СЕГОДНЯ – БЛОГЕР, ЗАВТРА – ЖУРНАЛИСТ

0
34

Сергей Харченко,
учредитель и главный редактор газет
«Курьер Казахстана», «Зеленое яблоко»,
академик журналистики Казахстана,
доктор политической социологии, профессор,
член АНК, почетный гражданин Костанайской области

Экономисты пророчат всеобщую глобализацию производства, но на самом деле уже давно началась и успешно продолжается интернет-глобализация. Всемирная паутина опутала всех и вся. Сегодня малыши, едва встав на ножки, включаются в виртуальные игры, а наиболее одаренные из них очень рано постигают тонкости компьютерных игр. Их тотальное погружение в виртуальную сеть приносит разработчикам всевозможных игровых программ баснословные прибыли. 

Некоторые страны, как, скажем, Китай, пытались с этим явлением бороться. Запрещали не только компьютерные игры, но и сам интернет. Однако запреты не привели к ожидаемым результатам. Поскольку сами по себе запреты лишь подогревают интерес к той или иной игре, в целом к интернету. Это во-первых. Во-вторых, запреты, вводимые отдельными государствами, не принесут желаемых результатов, поскольку не отвечают их интересам. Ведь они стремятся подчинить IT-технологии для развития своих производств, экономик и, самое главное, через них влиять на психологическое поведение людей. В этом направлении преуспели страны Запада, особенно США. Штаты при помощи интернет-ресурсов пытаются управлять миром. Против их стремлений выступают лишь Китай, Россия да еще несколько государств.
В этих условиях возникает извечный вопрос: «Что делать?» Каждому отдельно взятому государству всемерно развивать интернет-технологии? Но для этого потребуются немалые финансовые ресурсы. Или же использовать уже имеющиеся технологические достижения, скажем, для формирования странового имиджа или общественного мнения. Американцы и здесь навязывают всему миру свой путь управления человеческим сознанием, а значит, и общественным развитием. И здесь на авансцену выходят блогеры. Кто они? Чаще всего это личности, находящиеся в вечном поиске собственного Я. Многие из них фрилансеры, активные, чуткие к изменениям в общественной жизни. Это способные, я бы даже сказал, талантливые люди, имеющие свою точку зрения по любому вопросу, по любой проблеме. И пусть их комментарии не всегда глубоки по содержанию, но всегда оперативны. Это позволяет им, имеющим под рукой компьютер, публично высказывать на весь мир свое мнение. Чаще всего по тем направлениям, которые близки и понятны обывателям. Ну как, например, быстро разбогатеть используя разные финансовые схемы, или поправить здоровье различными народными способами? Даже беглое знакомство с постами, сообщениями блогеров всякий раз подтверждает известную истину, что обыватели падки на всякого рода советы и рекомендации.
Изо дня в день растет число информаторов-блогеров. Нередко они хотят поставить знак равенства между своей точкой зрения и общественным мнением. Таким образом, они пытаются подменить журналистов, которые изначально по образованию и природному дарованию умеют наблюдать и освещать случившиеся жизненные явления, различные социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие как в отдельно взятых странах, так и в целом мире. И здесь подходим к главному отличию блогера и журналиста. Блогер высказывает мнение от своего имени, а журналист – от имени редакции, от имени общества или его части, социальной прослойки, группы людей, коллектива и неформальных объединений. Именно в этом разнятся их позиции. Сами по себе блогеры не опасны, я бы даже сказал, полезны для общества. Беда в другом. В последние годы все чаще и чаще мнения блогеров не всегда в корректной интерпретации стали использовать отдельные политики, партии и государства. Так, президент США Дональд Трамп предложил даже воспользоваться услугами блогеров в управлении политическими процессами. И небезосновательно. Уж кто-кто, а американцы имеют колоссальный опыт навязывания своего мнения, своего превосходства в мировой политике любыми способами.
В сложившихся условиях мирового информационного развития что может противопоставить фейковым новостям, недобросовестным заказным статьям академическая классическая журналистика? Первое, что она должна сделать, это меняться, поспевать за жизнью, удовлетворять потребности своей аудитории – читателей, слушателей, зрителей. Второе. Отстаивать государственные интересы, а не только отдельных личностей, людей. Третье. Современная журналистика должна опираться на солидные, проверенные временем источники информации, в первую очередь государственных органов управления. Только так она может быть конкурентоспособной и полезной для страны.
В последнее время резко возросли рейтинги не только раскрученных, узнаваемых блогеров, но и лиц, которые приблизились к ним. Новоявленные спикеры, модераторы на все лады расхваливают происходящие процессы по гуманизации, либерализации и даже радикализации общества. Читая их пассажи и околонаучные выводы в интернете, невольно задаешься вопросом: осталось ли место в этом информационном пространстве трезво мыслящим журналистам, государственным служащим? И создается впечатление, что нередко представители государственных структур самоустраняются от участия в информационной политике, в реальном разъяснении сути проводимых реформ.
Это очень заметно в регионах, что наглядно можно проследить на примере городских и районных газет. Вникните в их контент, вглядитесь в полиграфическое оформление. Это уровень начала ХХ века. Казахстану, учитывая его территорию и разбросанность населенных пунктов, нужны сильные в профессиональном отношении региональные СМИ, способные готовить и распространять не обывательские слухи и сплетни, а аналитические материалы, количество которых ныне заметно сократилось на радио- и телеканалах. А блогеров, которые готовят аналитику, в каждом регионе можно пересчитать по пальцам.
Министерству информации и общественного развития, Парламенту РК, возможно, следует инициировать подготовку Закона о развитии и поддержке отечественных СМИ в условиях информационного общества. Этот документ помог бы владельцам и работникам СМИ более четко определить свое место и роль в модернизации общественного сознания. Меня, как редактора с многолетним опытом, настораживает тенденция перевода бумажных носителей информации, книг, газет, журналов на электронные. Все должны переходить на электронные носители, на «цифру». Порой редакциям не оставляют выбора. Или – или. А почему не И и И? Многие солидные газеты и журналы в Европе и Америке помимо развития электронных источников информации имеют и бумажные. Ведь, несмотря на всепоглощающий телевизионный бум, остались театры и кинотеатры.
Что касается блогеров… Они завоевали реальную нишу в информационном поле. Благодаря своим способностям и коммуникабельности весьма полезны как связующее звено между обществом и властью. Но чтобы блогеры могли перерасти в журналистов, необходимо создавать систему их подготовки и переподготовки с учетом глубокого изучения политики государства и ресурсов развития гражданского общества.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ