ОБЩЕСТВО ЕДИНОЙ СУДЬБЫ

0
28

Такен Джанатаев,
экономист

Посещая с визитом Казахстан в 2013 году, Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею совместного построения экономического пояса Шелкового пути, а позднее в Индонезии – идею совместного построения морского Шелкового пути XXI века. За время с момента выдвижения концепции проекта «Один пояс – один путь» более 100 государств и международных организаций выразили поддержку данной программе и стали принимать активное участие в ее реализации. 

Судьба – универсальная категория человеческой культуры, характеризующая фундаментальные отношения Человека и Мира. В культурных традициях Востока и Запада отношение к судьбе разное. В западном понимании судьба выражает непознаваемость будущего и независимость обстоятельств от человека. В восточном понимании судьба при всей своей изменчивости и относительности регулируется нормами морали. Судьба человека зависит от нравственных поступков. «Человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста, он должен лишь печалиться о том, что не укрепился в морали». Судьба человека зависит от его внутренней силы, жизненной энергии (ци), направленной на совершенствование нравственных поступков.
На Западе считается, что судьба – это высшие силы, которые сводят человеческую личность к всеобщему «ничто». Власть судьбы нивелирует личность человека. Библейская мудрость гласит: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом…» (Еккл. : 3:1). В то же время Екклесиаст, сын Давида, царя в Иерусалиме» (Еккл 1:1), говорит о безысходности человеческой судьбы: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, который трудится он под солнцем?» (Еккл 1:2, 3). «Суета» у Екклесиаста и вообще в Святом писании означает личное тщеславие, заботу о пустяках мелкого человека. Согласно Библии человек рожден «под солнцем» и должен стремиться к духовному, постичь духовную сферу. Вся книга Екклесиаста пропитана высокой моралью. На Западе «судьба» понимается как фатальная необходимость – загадочная, непонятная безысходность. «Судьба» в силу линейности западного мышления воспринимается как предопределение, которое невозможно избежать. «Судьба» – это предопределенность событий, не зависимых от человека, рок, фатум, высшая внешняя сила, которая мыслится как бог.
На Востоке «судьба» – это движение Великого Дао, следуя которому «благородный муж», то есть высоконравственный человек, осмысливает свободу как осознанную необходимость на основе «У-эй», то есть на основе познания высших сил природы, которые управляют мировым порядком и человеческим поведением. Конфуций связывает «судьбу» с моральностью, которая отсутствует на Западе, ибо «благородный муж» – это моральный человек с безупречными нравственными поступками (Цзюнь-цзы). Это норматив этики Конфуция как носителя человеческой добродетели. Только добродетельный человек может управлять своей судьбой, так как противоположность «благородного мужа» – это «низкий человек», или «человек, у которого отсутствуют моральные принципы». Такой человек – это воплощение эгоизма, не способный преодолеть духовно-нравственную ограниченность. Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду, говорят даосы.
Конфуций считал долгом «благородного мужа» познавать все «веления Неба», то есть моральные аспекты жизни, но следовать только движению Великого Дао. Со своей судьбой «благородный муж» справляется тем, что стремится быть медленным в словах и быстрым в делах. Для Востока характерно понимание «судьбы» как изменчивость жизненных перемен. Поэтому придают значимость не словам, а быстроте в делах. Фактор случайности, загадочности, безысходности на Востоке не связывают с «судьбой». В традиционной китайской культуре понятие «судьба» передается словом ming (мин) и означает предопределенность, допускающую возможность свободы, как осознанной необходимости. На Востоке «судьба» и «свобода» понимаются не как фатальная неизбежность, а как возможность свободы и изменения судьбы в лучшую сторону. В современном китайском языке к слову «судьба» (ming) добавляется слово «yun» (юнь), в котором заложена идея движения Великого Дао со всеми формами изменчивости и перемен. Тем самым понятие «судьба» приобретает значение относительности. «Судьбу» можно изменить. Во многом она во власти высоконравственного человека, следующего велению Великого Дао. На Востоке «судьба» – это «мандат на жизнь» (sheng ming). Не случайно при смертельной опасности китаец вместо «Помогите!» кричит: «Спасите судьбу!» Тот, кто открыт движению Великого Дао, владеет своей судьбой, тот, кто противится движению Великого Дао, влачит свою судьбу.
Государства, открытые движению Великого Дао, сами определяют свою судьбу, страны, закрывающие двери движению Великого Дао, влачат свою судьбу. Повелением Вечного Синего Неба и волею судьбы Председатель КНР Си Цзиньпин посетил Казахстан, где выдвинул идею совместного построения экономического пояса Шелкового пути, а позднее в Индонезии – идею совместного построения морского Шелкового пути XXI века. Вместе они составили инициативу «Один пояс – один путь». За время с момента выдвижения инициативы более 100 государств и международных организаций выразили поддержку инициативе «Один пояс – один путь» и приняли активное участие в ее реализации. Китай и Казахстан – близкие по культуре страны. Совмещенность культур во Времени и непрерывности развития культурных ценностей в Пространстве – это судьба, объединяющая народы двух стран в единый пояс и направляющая их развитие по истинному пути. Инициатива «Один пояс – один путь» сопряжена с казахстанской программой «Нұрлы жол» – «Светлый путь».

УСЛОВИЕ ВЕЛИКОГО РАВНОВЕСИЯ

Судьба каждого человека зависит от «человечности». От человечности зависит Великое Равновесие в обществе. На Востоке «человечность» (жень) определяется как «встреча человека с человеком». Люди, встречаясь друг с другом, совершают поступки, от которых зависят их взаимоотношения. «Человечность» (жень) – это закон, определяющий социальные и этические взаимоотношения между людьми. Этот закон, который Лао-цзы, а вслед за ним и библейская мудрость определили «золотым правилом нравственности», формулируется следующим образом: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Человек, встречаясь с другим человеком, должен быть гуманным, выражать доброе отношение. «Встреча» (ци) – это персонифицированное воплощение гуманности, счастья. В русском языке «встреча» – это олицетворение счастливой судьбы. В этике Конфуция понятие «встреча» (ци) является одной из фундаментальных категорий морали.
Экономические, социальные, политические, этические, эстетические и иные идеальные формы духовного мира выражают сферу свободы. В то же время «свобода» – это осознанная необходимость. Понятие «необходимость» является сферой материального, сферой природы, сферой практической жизнедеятельности, противостоящей сфере «свобода». «Свобода» – это осознанная необходимость. «Необходимость» – это реальная свобода. Тождество «необходимость – свобода» это выражение общества единой судьбы, единства реального мира и идеального духовного мира, единство внешнего и внутреннего мира человека.
Человек может поставить под сомнение значимые ценности материального мира, если они ущербны для духовного мира, и наоборот, под сомнением могут оказаться духовные ценности, если они выражают агрессию в отношении к материальному миру. Великие мыслители Лао-цзы, Платон, Аристотель, аль-Фараби, Авиценна, Гегель, Кант, Маркс осознавали человека как общество единой судьбы, ибо человек – это совокупность всех общественных отношений, управляемый Разумом. Цицерон отмечал: «Учителя – это те, которые, изучая всю природу, поняли, что всем этим миром правит разум».
«Все разумное действительно, все действительное – разумно», – писал Гегель. Миром правит разум. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Ключевые слова этой статьи: свобода, равенство, достоинство, ра­зум, совесть, братство. В этике Конфуция эти слова объединяются единым словом «человечность» (жэнь), которое имеет многозначный смысл – «человеческое начало», «человеколюбие», «гуманность», «правда, справедливость» (и), обычай, обряд, ритуал (ли), благоразумие, мудрость (чжи), искренность, добросовестность (синь). Все они характеризуют нравственные обязанности и реализуются в воспитании, образовании, культуре.

РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ДУХОВНЫМ И МАТЕРИАЛЬНЫМ МИРАМИ

Для Великого Равновесия «согласие» считается непременным условием при «встрече человека с человеком» для совместной деятельности. При Великом Равновесии, как говорят даосы: «…ущерб­­ное становится совершенным, пустое – наполненным, ветхое сменяется новым. Стремясь к малому, достигаешь многого. Стремление получить много ведет к затруднениям» (Дао Дэ Цзин, гл. 22).
В духовном мире объекты физической реальности беспредметны. В своей беспредметности физический мир не противопоставляется духовному миру, но и не сливается с ним. В духовном мире физический мир имеет моральную природу, которая в философии Лао-цзы обобщается понятием «согласие». То есть жизнь духовного мира должна быть в «согласии» с физическим миром.
Такова природа «согласия» в этике Конфуция.
Метафорой, разъясняющей природу «согласия», является музыкальная гармония. Председатель КНР Си Цзиньпин говорит: «Один пояс – один путь» – это не соло одного лишь Китая, а симфония всех стран!» Только «согласие» всех государств мира, охваченных одним Поясом Великого шелкового пути, может создать гармонию во взаимодействии различных частей и элементов политической, экономической, социальной, культурной жизни народов. Конфуцианцы описывают источник и природу «согласия» через музыку: когда в доме совместно внимают музыке отец и дети, старшие и младшие братья, то они не могут не пребывать в согласии. Когда музыке совместно внимают и стар и млад, то они не могут не пребывать в согласии, во взаимной учтивости. Музыка выявляет во всем то общее, которое способствует укреплению согласия.
Идеал «согласия» как музыкальная гармония исключает конфронтацию. «Согласие» – один из главных жизненных принципов этики Конфуция. Разнообразие социально-экономических, культурно-гуманитарных программ различных государств мира, находящихся вдоль экономического пояса Шелкового пути, требует гармонии.
На Востоке принято включать «небесное измерение» в систему координат «Небо – Человек – Земля», и поэтому человеку Востока свойственно воспринимать мир в гармонической целостности. Природа и человек сливаются в такой гармонии, где всюду ощущаются мир и спокойствие духа. Человек Востока остро чувствует взаимоотношение с окружающим миром. На вопросы, поставленные жизнью, он думает не только о правильном ответе, но и о том, как его ответ будет воспринят другим человеком. Ответ должен быть гармоничным, а не просто правильным. Гармония превыше всего!
В понятии «согласие» реализуется динамическое единство системы «Один пояс – один путь». В этой системе образуется равновесное движение Великого Дао. Природа нравственного идеала в движении Великого Дао выражена в понятии «общество единой судьбы» как целостность всего окружающего мира, как единство всех государств. Председатель КНР Си Цзиньпин придал этому понятию этический смысл как вершины человеческой добродетели. В терминах же философии Лао-цзы понятие «общество единой судьбы» выражается категорией «одно». Придав понятию «одно» этический термин «согласие», Конфуций выразил идеал «согласие в целом». Это взаимосогласование частей единого «одно», в котором реализуются функции «общества единой судьбы».
Способность пребывать в «согласии» – это особенность культурных традиций Востока. Это духовное состояние общества, не сводимое к горизонтальным связям мирской, земной жизни. Духовное движение Великого Дао – это движение в пустоте, которое дает способность предварять все явления материальной жизни. Духовная чувствительность выражается в понятии «воздействие отклик» (Лин чань), что соответствует самой природе гармонии.
Индивидуализм Запада порождает в человеке эгоизм, себялюбие. Эти качества становятся причиной людской разобщенности, противостояния при «встрече человека с человеком». В культуре Востока не принято выставлять собственное «Я» на видное место, открыто заявлять о своих личных интересах. Если на Западе собственная индивидуальность «Я» постоянно выпячивается, то на Востоке действуют по принципу «согласие». Высшая ценность Востока – это согласие внутри семьи, коллектива, общества. Этот принцип теперь уже заметно выделен в инициативе «Один пояс – один путь». Согласие всех государств мира – главное условие гармоничного отношения между народами. Внутренняя и внешняя согласованность различных программ «Один пояс – один путь», цельность и соразмерность их содержания и формы, упорядоченность многообразия, согласованность частей и уравновешенность образуются Поясом и Великим Дао, создающим Великое Равновесие в мировом масштабе.

ГАРМОНИЯ: МУЗЫКА ВЕЛИКОГО РАВНОВЕСИЯ

Гармония – это согласие разногласных, которые рождаются из противоположных начал. Гармония – это единение многого в «одно» и согласие разногласного – Cоncordia discors. Целостность мира обеспечивается гармоничностью всех его элементов и частей, их сочетанием. «Вещи формируются, когда они соединяются и рождаются, когда они расходятся», – утверждает философия Лао-цзы. «Знание гармонии называется постоянством. Знание постоянства называется мудростью» (Дао Дэ Цзын, гл. 55). Чжуан-цзы говорит, что когда знание и безмятежность друг друга пестуют, в природе людей складывается разумное согласие – вот гармония «Дэ», вот истина Дао. Знание гармонии – это духовное освоение предметов внешнего мира, требующего абсолютного духовного спокойствия. Гармония означает соответствие внутреннего, духовного и внешнего, предметного мира.
Великое Дао движется в этой сфере. Сфера движения Великого Дао – это пустота. Пустота означает, что жизненная энергия «ци» беспрепятственно проникает во все сферы духовной жизни и тем самым образует гармонию. Звуки исходят из пустоты и порождаются гармонией, а гармония происходит от соответствия середине противоположных начал. Гармония и соответствие середине – это то, исходя из чего совершенно мудрые создали музыку. Это то, что выражает гармонию Неба и Земли, согласованность инь и ян» [47, с. 429].
Гармония Неба и Земли – великий источник жизни. Музыка создается в условиях духовного спокойствия. Духовное спокойствие порождается справедливостью, а справедливость исходит от соблюдения Великого Дао – гласит философия Лао-цзы. Гармония Великого Равновесия порождает жизненную энергию «ци», которая пронизывает собой пустоту между Небом и Землей и способствует гармонизации интересов государств. Великое Равновесие – это такое состояние человеческого общества, когда гармонично осуществляется производство товаров и их распределение с «согласия» между государствами. Свободное перемещение товаров, капитала, услуг и рабочей силы протекает через границы как вода, не поддающаяся сжатию. Между государствами возникают отношения, когда уступчивое берет верх над твердым, бесформенное входит внутрь всего, что имеет форму. Гармония – это источник постоянства, а постоянство – корень просветления.
Система «Один пояс – один путь» руководствуется понятием мировой гармонии, где противоположности пребывают друг в друге. Так, производство товаров в Китае пребывает на внутреннем рынке США, где они потребляются американцами, а технологии, капитал США пребывают в Китае, где используются предприятиями Поднебесной.
Великое Равновесие – это неравновесное состояние системы «Один пояс – один путь». Абсолютного равновесия не может быть, так как это означает прекращение жизни. Великое Равновесие – это промежуток между инь и ян. В этом промежутке достигается равновесие, которое тут же переходит в неравновесное состояние. Так, например, возникновение торгового дефицита между США и КНР объясняется тем, что производство товаров сконцентрировано в Китае, а потребление – в Штатах. Дефицит торгового баланса США и КНР на сумму 250 млрд. долл. (2018 г. ) чуть не породил «торговую войну», но был устранен благодаря мудрой политике Китая. Мудрец, согласно философии Лао-цзы, приводит в гармонию противоположности инь и ян и следует Дао Великого Равновесия.
В Великом Дао ценна гармония. Жить в мире и согласии со всеми государствами – основной принцип инициативы «Один пояс – Один путь». Еще не все программы разных стран сопряжены с системой «Один пояс – Один путь». Еще не создана великая музыка – musica mundane, потому что не создан оркестр, исполняющий единую симфонию. Симфонический оркестр «Пояс и Путь» только создается. Программы экономического, экологического, культурного характера требуют «наладки», чтобы симфонический оркестр играл musica mundanа – музыку мира. Происходит множество перемен, еще не достигших той критической массы, при которой следует процесс созидания общества единой судьбы. Эпоха перемен в жизни мирового сообщества закончилась, началась смена эпохи и система «Один пояс – один путь» – есть выражение смены эпохи. Китай чутко уловил звучание «флейты Небес», возвещающей о смене эпохи.
«Флейта Небес» издает музыку, призывающую государства мира к созиданию общества единой судьбы, которое становится возможным благодаря бескрайней Пустоте Неба. В этой игре метафор представлена основная идея инициативы «Один пояс – Один путь» – гармоничное, свободное развитие мира в обществе единой судьбы. Великое Дао устанавливает ритм возникновения различных программ различных стран. Задача системы «Один пояс – один путь» – установить гармонию, чтобы она звучала как великая симфония Неба – musica mundanа.
Жить в гармонии с природой, друг с другом – общечеловеческая потребность. Движение Великого Дао – это отклик на эту потребность, а инициатива «Один пояс – один путь» – это практическое воплощение этой потребности. Звучание musica mundanа – мировой музыки – зависит от включенности в систему «Один пояс – один путь» всех государств мира. Тогда «симфонический оркестр» заиграет в полную силу, выражая гармонию общества единой судьбы.
Musica mundanа – музыка мира – проецируется на систему «Один пояс – один путь» и способна сформировать новое мировоззрение общества единой судьбы, выражающей смену эпохи, создавать гармонический порядок во взаимоотношениях государств-участников, находящихся в системе экономического пояса и морского пояса Шелкового пути. Мелодии musica mundanа содержит движение Великого Дао, которое деятельно. Эта музыка способна оказывать воздействие на этическую составляющую системы «Один пояс – один путь». Аристотель говорит: «И раз музыка обладает такими свойствами, то она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Феномен этического воздействия музыки Аристотель объяснял тем, что в сущностной основе музыки лежат зародыши нравственных состояний, которые придают музыке статус обязательной педагогической дисциплины. Показательно, что этика Аристотеля и этика Конфуция перекликаются между собой. Конфуцию приписывают знаменитый афоризм: «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением какой-либо страны и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке». В XXI веке человеческое общество, переживающее смену эпохи, созидая общество единой судьбы, создает musica mundanа, и первые нотки этой музыки начинают звучать в инициативе «Один пояс – один путь».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ