МАСТЕР ПО РОСПИСИ ТЫКВЯНОК

0
45

Акимжан ГУЛИЕВ,
кандидат культурологических наук,
президент ОФ «Галерея современного искусства «DUNIYA-ART»

В последнее время в Казахстане становится популярным такой вид искусства как роспись тыквянок. Особенно этим увлекаются местные уйгуры. Причем это не только те специалисты, чья профессия тесно связана с изобразительным искусством, среди них встречаются и те, кто далек от этой деятельности. 

Этот вид рукоделия относится к декоративно-прикладному искусству, корни которого уходят в глубокую древность. Первыми росписью тыквянок начали заниматься уйгурские художники, затем их поддержали учителя, инженеры, агрономы, бахчеводы и даже школьники. Чтобы направить в нужное русло и определить пути развития этого нового течения искусства, зародившегося в Казахстане, в апреле 2017 года Галерея современного искусства «DUNIYA-ART» провела научно-практическую конференцию. И на выставке, развернутой в рамках программы конференции, были выставлены работы более двадцати участников. Там же на суд широкой публики представил свои расписные тыквянки педагог со стажем Махмут Исмаилов.
Во время подготовки к конференции я очень близко познакомился с Махмут ака. Мне представилась возможность побывать у него дома и просмотреть все его работы. Я изучил всю информацию о нем – биографию, фото и видеодокументы. Он работал учителем труда, свою трудовую деятельность начинал в средней школе с. Малыбай Алма-Атинской области. Оказывается, он занимался тыквянками давно – сам их выращивал, а затем расписывал. Богатым опытом он делился с учащимися на уроках и внеклассных кружках. И тем самым приобщил детей и взрослых села к прикладному искусству. Работы Махмут ака, естественно, были тесно связаны с эстетическим воспитанием. Он приложил немало усилий, чтобы увязать между собой уроки труда с декоративно-прикладным творчеством. В то время я работал методистом по эстетическому воспитанию Чиликского отдела народного образования. Но творчество этого передового педагога почему-то было вне поля моего зрения. Узнав о его настоящей специальности – учитель биологии и химии, – я очень удивился и подумал, что он мог бы без проблем преподавать эти предметы. Почему-то Махмут ака выбрал именно уроки труда и твердо решил передавать свои умения и знания ученикам в области декоративно-прикладного искусства. Благодаря кропотливой работе он достиг больших успехов. Известно, что творческая работа не всегда прибыльное занятие, и зачастую мастер несет убытки. Но Махмут ака такой человек, который, как говорится, «от добра добра не ищет». А это значит, что он настоящий Мастер и Учитель.
Прежняя школьная дисциплина «труд» превратилась в урок творчества, и называется «технология». Отличительной чертой этого предмета является тесная связь с другими предметами. Уроки технологии помогают ребенку быстро адаптироваться к окружающему миру. Они могут дать ему информацию о современных технологиях и профессиях. Показывают, как на практике применить знания по другим школьным предметам. Учат думать, работать творчески, а не быть просто исполнителем. Махмут ака много лет пытался эту мысль донести до своих учеников и односельчан. Если бы я знал о творческих устремлениях мастера, то мог бы гораздо раньше направить его обменяться с коллегами своими знаниями и опытом по межпредметному обучению. У меня тогда для этого имелись все возможности. Теперь, спустя много лет, я пытаюсь исправить эти упущения.
Прежде чем начать разговор о работах Махмут ака, нужно раскрыть отличительные черты его творчества, а также рассказать о некоторых нюансах, существующих в декоративно-прикладном искусстве. Это искусство делится на множество видов. Все то, что нас окружает в жизни – это результат многовековой деятельности человека, добившегося всего своим кропотливым трудом. Ныне посуда, мебель, инструменты и другие вещи, необходимые в быту, производятся на заводах и фабриках и считаются изделиями массового потребления. И к искусству не имеют никакого отношения. Если сегодня мастер сделает какое-нибудь изделие вручную, тогда это как прежде будет считаться ремеслом.
Надо помнить, как постепенно в современном мире появился такой вид искусства как дизайн, который связан с обработкой изделия. Объясним суть на примере одного мастера. Допустим, он смастерил тәңнә (большой деревянный тазик). Его утилитарная функция какой была, такой и остается, не меняется, то есть его можно, как и прежде использовать в быту. Если эта посуда каким-то способом ярко, талантливо украшается и ей придается оригинальный эстетичный внешний вид, то будет относиться к декоративно-прикладному искусству. Она уже теряет свою утилитарную функцию и переходит к выполнению эстетических задач. Такова тенденция современного декоративно-прикладного искусства. Хотя нередко предметы декоративно-прикладного искусства сохраняют и свои утилитарные функции. Но для мастера это не является основной задачей, его конечная цель – это эстетические ценности изделия.
Еще в древности люди Востока, в том числе и уйгуры, не разделяли бытовые изделия на эти два разных понятия, обе эти задачи они решали вместе. С развитием производства для удовлетворения потребностей широких масс, с необходимостью снижения себестоимости изделия понятие о красоте как-то размылось и на передний план вышли утилитарные функции.
Анализируя работы М. Исмаилова, можно заметить в них множество конструктивных форм. Они состоят из разных по объему изделий, начиная от крупной домашней посуды и заканчивая миниатюрными куклами и игрушками. Отдельную посуду и игрушки можно без сомнения использовать в быту. Но основная цель мастера – превратить формы тыквянок в настоящее искусство, то есть изначально утилитарные функции не предусматриваются. Задачи творца – из обычных тыквянок создать изделия сложной формы. Конечно, это не те абстрактные изделия, которые представляют собой конструкции, созданные из непонятных форм, наоборот, они нам знакомы в виде конкретных предметов, которые мы используем в повседневной жизни. Тут нужно отметить находчивость мастера. Он сначала представляет воображаемое изделие, потом приступает к подбору элементов к нему из тыквянок, которые находятся под рукой, собирая их в единую композицию. Здесь, по моим догадкам, он использует два вида приема для создания оригинального изделия. Сначала мастер подбирает нужные элементы, собирает задуманную композицию. Затем из разнообразных, трансформированных форм тыквянок составляет неожиданно изящные предметы. (Здесь нужно отметить, что мастер применяет в своей работе иногда интересные формы, полученные путем воздействия на плод извне, в процессе роста растения, это могут быть специальные формочки или намотанные нитки вокруг тыквянки, такой метод также имеется в его арсенале).
Отмеченные выше приемы и методы в творческом процессе говорят о том, что мастер обладает самой важной способностью, которая необходима художнику – пространственным воображением.
Несколько слов об украшении тыквянок мастером. В декоративно-прикладном искусстве приемов росписи очень много – начиная с элементарного раскрашивания красками до применения дополнительных природных материалов, в ход идет даже металл. Это на профессиональном языке называется инкрустация (покрытие, облицовка). В декоративно-прикладном искусстве для инкрустации используют мрамор, керамику, дерево, перламутр, поделочные и драгоценные камни и пр. Самый популярный прием – это использование цветовой палитры. Махмут ака применяет самый простой – минимализм.
Многие мастера предпочитают использовать натуральный цвет. К примеру, изделия, сделанные из дерева, имеют свою неповторимую природную окраску в зависимости от сорта. У березы – светло-желтый цвет, а у карагача – светло-коричневый оттенок и т. д. Мастера стараются оставить свой родной цвет, путем нанесения разных лаков придают естественность изделиям. Махмут ака в основном использует этот прием. Он предпочитает сохранять естественный охристый и светло-охристый цвет тыквянки. Некоторые работы он расписывает путем выжигания, нанося на тыквянку разные орнаменты и графические элементы. А некоторым изделиям придает красоту декорированием, в том числе разнообразной тканью. Особенно миниатюрным игрушкам и куклам, одетым в аккуратно сшитые цветные одежды, что, несомненно, усиливает их образное восприятие. Ведь мастер, создавая свои композиции, старается сохранить их природную красоту и натуральный цвет. В своем творчестве он постоянно придерживается главной идеи – демонстрации изящности формы и красоты тыквянки как растения.
Надо отметить еще одно его хобби, которое связано с биологией – он дехканин (крестьянин), много лет выращивающий тыквянки. Казалось бы, растениеводство и прикладное искусство – это совершенно противоположные сферы, которые не смешиваются, как масло с водой. А он, как творческий человек, смог их объединить. Когда задумываешься о нем как о разносторонней творческой личности, то невольно задаешься вопросом: откуда такой огромный интерес к прикладному искусству и на какой почве он развился? Ответ я нашел в семейном альбоме мастера. Мое внимание привлекли две старые пожелтевшие фотографии. Отца звали Даут уста, значит – мастер, а мать Изатхан тикинчи. «Тикинчи» в переводе означает швея. Старожилы с. Малыбай с большим уважением отозвались о них и рассказали, какую важную роль сыграли они в жизни односельчан. Стало понятно, откуда все умения и таланты Махмут ака. Этим и объясняется его рвение к работе и любовь к искусству. Эти качества были заложены у него в крови, ему не давали покоя гены.
Мы все в своем большинстве не до конца осознаем, что у каждого в крови заложен национальный код. И порой не знаем, каким ключом его раскодировать. Я думаю, что Махмут ака нашел этот ключ. И считаю, кто находит такой ключ, тот становится обладателем огромного духовного богатства. И это богатство он обязан передавать по цепочке будущим поколениям. Этим занимался и занимается Махмут ака. Можно сказать, он является неким «мостом», через который переправляется, передается наша культура от поколения к поколению…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ