Конституция – основа стратегии развития Казахстана

0
1438

Игорь РоговИгорь РОГОВ,
председатель Конституционного Совета РК

Вот уже почти два десятилетия наша Конституция является ядром национальной политико-правовой системы, юридической основой государственности и суверенитета страны, законности и правопорядка, фундаментом, на котором базируется все законодательство, правоприменительная практика, а также процесс государственно-правовых преобразований и развития страны. В Основном Законе закреплены как общечеловеческие, так и национальные ценности, отражена единая воля народа Казахстана, его интеллектуальный потенциал и основные стандарты международного сообщества. Взаимосогласованность норм Конституции с нормами международного права, особенно в области гуманитарного права, ставит Казахстан на один уровень с государствами с развитой правовой системой.

 

В механизме конституционно-право­вого воздействия наряду с регулятивными особую роль, как известно, играют так называемые нормы-цели. Некоторые положения Основного Закона выступают в качестве таковых, определяя горизонты развития государства и общества и устанавливая требования к способам их достижения. Так, в статье 1 Конституции закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В ряде своих решений Конституционный Совет разъяснил, что эти положения означают намерение Казахстана развиваться как государство, которое берет на себя обязательство по их реализации адекватно его возможностям.
Благодаря правильной и четко выверенной конституционной политике, жесткой установке Президента Н. А. Назарбаева на обеспечение всемерной реализации потенциала Конституции, Казахстан достиг впечатляющих успехов во всех сферах жизни. Воплощение в жизнь содержания так называемой конституционной материи осуществлялось планомерно в соответствии с программно-стратегическими документами страны, положениями посланий и выступлений Главы государства, основное содержание которых вытекает из определенных Конституцией целей. 
Большая роль в этом принадлежит Концепциям правовой политики. В первой Концепции, одобренной Указом Президента от 20 сентября 2002 года, отмечалось, что правовые идеи Основного Закона должны воплощаться в законодательных, организационных и других мерах, направленных на утверждение в Казахстане институтов демократического, светского, правового и социального государства. В действующей Концепции правовой политики до 2020 года в качестве основной задачи конституционного права определена полнокровная реализация правовых ценностей, идей и принципов Конституции, в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия норм Конституции, так и реализацию ее потенциала через текущее законодательство и правоприменение.   
Практическому воплощению конституционных установок в жизнь в значительной мере способствовала провозглашенная на заре независимости Главой государства Стратегия-2030, предусматривавшая 7 дол­госрочных приоритетов: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство. Каждая из этих сфер реформировалась в соответствии с государственными и отраслевыми программами, базировавшихся на соответствующих положениях Основного Закона.
По целому ряду параметров их удалось выполнить досрочно, что явилось основанием для пересмотра перспектив развития страны и обнародования Лидером Нации своего нового Послания «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», сутью которого является достижение амбициозной цели – вхождение Казахстана к 2050 году в тридцатку самых развитых стран мира. Она вытекает из преамбулы Конституции, в которой говорится о желании народа Казахстана занять достойное место в мировом сообществе, об осознании своей высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями.
Каждое направление Стратегии логично проистекает и корреспондируется с нормами Конституции.     
Провозглашенная в Стратегии экономическая политика нового курса, предполагающая модернизацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и индустриальной политики базируется на конституционном принципе экономического развития Казахстана на благо всего народа (п. 2 ст. 1 Основного Закона). Еще в начальный период реформ Конституция заложила основы социально-экономического развития республики – социально-ориентированную рыночную экономику, свободу предпринимательской деятельности, разнообразие и равенство всех форм собственности. Последовательно реализуя эти принципы, Казахстан выходит сегодня на новый уровень своего развития, основанный на инновационной стратегии роста.
Серьезную конституционную основу имеют и новые принципы социальной политики, предполагающие социальные гарантии и личную ответственность граждан.
В основе идеи Общества Всеобщего Труда лежат провозглашенные в Конституции права каждого на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу предпринимательства и использования своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности и др. Конституция исходит из того, что источником благосостояния людей является созидательный труд. Государство гарантирует каждому условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также социальную защиту от безработицы. Все это позволяет проводить сбалансированную социальную политику. Высокий уровень и качество жизни – реальная цель развития нашей страны. При этом особый упор делается на качественное образование, высокотехнологичную медицину, здоровый образ жизни, массовый спорт, строительство доступного жилья.
Брак и семья, материнство, отцовство и детство, как это закреплено в ст. 27 Конституции, находятся под защитой государства, которое и впредь будет оказывать адресную поддержку социально уязвимым слоям общества и всемерно поддерживать институт семьи как основной ячейки общества.
Одним из важных вопросов консти­туционно-правового регулирования, затронутых в Стратегии-2050, является дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии, предполагающее усиление полномочий Парламента, децентрализацию управления, разграничение ответственности и полномочий между центром и регионами, формирование профессионального государственного аппарата, для которого служение народу и государству будет превыше всего.
Правовые основы для таких инициатив были созданы в результате проведенных в стране конституционных реформ 1998 и 2007 годов, которые повысили статус Парламента и его палат, укрепили роль политических партий, закрепили возможность избрания глав местных исполнительных органов, делегирования государственных функций органам местного самоуправления,сняли запрет на государственное финансирование общественных объединений и др.  
Данные конституционные новеллы планомерно реализуются. Буквально несколько недель назад в стране прошли первые в истории суверенного Казахстана выборы акимов городов районного значения и сельских местностей. Всего местными представительными органами на альтернативной основе избран 91% всех акимов страны. Недавно принятый Парламентом закон, касающийся вопросов местного государственного управления и местного самоуправления, предоставляет им дополнительные полномочия и необходимые финансовые и иные ресурсы для эффективного выполнения ими своих функций, а также предусматривает осуществление населением общественного контроля за деятельностью местных органов государственной власти. 
Стратегические цели дальнейшей модернизации национальной правовой системы созвучны с Конституцией. Обеспечение конкурентоспособности базовых отраслей публичного и частного права, повышение эффективности правоохранительной системы требуют принятия комплекса мер по дальнейшей реализации правозащитного потенциала Основного Закона.  
Принцип так называемой нулевой толерантности (терпимости) к правонарушениям логически следует из обязанности каждого соблюдать Конституцию и законодательство страны, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.
Необходимость усиления конституционных гарантий осуществления прав личности, обеспечения эффективности судопроизводства и мер правовой ответственности обусловили глубокую реформу уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства как основных форм выражения государственной правовой политики в области борьбы с преступностью, в которых определяются главные векторы деятельности правоохранительных органов, судов и иных структур по охране прав граждан от преступных посягательств, обеспечению общественной безопасности и порядка, предупреждению преступности, исполнению наказания и иных мер ответственности. С этой целью в настоящее время разработаны проекты новых редакций Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов и Кодекса об административных правонарушениях, в которых сохраняется двухвекторность уголовной политики, предполагающая дальнейшую ее гуманизацию, в том числе декриминализацию экономических правонарушений, в то же время применение строгих мер ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, в частности, за терроризм, экстремизм и другие радикальные проявления. 
Деятельность государства и общества нацелена на бескомпромиссную борьбу с коррупцией. В этом направлении постоянно совершенствуется антикоррупционное законодательство, проводится «перезагрузка» государственной службы.
Важным приоритетом Стратегии является последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление  региональной и глобальной безопасности.
Согласно Конституции, Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы. 
Основанная на этих конституционных положениях многовекторная внешняя политика страны, реализуемая с первых лет независимости, позволила наладить тесные партнерские взаимоотношения с другими странами и занять достойное место в мировом сообществе. Казахстан является активным участником авторитетных международных организаций – ООН, ОБСЕ, ОИС, СНГ, ШОС, СВМДА, ОДКБ, ЕврАзЭС и др. 
Международные инициативы страны реализуются на самом высоком уровне. Сегодня мировое сообщество отмечает Международный день действий против ядерных испытаний. Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2009 года (резолюция 64/35) по предложению Казахстана. Именно 29 августа 1991 года было принято историческое и мужественное решение Президента РК о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, благодаря которому весь мир говорит о Казахстане как о лидере глобального антиядерного движения. 
Успехи страны в обеспечении верховенства права еще раз подтверждает решение Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 2012 года об избрании Казахстана в качестве члена Совета ООН по правам человека. Данное решение также возлагает на государство обязанности по соблюдению  общепринятых принципов в области прав и свобод человека и гражданина.
22 ноября 2012 года Генеральной Ассамблеей Международного бюро выставок в Париже столица Казахстана Астана объявлена местом проведения «ЭКСПО-2017», что является признанием мировым сообществом экономических, научно-технических, социально-культурных достижений республики, ее роли в формировании новых подходов к развитию глобальной экономики в таких актуальных для всего человечества сферах как энергия будущего, альтернативные источники энергии и «зеленая экономика».
В сфере правового развития Казахстан является членом авторитетной международной структуры – Европейской Комиссии за демократию через право (Венецианская Комиссия), главной целью деятельности которой является сотрудничество органов конституционного контроля в продвижении основных ценностей правового государства, прав человека и демократии. С этого года Конституционный Совет стал членом Ассоциации азиатских конституционных судов и эквивалентных институтов – региональной открытой площадки органов конституционной юстиции стран Азии по продвижению упомянутых общих ценностей человечества.
В Стратегии-2050 особое место уделено вопросам сохранения и укрепления общественного согласия. Основой успеха многонационального и многоконфессионального общества провозглашен новый казахстанский патриотизм, фундаментомкоторого является равноправие всех граждан и их общая ответственность за процветание Родины.
Межэтническое и межконфессиональное согласие – одно из главных достижений Казахстана, где в мире и согласии живут и трудятся представители свыше 120 этносов и действует 17 религиозных конфессий. На казахстанской земле прошли 4 съезда мировых и традиционных религий, на которых за одним столом собирались их лидеры. Основа такого успеха заложена в Конституции: конституционные положения о равенстве всех и запрете дискриминации по любым мотивам, идеологическом и политическом многообразии, общественном согласии и политической стабильности как принципа деятельности республики, квоты в палатах Парламента для Ассамблеи народа Казахстана и обес­печения учета национально-культурных и иных значимых интересов общества, право каждого на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, а также принятых в развитие ее норм законодательных актах. Недопустимостью дискриминации граждан по любым мотивам пронизано все законодательство страны, эти вопросы находятся на особом внимании всех государственных органов. 
Резюмируя сказанное, можно отметить, что Стратегия «Казахстан-2050» является важным долгосрочным программным документом, направленным на дальнейшую реализацию Конституции в эпоху уже состоявшегося государства – Республики Казахстан. Основные положения Стратегии прямо вытекают из требований Основного Закона, являются программными уточнениями и долгосрочными стратегическими продолжениями конституционных принципов и норм.
Мы отдаем себе отчет в том, что при всей важности этих новел, они не заработают сами по себе. Для успешности проводимых реформ они нуждаются в глубоком и всестороннем осмыслении. И инициативы Лидера Нации Н. А. Назарбаева требуют  совместной, кропотливой и конструктивной работы всех государственных органов, представителей гражданского общества, каждого казахстанца.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ