Осенний вернисаж

0
119

9 октября 2019 года в Государственном музее искусств им. А. Кастеева открылась выставка «Графика Владимира Стерлигова и Татьяны Глебовой. Алматинский период (1942-1945) из частной коллекции», организованная АНО «Диалог культур» (Санкт-Петербург) при поддержке картинной галереи «Жаухар» (Алматы).

Этот замечательный вернисаж посетили студенты Алматинского университета энергетики и связи. Студенты смогли ознакомиться с уникальными графическими работами, созданными В. В. Стерлиговым и Т. Н. Глебовой в Алма-Ате в годы Великой Отечественной войны. Владимир Стерлигов прибыл в наш город в госпиталь после контузии, полученной на фронте. Татьяна Глебова была эвакуирована из блокадного Ленинграда, где пережила смерть отца и своего учителя П. Н. Филонова, а потом и матери. Именно в Алма-Ате состоялась встреча Стерлигова и Глебовой и появилась возможность изменить судьбу. Здесь они включились в художественную жизнь: В. Стерлигов вновь занялся рисунком и живописью, стал преподавать историю ИЗО и перспективу в театрально-художественном училище. А Татьяна Глебова стала работать художником по костюмам на киностудии, постоянно участвовать в отчетных выставках художников. В. Стерлигов и Т. Глебова были членами Союза Советских художников. В сентябре 1944 года они показали совместную выставку в ССХК «Месяц на этюдах».

Вернувшись в Ленинград в ноябре 1945 года, Стерлигов и Глебова продолжали поддерживать отношения с оставшимися в Алма-Ате Р. В. Великановой, П. Я. Зальцман, а также с Н. И. Харджиевым, Д. И. Митрохиным, М. М. Аксельродом и др. Алма-Ату В. Стерлигов и Т. Глебова называли «райским местом», где им было комфортно работать.

Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973) – один из выдающихся петербургских художников ХХ века, внесший неоценимый вклад в российское искусство. Он начинал как ученик Казимира Малевича, изучал под его руководством принципы кубизма и супрематизма. Позднее, в 60-х годах ХХ века он разработал свой собственный метод в изобразительном искусстве – так называемую «чашно-купольную систему». Его талант проявился в жанрах живописи, станковой и киношной графики. В. Стерлигов обладал редким даром профессионального и духовного наставника. Он создал «школу Стерлигова», в которую входили признанные ныне художники.

Татьяна Николаевна Глебова (1900-1985) – ученица Павла Филанова, сохранившая и продолжившая в своем творчестве традиции классического русского авангарда. С 1926 по 1932 год была членом группы «Мастера аналитического искусства» (МАИ). С 1927 года работала как книжный иллюстратор в журналах «Чиж» и «Еж». В 1941-1942 годах Т. Н. Глебова жила в блокадном Ленинграде и продолжала заниматься творчеством. Ею была создана серия работ «Блокадный Ленинград», ставшая достоверным историческим свидетельством стойкости жителей осажденного города. С 1960-х годов работала вместе со Стерлиговым над разработкой новой пластической теории чашно-купольного пространства. После смерти Стерлигова, развивая идеи мастера в своем творчестве и продолжая занятия с его учениками, Т. Н. Глебова выработала свои собственные принципы живописи: многоводие, летающие формы, духовный цвет.

Трудно переоценить значение искусства в формировании личности молодого поколения, которое должно знать свою культуру, впитывать уроки истории. Особенно это важно в преддверии празднования 75-летия Победы над фашизмом. Эта выставка поистине является диалогом казахской и русской культур, ведь многие ленинградцы-блокадники творили в Алма-Ате, нашли приют в Казахстане в суровые военные годы. Естественно, что невольно происходила интеграция казахской и русской культур, творческое обогащение великих народов.

Мереке УЮКБАЕВА, профессор

Алматинского университета энергетики и связи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ