РАСШИРЯЯ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ

0
1037

Марат САРСЕМБАЕВ,
доктор юридических наук, профессор, член научно-консультативного совета Конституционного совета РК

Статья 75 Конституции, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, устанавливает, что «правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства». В ней же сказано, что «судами республики являются Верховный суд республики, местные и другие суды, учреждаемыми законом» и что «Судебная система республики устанавливается Конституцией республики и конституционным законом».

В имеющей прямое отношение к анализируемой теме статье 76 Конституции говорится, что судебная власть «имеет своим назначением обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики». Пункт 2 этой же статьи судебную власть распространяет «на все дела и споры, возникающие на основе», в частности, «международных договоров республики».
Принятый на основе Конституции закон от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» определяет полномочия судебных органов внутри страны и на международной арене. Пунктом 2 статьи 1 закон о судебной системе устанавливает, что «судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением обеспечение исполнения конституционных и внутренних законов», а также «международных договоров республики». Благодаря пункту 6 статьи 18 закона при Верховном суде образован международный совет, ответственный за внешние отношения данного учреждения и нижестоящих судов. Статья 20 (пункт 2) закрепляет, что «председатель Верховного суда представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти республики и международными организациями». Статья 23-1 говорит о делегировании членов международного суда от Республики Казахстан.
Как видим, определенная конституционная и законодательная основа для осуществления международной деятельности Верховным судом и нижестоящими судами республики имеется. В частности, это находит свое выражение в том, что своей деятельностью по реализации международных договоров все суды республики вносят вклад в международно-правовые отношения республики. 28 августа 2017 года состоялось подписание меморандума о взаимном сотрудничестве между Верховным судом Республики Казахстан и международным финансовым центром «Астана» председателем Верховного суда и управляющим МФЦА. В мае 2018 года в г. Афины (Греция) на переговорах по разработке проектов договоров о выдаче, о правовой помощи по уголовным делам и о передаче осужденных между Республикой Казахстан и Греческой Республикой принимал участие представитель Верховного суда Республики Казахстан. Необходимо увеличивать число таких договорных актов, чтобы с их помощью можно было развернуто имплементировать (реализовывать) официальные международные договоры Республики Казахстан по судебным вопросам. Этот весомый аспект международной деятельности всех судов страны был обсужден и подкреплен 12 специализированными международными мероприятиями.
Вместе с тем эта законодательная основа, призванная укрепить Конституцию страны как главный политико-правовой документ, как основной закон, нуждается в совершенствовании. В частности, непонятно, почему руководитель высшего судебного органа республики должен сводить его внешние полномочия к установлению отношений с международными организациями. Причем надо заметить, что с общими международными, а не со специализированными международными судебными организациями.
Участвуя в 465 международных мероприятиях, Верховный суд за последние пять лет сотрудничал с 15 международными организациями общего профиля (ООН и его учреждения, ОЭСР, ОБСЕ, ЕС), которые содействовали в реализации 103 мероприятий различных судебных проектов. При этом он имел профессиональные связи только с десятью международными специализированными учреждениями. Но не все учреждения из этого числа были сугубо судебными. Поэтому нашему высшему и нижестоящим судебным органам было бы желательно активизировать свое участие в таких организациях, как Международная ассоциация судей, Международная ассоциация женщин-судей. Казахстан мог бы поддержать инициативу по созданию Международной ассоциации судей государств-участников СНГ, с которой Верховный суд страны мог бы сотрудничать впоследствии. На этом основании желательно приведенную функцию председателя Верховного суда РК скорректировать так: председатель Верховного суда представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти республики и международными организациями общего и судебного профиля. Здесь же в порядке дополнения следовало бы вписать, что председатель поддерживает профессиональные связи с коллегами – руководителями высших судебных органов государств – в разных формах. В пользу такого предложения свидетельствуют 76 встреч, проведенных председателем Верховного суда РК с руководителями зарубежных высших судебных учреждений в течение указанного выше периода.
Статья 23-1 говорит о выдвижении судей от Казахстана в состав Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Мы полагаем, что эту статью нужно вывести из текста закона Республики Казахстан о судебной системе, поскольку не только судьи, но и другие юристы должны иметь право быть выдвинутыми и избранными в состав Суда ЕАЭС, причем на основе общенационального конкурса. Вместо этих положений целесообразно включить пункт о необходимости сотрудничества Верховного суда РК и иных судов республики с Судом ЕАЭС. Следует заметить, что с 2015 года (год начала функционирования данного Суда) в течение практически пять лет между Верховным судом Республики Казахстан и Судом ЕАЭС не было официальных контактов. Удивительно то, что Верховный суд РК направил судей в состав этого суда и не проявляет никакого интереса к нему. По нашему мнению, деловые взаимоотношения двух органов должны быть установлены. Мало контактов по линии Экономического суда СНГ, хотя здесь также находились судьи от Казахстана. Не менее удивительным является то, что Суд международного финансового центра «Астана» не входит в состав судебной системы Республики Казахстан. В свою очередь в составе 9 судей Суда МФЦА вообще нет казахстанских судей, тем не менее Верховный Суд РК провел с этим судом и его судьями 16 профессиональных мероприятий. И это следует приветствовать, чтобы таких встреч было как можно больше. Все это вместе взятое можно сформулировать в законе о судебной системе республики в следующем виде: «Верховный суд и все другие суды Республики Казахстан поддерживают профессионально-деловые отношения с органами международного правосудия».
Чтобы наполнить приведенное положение закона большим содержанием, предлагаем Верховному суду РК укрепить профессиональные связи с Международным уголовным судом, функционирующим на основе Римского статута от 17 июля 1998 года. Было бы желательно, чтобы Верховный суд республики внес свой вклад в присоединение страны к Римскому статуту. Да, США и некоторые другие крупные страны не хотят иметь дело с Международным уголовным судом. Это связано с тем, что их войска могут находиться и совершать преступления международного характера в странах, находящихся под юрисдикцией этого суда. А таким странам, как наша, выгодно быть под защитой этого статута и суда. Кроме того, РК находится в едином интеграционном поле ЕАЭС, и нам полезно иметь судебный опыт осуществления правосудия в интеграционном пространстве. В этой связи Верховному суду республики было бы целесообразно иметь профессиональные контакты с такими органами регионального международного правосудия, как суды Андского сообщества (Южной Америки), Межамериканский суд по правам человека, Суд Союза арабского Магриба. Особое внимание Верховный суд и вся судебная система страны могли бы обратить на сотрудничество с Судом Европейского союза и Европейским судом по правам человека, в процессе которого наши суды могли бы изучить их опыт, что позволит им в их деятельности вывести принципы компетентности, профессионализма, честности, порядочности, объективности, беспристрастности на очень высокий уровень. Наши суды должны сотрудничать с этими европейскими международными судами, поскольку за последние пять лет казахстанские судебные органы участвовали в 36 мероприятиях судебного характера по линии Европейского союза и Совета Европы. На подобных встречах необходимо закреплять и расширять профессиональные связи, чтобы получить практическую пользу.
Международную правовую помощь зарубежным странам по гражданским делам судебные органы страны оказывают на основе 13 подписанных и ратифицированных Республикой Казахстан многосторонних конвенций и соглашений, таких как Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года, Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 года. Наша страна сотрудничает с 13 субъектами международного права на основе двусторонних соглашений о взаимной правовой помощи по гражданским делам. В качестве примера можно привести договор между РК и Грузией о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 17 сентября 1996 года, договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам от 27 февраля 1997 года, соглашение между Республикой Казахстан и Объединенными Арабскими Эмиратами об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам от 16 марта 2009 года. Судебные учреждения республики оказывают иностранным судебным органам взаимное содействие в реализации их судебных решений по уголовным делам на казахстанской территории на основе 20 многосторонних конвенций и более 20 двусторонних договоров и соглашений.
Хотелось бы, чтобы Верховный суд РК проблемам взаимного сотрудничества уделял больше внимания, проявил инициативу по увеличению двусторонних соглашений по гражданским делам с судебными органами прибалтийских и балканских государств, со странами СНГ (поскольку с ними заключено только 4 соглашения); по заключению двусторонних соглашений по уголовным делам с Францией, Германией, Ираном, Израилем, Латвией, Эстонией. Наша страна участвует в осуществлении норм о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 года. Важно, на наш взгляд, разработать и подписать двусторонние соглашения по административным делам с сопредельными государствами.
Мы согласны с предложениями судьи М. А. Манабаевой, которая считает, что «в целях оказания надлежащей и оперативной правовой помощи, с учетом предусмотренных законодательством Республики Казахстан сроков рассмотрения по уголовным и гражданским делам, необходимо совершенствовать законодательство в этом вопросе, а именно решить вопрос о возможности обращения судов Республики Казахстан непосредственно в посольство, в компетентный орган или непосредственно в суды запрашиваемых государств» (Манабаева М. А. Международно-правовое сотрудничество судов Республики Казахстан с судами иностранных государст. Источник: nfozakon.kz/courts/4397-mezhdunarodno-pravovoe-sotrudnichestvo-sudov-respubliki-kazahstan-s-sudami-inostrannyh-gosudarstv.html; дата обращения: 2 июня 2019 года).
Реализация этих предложений повысила бы престиж и авторитет органов казахстанского правосудия в международном судебно-правовом поле, укрепило бы репутацию судов РК в связи с оперативным, четким исполнением взятых нашим государством международно-правовых обязательств. Поэтому закон о судебной системе можно дополнить положением следующего содержания: все судебные органы оказывают содействие на взаимной основе зарубежным судебным органам по гражданским, семейным, уголовным, административным делам на базе международных договоров и соглашений Республики Казахстан.
Заслуживает одобрения разработанная департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Казахстан Инструкция об оказании судами правовой помощи и обращении за правовой помощью к судам иностранных государств от 11 мая 2016 года. Название данного документа можно несколько видоизменить. Есть смысл сформулировать его так: Инструкция об оказании судами Республики Казахстан правовой помощи судам иностранных государств и об обращении к ним за правовой помощью. Можно ли ее использовать для исполнения решений международных судов? Если можно, то тогда надо будет добавить в название фразу «международные суды» и внести соответствующие дополнения и изменения в текст документа. Если это невозможно, тогда нужно разработать отдельный документ о сотрудничестве с международными судами. Кроме того, было бы целесообразно поднять статус данного документа до уровня нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан.
Мы не исключаем, что судебные органы республики внутри своих учреждений прилагают немалые усилия в борьбе с коррупцией в судейских рядах. Хотя особых положительных результатов, как этого добились европейские коллеги, пока не достигнуто. Между тем международный опыт по противодействию коррупции огромный. И нашим судам следует внимательно и усердно изучать этот опыт и стремиться к тому, чтобы внедрить его в свою деятельность. Изучение международных контактов верховного и иных судебных органов Республики Казахстан показывает, что международным антикоррупционным действиям не уделяется должного внимания. Об этом свидетельствует тот факт, что за последние пять лет наши суды приняли участие только в шести международных антикоррупционных мероприятиях. Поэтому мы считаем целесообразным существенно укрепить этот участок очень важной и необходимой работы именно в международном направлении.
Отрадно отметить, что суды Республики Казахстан достигли успехов в цифровизации судебной деятельности. Слаженно функционируют электронное судопризводство, «судебный кабинет», интегрированный в электронные базы государственных органов республики, внедрено использование электронных доказательств в суде. Это, в частности, отразилось и в международной деятельности наших судов. В их активе 12 мероприятий международного характера по цифровизации практически всех стадий судебного процесса. Конечно, это делает честь нашему Верховному суду в глазах международной судейской общественности.
Мы полагаем, что более активное участие Верховного суда, всех судов республики в международной судебной деятельности принесет немало пользы для более успешного отправления правосудия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. Статьи 75-84. Астана, 2018, с. 499–550.
2. Мысливский П. П. К вопросу о создании Суда Евразийского Экономического Союза // Российское правосудие. 2015, № 8, с. 56–66.
3. Нешатаева Т. Н., Дьяченко Е. Б., Мысливский П. П. Евразийская интеграция: роль Суда (монография). Под ред. д. ю. н., проф. Т. Н. Нешатаевой. М.: Статут, 2015, 304 с.
4. Исполинов А. С. Суды региональных интеграционных объединений в системе международного правосудия (на примере Суда ЕС и Суда ЕАЭС). М.: Юстицинформ, 2018, 311 с.
5. Лаптева К. Н. Международные суды и трибуналы в современном мире: роль, тенденции развития, актуальные проблемы. Право и политика. 2005, № 10.
6. Mackenzie R., Sands P. International Courts and Tribunals and the Independence of the International Judge. Harvard International Law Journal. 2003. Vol. 44. Nо 1. Pр. 271–295.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ