Р Ы Ц А Р Ь С Ц Е Н Ы

0
34

Ведущему актеру Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова, Герою Труда Казахстана, народному артисту, лауреату Государственной премии РК Юрию Борисовичу Поме­ранцеву исполнилось 97 лет (11 февраля). Он единственный в республике, играющий на сцене в таком возрасте. По биографии Юрия Борисовича Померанцева можно изучать историю страны – его задели, но не испугали сталинские репрессии, опалила, но не сломила война. 

ПОЦЕЛОВАННЫЙ БОГОМ

…Ему довелось пережить распад большой когда-то страны. Шагнуть в ХХI и не потеряться в изменившемся мире. Возможно, потому, что всегда он шел на свет путеводной звезды, которая сквозь все преграды вела его к сцене.
Он был рожден актером, и с завидным упорством, «наперекор стихиям» шел к своему призванию. Не имея театрального образования, стал знаковой фигурой в театральном мире Казахстана.
Для меня имя Померанцева всегда ассоциируется с образом Дон Кихота – рыцаря без страха и упрека, которого когда-то Юрий Борисович блистательно играл на алматинской сцене. В чем-то он даже внешне похож на человека из Ламанчи. Но главное, что роднит актера с героем Сервантеса, – это человечность, порядочность, верность своему призванию, ну и, конечно, талант. О таких, как Померанцев, говорят – «поцелованный Богом». Он любит сцену и по-рыцарски предан ей.
77 лет, с военного 1943 года, Померанцев на алматинской сцене. 66 лет, с 1954 года и по сей день, служит в лермонтовском театре, где им сыграно более 300 ролей! А еще были запоминающиеся характеры в фильмах, вошедших в золотой фонд советского кинематографа. Яркие режиссерские работы.
Интеллигент высшей пробы, для него не устарело понятие «святое искусство», не случайно друзья по сцене и по жизни называют его – «последний из Могикан».
Как участник Великой Отечественной войны Юрий Борисович награжден орденом Отечественной войны II степени. Его актерский талант отмечен орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», одной из высших наград республики – орденом «Отан», множеством медалей. Имя Померанцева занесено в Золотую Книгу казахстанской культуры.
– Меня поражает, что в свои годы он не утратил очень важного для актера качества – признаков молодости, – говорит о Юрии Борисовиче художественный руководитель Государственного академического русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова Рубен Андриасян. – Представьте себе, Юрий Борисович почти 80 лет в театре, но если заглянуть ему в глаза перед выходом на сцену – в них бездна страха и неуверенности. Его буквально трясет. И так перед каждой премьерой, перед каждым спектаклем. Пришедшие вчера в театр мальчишки перешагивают эту заветную черту куда спокойнее.
Действительно, как признается сам Юрий Борисович, всякий раз, выходя на сцену или получая новую роль, у него возникает ощущение, будто он все начинает с белого листа. Когда-то, очень давно таким «белым листом» стали для него, московского подростка, спектакли знаменитого МХАТа.
– И сейчас я с особенным чувством вспоминаю счастливые юношеские вечера, когда открывался театральный занавес с чайкой и начинался спектакль, каждое мгновение которого до сих пор перед моими глазами, – сказал в одном из своих интервью Юрий Борисович.

ТЕАТР ЕГО МЕЧТЫ

Влечение к театру было настолько неодолимо, что юный Юрий Борисович просил, чтобы домашние дарили ему на день рождения только билеты на спектакли.
– Тогда в Москве с этим было сложно, – вспоминает он, – для того, чтобы стать обладателем билета, надо было за день до представления прийти рано утром к Московскому Художественному театру и записаться на очередь у дежурившего там человека. Билетов в свободную продажу поступало не так уж много, и всякий раз, когда мне выпадала удача, я был на седьмом небе от счастья. Вы не можете себе представить, каким счастьем было попасть на спектакль, скажем, «Анна Каренина» с блистательными Аллой Тарасовой и Николаем Хмелевым или на «Воскресение» с Василием Качаловым!.. Легендарные «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, замечательные мхатовские актеры – Андровская, Степанова, Грибов, Ливанов, Яншин, соратник Станиславского и Немировича-Данченко Топорков…
Надо сказать, что в доме Померанцевых театр любили все – в семье были и музыканты, и артисты, поэтому теа­т­ральные посещения превращались в праздник. Репертуар МХАТа, Малого, Большого и других московских теа­­­­­т­ров Юрий знал наизусть. Но вскоре эта счастливая полоса в жизни закончилась – его отца, инженера-строителя по профессии, направили работать в Караганду, где он получил назначение на довольно важный пост в тресте «Карагандашахтстрой».
– В Караганде я закончил восьмой класс, а в 1938 году, когда отец возвращался из московской командировки, его арестовали. Тогда у энкавэдэшников была мода снимать с поезда. И вот прямо на перроне, когда он выходил из вагона, на глазах у мамы, которая его встречала, к нему подошли несколько человек и забрали. И если в 37-м году хоть какая-то часть арестованных все-таки уцелела, то в 38-м были расстреляны все – весь руководящий состав Караганды и несколько ведущих шахтеров.
После этого для Померанцевых началась малоприятная жизнь – все боялись иметь дело с семьей «врага народа», знакомства прекратились, и, оказавшись в изоляции, Юрий с матерью вынуждены были уехать в Москву, где жили их родственники. Позже, когда шла всеобщая реабилитация, Юрий Померанцев спросил у следователя, за что так обошлись с его отцом? Тот усмехнулся: «Ну, если я вам скажу, что за переход через китайскую границу с вооруженным отрядом или что-нибудь подобное, вам будет легче?»
– Ни следствия, ни суда никакого не было, приговор особого совещания – «тройки» – и расстрел, – с горечью подводит черту Юрий Борисович под короткой жизнью своего отца.
Кстати, много лет спустя, уже будучи известным актером, он сыграл одну из главных ролей в спектакле «Факультет ненужных вещей» по роману Юрия Домбровского, писателя, который четырежды подвергался репрессиям и которого он хорошо знал по его пребыванию в Алма-Ате.

А ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА

Десятый класс Юрий Померанцев окончил летом 1941 года. Происходящее в те дни очень напоминало ему начало фильма «Летят журавли» Михаила Калатозова.
– Представьте себе летнюю праздничную Москву, – вспоминал Юрий Борисович, – до полуночи в каждой школе выпускные балы, юноши и девушки кружатся в вальсе… Мы всей дружной компанией пришли на Красную площадь, до рассвета гуляли, расставаться не хотелось, пошли в уютнейший кинотеатрик на Пушкинской площади — он открывался чуть ли не в семь утра, смотрели на экран и думали, как же нам теперь дальше-то друг без друга, и не знали, что уже несколько часов идет страшная война…
В Москве на Петровке, где я жил, у родственников был маленький приемничек. Сообщение о войне мы слушали с теткой. Первое ощущение – радость. «Ура! Мы будем воевать!» – крикнул я и тут же получил по затылку. Радость моя, как мне теперь кажется, была вполне естественной. Дело здесь даже не в патриотизме, а в романтичности. Мне грезились мушкетеры, храбрые вояки – Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян, и конечно же, быстрая и желанная победа, рассказывал Юрий Борисович.
Он удивительно долго оставался романтически настроенным юношей. Как-то, возвращаясь с рытья окопов (его как комсомольца райком направил на рытье противотанковых рвов), в Вязьме, под Москвой, он зашел в книжный магазин и купил там «Хижину дяди Тома». Не думал, конечно, что через много лет в театре ему придется сыграть этого самого дядю Тома.
После возвращения с трудового фронта Юрия Борисовича мобилизовали в Красную Армию и направили в Казань, где формировался лыжный батальон специального назначения.
– От Москвы до Казани, где были казармы, мы шли пешком – 900 км. Шли целый месяц. До сих пор помню весь этот поход. Вчерашние школьники, мы буквально падали с ног, ведь шли с полной амуницией, несли вещмешки, шинели… И когда нам становилось особенно тяжело, слышался голос пожилого человека, который шел вместе с нами: «Ничего-ничего, скоро у вас появится третье дыхание». Это был комиссар нашей части, в свои сорок с лишним лет он казался нам очень пожилым человеком. И вот прошла уже бездна лет. А я как сегодня слышу его отеческий голос и даже вижу в дымке лет его лицо.
Знаменитые Журавлевские казармы, куда прибыли новобранцы, представляли из себя высокие красновато-кирпичные здания. Там не обстрелянные еще солдаты учились разбирать и собирать миномет, получили звание ефрейтора. По этому поводу Юрий Борисович шутил, что в армии у него был такой же чин, как у Гитлера.
Обучали ребят недолго, и той же зимой 1941–1942 года отправили на Северо-Западный фронт. Их специальный лыжный батальон совершал кинжальные рейды по вражеским тылам. Сражалась 22-я ударная армия отчаянно, но и потери несла большие.
– У нас был ротный миномет для внезапного нападения на села, занятые немцами. Мы выбивали их оттуда, а они нас. Это была самая настоящая мясорубка, когда от батальона в 900 душ оставалось в живых, скажем, всего девять, – вспоминает Юрий Борисович. – Во время первых атак я ничего не боялся, и только когда получил ранение, очень испугался. У меня перебило кость на руке, был задет лучевой нерв. Я попал в один госпиталь, потом в другой, пока, наконец, не оказался в Ярославле – тыловом эвакогоспитале, где меня и комиссовали.
В 1943 году военная жизнь для Юрия Померанцева закончилась, правда, позже ему довелось «довоевать» на экране, где у него было три военные роли. И что интересно – ему дважды пришлось сыграть командующего Русской освободительной армии генерала Власова – сначала в эпопее Юрия Озерова «Освобождение», затем в картине Юрия Чулюкина «Родины солдат». Третьим стал фильм – «Орлята Чапая» Георгия Победоносцева, где у Померанцева была очень яркая, комедийная роль режиссера драматического кружка.
Не могу не упомянуть еще об одной знаковой кинороли Юрия Борисовича – доктора Лаврова в фильме «Наш милый доктор» Шакена Айманова, который до сих пор трогает своей наивностью и какой-то детской добротой. Наверное, поэтому эта талантливая лента, снятая более полувека назад, до сих пор возвращается к зрителям.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ

В том же 1943 году после мытарств по госпиталям Юрий Борисович приехал в далекую тыловую Алма-Ату, куда были эвакуированы его родные. А надо сказать, что Алма-Ата военных лет была своего рода культурным центром страны – сюда были эвакуированы киностудии Москвы и Ленинграда, жили и работали выдающиеся режиссеры и актеры, такие как Сергей Эйзенштейн, Николай Черкасов, Любовь Орлова, Галина Уланова и многие другие.
Казалось бы, влюбленному в искусство молодому Юрию Померанцеву прямая дорога на театральную сцену. Но…на какое-то время в нем опять проснулся тот самый фантазер и мечтатель, выросший на романах Купера и Майн Рида, не расстававшийся с «Детьми капитана Гранта» и «Пятнадцатилетним капитаном» Жюля Верна, мечтавший о дальних путешествиях, о геологических экспедициях…
– И вот я живу в общежитии горно-металлургического института, прилежно записываю лекции… пару месяцев. Потом понял, что поспешил, это был неверный выбор, – рассказывает Юрий Борисович. – Я отправился к дяде Александру Матвеевичу, не стал скрывать, что всей душой тянусь к искусству… Он отправился со мной к Траубергу, дяде одного из режиссеров чрезвычайно популярной в те годы трилогии о Максиме. Старик Трауберг, хормейстер театра оперы и балета, согласился прослушать меня.
…И два с половиной года Юрий Борисович пел в хоре нашего театра оперы и балета. Здесь ему довелось прикоснуться к «великому искусству» – стоять в монашеской одежде у гроба царицы Анастасии в «Иване Грозном» Эйзенштейна – этот фильм, как известно, снимался в военное время в Алма-Ате, а также поучаствовать в массовке в сказочном фильме «Черевички» Кошеверовой и Шапиро. Кроме того, Померанцеву выпало счастье «засветиться» в крошечном эпизоде балета «Жизель», где танцевала великая Галина Уланова.
Как он потом скажет: «Я попробовал себя во всех театральных видах и жанрах, даже …цирк. Наталья Ильинична Сац, у которой я работал в Алма-Атинском ТЮЗе, один раз поставила клоунаду. И, играя там клоуна, я прыгал с высоты, совершал кульбиты и всяческие трюки. Но основное в моей жизни, конечно, – драма».
Театр для Юрия Борисовича начался с роли … волка в «Красной Шапочке» на сцене открывшегося в Алма-Ате в ноябре 1945 года Театра юного зрителя, создателем которого стала легендарная Наталья Ильинична Сац, которая тогда только что освободилась из лагеря.
– Она учила меня жизни и театру. Именно ей я – человек без высшего образования, настоящий самоучка – обязан своей актерской судьбой, – скажет потом об этой удивительной женщине Юрий Померанцев.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

«Эпоха ТЮЗа» продолжалась для Юрия Борисовича почти 10 лет, когда в 1954 году Яков Соломонович Штейн, будучи художественным руководителем Русского театра драмы, так тогда назывался Государственный академический русский театр драмы имени М. Ю. Лермонтова, пригласил его к себе работать.
– Благодаря ему я сыграл Ваню в инсценировке романа Достоевского «Униженные и оскорбленные», Стара Куэдера в «Краже» Джека Лондона, был занят в спектакле «По велению сердца» по пьесе казахстанского литератора Николая Анова, написанной в соавторстве со Штейном. Это была первая в Союзе пьеса о целине, и мы выезжали в совхозы, встречались с земледельцами, читали ее по ролям, устраивали обсуждения, после чего в тексте что-то уточнялось, что-то переписывалось, – вспоминал Юрий Борисович. – Вообще, Яков Соломонович тяготел к крупным полотнам – «Иван Грозный», «Хождение по мукам», «Порт-Артур», «Любовь Яровая». Ученик Алексея Дикого, он как скульп­тор-монументалист лепил все это.
Затем руководителем театра стал Абрам Львович Мадиевский, с которым у меня тоже были наипрекраснейшие творческие спектакли. За спектакль «Шестое июля», где я сыграл Дзержинского, театр получил Госпремию респуб­лики, и я в том числе. А постановки «Дон Кихот ведет бой» и «Абай» мы возили в Москву.
Хорошо работали мы и с Казимировским, у которого я сыграл одну из любимейших своих ролей – Шута в «Короле Лире». Целой эпохой для театра было пребывание в нем Мара Владимировича Сулимова – одного из лучших режиссеров советской поры. При нем шли чеховский «Платонов», «Джордано Бруно» Окулевича, «Две зимы и три лета» Абрамова, «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо, горьковские «Враги» и другие спектакли. Он дважды возил нас с гастролями в Москву, где мы показывали пьесы, которые еще не шли даже на столичных сценах, и Москва высоко оценила их. Из того, что было сыграно мною у Сулимова, наиболее дорог мне Дон Кихот в «Человеке из Ламанчи».
А потом в театре началась «эпоха Андриасяна», с которым Юрий Борисович работает до сих пор.
– Первую роль с Юрием Борисовичем мы сделали более 40 лет назад в спектак­ле «Прежде чем пропоет петух», – рассказывал мне Рубен Суренович. – Потом десять лет были порознь, а после моего возвращения к лермонтовцам в 1984 году был «Расточитель» по Лескову. Спектакль не типично лесковский, а такой детектив, где автор предугадал «новых русских», и мы это сыграли. Юрий Борисович играл там роль Князева. Затем были такие постановки, как «Скупой», «Испанский священник», «Забавный случай». Но особенно удачным получился его Грегори Соломон в «Цене» Артура Миллера. Спектакль много лет шел на нашей сцене с неизменным успехом. Я очень ценю Юрия Борисовича в «Талантах и поклонниках» – сам постановщик этого спектакля, он прекрасно играл в нем. Хорош он был в «Василисе Мелентьевой», «Дядюшкином сне», «Свадьбе Кречинского», «Танго».
Кстати сказать, спектакль «Танго» по пьесе польского драматурга Мрожека поставил молодой тогда режиссер теат­ра и кино, лауреат премии «Тарлан» Игорь Пискунов.
– Судьба подарила мне много встреч с Юрием Борисовичем, – говорит он. –Кроме «Танго», я ставил с его участием спектакль «Тот, кто получает пощечины» по Леониду Андрееву, снял с ним художественный короткометражный фильм по Чехову «Лекция о вреде табакокурения». Знаете, о чем мы с ним много говорили? О смысле жизни. И этот смысл, по Померанцеву, в движении. Вернее, даже в постоянно проистекающем процессе – процессе работы над очередным спектак­лем, размышлениями о новой роли, новом характере… В этом и состоит смысл жизни для Юрия Борисовича. Он не раз мне говорил, что для него не столько важен сам спектакль, который он уже играет, может быть, в десятый раз, а процесс работы над ним, продолжающейся и после выхода спектакля на сцену. Потому что он этим живет, думает постоянно, перебирая сотни вариантов…
И я вам скажу – таких актеров, как он, больше нет. Он – последний из могикан. Мне с ним безумно интересно было работать – с Юрием Борисовичем можно спорить, но при этом надо обязательно иметь веские доводы в отстаи­вании своей точки зрения, что всегда есть у него. Он – великий актер. И это величие во всем – в колоссальных знаниях, эрудиции, в отношении к делу… Если он делает роль, то он делает ее до мелочей, до нюансов, до маленькой запятой! – восхищается Игорь Пискунов.
Все, кому довелось работать с Юрием Борисовичем Померанцевым, отмечают его широчайший актерский диапазон. Ему одинаково подвластны и комедийные, и психологические, и острохарактерные роли. По словам Рубена Андриасяна, он из тех редких людей, которые постоянно поверяют алгеброй гармонию.
– Юрий Борисович, наверное, самый читающий актер, – добавляет Рубен Суренович, – перелопачивает горы материалов про эпоху, автора, кто, где, когда уже ставил и играл данный спектакль, пьесу зачитывает до дыр. Работать с ним большое напряжение не только для парт­нера, но и для режиссера. Тут просто так, на общих фразах, ничего не придумав, репетицию не проведешь. Не пройдет. Уже факт его присутствия не позволяет это сделать. Это школа. И хотя в таком возрасте трудно преодолевать ступеньки роста (не секрет, что некоторые на них задерживаются), а он идет. Идет, потому что полностью настроен на преодоление. Отказывается от всего, что его отвлекает, экономит силы. Ну и конечно, при нем всегда свойственное ему чувство ответственности. Спектакли, где занят Юрий Борисович, задерживаются в репертуаре дольше других. Они медленнее стареют. Потому что в них всегда атмосфера собранности. Рядом с мастером работать одной левой, согласитесь, неприлично. Он – высшая планка для всего нашего коллектива.

РЫЦАРЬ СЦЕНЫ

Поразительно, что в 97 лет Юрий Померанцев с огромным успехом играет на сцене лермонтовского театра. На спектакли с его участием «Визиты к мистеру Грину» и «Однажды в Глостере» невозможно достать билеты – все билеты «на Померанцева» продаются задолго до представления. В свои 97 (!) лет он даст фору любому молодому артисту.
Согласитесь, играть в таком возрасте двухчасовой спектакль, в котором задействованы всего 2 актера, и «держать» зал – поистине уникальный случай. Последний спектакль с участием Померанцева «Однажды в Глостере», как и предыдущий – «Визиты к мистеру Грину», камерный, рассчитанный всего на двух исполнителей. Но если «Визиты» ставились в малом зале и партнером Померанцева был молодой актер Антон Митнев, то новая постановка сделана в расчете на большую сцену, а партнершей Юрия Борисовича стала очаровательная Марина Ганцева, заслуженный деятель РК, лауреат молодежной премии «Дарын». Постановщик этих спектаклей – актер и режиссер лермонтовского театра Сергей Попов.
Хотелось бы отметить точное совпадение двух главных величин – драматургии и актера. И в том, и в другом спектакле Юрий Померанцев играет в какой-то степени самого себя – старого одинокого человека, уединение которого однажды волею судьбы нарушается.
И начинается раскручиваться жизненная нить, которая неизбежно к финалу заставляет человека задуматься над вечным вопросом: а так ли она прожита, эта его долгая жизнь? Что можно взять себе в зачет, а что немым укором отойдет вместе с ним в вечность?
По мнению режиссера-постановщика Сергея Попова, Юрия Борисовича при всей его интеллигентности и видимой мягкости нельзя назвать добреньким, скорее наоборот – это достаточно жесткий, мощно работающий актер, причем работающий на износ, на огромном конфликте. Померанцев не из тех, кому требуется скидка на возраст.
– Он не делает себе никаких поблажек, – считает режиссер. – Однажды перед спектаклем «Визиты к мистеру Грину» он сказал: «У меня страшная головная боль». Я предложил отменить представление, но он категорически отказался. А когда закрылся занавес, произнес: «Знаешь, у меня все прошло. Вылечился». Хотя после каждого выхода на сцену еще пару дней сильное душевное напряжение не позволяет выйти из образа, он продолжает мысленно доигрывать роль. Мне кажется, это пик мастерства. Юрий Борисович еще и глубокий психологический актер, причем яркий по манере исполнения, талантливо соединивший одно с другим.
Более полувека на сцене рядом с Юрием Борисовичем заслуженный артист РК, один из ведущих актеров театра им. М. Лермонтова Геннадий Балаев.
– Талант Юрия Борисовича мог бы украсить такие прославленные сцены, как МХАТ, Малый театр или Вахтанговский, – убежден он. – Померанцев великолепный партнер, который мне дал необычайно много по тончайшей огранке характера роли. Я считаю, что сейчас никто не владеет тайнами передачи актерского мастерства на таком высоком уровне, как Юрий Борисович. И в этих сегодняшних его спектаклях он играет не возраст, а характер. Играет блестяще! Я его очень люблю и счастлив опять в этом признаться.
Когда-то Юрий Борисович преподавал мастерство актера в студии театра. Одна из его учениц – Ольга Актаева утверждает, что с годами Юрий Борисович не меняется:
– Он нескончаемая, вечная энергия. Был точно таким же и 30 с лишним лет назад, когда мы у него учились. Каждый его спектакль – это мастер-класс высочайшего уровня. Юрий Борисович столько любви вселил в своих учениках, что этого нам хватит до конца жизни. А на его 100-летие мы обязательно соберем всех его воспитанников со всего мира, чтобы преклонить колени в знак благодарности перед Учителем.
…Каждый спектакль для мэтра казахстанской сцены – это еще одна ступень к совершенству. И хотя в таком возрасте, по словам художественного руководителя театра народного артиста РК Рубена Андриасяна, трудно преодолевать ступеньки роста, Юрий Померанцев поднимается все выше. Идет, потому что настроен на преодоление. Не случайно спектакли, в которых занят Юрий Борисович, задерживаются в репертуаре дольше других. И не случайно каждый раз зрители стоя устраивают ему овации.
А секрет его молодости, как мне представляется, достаточно прост – надо любить дело, которому служишь, быть востребованным, несмотря на возраст патриарха, нести любовь и добро людям. И чем больше человек отдает, тем больше ему возвращается сторицей.
Браво, Юрий Померанцев!

Надежда МОИСЕЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ