ПУТЕВОДИТЕЛЬ К УСПЕХУ

0
424

Вышел в свет учебник «Методика преподавания русского языка» профессора М. Р. Кондубаевой по трехъязычному образованию для студентов и магистрантов педагогического направления. Изучение русского языка осуществляется в контексте казахского и английского, то есть первым языком является казахский, так как цель – усвоение трех языков: на базе государственного и с пропедевтикой изучения в перспективе английского.

Автора учебника я знаю давно – более 40 лет. Мы тогда были вынуждены ездить в Москву, так как в Казахской ССР не было диссертационных советов по методике преподавания языков и литератур. Еще помню, что у нее на защите диссертации тогда были научный руководитель известный казахстанский методист, доктор педагогических наук, профессор Д. Т. Турсунов и как первый официальный оппонент – крупнейший ученый-методист ХХ века, классик методики русского языка, академик А. В. Текучев. Он высоко оценил первую серьезную научную работу диссертанта еще 40 лет назад: «Трудолюбивому молодому казахскому ученому педагогу-русисту, милой и симпатичной из женщин Казахстана Мариям Рамазановне Кондубаевой в память о беспокойных, но счастливых днях шествования ее к вершинам науки с самыми добрыми пожеланиями на будущее». Будучи скромным человеком, она ранее не говорила о подарке академика, и только после моего положительного отзыва на подаренный мне инновационный труд показала учебник академика с его пожеланиями
Ныне доктор педагогических наук, профессор М. Р. Кондубаева известна специалистам по филологии не только в нашей стране, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Она прошла научную стажировку по программе «Болашак» в 2011 г. в университете имени А. Мицкевича в г. Познань, где получила отличные отзывы и рецензии на свои учебные пособия, в том числе и электронные. Впервые в независимом Казахстане в КазНПУ им. Абая по инициативе тогдашнего ректора академика Т. С. Садыкова начали готовить учителей казахского и русского языков для зарубежных стран на кафедре, которой руководила Мариям Рамазановна. В 1996–2000 годах она готовила не только учителей казахского и русского языков, но и специалистов высшей квалификации. Казахстанские дипломы кандидата педагогических наук получили Ли Кей Джин (КНР), Чан Динь Лам (Вьетнам), докторскую диссертацию по полиязычному образованию студентов-вьетнамцев защитил Чан Динь Лам еще в 2004 г. за несколько лет до подписания Болонской конвенции у нас. Магистерские дипломы в те годы получили посол Хорватии Хромин Карино и первый секретарь посольства Франции и др., а слушателями на первом потоке были даже 4 волонтера из США (Кайл Девис и другие). Ее учебник «Русский язык» для 6 класса общеобразовательной школы, действовавший в 1998–2018 гг., был отмечен на выставках Москвы, Лондона, на Международном салоне книжной выставки учебной литературы в Париже как лучший и награжден особым знаком. Профессор М. Р. Кондубаева имеет более 10 авторских прав на учебники, в том числе и электронные.
Основная цель всех ее трудов – постоянный поиск эффективных, научно обоснованных принципов и методов двух-, трехъязычного обучения школьников и студентов в соответствии с вызовами времени.
Хотя анализируемый учебник называется «Методика преподавания русского языка», в нем представлены общие, инвариантные теоретические основы, общедидактические, общеязыковые и синергетические, а также специфические принципы, раскрывающие природу каждого из изучаемых языков. Необходимая для их реализации методическая система обеспечена новыми методами как в исследовании, так и в обучении. В частности, здесь внедрена методическая система для активизации работы мозга, развития памяти и мышления. Тогда будущий учитель, научившийся приемам и методам стимулирования собственной познавательной деятельности, сумевший повысить личную мотивацию к учению и умеющий обобщить образы, может научить прогрессивным методам учения и своих учеников.
Автор пишет, что в условиях 4-й промышленной революции первой четверти ХХI в. стали особенно актуальными проблемы воспитания учащихся, предупреждения их о глобальных угрозах. Роль школы и вуза в этом процессе трудно переоценить. В подготовке учителя важны именно новые принципы, чтобы сформировать личностные качества будущего специалиста, его профессиональную компетентность.
Особая ценность учебника в решении воспитательной задачи, нацеленной на консолидацию определенной части общества, обеспокоенного проблемами развития казахского и русского языков.
Обращаю внимание руководителей вузов, школ и других образовательных учреждений, что в учебнике есть эффективные идеи как с точки зрения экономической, так по экономии сил и труда обучающихся.
В заключительном послесловии: «Будущее подсказывает, что делать сейчас» М. Р. Кондубаева подчеркивает, что «самоконструирование личности учителя на материале трех языков обеспечивает усвоение общечеловеческих духовных ценностей и формирование позитивного самосознания, так как дидактический материал отобран из произведений классической художественной и научной литературы, сохранившей тысячелетние духовные ценности в изучаемых языках.
Данное издание будет полезным для студентов, магистрантов и учителей в текущем учебном году. Следует отметить, что автор успешно продвигает свои идеи, представляя их на конференциях и презентуя педагогам в вузах.

Бахтияр СМАНОВ,
академик НАН РК,
член Союза писателей Казахстана,
профессор КазНПУ им. Абая

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ