ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

0
75

Асылбек КОЖАХМЕТОВ,
президент Международной
академии бизнеса

Вступление в третье тысячелетие сопровождается новыми вызовами, которые требуют реформирования отечественной системы высшей школы на основе модернизации ее структуры и содержания, повышения качества образования и эффективности управления. В то же время существует ряд серьезных проблем, препятствующих достижению цели войти Казахстану в число 30 наиболее развитых стран и заставляющих переосмысливать миссию и стратегические цели организаций образования. 

Речь идет о проблемах, которые затягивают перспективу достижения вышеназванной цели: о степени доступности высшего образования для социально уязвимых слоев населения; усилении конкурентоспособности вузов; внедрении полной автономии вузов и повышении эффективности управления ими.
Решению вышеизложенных вопросов мешают также и сложившиеся мифы, согласно которым в Казахстане слишком большое количество студентов, слишком большое число вузов и наша система образования неэффективна.

Миф 1. В стране слишком большое количество студентов. При этом в 2018–2019 учебном году количество студентов в Казахстане составило лишь 3% от общего числа населения, в то время как в США, например, этот показатель – 6,3%.

Миф 2. В Казахстане слишком большое количество вузов. В 2018–2019 учебном году в нашей стране насчитывалось 7 вузов на 1 млн. населения. В США по сравнению с Казахстаном на 1 млн. населения приходится почти в два раза больше вузов.


Миф 3. Система образования Казахстана неэффективна. Говоря об эффективности или неэффективности системы образования, стоит учесть объем его финансировании по отношению, например, к результатам рэнкинга. Согласно данным таблицы 1, среди стран, по которым представлен анализ, наивысший объем финансирования во Франции – около 56 тысяч долларов на одного студента, при таких госрасходах на образование Франция находится на 24-м месте в рейтинге развития образования ПРООН. Казахстан при финансировании около 9 тысяч долларов на студента не сильно отстает с показателем 39-е место в вышеуказанном рейтинге.
1. Системные предложения по обеспечению равного доступа к высшему образованию для всех.
На начало 2018–2019 учебного года в Республике Казахстан общая численность студентов составляла 542 458 человек. Из них за счет государственных образовательных грантов обучаются 162 877 человек – 30% от общей численности студентов, на платной основе – 379 581 человек, или 70%.
Несмотря на существующую систему присуждения государственных грантов (по стране почти вдвое увеличилось количество государственных грантов: 53 594 гранта в 2018 году против 31 702 грантов в 2017 году), следует отметить, что увеличение количества грантов не дало возможность привлечь сельскую молодежь к обучению в первую очередь в лучших вузах страны. Кроме того, данный факт сохраняет разрыв в качестве школьного образования между городом и селом.
В 2017 году исследования показали, что баллы ЕНТ (основной фактор, определяющий права человека на получение бесплатного высшего образования) коррелируют с региональными уровнями бедности: в регионах с большим числом людей, живущих ниже прожиточного уровня, показатели ЕНТ были значительно ниже. В противоположность этому в городах с высоким уровнем доходов – Алматы и Астане – выпускники школ достигают более высоких баллов по ЕНТ.
В Казахстане 42% населения проживает в сельской местности, а государственная система присуждения грантов предусматривает лишь 30% квоты для абитуриентов из сел и аулов. К тому же низкое качество обучения в сельских школах и, как следствие, слабая подготовка к ЕНТ создают для их выпускников несправедливый финансовый барьер при получении государственных грантов.
В качестве решения данной проблемы предлагается:
1) Жилищная программа «7-20-25», как известно, направлена на обеспечение предоставления равного доступа к приобретению жилья для малоимущего населения. Такую же программу целесообразно распространить для обеспечения равного доступа к высшему образованию (кредит по ставке не более 7% в год, первоначальный взнос – не более 20%, срок предоставления кредита – до 25 лет).
2) Предоставление грантов всем абитуриентам, имеющим низкие доходы на семью (а это будут абитуриенты преимущественно с сельской местности), при условии преодоления порогового балла ЕНТ – 50 баллов.
Как долгосрочный результат устойчивость экономической, политической системы будет достигнута через 10 лет благодаря высокообразованной сельской молодежи, которая сможет внести бóльший вклад в развитие сельских территорий, АПК, предпринимательства, усилить интеллектуальный потенциал и предприимчивость нации.
2. Устранение причин коррупции через продвижение принципа академической честности.
Коррупция в сфере образования возрастает, так как все существующие меры направлены на борьбу с последствиями, а не на искоренение причин. Одним из основных инструментов борьбы с причинами коррупции должна стать академическая честность.
В 2018 году в ЕНТ принимало участие 98 698 человек, при этом во время тестирования было изъято 82 тысячи запрещенных предметов, в том числе более 54 тысяч мобильных смартфонов, роутеров, модемов и более 28 тысяч бумажных носителей, при этом только результаты 9 человек были аннулированы.
В связи с этим предлагается не допускать абитуриентов к сдаче ЕНТ при обнаружении у них запрещенных устройств (мобильных телефонов). Так как если абитуриенты, которые нарушили правила и обманным путем сдали ЕНТ, поступят в вузы, они во время обу­чения будут нарушать правила академической честности и станут новыми инициаторами коррупции в учебном заведении. А в дальнейшем такие выпускники вузов будут формировать судебную, правоохранительную системы, государственную службу и другие сферы. Можно представить такую перспективу общества…
В период с 2013 по 2017 годы учеными Казахстана было опубликовано 10 427 статей в журналах, входящих в базу Scopus (в список этой базы входят издания с наиболее высокими требованиями к публикации). При этом доля публикаций казахстанских авторов в журналах, исключенных из базы Scopus за различные нарушения, составляет 32%. По данному показателю Казахстан находится на первом месте в мире. Что, на наш взгляд, является свидетельством развития не науки, а лженауки в стране.
Для решения данной проблемы предлагаем следующие меры:
1) Не засчитывать публикации в нерецензируемых («хищных») журналах при защите PhD и присуждения званий «профессор».
2) Для усиления борьбы с плагиатом университеты должны проводить стопроцентную проверку работ на всех уровнях (дипломных работ, проектов, диссертаций, статей и т. д.).
3) Министерству образования и науки РК необходимо создать национальную систему проверки на плагиат (на основе сервиса по проверке оригинальности текстов, являющегося мировым лидером) и предоставить ее учреждениям образования, при этом исключить коммерциализацию данной услуги.
3. Повышение качества образования возможно только через развитие конкуренции среди вузов. При этом здоровая конкуренция возможна только при отсутствии патернализма государственных университетов.
Целесообразно принять государственную программу повышения конкурентоспособности вузов РК по аналогии с российской программой 5/100 или китайской программой Double First Class University Plan, в рамках которой необходимо выделить три группы вузов:
Первая группа – конкурентоспособные на международном уровне: национальные и сильнейшие частные университеты (10–15 вузов).
Показатели результативности участников группы: к 2025 году 5 вузов – в топ-листе мировых рейтингов (топ-200 QS, THE, ARWU) или мировых профильных рейтингов.
Предоставляемые льготы для достижения результатов – полная автономия и целевая финансовая поддержка по вхождению в топ-листы мировых рейтингов.
Основные критерии отбора:
1) присутствие в глобальных международных рейтингах;
2) наличие глобальной аккредитации;
3) эффективно работающее корпоративное управление;
4) наличие стратегической программы развития университета и структуры, осуществляющей мониторинг достижения стратегических целей;
5) интернационализация профессорско-преподавательского состава (ППС), студентов, исследований;
6) тесная взаимосвязь с бизнесом.
Вторая группа – конкурентоспособные на национальном уровне: национальные, региональные университеты и сильные частные университеты (20 вузов).
Показатели результативности участников группы: к 2025 году – в топ-10 национальных рейтингов.
Предоставляемые льготы для достижения результатов – автономия и финансовая поддержка по отдельным направлениям повышения конкурентоспособности.
Основные критерии отбора:
1) присутствие в национальных рейтингах;
2) наличие национальной аккредитации;
3) эффективно работающее корпоративное управление;
4) наличие стратегической программы развития университета и структуры, осуществляющей мониторинг достижения стратегических целей;
5) интернационализация профессорско-преподавательского состава (ППС), студентов, исследований.
Третья группа – конкурентоспособные на региональном уровне (все остальные вузы) остается в контрольной группе для профилактических проверок МОН РК.
Такая программа повышения конкурентоспособности вузов РК позволит:
1) ежегодно подводить итоги с целью понижения отстающих и повышения тех, кто показал лучший результат в текущем году;
2) создать динамику, при которой задачей лидеров третьей группы должно стать стремление войти во вторую группу, а лидеров второй группы – войти в первую;
3) в результате здоровой конкуренции состав каждой группы должен обновляться.
4. Необходимо внедрение полной автономии вузов.
В Казахстане законом РК об академической свободе от 4 июля 2018 года предоставлена автономия вузам, которая должна позволить им оперативно реагировать на потребности общества, что приведет к развитию более инновационного потенциала и повышению эффективности экономики Казахстана. Вместе с тем подзаконные нормативно-правовые акты (НПА), принятые в последние годы, противоречат закону об автономии, так как в НПА автономия ограничивается:
1. В пункте 26 типовых правилах деятельности организаций высшего и (или) послевузовского образования от 31 октября 2018 года обозначен минимальный обязательный контингент обучающихся: в университетах не менее 3000 человек; в академиях, институтах и приравненных к ним вузах (консерваториях) – не менее 1000 человек.
Количество студентов не является ключевым критерием сохранения статуса университета. Этот критерий (численность студентов) не входит ни в стандарты международных аккредитаций, ни в требования мировых рейтинговых агентств.
2. В пункте 57 квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, утвержденных приказом министра образования от 17 июня 2015 года (с изменениями по состоянию на 16.11.2018 г.), устанавливается требование о наличии собственных материальных активов, в том числе для университетов 3 и более, академии 1 и более, институтов 1 и более зданий (учебных корпусов) с учебными помещениями.
В глобальном контексте в период перехода мировых университетов в онлайн-пространство количество зданий не может рассматриваться как критерий высшего учебного заведения.
3. В пункте 61 вышеуказанных квалификационных требований устанавливаются критерии остепененности преподавателей: для университетов – не менее 50%, академии – 30%, институтов – 30%.
Основным критерием качества образовательных программ вуза согласно стандартам международных аккредитаций, а также главным требованием бизнеса является практикоориентированность учебных программ, что предполагает высокую долю практиков, как правило, не имеющих ученую степень. Предлагаю приглашать читать лекции и проводить мастер-классы успешных людей из бизнеса.
5. Необходимо формирование современной эффективной системы управления вузами, соответствующей вызовам времени.
1) Сегодня в Казахстане сохраняется советская система управления, основанная на централизации, когда оперативное управление государственными университетами осуществляется МОН РК. При этом необходимо признать, что МОН РК не может знать проблемы развития и потребности всех регионов. А текущий стиль централизованного управления сводится лишь к предоставлению отчетов вузами в МОН РК. Отчетов, которые в последующем используются только в целях выявления нарушений, назначения наказания и принятия кадровых решений. Для более эффективного управления необходимо децентрализовать управление собственностью из центра в регионы и передать под оперативное управление советом попечителей университетов. Возможно, за МОН РК следует оставить только управление собственностью национальных вузов.
2) Необходимо повсеместное внедрение принципов корпоративного управления вузами через создание совета попечителей. Советы попечителей должны возглавлять главы регионов – акимы. Таким образом, на университеты будет возложена стратегическая ответственность по содействию развития региона путем решения его задач и проблем.
6. Целесообразно внедрить модель предпринимательского образования в Казахстане.
Начать развивать предпринимательские компетенции необходимо еще в школах путем включения в образовательные программы дисциплин по предпринимательству. Так как среди топ-10 навыков будущего уже нет профессиональных умений, преобладают так называемые soft skills, которые можно освоить только через предпринимательское образование.
В мире все вузы условно можно классифицировать на:
1) Обучающие университеты – основной задачей которых является обучение (XIX век).
2) Научно-исследовательские университеты – характерными чертами которых являются развитие исследований, связь исследования и обучения (XX век).
3) Предпринимательские университеты (XXI век), основная задача которых – предпринимательское воздействие на развитие экономики города, региона, страны.
Таким образом, необходимо развивать новые типы университетов в Казахстане – предпринимательские университеты, в которых будет создаваться экосистема предпринимательства, а предпринимательский подход применяется как менеджментом, так и самими сотрудниками и преподавателями университета.
В Стратегическом плане Республики Казахстан до 2025 года одним из ключевых национальных индикаторов развития предпринимательства является повышение доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 35% к 2025 году (в 2018 году данный показатель составлял 27%). Достижение этого показателя возможно только при формировании предпринимательских компетенций у молодежи, для того чтобы они при завершении обучения в вузе стремились создать собственный бизнес, а не стать наемными работниками в компаниях. Только через развитие предпринимательского образования можно усилить тренд развития малого и среднего бизнеса в Казахстане.
На сегодняшний день в Казахстане нет действующей государственной программы развития в сфере образования. Принятая в 2010 году Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы утратила законную силу в соответствии с Указом Президента РК от 1 марта 2016 года № 205.
Для обозначения новых современных индикаторов развития необходимо принять новую стратегическую программу развития образования.
Предлагаемые меры основаны на прогрессивном мировом опыте, учитывающем новые тренды в высшей школе и направленном на повышение доступности высшего образования для социально уязвимых слоев населения, на усиление конкурентоспособности, внедрение полной автономии вузов и повышение эффективности управления ими, что станет основой новой программы развития образования Казахстана.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ