“Школа гениев и знатоков искусств” в Алматы

0
158

Саида Маратовна – руководитель школы, искусствовед-художник, закончила Санкт-Петербургскую Академию художеств и Институт иностранных языков.

Работала в Гос музее искусств им. А.Кастеева заместителем директора по науке, где и организовала впервые свою “Школу гениев и знатоков искусств, ’’которая имела большую популярность в Алматы. Сейчас у нее своя изостудия с тем же названием, которое не случайно, потому что Саида Маратовна видит в каждом ребенке гения и ее главный педагогический прием- хвалить абсолютно всех детей, независимо от качества их работ, дает свои плоды, потому что от похвалы ребенок начинает верить в себя, и его способности растут как на дрожжах. А вера в себя делает человека успешным в жизни.

Работы юных творцов экспонируются на небольшой выставке, что повышает самооценку у ребят, внушает им мысль, что они талантливы, ведь важен первый импульс преодоления страха и детских комплексов. Программа “Школы гениев” разнообразна, сюда входит рисование (графика), живопись(акварель, гуашь), лепка, история искусств, где дети от 5 до 12 лет изучают и обсуждают шедевры мировой архитектуры, живописи и скульптуры, показанные через проектор. И, конечно игра в героев мифов и сказок. Как сказал папа шестилетнего Вани Дергачева : “Это не просто изостудия, где детей учат рисовать и лепить, у Саиды Маратовны очень правильная программа, она знает, что надо делать с детьми и как с ними разговаривать. Они начинают мыслить, фантазировать и рассуждать. “

На занятиях по изо дети осваивают разнообразные техники, например, техника отдельного мазка после просмотра слайдов импрессионистов, после чего дети создают картину “Парусник в море” в технике отдельного мазка. Им нравится также акварель по мокрой бумаге, где они с удивлением наблюдают, как растекаясь по листу, прозрачная акварель создает разнообразные красивые цветовые оттенки. Или, работая в более плотной матовой гуаши, можно передать объем предметов, проложить тени, делая картину более жизненной. Конечно, дети выполняя работу в красках, знакомятся и экспериментируют с такими базовыми понятиями как оттенки, теплые и холодные цвета, настроение в картине, но вначале просмотрев это на слайдах знаменитых картин Ван Гога, Гогена, Модильяни, К. Моне или таких титанов Возрождения как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и многих других, так они на уроке познают и мировое культурное наследие. Ведь мало у кого дома есть дорогие альбомы по искусству. И потом в нашем музее искусств им уже интересно рассматривать картины, они различают цветовое построение и настроение картины, видят оттенки, рассуждают о картине как профессионалы.

Занятия по изобразительному искусству выполняют несколько задач для юных гениев, и Саида Маратовна придумывает свои приемы для облегчения усвоения материала. Поэтому иногда на уроках дети играют, стимулируя свою фантазию, воображение, внутренне раскрепощаясь. Допустим, обсуждаем миф, где Одиссей, плывя по морю, преодолевает шестиголовую Сциллу и создающую для мореплавателей непреодолимый водоворот Харибду. Ученик превращается в хитроумного Одиссея, другие дети в его гребцов, и все начинают двигаться, выбрав путь, ближе к Сцилле, успешно преодолевают коварный пролив. Наигравшись, подвигавшись, у них появляется жгучее желание в красках изобразить это событие, и дети успешно это делают.

На уроке по лепке надо было вылепить гуся и человечка. Дети в кратком варианте прослушали сказку “Путешествие Нильса с дикими гусями”, распределили роли, увлеченно и динамично поиграли, и вуаля, прекрасно вылепили белого гуся Мартина и Нильса в шведском костюмчике. Все это делается за полтора часа урока. Музыка всегда включена в наши уникальные занятия. Иногда она звучит спокойным фоном, когда дети сосредоточенно рисуют или лепят. А вот на уроке по казахскому прикладному искусству дети скачут на воображаемых лошадях по степи под стремительный кюй “Адай” Курмангазы, в потом заходят в виртуальную юрту, где им наливают кумыз из торсыка. Рисуют осень под “Осеннюю песнь” Чайковского. Или креативят, рисуя уже саму музыку цветом, линиями, пятнами и т.д.

В программе есть занятия, ставящие прямой целью развитие интеллекта, смекалки, опять же, воображения, которые называются “ допридумай, дорисуй. ” И тогда рисование радуги превращается в волшебного кота-радугу или улитку-радугу, или белку-радугу и даже в жирафа-радугу. Можете себе представить? При этом на небе облака, на земле трава отдельным мазком и цветы. Иногда педагог прямо на листе бумаги делает закорючку, а ученик допридумывает и дорисовывает ее, чтобы получился реальный предмет, да еще и на каком-либо фоне. Тут надо поломать голову.

Про историю искусств разных стран с помощью волшебного фонаря-проектора. Ну и конечно, мы летим на воображаемом самолете в жаркий Египет и любуемся пирамидами, а потом рисуем их по памяти, причем, фоном должно быть яркое небо, пустынный песок со следами верблюдов и ощущение жары. Или смотрим великую китайскую стену, рассматриваем пагоды, загнутые крыши которых так похожи на ветви елей, а потом рисуем пагоды по впечатлению. А на следующем занятии лепим, конечно же, дракона Поднебесной.

Тогда легко в нашем музее в зале искусства Китая дети узнают драконов, львов, охраняющих входы в храмы, персонажей росписей ваз, так как они с этим познакомились уже на занятиях. История искусств –это знакомство и рисование по памяти и впечатлению древнегреческих храмов, и русских церквей и многое другое.

Резюме: юные гении научаются рисовать (это графика), применяя разнообразные художественные приемы в акварели и гуаши, назовем это живописью, используя также краски для стекла, творя как дизайнеры, развивая в первую очередь свою креативность, затем воображение и фантазию, Не забываем про лепку из пластилина и украшения из теста. Дети занимаются увлеченно, потому что иногда на уроке создают театр, играя в героев сказок и мифов, раскрепощаясь, и прекрасно после игры создавая в своих работах этих героев или даже целые сцены, как например “Похищение Европы”, из пластилина. Дети несомненно развивают свой интеллект, расширяют кругозор, формируют хороший вкус, обогащаются духовно, запоминая знаменитые шедевры живописи, такие как “Мадонна Литта” Леонардо, “Весна” Боттичелли, “Подсолнухи” Ван Гога или знаменитые “Кувшинки” К.Моне.

Думаю, теперь понятно название “Школа гениев и знатоков искусств.” Наши ученики, став взрослыми, смогут чувствовать себя свободно в высшем обществе, будь то дипломатический прием, потому что они культурно напитаны, культурно развиты и уверены в себе, ведь в детстве они легко освоили это в “Школе гениев”. Watsарр 8 777 648 0227. Инстаграм: genii.almaty

Мереке УЮКБАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ