ЗАДАН СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

0
43

Жансеит Туймебаев,
заместитель Председателя Ассамблеи народа Казахстана, заведующий Секретариатом АНК Администрации Президента РК

2019 год стал годом важных изменений в жизни Казахстана. В течение короткого времени последовали досрочное сложение своих полномочий Первым Президентом Казахстана Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, досрочные президентские выборы, в результате которых убедительную победу одержал Касым-Жомарт Кемелевич Токаев.

Предвыборная платформа нового Главы государства стала обретать весомую конкретику в новых решениях, указах, распоряжениях и постановлениях.
В этом контексте Послание Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года стало важнейшим событием в жизни нашей страны.
С момента обретения суверенитета и независимости Республики Казахстан Послания народу стали незыблемым базисом и катализатором проводимых социально-экономических и политических реформ и трансформаций.
Послания Первого Президента Елбасы Нурсултана Назарбаева неизменно опирались на реформы по укреплению государственности, построению эффективной экономики современного типа, дальнейшей демократизации общества, наращиванию предпосылок для гармонизации системы социальных отношений.
Без сомнения, их выполнение создало прочный задел на будущее, получило широкое международное признание как «казахстанская модель Нурсултана Назарбаева».
Поэтому абсолютно логично, что Послание Президента Касым-Жомарта Токаева нацелено на дальнейшее развитие и приумножение достижений состоявшегося государства.
«Сейчас мы получили возможность усилить достижения независимости и выйти на качественно новый уровень развития страны. Мы достигнем этого, сохраняя преемственность политики Елбасы, проводя системные реформы», – отметил Президент.
Оно направлено как на реализацию ранее принятых стратегических документов, так и на успешную адаптацию в новом мире, формирование нового качества развития.
Весь диверсифицированный комплекс внешних и внутренних изменений, совпавших с периодом президентства Касым-Жомарта Токаева, неизбежно актуализировал и необходимость внесения коррекций в сферу социальных отношений с учетом реалий казахстанского общества.
Документ обнародован в начале сентября на открытии очередной сессии Парламента и совпал с началом очередного политического сезона.
Это стало глубоко выверенным шагом, нацеленным на обеспечение синхронности и единства работы законодательной и исполнительной ветвей власти.
Данный шаг изначально задает согласованный и понятный алгоритм работы Правительства и Парламента, что обеспечит дополнительный стимул к эффективности реализации поручений Главы государства.
Следует выделить ряд особенностей Послания, придающих особую значимость этому документу.
В Послании нашли отражение инициативы и предложения, которые Глава государства обозначил в своей предвыборной платформе.
В целом в Послании выделены пять важнейших направлений. Это построение современного эффективного государства, обеспечение прав и безопасности граждан, формирование динамичной и инклюзивной экономики, осуществление социальной модернизации, формирование сильных регионов.
Послание ярко показывает универсализм подходов Президента К. Токаева, который прекрасно понимает взаимозависимость экономических и социально-политических процессов в стране, умеет увязать их в целостность и конкретику поручений.
По всем этим направлениям определены конкретные задачи.
Важным представляется выделить ряд моментов.
Во-первых, Президент еще раз акцентировал внимание на важности эволюционного развития политической системы. Взрывная бессистемная либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже к потере государственности. Поэтому наш путь – осуществлять политические реформы без забегания вперед, последовательно, настойчиво и продуманно.
Примеров тому и на постсоветском пространстве, и за его пределами более чем достаточно.
Важность применения данного подхода для Казахстана диктуется тем, что ни одна страна, допустившая подобный сценарий форсированной, а порой и насильственной демократизации, на сегодня не является лидером ни в экономическом отношении, ни в социальном плане.
В то же время Глава государства совершенно справедливо отметил возрастающую необходимость общественно-политических реформ. Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство – это цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами.
В Послании поставлена задача во­плотить в жизнь концепцию «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Одним из таких действенных механизмов призван стать Национальный совет общественного доверия, который будет работать по ротационному принципу.
Прозвучало важное заявление, что как Глава государства Касым-Жомарт Токаев видит свою задачу в том, чтобы содействовать развитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране.
Однако этот процесс должен проходить исключительно в правовом поле и в интересах всех граждан страны.
Поэтому закономерно, что в Послании еще раз был поднят вопрос качества рассмотрения госорганами обращений граждан. При этом рост их количества определен как системная проблема в работе государственного органа.
И действительно, до 90% обращений граждан в Администрацию Президента относятся к компетенции различных центральных государственных и местных исполнительных органов, которые не решаются годами.
Некоторые из граждан приносят толстые стопки отписок и отфутболиваний по своему вопросу со стороны тех должностных лиц, которые должны предметно решать их вопросы.
Дальше так продолжаться не может, поэтому в структуре Администрации Президента создан отдел по контролю за рассмотрением обращений, призванный навести порядок в этом вопросе.
Президент страны также высказался за свободное проведение в стране мирных митингов. Если они не преследуют нарушение закона и покоя граждан, надо идти навстречу и давать разрешение для их проведения.
Выделять для этого места, причем не на окраинах городов. При этом незаконные действия и хулиганство будут запрещаться.
Президент отреагировал на запросы общества в вопросе повышения роли государственного языка. Роль казахского языка будет усиливаться, придет время, когда он станет языком межнационального общения. Однако для этого нам необходимо всем работать вместе. Безусловно, все это не означает сужение сферы применения русского и других языков.
Нужно подчеркнуть, что в этой части Послания заложен мощный консолидирующий посыл, поскольку владение государственным языком всем населением страны исключает даже саму постановку вопроса о дискриминации кого-либо по языковому признаку.
Государственный язык – это язык доверия, единства и полного понимания друг друга.
Для этносов Казахстана он кроме всего прочего является важным социальным лифтом, открывающим окно возможностей для участия в общественно-политической жизни страны.
В рамках обеспечения прав и безопасности граждан Президент отреагировал на вопиющие случаи, вызвавшие широкий резонанс в обществе.
Он поручил Парламенту и Правительству в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и тяжкие преступления против личности, особенно против детей.
Будет продолжена комплексная работа по реформе МВД. Благодаря этому образ полиции как силового инструмента государства будет постепенно уходить в прошлое, она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их безопасности.
Недавние события в Арыси показали, что в Вооруженных силах накопились проблемы. В этой связи поставлена задача формирования боеспособной армии на основе новой концепции.
В Послании намечены меры по развитию динамичной и инклюзивной экономики и модернизации социальной политики.
Глава государства предложил разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога от основной деятельности сроком на 3 года. С января 2020 года вступит в силу решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса.
Президент поручил приступить к изъятию неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Эта мера призвана ввести в оборот земли сельхозназначения.
Логическое продолжение получило принятое ранее решение о введении моратория на создание квазигосударственных компаний. Правительству вместе со Счетным комитетом дано поручение в месячный срок провести анализ эффективности государственных холдингов и национальных компаний.
Ранее планировалось, что с 1 января 2020 года каждый работодатель будет обязан перечислять в ЕНПФ помимо обязательных 10-процентных взносов дополнительные 5 процентов от зарплаты работника. Такая мера вызвала активное обсуждение в деловых кругах, в том числе прозвучало много критики. Президент поручил правительству отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5 процентов до 2023 года. За это время Правительство, представители бизнеса и эксперты должны прийти к согласованному решению.
До конца года Правительство должно проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования. Это очень своевременная мера, которая соответствует международной практике. Она должна стать важной поддержкой наших граждан.
Это четкая программа действий, продиктованная нынешними трендами.
При этом основу реализации всех этих приоритетов будут составлять гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие, которые продолжают оставаться нашей главной ценностью. Как отметил Президент, необходимо принять конкретные меры по дальнейшему укреплению единства. Укрепляя роль казахского народа как государствообразующей нации, мы должны и дальше сохранять межэтническое и межконфессиональное согласие. Единство нации в ее многообразии остается нашим ориентиром в этом вопросе.
В Послании обращено особое внимание на развитие гражданского общества. Приоритеты в этом вопросе должны быть отражены в Концепции развития гражданского общества до 2025 года.
Гражданский мир, общественное согласие, общенациональное единство необходимо укреплять и развивать на прочной социально-экономической основе.
В этой связи Послание «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» наглядно показывает курс государства на укрепление единства народа и социальной справедливости.
Для народа Казахстана, для общественного согласия принципиально важными являются следующие особенности Послания.
Президент К. К. Токаев обозначил практические направления и подходы к решению именно тех проблем, которые волнуют населения и касаются каждого из нас.
Долгое время по разным причинам они не находили своего адекватного решения.
Послание Президента сделало решительный шаг в направлении обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина.
Сделаны точечные, но очень важные шаги по развитию предпринимательства в стране, стимулированию отечественной экономики.
Весь экономический блок Послания можно назвать человекоориентированным.
Он направлен на снижение социального и экономического неравенства в обществе, на утверждение принципов социальной справедливости и создание стимулов к труду.
Это говорит об отчетливом гуманитарном характере Послания, нацеленного на каждого человека.
Глава государства обозначил содержание нового этапа социальной модернизации.
Он включает в себя комплекс мер, в центре внимания которых новые социальные лифты для граждан. Это расширение финансирования программы «С дипломом в село» до 20 млрд. тенге в год, система выявления одаренных детей из сельской местности, из малообеспеченных и многодетных семей.
Для каждого из них предусмотрена индивидуальная дорожная карта по развитию способностей.
Такого не было никогда!
Поэтому участие в продвижении и реализации Послания на предстоящий период становится одним из главных направлений в деятельности Ассамблеи народа Казахстана.
Общенациональный план мероприятий по реализации Послания «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» содержит 81 поручение Президента.
Ассамблея народа Казахстана будет непосредственно участвовать в реализации пяти поручений. Это:
• Определение в рамках Концепции развития гражданского общества до 2025 года мер по усилению роли неправительственных организаций, развитию многопартийности, плюрализма мнений и политической конкуренции.
• Определение мер по укреплению роли государственного языка как языка межэтнической коммуникации в рамках разработки новой государственной программы развития и функционирования языков.
• Разработка и утверждение общерес­публиканского плана по подготовке и проведению 1150-летнего юбилея Абу Насра аль-Фараби.
• Разработка и утверждение общерес­публиканского плана по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Абая Кунанбайулы.
• Разработка и утверждение общереспубликанского плана по подготовке и проведению 30-летия независимости Казахстана.
Однако зона ответственности Ас­самб­леи по реализации Послания не исчерпывается этими пунктами.
Необходимо отметить, что и некоторые рекомендации Национального совета общественного доверия уже нашли свое отражение в Послании.
Это касается вопроса проведения митингов и работы пенсионной системы.
Однако ключевым принципом реализации Послания должно стать активное участие гражданского общества в обсуждении наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения.
Каждый должен осознать простую истину – задачи Послания не будут реализованы автоматически. Они требуют активного участия каждого гражданина страны.
Практически все структуры АНК в центре и на местах активно подключены к продвижению и разъяснению инициатив Президента, а также к реализации новых задач.
АНК также примет активное участие в реализации таких пунктов Послания, как внедрение новых форм поддержки бизнеса с упором на социальные аспекты, включая создание семейных бизнесов, внедрение инструментов вовлечения многодетных семей в микро- и малый бизнес, в том числе на дому.
В Послании заданы новые ориентиры.
Теперь важно создать правовые, организационные и другие необходимые условия для успешной реализации поставленных задач с активным вовлечением в этот процесс государственных органов, а также представителей гражданского общества.
Безусловно, у Ассамблеи народа Казахстана такие возможности и институты есть.
В стране в целом сформировано ядро этносоциального и гражданского единства общества, в котором роль объединяющего демографического, культурно-исторического стержня выполняют представители коренного населения.
Созданы все условия и необходимые механизмы сохранения и развития культур, языка, традиций этносов страны.
Впервые Министерством информации и общественного развития РК реализуется государственный социальный заказ для оказания поддержки развития культуры, традиций и языков казахстанских этносов на сумму 101 млн. 902 тыс. тенге.
В политику общественного согласия и общенационального единства вовлечены все центральные государственные и местные исполнительные органы.
В стране созданы законодательные, государственно-управленческие, общественные и другие институциональные механизмы укрепления общественного согласия и общенационального единства.
Ассамблея народа Казахстана объединяет работу 1025 этнокультурных объединений, действуют 138 молодежных организаций, объединенных в республиканское молодежное движение АНК «Жаңғыру жолы», 2786 советов общественного согласия и 1753 совета матерей.
Это самые массовые организации и структуры АНК, способные охватить большие массы населения. И в предстоящий период вся их деятельность будет направлена на разъяснение и реализацию задач Послания Главы государства «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ