ГОД НАДЕЖДЫ НАШЕЙ

0
124

Каждый раз, отрывая последний лист календаря, с надеждой в лучшее будущее начинаем новый отсчет времени. Отчасти в этом и состоит эффект ожидания от смены года. Ныне к тому же есть серьезный повод для оптимизма. Ведь в обществе произошли обнадежившие изменения после внеочередных президентских выборов. И самое главное из них – заметно возросшая общественно-политическая активность значительной части казахстанцев. О чем свидетельствуют не только участившиеся в минувшем году мирные собрания, митинги и всевозможные акции общественных активистов, но и другие факторы.

Один из самых серьезных источников нашего оптимизма – это, пожалуй, гражданская и президентская установка Касым-Жомарта Токаева на демократизацию общества. И его убедительные слова и действия, в сравнительно короткие сроки заставившие большинство из нас поверить в необратимость предложенного им реформаторского курса. Естественно, реализация предлагаемых перемен требует от каждого повышения политической культуры и высокого общественного сознания, характерного гражданам социального, светского, демократического государства. И в этом смысле предстоит многое сделать, но уже сегодня есть первые результаты проделанной работы.
Так, один из самых последовательных поборников гражданского общества, каковым является Мухтар Тайжан, не замеченный прежде в комплиментарности по отношению к Акорде, в интервью радиостанции «Азаттык» сказал: власти «начали выполнять требования, о которых оппозиция говорит уже 20 лет», имея в виду заметное оживление в работе государственных структур в демократическом направлении. Да, на самом деле трудно не заметить происходящие перемены.
Накануне Нового года на заседание Национального совета общественного доверия К.-Ж. Токаев пришел с первым пакетом реформ, имеющих, по мнению экспертов, огромное значение не только для общественно-политической модернизации Казахстана. В нем предложены конкретные меры и для улучшения дел в разных сферах социально-экономической жизни. В экономическом блоке пакета, к примеру, есть ряд поручений Главы государства с конкретными датами исполнения. Это на 40% сократить квоту для привлечения иностранной рабочей силы; выработать системные, долгосрочные, действенные меры по первостепенным производственным проблемам; добиться полной и доступной подотчетности и открытости государственных структур; повысить эффективность и ускорить оптимизацию квазигосударственного сектора; применить технологии космомониторинга, эффективности использования земельных ресурсов и т. д.
Президент РК выразил серьезную озабоченность проблемами агропромышленного комплекса, особенно нерациональным использованием земель. Понятно, что нельзя допустить, чтобы Казахстан, в сравнительно недавнем прошлом имевший в активном обороте только посевного клина более 25 миллионов гектаров, импортировал сельхозпродукты из банановых стран. Поэтому в указанные Главой государства сроки будут разработаны конкретные правовые акты и приняты меры по введению в экономический оборот свободных земель.
«Недавно в ходе поездки в Акмолинскую область я обратил внимание на неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, – сказал он на заседании НСОД. – В этом направлении моя позиция такова: только тот, кто мог освоить землю, заслуживает того, чтобы стать ее владельцем. Вместе с тем на практике определить нерационально используемые земли крайне сложно. Поэтому в таком чувствительном вопросе, как право на землепользование, мы не могли принимать поспешных решений. В то же время в сфере государственного контроля над использованием сельскохозяйственных земель давно назрела острая необходимость внедрения современных методов контроля на основе новейших технологий. Теперь необходимо проработать возможность использования космических снимков в качестве основания для расторжения договора землепользования с минимизацией контакта проверяемых и инспекторов. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством цифрового развития следует закончить все подготовительные работы и провести пилотный проект по космомониторингу земли в ряде областей до 1 мая 2020 года».
Такая конкретность в словах и действиях Главы государства, безусловно, подкрепляет надежду, усиливает веру в реализации реформ. Однако смело шагнуть и тотчас оказаться в светлом будущем титаническими усилиями одного лишь Президента, думается, крайне сложно. Один в поле не воин. Поэтому его созидательным начинаниям и починам необходима повсеместная поддержка. На деле нередко, мягко говоря, случается обратное. К примеру, наши коллеги из международной общественно-политической газеты Qazaqstan dauri в течение минувшего года шесть раз поднимали серьезные проблемы, препятствующие развитию сельского хозяйства страны. В их числе, очевидно, были и те неразрешенные вопросы, что беспокоят сегодня Главу государства. Однако адекватного отклика на свои публичные выступления редакция от руководства Министерства сельского хозяйства так и не получила. Похоже, оно невнимательно прочитало сентябрьское послание Президента народу Казахстана, иначе главные аграрники республики не должны были забыть о важности концепции «Слышащего государства». Но если такое отношение к прессе, которая всегда стремилась и стремится весомым, конкретным словом и достоверными фактами раскрыть сути нередко общенациональных проблем, то можно представить, как они относятся к потребностям рядовых граждан. Но об этом чуть позже.
Отрадно заметить, вопреки скепсису отдельных групп лиц, Национальный совет общественного доверия, созданный по инициативе Президента РК, состоялся как действующая площадка для серьезного и конструктивного диалога. НСОД в сравнительный короткий срок доказал, что способен оправдать ожидания и доверие соотечественников. Ныне он становится своеобразным центром формирования новой политической культуры.
Неспроста Глава государства именно на заседании Национального совета озвучил свои мысли по политической реформе. Думается, его обнадеживающий посыл заставил многих задуматься о преодолении властными структурами боязни альтернативной точки зрения.
«Власть не считает, что несогласие – это деструктив, общественно опасное явление. Таким образом, моя формула «разные мнения – единая нация» нашла свое прямое воплощение в Национальном совете общественного доверия. Это не просто лозунг или идея, а уже реальное действие», – подчеркнул К.-Ж. Токаев.
Ряд его предложений, касающихся вопросов партийного строительства, политической, избирательной, правовой сфер, судя по оценкам экспертов, нашли положительный отклик у большинства, но не у всех. По мнению Токаева, в соответствии с Конституцией следует приступить к внедрению уведомительного принципа организации митингов. Более того, проект закона «О мирных собраниях», оказывается, уже разработан. В нем прописаны компетенции маслихатов по выделению мест для митингов, определены формы мирных собраний, разъяснены статусы организатора, участника, наблюдателя. Расписаны их права и обязанности. Теперь не надо неделями ждать разрешения местных властей, которые не особо жаловали организаторов подобных акций.
Если уведомительный принцип организации митингов нашел одобрение практически у всех, то предложение о снижении необходимого для государственной регистрации политической партии количества членов с 40 тысяч до 20 тысяч вызвал вопросы. Многих не устраивает предложенный регистрационный порог.
Почему именно для создания партии необходимо как минимум 20 000 человек? Почему в России достаточно 500 единомышленников для организации партии? Неужели политическая культура северных соседей выше нашей? Аргументы в пользу подобных недоумений у каждого свои.
В Греции, Швейцарии и Германии, оказывается, никаких норм, регламентирующих регистрацию партии, не существует. В Дании и Нидерландах политические партии регистрироваться не обязаны, но для участия в выборах им необходимо выполнить не обременяющие формальности. В некоторых западных государствах регистрация представляет собой простую формальность. Скажем, в Испании или Норвегии для этого партии достаточно сбор 5000 подписей. В республиках, некогда входивших в социалистический лагерь Варшавского договора – Россия, Чехия, Латвия, Польша, – проверяют более тщательно, соответствуют ли та или иная партия требованиям норм материального права, применяемых к их политической деятельности.
…Будут ли предложенные Президентом и поддержанные большинством членов Национального совета общественного доверия меры способствовать повышению гражданской активности? Безусловно, да. Очевидно, не сразу и не все.
Не приходится сомневаться и в том, что принятый пакет реформ ускорит партийное строительство, демократизацию общества. Этому будут способствовать, помимо вышеперечисленных мер тридцатипроцентная квота для женщин и молодёжи при выдвижении в депутаты, законодательное закрепление института «парламентской оппозиции», гуманизация и декриминализация отдельных статей Уголовного кодекса РК.
Предновогодние инициативы Главы государства реалистичны, поэтому и вселяют надежду в то, что Казахстан не останется на задворках истории, займет достойное место в ряду развитых стран. Для этого у нас есть все предпосылки. Однако без соответствующего внимания и уважения к выступлениям отечественных СМИ добиться желаемых реформ будет неимоверно тяжело. И даже концепция «Слышащего государства» может остаться благим намерением. Когда между властью и обществом нет полноценной прямой и обратной связи, то образуется простор для неблаговидных дел, очковтирательства, коррупции, подмены понятий в словах и поступках. Только действенная пресса способна обеспечить такую связь, объективно высветить и обнажить серьезные проблемы, заметить едва наметившуюся тревожную тенденцию, тем самым помочь власти. В то же время зоркая и смелая пресса никогда не ходила в любимчиках у чиновников. Неспроста подлинный поводырь нации Ахмет Байтурсынов более ста лет назад сказал: «Газета – глаза, уши и уста народа». И эта истина злободневна и сегодня. Ведь у власти, которую пресса слепо возносит, незавидное будущее. Поэтому, на наш взгляд, настало время обсудить на заседании НСОД роль СМИ в реализации реформ, направленных на общественно-политическое и социально-экономическое развитие страны.

Аяган Сандыбай,
заслуженный деятель Республики Казахстан

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ