КОКШЕТАУ СКВОЗЬ ГОДЫ

0
188

Гульбаршин САЛЫК,
краевед, член Союза журналистов РК

 Великий Вольтер оставил потомкам такие слова: «Отчизна – это край, где пленница душа». О своей малой родине, о любимом городе наверняка многие могут сказать: «Мой милый город, путеводная звезда многих судеб…». А поэт Касым Аманжолов в своих стихах приглашал в удивительную страну Кокшетау, где «вечно солнце светит, где ветры, как щенки, у ног играют, где тучи на вершинах тают…» 

В 2019 году прекрасному курортному городу исполняется 195 лет, который был основан в 1824 году 29 апреля (12 мая) по новому стилю у подножия горы Кокшетау как окружной приказ. В донесении Омскому областному правлению от 30 апреля 1824 года сообщается: «На многочисленном собрании в Киргизской степи при горах Кокчетавских сего апреля в 29 день торжественным образом открыт Кокчетавский окружной приказ, председателем оной избран старший султан Губайдулла Уалиханов, внук хана Аблая». Кокшетауский внешний окружной приказ расположен у подошвы невысоких гор при озере Копа, окружность которого 15 верст, берега поросли камышом. Впадает в него речка довольно большая – Чаглинка, из него вытекает другая. Через сообщение сих речек вода в озере всегда свежа и вкусна». Архивные статистические данные свидетельствуют, что «в 1824 году проживало уже 350 человек». (ЦГА. Ф. 338, д. 366, л. 12, об).
Из записок русского исследователя И. Завалишина: «…К юго-востоку от города видна в ясную погоду гора Кокчетау, отстоящая от него в 60 верстах и по которой названы город и округ. …Хрустальные воды озер, горных речек и водопадов, могучая растительность хвойных лесов, гранитные скалы, ярко-свежая зелень трав представляют великолепные виды… в горах Кокчетавских, Баян-Аульских и Каркаралинских».
Из архивных документов узнаем: «В 1849–50 годах для образования русского поселения в Кокчетавский приказ были переселены крестьяне из Саратовской, Харьковской, Пермской и других губерний. И конечно, жителей стало больше на 63 667 человек, из них казахи составляли – 33 853 человека, и 1128 казаков. К этому времени в приказе было уже 5 селений, 14 казахских волостей, 24 почтовых пикета, три мечети. одна православная церковь». (ЦГА. «О состоянии русских переселенцев в степи»).
Расположенный вблизи торговых путей Кокшетау привлекал внимания купцов не только России, но и Ташкента и Бухары. В 1851 году в городе была открыта ярмарка, известная как Воздвиженская, которая действовала с 14 сентября по 1 октября. Надо отметить, что в начале ХХ века только в Кокчетавском уезде к 1900 году состоялись 33 ярмарки, оборот которых составил 3,2 млн рублей, позже число ярмарок возрастет с 60 до 200. Оборот стационарной торговли достигнет 7,2 млн рублей. При таких денежных оборотах назревает необходимость открытия банка, и в г. Акмолинске открывается отделение Сибирского торгового банка.
«В 1857 году в нем было уже 1220 жителей, а в 1868 году Кокчетаву как центру административного управления уездом были предоставлены права городского поселения» (газета «Степной маяк» № 95 от 12 мая 1964 года). В 1893–1894 годы здесь появились три небольших предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, два – кирпичных завода, паровая мельница, десять кузниц, а также мануфактурные и бакалейные лавки. Население составляло 4411 человек, было 498 дворов.
В 1895 году Кокчетав получает статус города. Через два года, здесь уже проживало около 5000 человек. Действуют две мечети, две церкви, два начальных учебных заведения для мальчиков, школа для девочек, общественная библиотека, уездная больница на 15 мест, почтово-телеграфная контора, аптека. В 90-е годы XIX века в городе также была открыта казахская школа, которая находилась при мечети, и руководил ею мулла, ученый-богослов, известный в народе Науан Хазрет. Одним из самых людных мест в эти годы был Сенной базар, где торговали сеном, дровами, скотом, птицей и т. д. Позже здесь разбили сквер и поставили памятник В. В. Куйбышеву. Имелся в городе и свой небольшой парк, или сад, как в то время называли. Заслуга в появлении сада принадлежит любителю-садоводу Кудрявецкому. Ныне это наш городской парк, где мы отдыхаем.
В 1881 году царское правительство приняло документ с перечнем мест для высылки «неблагонадежных», в числе которых оказался и Кокчетав. Так в 1890 году появилась первая тюрьма, рассчитанная на 15 человек, но в ней осужденных содержалось в три раза больше.
Наступил ХХ век. Город растет, в 1904 году купец Смуров построил винодельный завод из красного кирпича, ныне это здание принадлежит историко-краеведческому музею. На следующий год открывается первая типография Н. Шеломенцева.
В 1910 году появляется летний кинотеатр по инициативе местного предпринимателя К. Захарова. В городе к этому времени имелось 90 торговых заведений, винный склад, 2 трактора, 9 пивных лавок.
Смутные годы революции. Гражданская война также не обошла город стороной. За восстановление власти Советов плечом к плечу сражались русские, казахи, татары, представители других национальностей, населявших наш край. Остались в истории имена героев тех лет: Сабыр Шарипов, Трофим Климов, Асылбек Мустафин, Семен Потанин, Зарап Темирбеков, Абильхаир Досов, Филипп Трубицын, Айдархан Турлыбаев и многие другие.
В архивных материалах за 1920-е годы есть интереснейший документ – протокол комиссии о переименовании Кокчетава в город Соколовск. В нем изложена просьба к губернскому исполкому – санкционировать данное решение. «Основание: в честь погибшего красного командира Соколова».
Несмотря на тяжелую разруху в стране Совет народных комиссаров по предложению В. И. Ленина принимает постановление о строительстве железной дороги Петропавловск – Кокчетав. И уже 2 июля 1922 года жители города встречали первый поезд. Эта дорога сыграла решающую роль в развитии экономики нашего края. За годы советской власти произошли разительные перемены. Действовали предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции. Были построены больницы, открылись массовые библиотеки, клубы и избы-читальни. Возводились жилые дома, численность населения к 1939 году достигла 50 тыс. человек, к этому времени в городе было 10 школ.
Мирная жизнь и созидательный труд горожан была прервана войной. С 22 июня 1941 года город стал жить по законам военного времени. Началась работа по мобилизации сил и ресурсов на нужды войны, на снабжение фронта всем необходимым для разгрома врага. Активно проходила мобилизационная работа, многие добровольцы просились на фронт, один из них, К. Мухаметжанов, писал: «Прошу зачислить меня в ряды Казахского национального кавалерийского соединения. Буду верно служить Родине до полного разгрома германского фашизма».
В городе работала комиссия по формированию национальных войсковых соединений, велось обучение военному делу всего мужского населения, а также всеобщая подготовка к противовоздушной и химической обороне, комплектовались группы самозащиты, работали курсы медсестер, начальников санпостов и радистов-операторов. На всех предприятиях и организациях города развернулось социалистическое соревнование под лозунгом «Работать за двоих-троих! Боец трудового фронта ни в чем не должен уступать бойцу действующей армии». Были организованы несколько госпиталей, кокчетавцы встречали и обустраивали эвакуированных из временно захваченных врагом районов. Кровная связь фронта и тыла, нерушимая дружба народов были тем бастионом, который враг не смог сокрушить. Жители нашего города в годы войны проявили «высокую политическую зрелость, преданность делу партии, сознание своего долга в защите любимой Родины». Как пишет Василий Юлин: «Взошли хлеба в полях войны. Зарубцевались в сердце раны. Но не придут к столу с войны, в боях застрявшие…».
16 марта 1944 году Указом Президиума Верховного Совета КазССР организована Кокчетавская область (с 1936 по 1944 гг. Кокчетав находился в составе Северо-Казахстанской области). Надо отметить, что свое исконное название город обрел только 7 октября 1993 года, когда Президиум Верховного Совета Республики Казахстан принял соответствующее постановление. Была восстановлена верная транскрипция названий. Так, Кокчетавская область стала Кокшетауская, город Кокчетав – Кокшетау. Строчки документов гласят, что до декабря 1935 года при оформлении реквизитов «место составления» значится город Кокчетав, а с декабря 1935 по июль 1944 года – город Кокшетау, позже опять Кокчетав, хотя о переименовании города архивных документов не обнаружено. (КФГАСКО. Ф. 714. ОП. 2, д. 3, л. 72). В документах об истории милиции за 1940–44 г. сохранились различные циркуляры, указания, где также пишется везде «город Кокшетау», а не Кокчетав, в отчете Центрального статуправления Госплана СССР в графе «адрес предприятия» указывается опять-таки, «город Кокшетау». То же самое на бланках за 1942 годы Кокшетауского райисполкома значится «Районный центр город Кокшетау». Это парадокс!
«Мой город во вселенной знаменит тем, что другим его не заменить…» – написал Олжас Сулейменов. Эти слова мы, кокшетауцы, также можем сказать о нашем прекрасном и любимом городе. Именно в Кокшетау, крае самобытных традиций, ярко расцвело песенное творчество степных бардов: Акана-серэ, Биржана-сала, Укили Ибрая, Балуана Шолака, и других. Кокшетауцы чтят своего великого земляка, выдающегося ученого-просветителя Шокана Уалиханова. В эпической поэме «Кокшетау» Сакена Сейфуллина есть строчки:

«Преданья о ней, о ее чудесах
Нигде не записаны, но на устах
У старцев-сказителей живы они,
Чтоб знал их и пел каждый казах».

8 апреля 1999 года после изменения административного устройства Акмолинской и Северо-Казахстанской областей Кокшетау стал городом областного значения Акмолинской области, а затем областной центр был перенесен из Астаны в Кокшетау. Да! «…Там Кокшетау расположен. В предгорьях юга и востока, На бреге Копа – озера…». И «оно словно в малахитовой чаще сверкает летом своими чистейшими водами», – непривычно эмоционально написано в архивных документах.
Неповторим и чудесен облик города, красивые парки, памятники, удобные прогулочные зоны, ровные улицы, многоэтажные дома, стройные ряды ажурных уличных фонарей… об этом пишет в своих стихах поэт Сырым Рахимов:

«…Во тьме фонари
словно гроздья рябины.
Днем небо над крышами, как бирюза.
Газонов и улиц твоих паутины
И окон домов голубые глаза».

С каждым годом меняется облик нашего города…

«…А воздух чист и свеж,
и озеро сверкает…
Жемчужной искоркой –
слезы простой.
Там люди улыбаются друг – другу,
И гостю рады и здоровья всем желают!
Гостеприимный город Кокшетау
– Нас приглашает всех!»
– пишет поэтесса Надежда Фомичева.

А Сырым Рахимов вторит ей:

«Хрустальные звезды, небесные чащи,
И месяц, упавший в Копу с высоты.
Я знаю, что где-то места есть и краше,
Но где-то не будет такой красоты».

О любви к Кокшетау, людях, живущих в чудесном городе, писали многие поэты, историки, краеведы… Как звучны и прекрасны о моем любимом городе слова Сакена Сейфуллина:

«… О Кокшетау легенды в народе живут,
И не только певцы о ней песни поют,
Даже звучные ветры, летящие с гор
Шепот древних легенд
и преданий несут»…

Поэт Долгамак Оспанов посвятил городу такие прекрасные строки:

«Как книгу, которой еще не читал.
Открыл я когда-то тебя, Кокшетау!
Когда б ни вернулся к кварталам твоим.
Читаю – впервые, и вновь ты любим.
Еще не родился, еще подрастать
Тому, кому новым
творцом твоим стать.
А мне, возвращаясь, читать и читать.
Волшебную книгу – тебя, Кокшетау».

Стихотворение «Ғашықпың саған, Кокшетау», сборник «Көкшетау кестелері» поэта Серика Жетпискалиева также – о любви и верности родному городу лучших представителях творческой интеллигенции края.
История нашей малой родины запечатлена не только в архивных документах, столько легенд и преданий о уникальной природе Кокшетау! Вблизи Бурабая находится роща, которая называется «Танцующие березки». Как пишет старший преподаватель Кокшетауского университета Г. Сакупова, есть предание о том, что однажды «великий хан, узнав о том, что вокруг Бурабая молодежь проводит время в играх, песнях и танцах, решил увидеть все это своими глазами. И пришел, переодевшись, на поляну. Увидев прекрасное зрелище, воскликнул: «О прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго!». Заметив хана, кто-то воскликнул:
«О всесильный хан!». Танцующие девушки засуетились, не зная куда деваться, где спрятаться. Так и замерли в танце и остались стоять, превратившись в молодых березок, которые действительно похожи на красивых стройных девушек, кружащихся в вихре веселого и стремительного танца».
В окрестности Кокшетау находилась ставка Абылай хана, который внес огромный вклад в развитие казахского государства. «Под именем Абылая он оседает в Кокшетау, ставит свою Белую Орду (так в тексте) на красивейшей поляне на склоне горы Окжетпес и поднимает свое Белое знамя». Позже данная местность упоминается как «Поляна Абылай хана».
Г. Сакупова также приводит факты из жизни наших выдающихся земляков. О жырау Шал акыне, который внес огромный вклад в развитие казахской поэзии. Другой феномен айтысов Шоже, в детстве потерявший зрение, прожил долгую жизнь, почти до ста лет. В семь лет удостоился всенародного признания как акын. О его мастерстве и виртуозности говорит тот факт, что он на айтысе победил семнадцать акынов. Он оставил богатое духовное наследие и как композитор яркого дарования. Его песни исполняют до сих пор.
Как алмаз в золотой оправе сверкают имена великих творцов, родившихся на прекрасной кокшетауской земле – Биржан Сал, Акан Серэ, Орынбай, Тезекбай и многие другие.

«Я в стихах воспеваю мой город
Не затем, чтоб прославить себя,
Потому что душою он молод,
И живу его просто любя»,
– признается в любви Сырым Рахимов.

«…Красот земных не перечесть.
Но не заменят дива эти,
Тех мест родных, что в сердце»,
– вторит ему поэт Дмитрий Филатов.

Такова вкратце история города Кокшетау, а новая история его продолжается, она изумляет. В XXI веке город растет, говоря словами поэта Жумагали Саина:

«…Кто хоть раз любовался
им с горных высот,
Если сердце, не камень,
в груди его бьется,
В нем любовь к Кокшетау
вовек не умрет».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ