договоров, в том числе, законы «О деятельности  международных и иностранных  некоммерческих организаций в Республике Казахстан», «О средствах массовой информации», «О внесении изменений и дополнений в  некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам вероисповедания и  религиозных объединений» и другие.

В целом рассмотрено более 180 обращений и вынесено более 140 нормативных постановлений, которые постепенно превращаются в побудителей развития конституционной доктрины и практики. Всего посредством официального толкования  либо в процессе анализа на предмет конституционности нормативных правовых актов разъяснены положения 73 статей Конституции. Много  полезных начинаний реализовано исходя из ежегодных посланий Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в стране.

Необходимо четко видеть, что конституционная модернизация – это не только корректировка текста, разъяснение содержания норм Конституции в соответствии с велением времени.  Она включает постоянную работу каждого государственного органа, каждого института гражданского общества, каждого казахстанца по дальнейшему наполнению положений и норм реальным содержанием.

Мощнейшим ресурсом совершенствования законодательства и правоприменительной практики обладают утверждаемые указами Президента  концепции правовой политики.

Краеугольной программой реализации потенциала Основного Закона стала президентская Стратегия «Казахстан – 2030», которой в текущем году исполняется 15 лет. Ежегодные послания Главы государства народу Казахстана, Государственные программы, концепции и стратегии идут в ногу с Конституцией, обеспечивая  ценности, положения и нормы, особенно в сферах экономики, прав и свобод человека и гражданина должными организационными, материальными финансовыми гарантиями.

 

ГДЕ КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ, ТАМ И СОЦИАЛЬНАЯ…

В ряду примеров такого рода программная статья Лидера Нации Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к  Обществу Всеобщего Труда». Она выделяется своими конституционной  масштабностью, системностью, конкретностью и особой энергетикой.

Республика Казахстан постепенно обретает новые качества именно  социального государства. Президентом республики взят огромный пласт общественного организма: социальная модернизация, включая области  труда, образования, здравоохранения, социальной защиты… Однако не оторваны от политических отношений, экономики, государственной организации, а в единстве с ними, связаны в одно целое  многочисленными и многообразными нитями. Предлагаемый комплекс практических действий включает совершенствование нормативно-правовой основы, функционирование государственных и общественных институтов в  сфере идеологии,  культуры, отправления правосудия. В переложении на нормы Конституции, это добрая половина статей Основного Закона, каждая из которых  получила дополнительную существенную подпитку.

Конституционная модернизация, предполагает и особую защиту  конституционных ценностей, государственного строя, прав и свобод   человека от различных посягательств. Для этого у Президента республики – гаранта Конституции имеются все необходимые средства. Одно из них – право на введение чрезвычайного положения, предусмотренное подпунктом 16) статьи 44 Основного Закона. Этим правомочием Глава государства впервые за годы независимости был вынужден воспользоваться в связи с массовыми беспорядками 16-17 декабря  2011 года в г. Жанаозен и в п. Шетпе Мангистауской области. Наряду с восстановлением законности и привлечением к юридической ответственности виновных, Главой государства были обеспечены избирательные права граждан, разработка и   реализация комплексного плана по решению социально-экономических проблем  города нефтяников, а также жителей других малых городов Казахстана.

В выступлении 15 декабря 2011 г. на торжественном собрании, посвященном 20-летию Независимости Республики Казахстан Президент – Лидер Нации Н.А. Назарбаев, отметил, что XXI век привел в движение всю мировую архитектуру. В этом столетии мир не избавлен от традиционных угроз.  «Предстоящие десятилетия будут сложными для всего мира. Мы должны быть готовы к любым сложностям»[9].

Таким образом, конституционная модернизация обеспечивает последовательное эволюционное развитие страны, мир и благополучие каждого казахстанца.

 

 

 

 

 


[1] Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. –  Алматы, 1996. С. С.545

[2] Назарбаев Н.А. Казахстанский путь.  Караганда, 2006. С.75

[3] Назарбаев Н.А. Казахстанский путь.  С.87.

[4] Конституция Казахстана принята. – Казахстанская правда, 1995, 5 сентября.

[5] Назарбаев Н.А. Казахстанский путь.  С.88.

[6]Официаль­ный сайт Президента Республики Казахстан:  http:// www.akorda.kz

 

[7] Официальный сайт Президента Республики Казахстан: http://www.akorda.kz

[8] Официальный сайт Президента Республики Казахстан: http://www.akorda.kz

[9]Официаль­ный сайт Президента Республики Казахстан:  http:// www.akorda.kz

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ