Жизненная позиция Абдеша Калмырзаева

3
2191

Марина СТУКАЛИНА

Год назад ушел из жизни выдающийся казахстанский публицист и общественный деятель, доктор философских наук Абдеш Калмырзаев.

Этот скромный интеллигентный человек не любил рассказывать о себе, справедливо считая, что его жизненная и гражданская позиция отражается прежде всего в его трудах. На книгах Абдеша Сарсеновича – а он автор целого ряда монографий – выросло целое поколение отечественных политологов, философов и журналистов.
А. Калмырзаев родился в селе Байкадам Сарысуского района Жамбылской области в рабочей семье. Его детство пришлось на военные годы, когда все казахстанцы трудились, не покладая рук. А семье, в которой было шестеро детей, приходилось особенно тяжело. Порой не хватало хлеба, но зато в достатке было отеческой любви.

Абдеш рос любознательным, общительным ребенком. Неодолимая тяга к знаниям способствовала его успешной учебе. Сверстники постоянно выбирали Абдеша на общественные должности, зная его работоспособность, ответственность и принципиальность. Он свободно читал на казахском и русском языках. Эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая» стала любимой книгой юноши, а образ Абая и произведения великого казахского просветителя не только тронули его душу, но и подвигли к размышлениям о справедливости и смысле бытия, научили тому творческому постижению действительности, без которого невозможно в полной мере ощутить вкус жизни.
Увлечение литературой привело Абдеша в единственный в то время Казахский государственный университет им. С. Кирова, где он не только увлеченно учился, много читал, но и был комсомольским вожаком. А еще писал заметки о студенческой жизни и, как многие его сверстники, стихи, в которых были и любовь, и восторг, и картины родной природы. Его стали печатать местные, республиканские газеты, и вскоре все увидели, что у скромного юноши из Байкадама с выразительными глазами и четко прорисованным профилем не только неординарная внешность, но и поэтический взгляд на мир, сочетающийся, чтобы бывает нечасто, с острым пером публициста.
У Абдеша сложились не только дружеские отношения с однокурсниками, но и теплые уважительные – с преподавателями. Добрыми словами он вспоминал своих педагогов-наставников Таумана Амандосова, Кайыржана Бекхожина, Темирбека Кожакеева, Калсыну Керееву-Канафиеву, Северина Матвиенко и многих других.
«Они советовали, – говорил Абдеш Сарсенович, – глубже изучать жизнь, постоянно общаться с народом, чаще бывать в командировках на местах, вникать в производственные процессы, наблюдать за человеческими отношениями, повседневной жизнью и бытом людей. Это не только давало нам, молодым журналистам, новые темы, но и обогащало кругозор, помогало состояться в профессии. За все знания, за интеллект и воспитание мы должны благодарить родной университет».
В 1961–1969 годах А. Калмырзаев работал литсотрудником, затем заведующим отделом главной республиканской газеты «Социалистик Казахстан» (ныне «Егемен Казахстан»). Талант журналиста сделал его популярным, политическая и гражданская позиция не остались незамеченными, и вскоре Абдеш Сарсенович был приглашен на работу в ЦК Компартии Казахстана.
В 1969–1978 годах он – инструктор, затем завсектором и завотделом пропаганды и агитации.
В 1978–1981 годах Абдеш Калмырзаев обучался в аспирантуре в Академии общественных наук при ЦК КПСС в Москве и вскоре защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертации.
В 1979 году выходит в свет его монография «Эстетическое в творчестве Абая», в 1984-м – «Нация и общественное сознание».
В 1981–1985 годах А. Калмырзаев был первым заместителем завотделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана, в 1985–1990-м – секретарем Кокчетавского обкома партии.
Активная жизненная позиция Абдеша Сарсеновича выражалась прежде всего в том, что он всегда был в гуще событий, старался лично участвовать во всех значимых мероприятиях. Люди шли к нему со своими проблемами за помощью и доб­рым советом. И каждому человеку, пусть даже задавленному обстоятельствами, он объяснял, что безвыходных ситуаций не бывает, всегда найдется выход, нужно лишь думать, реально оценивая жизненные приоритеты и собственные силы. Мог чем-либо помочь – помогал, не мог – давал добрый совет, ведь порой правильный совет – стимул к действию. Беседы с ним можно было назвать школой разума.
В 1990–1994 годах А. Калмырзаев был ректором Алма-Атинской Высшей партийной школы и Алма-Атинского института политологии и управления, а с сентября 1994 по декабрь 2005-го возглавлял Республиканский общественно-политический журнал «Мысль». И возглавлял его в трудные времена – на стыке эпох, когда менялись государственное устройство, общественно-политический строй, идеалы и приоритеты, когда сокращалось финансирование и катастрофически падало число подписчиков, когда серьезные издания вытеснялись рекламными с яркой обложкой, рассчитанными не на едва сводящую концы с концами интеллигенцию, а на жаждущего сенсаций обывателя. Наплыву пошлости Абдеш Сарсенович противопоставлял актуальные общественно-политические, исторические, правовые, экономические темы, раскрывающие становление суверенного Казахстана. Журнал писал о национальной государственности, развитии самобытной культуры, традиций и языка, укреплении национального достоинства государствообразующей нации и других этносов, проживающих в республике, о дружбе народов, межэтническом и межконфессиональном согласии.
В публикациях Калмырзаева-журна­листа прослеживается мысль о том, что патриотизм, интернационализм и дружба народов возникли не на пустом месте, у них глубокие корни, общие настоящее и будущее: «Патриотизм, интернационализм и любовь к своему народу являются родственными понятиями. И в основе каждого из них лежит любовь к человеку. Поэтому никто не должен замыкаться в рамках своей нации, а надобно мыслить общечеловеческими и мировыми категориями, уважать другие этносы и добиваться их почтительности по отношению к своему народу. Именно такой и должна быть жизненная позиция каждого человека. Только тогда Казахстан поднимется на уровень развитых стран, и будет пользоваться уважением в мире».
Рассматривая процесс развития демократии, Абдеш Сарсенович творчески развивал мысли Президента Нурсултана Назарбаева о том, что народ Казахстана буквально выстрадал право на суверенитет, и что демократия – это цель, а не начало пути. И в связи с этим, философ и политолог Калмырзаев старался просветить, как трансформируется нравственность, и определить: что есть нравственные ценности для современного человека? Его волновали вопросы суверенитета и гуманного «колониализма», самоопределения нации, проблема международного терроризма и относительность объективности. Статьи и монографии Калмырзаева охватывают широкий круг проблем, в читателе он искал собеседника, его рассуждения и выводы не назидательны, они, скорее, приглашают к размышлению, к диалогу.
В Абдеше Сарсеновиче читателя всегда приятно поражало великолепное знание казахской, русской и мировой литературы. В своих статьях он не только свободно оперировал философскими понятиями, но и проводил смелые параллели, приводя примеры из истории и литературы, сравнивая их с реалиями сегодняшнего дня. Его публицистика побуждает каждого осмыслить свое место и роль в современном обществе, поверить в свои силы и, не теряя достоинства, следовать своему жизненному предназначению.
Абдеш Сарсенович был открытым и доб­рожелательным человеком. Как корифей отечественной журналистики и член Диссертационного совета при КазНУ им. аль-Фараби, он всегда поддерживал талантливых авторов. За годы его руководства на страницах журнала «Мысль» читатель познакомился со многими известными соотечественниками, внесшими свой вклад в политику и экономику, науку и культуру.
Несколько лет А. Калмырзаев был главным редактором журнала «Жаңа ғасыр» и советником генерального директора ТОО «Қазақ газеттері», затем снова вернулся в журнал «Мысль», где продолжал выступать с публицистическими статьями. Активный член партии «Нур Отан», он являлся искренним сторонником предсказуемой политики Главы государства – гаранта стабильности и развития казахстанской демократии.
Начиная с девяностых годов прошлого века, А. Калмырзаевым был написан целый ряд актуальных книг: «Нация и человек» (1991), «Свобода не только сладкое слово» (1997), «Біз, қазақ, ежелден еркіндік аңсаған» (1998), «Казахстанский патриотизм» (2003), «Заман және біз» (2004), «Зов времени» (2004), «Ұлттық идея» (2007), «Разноликая демократия» (2009), «Уақыт және адамдар» (2009).
Родина высоко оценила его заслуги перед обществом: он был удостоен орденов «Знак почета» (1976), «Достык» (1998) и «Құрмет» (2005).
В его книге «Разноликая демократия. Размышления политолога» демократия рассматривается как многоликое явление, цель которого – создавать оптимальные условия для функционирования стабильного общества, в котором осуществляются исторические преобразования в области экономики, политики, возрождается духовность народа. И везде красной нитью проходит мысль о высокой нравственности. И здесь просматривается сов­падение точек зрения Главы государства Нурсултана Назарбаева и публициста Абдеша Калмырзаева на те задачи, которые стоят перед молодежью Казахстана. Их Президент озвучил в своей речи на юбилее КазНУ им. аль-Фараби: «…Изменить отношение… к образованности, к интеллекту, к служению Родине и народу. Необходимо создать ядро национального интеллекта, сообщество эрудированных людей, способных конкурировать на международном уровне».
Именно на построение лучшего будущего, на воспитание нового интеллектуального поколения казахстанцев было нацелено все творчество Абдеша Сарсеновича Калмырзаева.

 

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ