… И судеб нескончаемая нить

0
169

12 сентября текущего года в Алматы в Национальной библиотеке РК прошла презентация книг «Огонь сердца» и «Небожители» казахстанского писателя и музыканта Норлана Сеитова. В мероприятии приняли участие писатели, поэты, музыканты и СМИ.

(О книге Норлана Сеитова «Небожители»)

«Небожители» – третья книга автора. Первая – «Добрые люди», вторая – «Огонь сердца», изданная недавно. Ее высоко оценил доктор филологических наук Берик Жылкибаев.

Названия книг в полной мере отражают содержание. В книге «Небожители» Норлан Сеитов рассказывает о людях творчества, у которых небесный дар, то есть талант, будь то художник, музыкант, актриса или поэт. А еще многие рассказы повествуют о любви. Ведь любовь – это тоже небесный дар. Есть и приземленные герои, но они тоже чем-то отличаются от обычных, прозаичных людей, иногда любовью к животным, но чаще возвышенной любовью к природе. У автора тоже небесные дары, он не только писатель, художник (в книге его рисунки), но и композитор (в книге три его песни), музыкант, один из лучших гитаристов Казахстана. Коллеги называют его Маэстро. Так что эта книга и о нем тоже.

Норлан обладает немалой эрудицией. Его произведения еще и познавательны тем, что он упоминает в них к месту о великих людях прошедших веков, наших и зарубежных: писателей, композиторов, поэтов, художников. Чувствуется, что эти личности упоминаются не всуе, а потому что автор хорошо знаком с их творчеством и упоминает о них читателям в надежде, что и они захотят познакомиться с выдающимися личностями прошлого. В тексте есть известная цитата из романа «Портрет Дориана Грея» английского писателя Оскара Уайльда: «Полюби себя, и этот роман будет длиться до конца жизни». Также трагические строки из стихотворения русского поэта Анны Ахматовой: «Сто раз я лежала в могиле, где, может быть, я и сейчас».

Или упоминается отрывок из стихотворения замечательного поэта Сергея Есенина: «Дай, Джим, на счастье лапу мне. Такую лапу не видал я сроду». Эти строчки органично вписываются в рассказ о ясновидящей Марине «Сивилла», об ее ожидании любимого мужчины. Молодая женщина, обладая небесным даром, оказывала реальную помощь людям, которые обращались к ней, и тем, кто не обращался, но она сама видела, что нужна. Ей удалось с Божьей помощью избавить от алкоголизма молодую девушку, которая спивалась. Ее бабушка, с которой она жила, могла только плакать и страдать. Марина помогла девушке, и счастливая бабушка не знала, чем ее отблагодарить. Вот только себе Марина не могла помочь: она была одинока. Но и тут Бог не оставил ее молитвы без внимания: мужчина спустился к ней буквально с небес. Он был верхолазом, и в люльке поднимался к высоким этажам, устанавливая пластиковые окна. Так они встретились.

В рассказе «Жертва Мельпомены» (богиня Театра) начинающая актриса Катя во имя своего предназначения отказывается от любимого человека, от любви. Ее любовь к театру оказывается сильнее и притягательнее. Судьба ведет человека по избранному пути, предлагая выбор. Есть небольшой рассказ тоже о выборе, правда, другого плана. О выборе совести. Бригадир на стройке, подзуживаемый женой, решается украсть для ремонта своего сарая три доски со стройки. Казалось бы, рядовая мелкая кража. Но у него ученик, которого он учит работать и жить. И как он сможет посмотреть в доверчивые глаза молодого юноши, у которого вся жизнь впереди, если тот узнает, что сам бригадир и учитель – вор? Недолго бригадир борется со своей совестью, она побеждает, и он возвращает доски также тайком на стройку, как и похитил. Казалось бы, мелкий проступок, но в отказе героя стать вором ощущается выбор и самого автора.

Людям, знающим автобиографию автора «Небожителей», покажется знакомым сюжет рассказа «Дядя Дима». Каким светом и большим настоящим чувством пронизано повествование о любви русского мужчины дяди Димы и матери пятерых детей казахской женщины Нураньи или, как ее ласково называли, Нюры. Кормилец семьи погиб на фронтах войны, а чужой, в общем-то, человек взял на свои плечи нелегкий груз отчима и старался прокормить большую семью. Это происходило в страшные годы репрессий, и семья вскоре из-за доноса лишилась и этого кормильца. Его посадили. И любящая женщина не бросила его, наоборот, отрывая жалкие крохи от детей, собирала посылки в тюрьму. Слава Богу, у дяди Димы оказались связи на самом верху, и он вскоре вернулся домой. Конец рассказа трагический. Умирает Нюра, и, ненадолго ее пережив, уходит вслед за любимой дядя Дима. Очень искренний и пронзительно-трогательный рассказ.

По рассказам рассыпаны искорки мягкого юмора и афоризмы автора. Читатели искренне будут смеяться над рассказом «Небожители» – о жизни и быте пары преклонных лет с домочадцем Кузей, котом сибирской породы, хозяином в доме. Хозяйка, любящая кота и книги больше, чем мужа, описана автором необычайно колоритно, немного иронически, но и с симпатией. Какая была для нее трагедия, когда кот чем-то отравился, и они с мужем со страхом ждали смерти своего любимца. Хозяин Петр по профессии художник-копиист пошел на озеро Сайран и заранее выкопал могилу для умирающего кота. Все должно быть честь по чести. Но кот оклемался и попросил жрать, требовательно мяукая совсем не умирающим рыком. То-то было в доме радости. Хозяйка накормила его свежей куриной печенкой. С ласковым юмором автор изобразил сексуальные домогательства хозяина после просмотра им порнофильма, который ему подсунула внучка, желая «прикольнуться» над стариками.

А любовь самого автора неизменна и возвышенна – это горы, на многих вершинах которых он побывал в юности и в более зрелом возрасте. Он никогда не говорит, что покорил вершину, считая, что такая фраза выглядит заносчиво и неправильно. Он может сказать, что побывал на одной из вершин или пиков, добрался туда не без труда и наградой ему был цветок любви эдельвейс, который он сорвал, как это сделал, преодолевая страх сорваться вниз, один из его многочисленных героев Закир в рассказе «…Дружи с парусами мечты». В другом рассказе «Встреча в горах» речь идет о парне по имени Еркен, дежурном на шлагбауме, поставленном в предгорьях из-за угрозы селя. Достоверно и правдиво описывает автор получение Еркеном небольшой мзды от любителей природы.

– Мой старший напарник, – начал хитрый монолог постовой. – Сказал так: когда шлагбаум закрыт, то нам платит государство, а если открыть, то кто будет платить?

Разгадав смысл сказанного, водитель с радостной улыбкой протянул энную сумму.

Так что горы упоминаются почти во всех рассказах и являются таким образом необходимым компонентом сюжета. Темы очень разнообразны и раскрыты по-разному, но все их объединяет симпатия автора к своим героям, будь это бывший зэк Акзам в одноименном рассказе, который перед кончиной захотел послушать любимые мелодии И. С. Баха в исполнении автора книги. Или художник Эдуард в рассказе «Эд, прости!», который умер в одиночестве. Рядом с ним оказалась только собака, которая поседела от горя возле умершего хозяина. Остается горькое и сильное впечатление от этого рассказа, которое долго помнится.

Не обошел Норлан Сеитов и тему войны. Она прозвучала дальним отголоском тех времен, когда фашисты оккупировали Украину и заняли Кировоград, в котором происходит действие рассказа «Бабушка Наташа». Конечно, писано-переписано о войне во множестве книг. Но автору удалось выбрать такой момент в событиях повествования, что рассказ выделился из горы неисчислимых рассказов других писателей. При всей горькой и страшной жизни под немцами в рассказе не обошлось без юмора. Сосед бабушки Наташи повыдергивал у куриц перья и напугал любителей куриного мяса и яиц фашистов, что у кур-де чума.

Язык героев разный в зависимости от положения их в обществе, это или строитель с простой не слишком грамотной речью, или творческий человек, обычно имеющий высшее образование и обладающий культурной грамотной речью, перемежаемой профессиональным жаргоном. Чувствуется, что автору доступно общение на равных с любым из своих героев, так как в юности он овладел многими профессиями, в том числе, был экскурсоводом, завскладом, а также штукатуром и грузчиком. Еще в своих рассказах автор не приукрашивает героев, описывая их беспорочный образ жизни. Они и курят, и, бывает, что неумеренно употребляют спиртные напитки, и ведут себя, в общем-то, так, как и должны вести себя в определенных житейских ситуациях. Их поведение достоверно и правдиво.

Рассказы короткие, емкие, но читаешь их, и хочется продолжения, так они берут за душу. Особенно проникновенны описания природы: снежных вершин, горной речки с дерзким характером, цветущей по весне степи. Картины природы – это лирические отступления от главной темы, и они везде к месту. В них проявляется талант художника, один из небесных даров Норлана Сеитова. Картины написаны талантливой кистью, они живые.

В заключение хочу сказать несколько фраз о художественном стиле написания произведений. Я перечитала сотни книг писателей прошлых веков и читаю нынешних писателей ХХI века. Так вот, могу с уверенностью заявить, что стиль Норлана Сеитова не напоминает ни одного из них, даже Льва Толстого. Писатель не подражает, не заимствует, он просто пишет, как Бог на душу положит: естественно и плавно течет повествование, прерываемое внутренним монологом героя или диалогами действующих лиц рассказа. Так и хочется пожелать: счастливого вам плавания, Норлан Сеитов! К следующей книге.

Светлана ЕРМОЛАЕВА, писатель и поэт,

автор 33-х книг в Казахстане и России

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ