МИФЫ ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

0
33

Лариса КОСТЮК,
специалист Центральной городской
библиотеки им. Оралхана Бокея

«Когда-то не было ни земли, ни неба, а был только один необъятный океан. Однажды внутри океана возник Белый Свет – Ак Жарык, из которого образовалось сияющее золотое яйцо. Внутри него спал бог Тенгри – прародитель всего мира. Однажды он проснулся, разбил яйцо и вышел наружу. Из верхней части яйца Тенгри сотворил Небо, из нижней сделал Землю. Чтобы Небо не упало на Землю, Тенгри поставил между ними Небесный Кол – Полярную звезду. К Полярной звезде привязал небесных коней – Звезды и Созвездия, и ходят они по всему Небу вокруг».

(из книги «Мифы древнего Казахстана»)

Есть в фондах разных библиотек книги, заслуживающие особого внимания массового читателя. Среди них книга известного писателя, историка, лауреата международной литературной премии «Алаш» Орынбая Жанайдарова, находящаяся в фондах Централизованной библиотечной системы имени Оралхана Бокея, – «Мифы древнего Казахстана» на казахском и русском языках. Энциклопедическое издание для детей и юношества посвящено мифам народов-кочевников Центральной Азии, основано на богатом историческом, литературном, фольклорном, этнографическом материалах. В нем просто и увлекательно рассказано о верованиях древних тюрков, скифов, гуннов, саков. Книга заслужила высокую оценку специалистов, на международных книжных ярмарках получала дипломы первой степени. Ценность ее заключается в том, что автор собрал, воссоздал цельные тексты народного фольклора по разрозненным источникам и отдельным частям, сохранил стиль изложения характерными для языка мифологии сравнениями, лирическими отступлениями.
Красота слова, яркие образы, глубокий смысл сказаний не могли оставить равнодушными казахстанских художников. Среди тех, кто иллюстрировал книги О. Жанайдарова и кого интересовала тема духовного наследия народа, был известный алматинский художник с мировым именем Вячеслав Люйко. Он очень серьезно подошел к разработке темы: сумел проникнуть в истоки древности, прочувствовать историю культуры и религии, создать красочные мифологические образы, поразить необыкновенной манерой воплощения сказаний Великой степи. Предлагаю вместе с художником совершить увлекательное путешествие по мифам древних кочевников.
Обратимся к тюркской легенде о происхождении огня «От-Ана». Осторожно вписывая в канву произведения, художник располагает главную богиню огня От-Ану в центре юрты. Стоит она у очага, раскинув руки, будто охраняет или производит какой-то обряд. Привлекает основательность и статичность образа главной героини. Статика у художника в данном случае играет важную роль – в ней мастер воплощает главные характерные черты представителей Востока – спокойствие, размеренность, вековую мудрость. Ее национальный наряд, интерьер юрты украшены разными видами орнамента, даже хворост изображен в виде древних петроглифов. Рисунок изобилует мелкими деталями и знаками. Они помогают сохранить атмосферу мифа, оживить предания древности. Узоры словно цепляются один за другой, будто художник не рисует их тонким пером, а «плетет» кружевное произведение. Эти витиеватые узоры придают иллюстрациям тот ажурный вид, которым и славится творческий почерк В. Люйко.
С большой долей фантазии, виртуозной техникой, изысканностью вкуса выполнен рисунок к легенде «Умай-Ана и Аю-батыр». Это трогательное повествование о том, как храбрый батыр Аю во время охоты спас от волка красивую девушку Айсулу. Пройдя через многие испытания, они поженились, прожили долгую и счастливую жизнь. И было у них много детей, внуков. Отсюда пошел большой, мужественный, сильный род. Сюжет разворачивается в центре. Две героини – Айсулу и Умай-Ана – изображены на фоне зимней природы. Сохраняя национальный колорит во внешнем облике и одежде героев, автор изображает узорные деревья в виде элементов растительного орнамента. Справа, слева, вверху, в нижних углах он размещает изображения главных героев, а также других персонажей этого мифа для того, чтобы заострить внимание на ключевых моментах сказания. Основное действо разворачивается на первом плане, что позволяет приблизиться к героям, стать участником захватывающих событий. Акварель чуть касается листа, расплывается, ложится мягко, полунамеком, словно растворяясь в потоке времени. Волшебная кисть художника обеспечивает тончайшие нюансировки, незаметные тональные градации и переходы: платье богини Умай-Ана сияет оранжево-красным опереньем, наряд Айсулу ласкает золотисто-желтыми переливами, снег завораживает нежнейшими голубовато-сиреневыми оттенками. Можно заметить, что в рисунках мастер старается не отходить от использования традиционных цветов в казахском искусстве.
Много сказок и преданий у казахского народа посвящено коню. В Великой степи это животное издревле считалось священным. Разные племена изображали коней на скалах, золотых изделиях, им придавали различные мифологические качества. В основном это были крылатые существа, которые вместе с хозяином преодолевали трудности и были первыми его помощниками. Такова легенда «Миф о тулпаре». Кони изображены художником в трех мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем. Внешний вид и характерные особенности главных героев художник показал, не отступая от описания. Первый – гордый, сильный, стремительный. Второй – покладистый и послушный. Третий, похожий на земноводное существо, – загадочно-таинственный. И вновь восхищает невероятная пластика образов, тонкость исполнения. Автор умело формирует грациозные фигуры коней, подчеркивая гибкими, напряженными линиями их изящные формы.
Вячеслав очень внимательно относится к содержанию каждого мифа. В своих рисунках Люйко старается сохранить точность описания героя, повествования. Он не был бы настоящим художником, если бы не подходил к своей работе творчески и не создавал произведения с позиции собственного видения и отношения к изучаемой теме. Отсюда и необычные образы, и своеобразные композиции.
В этом можно убедиться, познакомившись со сказанием «Миф о мировом дереве». В нем рассказывается о гигантском дереве, произрастающем из пуповины планеты, вершина которого уходит в небеса. На вершине дерева в Верхнем мире обитает птица Самурык, а в Нижнем мире, глубоко под землей, живет дракон. Средний мир – обитель человека, животных. В мифологии священное дерево часто связывают с большими тополями и называют Байтерек. Художник точен в передаче содержания мифологического сюжета: на рисунке присутствуют и птица, и батыр, и дракон, обвивающий корни дерева. Доминантой сюжета является мировое дерево, изображенное в центре и пронизывающее все три мира. К разработке композиции рисунка автор подошел нестандартно: между каждой частью он оставляет пространство, дабы подчеркнуть различие миров и протекающей жизни в них. Но в то же время эти миры не могут существовать раздельно. Используя философию миропонимания древних, художник подходит к воплощению сюжета очень мудро и творчески: все части он объединяет в единую рамку и ненавязчиво дает возможность каждому изображению повториться в определенном цвете.
Такой же собранной, полной является иллюстрация к мифу «Человек и его жизнь». Предание повествует о том, как бог Тенгри распределял периоды жизни и характеры Осла, Собаки, Обезьяны и Человека. Это весьма поучительно.
Энциклопедия «Мифы древнего Казахстана» обращена к каждому из нас и не теряет актуальности на сегодняшний день. Ведь нам, читателям, необходимы заветы древних, чтобы осмыслить великое и вечное, разгадать загадки прошлого, понять истоки всего происходящего в мире.

г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ