Организация самостоятельной работы студента

2
182

Майраш  КУРМАНБЕКОВА,
старший преподаватель АУЭС  

Для получения высоких результатов при обучении иностранному языку преподаватели используют различные формы работ, среди которых особое значение имеет самостоятельная работа, влияющая на глубину и прочность знаний обучаемых, на темп усвоения нового материала.

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности. 


Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемые сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат  умственных или физических (либо тех  и других вместе) действий.  Стоит отметить, что самостоятельная работа не должна являться самоцелью, она может выступать эффективным  средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности.
В методике преподавания иностранного языка применяются различные виды самостоятельной работы, с помощью которых обучаемые самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.  В методике существуют различные организационные формы самостоятельной работы: индивидуально, в парах, в небольших группах и т. д. Эти  формы призваны создавать и развивать организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения обучаемых.
Индивидуальная форма самостоятельной работы может проявляться в двух вариантах:
– все обучаемые выполняют одно общее задание индивидуально, что эффективно при закреплении нового материала. Преподаватель, контролируя задание, может получить объективную картину усвоения нового материала и скорректировать дальнейшие этапы; 
– обучаемые выполняют разные задания, в зависимости от уровня овладения.
При возникающих трудностях преподаватель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.
Работа в парах и малых группах  эффективна при формировании навыков говорения, она имеет как ярко выраженные положительные стороны, так и недостатки. 
При работе в парах и малых группах задействованы все обучаемые, у них есть возможность высказываться, слушать других. Малые группы снижают так называемый «комплекс говорения», который часто возникает в группах с разным уровнем овладения языком. Ярко проявляется взаимопомощь обучаемых.
Одним из недостатков такого вида работы является отсутствие контроля в ходе выполнения заданий преподавателем, особенно, если речь идет о такой форме речевой деятельности как говорение.
Для того чтобы эти формы были эффективны и приносили свои плоды, обучаемые должны иметь определенные навыки самостоятельной работы. Например, при работе с текстом студент должен иметь определенные умения:  видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т. д. 
Немаловажную роль играет умение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую обучаемые не могут быстро найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой – задача педагога.
Наиболее остро встает проблема организации самостоятельной работы при обучении иностранным языкам в технических учебных заведениях, где иностранный язык не является профилирующей дисциплиной, что создает определенные трудности для его изучения. Кроме того, специфика иностранного языка заключается в том, что языку нельзя научить, ему можно только научиться, т. е. студент должен проявить максимум активности и самостоятельности во всех видах речевой деятельности.
Для того чтобы самостоятельная работа студента была более эффективной, необходимо выполнить ряд условий, одним из которых является методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
Формы самостоятельной работы могут быть разнообразны. Например, на углубленное развитие навыков и умений чтения и техники перевода профессионально ориентированных текстов могут быть направлены «бюро переводчиков», конкурсы на лучший перевод, исследовательские работы по словообразованию и др.
Большие возможности для управления самостоятельной работой студентов представляют упражнения, развивающие умения оперировать неизвестной лексикой. Работа может идти в двух направлениях: обучение определению значений не изученных ранее слов на основе догадки по контексту и знаний правил словообразования, а также по двуязычному словарю.
Самостоятельная работа эффективна, если она является одним их составных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом занятии. Поэтому важную роль играет выбор видов, объема и содержания самостоятельной работы. 
Необходимо указать, что большое значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей. Учебные задания, предлагаемые для самостоятельной работы, не должны быть новыми по способу выполнения.
Формулировки в заданиях должны быть четкими, студенты должны иметь ясную картину, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный характер и способствует более успешному ее выполнению.
Одной из форм организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку является дистанционное обучение. Основная цель дистанционного обучения – свободное владение иностранным языком. 
Некоторые исследователи предлагают различные классификации типов самостоятельной работы, основаниями которых являются современные трактовки частно-дидактических целей, познавательных задач и специфика учебно-познавательной деятельности. В соответствии с этим можно выделить четыре типа самостоятельной работы, решающие следующие частно-дидактические цели: 
1. Формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного алгоритма деятельности и предпосылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания, то есть формирование знаний первого уровня. 
2. Формирование знаний, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать задачи, то есть знаний второго уровня. 
3. Формирование знаний третьего уровня, лежащих в основе решения нетиповых задач. 
4. Создание предпосылок для творческой деятельности. 
Таким образом, подготовка специалиста по иностранному языку в современных условиях может определяться не только уровнем его знаний, способностью владения иностранным языком, но и умением самостоятельно ставить и решать новые профессиональные и социальные задачи.

Литература
1. Диниц Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов. Дисс. канд. пед. наук. М., 2002, 176 с. 
2. Калмыкова В. В. Организационно-методическое обеспечение развития педагогических коммуникаций в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения. М., 2006, 140 с. 
3. Гаркави С. З. Управление самостоятельной работой студентов при изучении иностранного языка.

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Хорошо сказано. Но автор мог бы шире подойти к вопросу и расписать эту проблему. А хорошо было бы, если бы автор внес какие-то предложения по этому вопросу

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here