ФОРМИРУЯ ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ

0
273

Накипбек САДВАКАСОВ,
юрист-правовед, публицист

Сознание права развивает сознание долга.
Виктор Гюго

В первой статье Конституции РК провозглашается: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».  В этой стержневой норме Основного закона сконцентрированы основополагающие ценности общества, в защиту которых выстроена вся политическая, экономическая и правовая система нашей республики. Следовательно, в условиях правового государства неуклонно возрастает роль закона в жизни общества. 

Формирование гражданского общества и укрепление национального согласия требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие важные принципы общественной жизни, как верховенство закона, приоритет человека, его права и свободы. Однако низкий уровень правовой культуры и правосознания граждан представляет собой серьезную проблему обеспечения реализации принципов верховенства права. Соответственно, одним из важных направлений деятельности органов государственной власти являются преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе законности и правопорядка. В реализации данных задач большое значение имеет Указ Президента РК от 24 августа 2009 года «О Концепции правовой политики Республики Казахстан». Она представляет собой важный документ, определяющий основные направления развития национального права, улучшения деятельности и методов работ правоохранительных, судебных органов и иных государственных учреждений.
Правовая культура формирует дисциплину и устойчивую ответственность, без которых поступательное развитие в обществе проблематично. В подавляющей степени от ее уровня зависит действенность регулирования общественными процессами. Решение актуальных задач общественного развития, а именно строительство правового государства и воспитание социально ответственного гражданина, тесно связано с формированием правовой культуры.
Осуществление модернизации общества невозможно без принятия действенных мер по неукоснительному соблюдению законодательства всеми без исключения должностными лицами и гражданами. Для формирования правового сознания молодежи и развития правовой культуры в целом необходимо совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения, особенно государственных служащих, от деятельности которых в существенной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод граждан. Соответственно, проблема формирования правовой культуры молодежи представляется крайне актуальной. От ее правовой воли и здравой активности зависит успех социально-экономического развития Казахстана, будущее страны.
В юридической литературе отмечается, что под механизмом формирования правовой культуры молодежи следует понимать динамичный мыслительно-автономный внутренний процесс, происходящий в молодежной среде по усвоению знаний, ценностей, по осмыслению отношений, ситуаций в правовой среде.
Формирование правовой культуры молодежи осуществляется посредством работы большого числа субъектов, к числу которых прежде всего относятся семейный круг, образовательные учреждения, средства массовой информации, молодежные объединения и как основной регулятор – государство. Действенное управление правовым воспитанием и повышением правовой культуры неосуществимо без активного участия общества, без широко поставленной координационной работы государственных органов, всех организаций образования, культуры, средств массовой информации, общественных объединений и иных структур. Формирование правовой грамотности молодежи и повышение правосознания всех слоев населения должно быть одним из важных направлений деятельности государственных органов.
Мы не располагаем, к сожалению, социологическими данными уровня правосознания молодежи Казахстана, но в определенной степени для нас показателен результат российских ученых. Так, ими был проведен опрос в форме анкетирования, участниками которого стали 440 молодых людей одного из городов средней полосы РФ. Исследование показало, что высокий уровень правового сознания развит всего лишь у 0,5% опрошенных, причем все они мужского пола. Средний – у 5,7% респондентов (2,9% мужского и 2,7% женского пола от всех опрошенных). Уровень правосознания ниже среднего развит у 40,2% респондентов (22,7% всех респондентов мужского и 17,5% женского пола). Наконец, низкий уровень развития правовой культуры, граничащий с правовым нигилизмом, был выявлен у 53,6% опрошенных, или 28,9% от всех респондентов мужского пола и 24,8% респондентов женского пола. Интересные данные были получены и по уровню развития правовой культуры молодежи разных возрастов. Среди респондентов в возрасте 15-16 лет высокий уровень правосознания отсутствует вообще, средний уровень – у 5,6% респондентов, ниже среднего – 50%, низкий – 44,4%. В возрасте 17-18 лет высокий уровень – 0,4%, средний – 6,6%, ниже среднего – 40,7%, низкий – 52,3%. Исследователи пришли к выводу, что данные опроса свидетельствуют об очень низком уровне развития правовой культуры молодежи. Мы полагаем, что примерно такой же показатель уровня правосознания молодых людей может быть выявлен и в Казахстане.
Для реализации протокола Совета по правовой политике при Президенте РК Министерством юстиции совместно с заинтересованными государственными органами, научным сообществом была подготовлена и утверждена Концепция по совершенствованию сферы правового просвещения на 2017–2022 годы. Разработан план мероприятий, по которому проводится целенаправленная работа. Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции и его территориальными департаментами размещено в общественных местах и образовательных учреждениях на 2033 LED-экранах и специальных светодиодных электронных табло, установленных вдоль автотрасс, порядка 2,8 млн информационных стендов и плакатов профилактического содержания.
Департаментом по борьбе с наркобизнесом МВД РК и его территориальными подразделениями в целях информирования подростков и молодежи о пагубном воздействии наркотиков, а также стимулирования к ведению здорового образа жизни проводится системная работа, в том числе по размещению наглядной агитации в виде билбордов, рекламных щитов, аудиорекламы в общественном транспорте и местах массового скопления людей.
Министерством образования и науки в рамках республиканской акции «16 дней без насилия в отношении женщин и детей» на территории областей размещены соответствующие баннеры. Для формирования антикоррупционного сознания обучающейся молодежи, а также повышения уровня правовых знаний среди педагогов регулярно в отделы образования рассылаются брошюры по правовой тематике с указанием телефона доверия единой республиканской линии «Доверие 111». Школы, учебные корпусы и студенческие дома (общежития) оформляются стендами по правовой тематике. В рамках Года молодежи на телеканале «24.kz», на радио «Астана» директором департамента молодежной политики Министерства информации и общественного развития А. Ораловым был дан ряд интервью по вопросам обеспечения молодежи доступным образованием, занятостью и жильем, разъяснение по основным аспектам «Дорожной карты занятости молодежи NEET» в возрасте от 18 до 29 лет.
На заседании Совета по молодежной политике при Президенте РК были заслушаны доклады министров: общественного развития, внутренних дел; здравоохранения о ходе реализации Концепции государственной молодежной политики «Казахстан-2020: путь в будущее», а также о проводимых мероприятиях по профилактике правонарушений среди молодежи.
По заданию Министерства научно-исследовательским центром «Молодежь» проведена работа по правовому просвещению, разработан национальный доклад «Молодежь Казахстана», ведется тематическое сопровождение единого интернет-ресурса www.eljastary.kz, подготовлены информационные материалы и видеосюжеты, организованы обучающие два семинара-тренинга, четыре вебинара для специалистов, работающих с молодежью, разработаны методические материалы по разъяснению нормативных и программных документов.
Для оказания консультативной помощи и разъяснения действующего законодательства государственными органами проводится работа, включающая приемы, встречи с населением, в том числе общения во время интернет-конференций, по блогу первых руководителей, открыта рубрика «Вопрос – ответ» на ведомственных сайтах, мобильных приложениях, активно используется инфографика. К примеру, на официальном интернет-ресурсе Министерства юстиции запущен сервис онлайн-мессенджер Whatsapp для приема обращений граждан, в результате оказано 4233 консультации.
Всего по правовым вопросам, поступающим на единый номер Правовой информационной службы 119, населению оказано более 907 000 консультаций.
Активно работает Центр правоохранительных услуг Генеральной прокуратуры РК. Подобные точки открыты во всех прокуратурах областей, основными задачами которых являются современное оказание услуг, оперативное разрешение жалоб, повышение уровня доверия граждан к правоохранительным органам, устранение административных барьеров и бюрократических проволочек. К их работе привлекаются адвокаты, медиаторы и другие специалисты. В истекшем году по всей стране такие центры приняли свыше 70 тысяч граждан.
Государственными органами для повышения уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания молодежи за 2018 год организовано свыше 200 000 мероприятий. Общий медийный резонанс составил свыше 74 000 публикаций и выступлений. В газетах и журналах – 19 828; на ТВ – 5663; радио – 5373; на интернет-ресурсах, социальных сетях – 28 254. Используя эффективные способы взаимодействия с различной аудиторией, государственными органами проведен ряд событийных мероприятий, общее количество которых превысило 120 000, в том числе: круглые столы, лекции, семинары, тренинги –
36 716; пресс-конференций, брифингов – 1294; прием граждан, в т. ч. выездные, встречи с населением – 82 837; дни открытых дверей – 2232.
Одним из важных направлений деятельности МВД РК является разъяснение законодательства по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской безопасности. В целях профилактики наркомании и разъяснения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей организовано более 7000 различных профилактических мероприятий, в том числе 490 семинаров, 3154 лекции и 1058 встреч, 371 круглый стол, 538 конкурсов, 677 спортивных соревнований и 410 иных акций. Во взаимодействии с органами здравоохранения и образования проведено 4,6 тыс. мероприятий. Общий охват подростков и молодежи в ходе указанных мероприятий составил свыше 357 тыс. человек.
Информационно-разъяснительная работа проводилась на различных площадках в рамках Единого республиканского медиаплана. Так, в эфирах телеканалов «Хабар 24», «Qazaqstan», «Первый канал Евразия», «31 канал», «Асыл арна», «СТВ» выходили новостные сюжеты и передачи («100 Бизнес бастауы», «Заң сөйлесін», «Маңызды мәселе», «7 күн», «Бетпе-бет», «Сұхбат», «Мәселе» и др.). В печатных СМИ публиковались материалы по поддержке юридической помощи и развития правовой системы. Оказана информационная поддержка на интернет-ресурсах inform.kz, bnews.kz, today.kz, total.kz, interfax.kz по освещению пленарных заседаний Мажилиса и Сената Парламента. На площадке РГУ «Служба центральных коммуникаций» проведен ряд брифингов с участием руководителей профильных ведомств, представителей Конституционного совета и гражданских сообществ о нормативных постановлениях, законодательных актах. Материалы по основным направлениям национального законодательства размещены на информационных интернет-ресурсах (inform.kz, zakon.kz, tengrinews.kz, bnews.kz, nur.kz, caravan.kz, tengrinews.kz).
На всех веб-сайтах государственных органов открыты рубрики, обеспечивающие пользователей информационно-разъяснительными материалами по правовым вопросам. В течение 2018 года по всей республике в 300 фронт-офисах НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» организовано 512 консультационных площадок (дни открытых дверей) с участием территориальных подразделений МЮ, АДГСПК, партии «Нұр Отан», органов прокуратуры и т. д. Дано порядка 900 консультаций с охватом более 6 тысяч человек.
Совместно с бизнес-сообществом для социально уязвимых категорий граждан была проведена масштабная юридическая консультация – общереспубликанская акция «Народный юрист».
С 2017 года в образовательные программы высших учебных заведений включены дисциплины «Правовое обеспечение бизнеса», «Бизнес жаңғыруының құқықтық негіздері», «Еңбек қызметінің құқықтық негіздері», «Қоғамдық сананы жаңғыру және құқықтық мәдениет». В рабочие учебные планы специальностей введены дисциплины «Основы права», «Основы антикоррупционной культуры», «Уголовно-правовая борьба с экстремизмом и терроризмом», «Борьба с коррупционными преступлениями», «Проблемы и правовое развитие таможенной политики в рамках Евразийского экономического союза», «Корпоративное законодательство», «Альтернативные способы разрешения гражданских споров».
По итогам социологического исследования, проведенного Минюстом совместно с ПРООН и МИД, был составлен рейтинг деятельности государственных органов по вопросам правового просвещения.
Однако не приходится говорить, что респонденты удовлетворены деятельностью госорганов. Эффективность их работы колеблется от 12,7% до 6,7%. В рейтинге на первых позициях находятся Министерство финансов, Министерство энергетики и Министерство юстиции – ответственные за правовое информирование населения. Недовольство респонденты выражают главным образом к министерствам: образования и науки, труда и социальной защиты населения, по инвестициям и развитию, внутренних дел.
Министерством юстиции РК разработаны методические рекомендации по определению потребности населения в получении правовых знаний и информации о способах реализации гражданами своих прав и направлены в государственные органы для руководства в работе. Ведь правовые знания значительной части населения не всегда соответствуют содержанию и требованиям современных общественных отношений. Так, сложившаяся в данное время система правового просвещения не обеспечивает в достаточной степени качественное информирование граждан об основных жизненно важных вопросах права и действующего законодательства. Не имеют соответствующего доступа к официальным документам социально уязвимые группы населения из числа несовершеннолетних, инвалидов, пенсионеров, а также сельские труженики. Низок еще уровень обучения школьников и студентов основам правовых знаний. В стране испытывается большая потребность в актуальной и доступной юридической литературе, современной компьютерной технике, соответственно, в расширенном доступе к информационно-правовым системам.
Повышение правовой культуры молодежи обусловлено комплексным характером проблемы, необходимостью гибкой координации работы учреждений и министерств. Необходимо ускорить повышение квалификации специалистов в области права, преподавателей средних и высших учебных заведений, преодолеть правовой нигилизм и стереотипы противоправного поведения в обществе как факторов, способствующих распространению правонарушений, преступности, формировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию, подлинный патриотизм, реальное и деятельное уважение к закону.
Неспроста Елбасы Н. А. Назарбаев, обращаясь к молодежи, сказал: «Нынешнее подрастающее поколение будет работать во всем мире. Так ведь? Есть ли место на земле, куда казахи не ездили бы? Тогда, если ты поедешь в другие страны, в Африку, будешь устанавливать свои правила? Говоря, что ты – казах. И тебе должны подчиняться, когда ты поедешь в Австралию, Америку и страны Европы? Современная молодежь – это граждане мира. Поэтому с малых лет надо учиться соблюдать права каждого человека, понимать его и слушать. Только тогда нас будут уважать».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ