ОН УВАЖАТЬ СЕБЯ ЗАСТАВИЛ

0
520

Я взял эту крылатую фразу без пушкинских кавычек. Речь у меня пойдет не о «деревенском старожиле», который «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно да мух давил». Читатель не знает ни имени, ни отчества этого «уважаемого дядюшки», как не знает отчество самого Евгения. Не знают этих важных моментов и маститые пушкиноведы. Но я думаю, что разузнать как величать и дядюшку Евгения, и самого Евгения и Татьяну Ларину и остальных персонажей Пушкинского романа в стихах мог бы исследователь, о котором речь пойдет ниже. Человек, который своим феноменальным трудом заставил меня и уважать и, не побоюсь высоких слов, проникнуться восхищением.

Перед читателем книжка, тираж – 100 экземпляров. Называется «Онегин» и любовь». Представлен автор: Олег Викторович Есырев. Академик международной академии высшей школы, доктор биологических наук, профессор, специалист в области физиологии и биологии мембран. Все свободное время он посвятил изучению творчества Пушкина, его романа «Евгений Онегин». Сегодня никого не удивить тем, что ученый-естественник увлекается гуманитарными проблемами. Мы знаем известных людей, у которых помимо основной работы были увлечения – хобби. К примеру, видный тюрколог, специалист по диалектам казахского языка Шора Сарыбаев был страстным поклонником футбола, о нем ходили легенды. Писатель Леонид Максимович Леснов был во внерабочее время собирателем кактусов, а Владимир Образцов – любителем ихтиологии. У него были аквариумы с такими рыбками, как «Амазонский диск». Много знаменитых людей имели свою болезнь – хобби. Но для Олега Викторовича увлечение творчеством Пушкина не было хобби. Это была «властная дума и пламенная страсть».

В книге Олега Викторовича всё продумано до мелочей. Обложка останавливает внимание силуэтом Пушкина, в стиле Елизаветы Кругликовой, и белым профилем Татьяны. Очень выразительное и содержательное оформление, вводящее читателя в тему исследования. В содержании четко выделены репрезентативная часть (Онегин – Татьяна), высказывания всех пушкинистов, относящиеся к теме (круг взятых имен исчерпывающе представителен) и авторское исследование, проведенное по всем восьми главам романа. Завершается исследование ликующим апофеозным венцом – «Гимном великой любви». Построение книги, концепция автора, методология исследования представлены как единый монолитный сплав логического, психологического, сюжетно-тематического анализа, обьединённых авторским замыслом – показать непреходящее значение пушкинского шедевра в становлении русской и мировой духовности.

Таким образом, читатель имеет возможность пройти три круга, в которые вошли три мироощущения и три представления, отражающие восприятие одной грандиозной темы. В первом круге – Пушкин со своими героями – Онегиным и Татьяной. Во втором круге – исследователи, высказавшие свое видение и толкование Романа. В  третьем круге – авторское мнение Олега Викторовича, основанное на детальнейшем анализе и сопоставлении всех точек зрения, всех тезисов, прозвучавших до него.

Читателям остается взять в руки этот удивительный труд, десятилетнее напряженное исследование и внимательно прочесть. Думается, что время, потраченное на знакомство с книгой обогатит и дополнит тот запас знаний и духовных ценностей, которыми располагает сегодняшний любитель пушкинской поэзии.

Можно условно представить названные выше композиционные величины кругами исследовательского поиска. В первый круг входят образы Онегина и Татьяны. Эти образы орнаментированы дополнительными портретными характеристиками, уточняющими пушкинский рисунок. Онегин предстает как денди, элитный персонаж «золотой молодежи», повеса и одновременно мыслящий, одаренный талантами член высшего света, едва ли не равный П. Чаадаеву, П. Вяземскому и другим знаковым фигурам. Характеристика, данная Онегину «Неистовым Виссарионом» поддерживается мнениями Лакшина, Гуревича и многих других пушкинистов. Особняком стоит мнение самого автора – Есырева О. В. Он соглашается или скрыто не соглашается, высказываясь в ремарках. Олег Викторович избегает категорических неприятий чужих мнений. Он дает на суд читателям все pro и contra. Это благоразумная, подлинно научная позиция. Автор – не покладистый соглашатель. Он демонстрирует уважительное отношение к мнениям других исследователей, но категоричен в отстаивании своей позиции. А позиция эта фундаментально обоснованна при рассмотрении романа по главам. Когда речь доходит до главы восьмой, читатель видит, как глубоко, трепетно, самозабвенно проникает Олег Викторович в трактовку романа, как неопровержимо звучат его доводы в защиту тезиса о несостоявшейся личности Онегина и трагическом фиаско великого чувства Татьяны.

И во втором и в третьем кругах Олег Викторович неуклонно ведет свою подготовительную работу, имеющую цель показать читателю, что «Евгений Онегин» – гениальное произведение, отражающее душу русского человека. Да, есть сходство, внешнее, на первый взгляд, с «Адольфом» Бенжамена Констана. Но Пушкин с лукавой иронической усмешкой развенчивает литературные мифы о «москвиче в Гарольдовом плаще», о «Герое нашего времени» и т. п. измышления недалекого компаративизма, к сожалению сохраняющегося и до сегодняшнего дня. Олег Викторович увидел своими глазами и еще раз воздал честь пушкинской неугасимой вере в великую силу любви, без которой нет человечеству пути к звездам.

P.S. С внешней стороны кажется, что Олег Викторович Есырев написал очередную книгу о Пушкине, проанализировал роман «Евгений Онегин» и присоединился к широкому кругу пушкинистов, заявив о себе как о любителе-энтузиасте, которых не так уж мало даже в наше атомно-компьютерное время. Ну что же, еще одним рыцарем стало больше! Да, это, возможно, и так с внешней стороны. Но, Нет! Олег Викторович не вписывается в такой формат. Он сделал решительный, неожиданно смелый, но необходимый шаг, вырвавшись за устоявшиеся академические догматически-схоластические рамки представления о романе, о персонажах, о духовности русского человека, так гениально показанном и озвученным А. С. Пушкиным. Олег Викторович показал,что и сегодня, 220 лет спустя, роман звучит современно, актуально, продолжает держать в напряжении умы и волновать сердца читателей. Это не филологический памятник, а вечно живой литературный факт. Да что там говорить! Олег Викторович заставил уважать себя.  Дай бог такого уважения многим пушкинистам.

Берик ЖЫЛКИБАЕВ,

доктор филологических наук, профессор-языковед  

9.12.2019

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ