ПОЯС СОЗИДАНИЯ И ДОБРОСОСЕДСТВА

0
21

Такен Джанатаев,
экономист

Посещая с визитом Казахстан в 2013 году, Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею построения Экономического пояса Шелкового пути, а позднее в Индонезии – идею совместного создания Морского Шелкового пути XXI века. Вместе они составили инициативу проекта «Один пояс – Один путь». С  момента выдвижения концепции более 100 государств и международных организаций выразили поддержку данной программе и стали принимать активное участие в реализации стратегии «Один пояс – Один путь».

Инициатива «Один пояс – Один путь», устремленная в будущее, охватывает одним поясом свыше 65 государств мира. Термин «Один пояс» заключает в себе смысл диалектической категории «Одно» – важнейшего понятия в философии Даодэцзин. Понятие «Один пояс» объединяет в «Одно» разнообразие культур народов, различные нравы и обычаи. В терминах философии Даодэцзин «Одно» покрывает собой, как небо все государства мира и указывает путь – Дао – в будущее, где все государства и народы объединяются в «одно» целое при всем разнообразии культур.
«Один пояс – Один путь» – это метафора круга, который движется по кольцу, вращается по кругу, разливается по сторонам, растекается на север, восток, запад и юг, побуждает к духовному объединению. Все откликается на один пояс – один путь: «Дао рождает вещи, дэ вскармливает их, цзин придает им энергию» (Даодэцзин, гл. 51).
Запад пытается овладеть природными ресурсами и экономическими активами Востока. Зачем? Мудрость заключается в отказе от излишеств, устранении роскоши и расточительности. Дао учит не покорять страны и государства. В Конституции Китайской Народной Республики статья 24 гласит: «Государство усиливает строительство социалистической духовной культуры путем широкого распространения высоких идеалов нравственного и культурного воспитания, воспитания в духе соблюдения дисциплины и законности. Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к родине, народу, труду. Проводит в народе воспитание в духе патриотизма, коллективизма, интернационализма, коммунизма». Эти положения Конституции КНР лежат в основе стратегии «Один пояс – Один путь». В свою очередь, статьи Конституции базируются на диалектических положениях философии Даодэцзина: «Если государство и правители могли бы соблюдать дао, то все существа стали бы спокойными. Тогда Небо и Земля сольются в гармонии» (Даодэцзин, гл. 32). Для стратегии «Один пояс – Один путь» характерно гармоничное развитие без нажима и давления со стороны Китая: «Знание гармонии называется постоянством. Знание постоянства называется мудростью» (Даодэцзин, гл. 55).
Выступая в Назарбаев университете в 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин впервые обозначил концептуальные положения инициативы «Один пояс – Один путь»:
– Программы по развитию регионального сотрудничества, по укреплению практического взаимодействия между бизнес-структурами стран-участниц стратегии «Один пояс – Один путь» разрабатываются, руководствуясь принципом достижения единства мнений при сохранении различий.
– Дорожная сеть в рамках стратегии «Один пояс – Один путь» строится ускоренными темпами. Практически завершена магистраль Западный Китай – Западная Европа. На подходе формирование транспортной системы, соединяющей восточную, западную и южную Азию, что создает благоприятную возможность экономического развития стран-участниц стратегии «Один пояс – Один путь» и укрепления дружбы между народами.
– В экономическом поясе Шелкового пути проживает около 3,0 млрд. чел. Стратегия «Один пояс – Один путь» позволит не только ускорить торговый оборот между странами-участницами, но и значительно сократить торговые барьеры, снизить торговые издержки, ускорить приток инвестиций.
– В 2016 году юань вошел в корзину резервных валют Международного валютного фонда. Это дало возможность укрепиться не только юаню, но и другим национальным валютам, а также снизить риски на финансовом рынке и повысить конкурентоспособность региональных экономик.

УСИЛЕНИЕ  НАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ

Межгосударственные отношения строятся на взаимном благорасположении народов. Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул необходимость активизации дружественных контактов для укрепления взаимопонимания.
В качестве духовных и мировоззренческих ориентиров китайское руководство выбрало две философские концепции: философию Лао-цзы как методологическую основу социально-экономической политики и этику Конфуция как практическое руководство к действию. Философская культура Китая избегает конфронтации. Там, где возникает опасность кризисной ситуации конкурентной борьбы, философия Лао-цзы учит превращать ее в возможность сотрудничества. Вместо того, чтобы выискивать врагов, восточная философия учит находить общие точки соприкосновения для совместной работы, что и является концептуально важным положением стратегии «Один пояс – Один путь».
Философия Лао-цзы отличается от традиций западной философской мысли. Даодэцзин направляет стратегию «Один пояс – Один путь» на улучшение отношений между странами, ориентирует Китай не на региональное или мировое лидерство, не на его доминирование в международных отношениях, а на равноправное сотрудничество.
Дао – это естественный порядок вещей, не допускающий вмешательства извне, «небесная воля» или «чистое небытие». Дао – это путь развития явлений, вещей, включающий элементы религии и философии. Дао господствует везде и всегда, во всем и безгранично. Дао – это невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, дает начало, имя и форму всему на свете. Дао проявляется через свою эманацию – через Дэ. Если Дао все порождает, то Дэ придает неизменность и энергию всем вещам и явлениям. Цзин – это основа всего происходящего, внутренний двигатель всего происходящего. Дао прозрачно, то есть оно чистейший Дух, в котором отсутствует материальность. Чистейший дух имеет внутреннее единство и неделим. Образно о непостижимости Дао говорят: встречаясь с ним, не видишь лица его, следуя за ним, не видишь его спины.
Для достижения Дао рекомендуется:
– спокойствие духа, ибо сказано: ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире;
– вдумчивость в мышлении (Даодэцзин, гл. 42);
– умеренность в деяниях, в действиях (Даодэцзин, гл. 44);
– бесстрастность в поступках (Даодэцзин, гл. 55, гл. 22, гл. 77).
Все поступки человека, все явления и процессы в общественной жизни должны быть подчинены естественной необходимости. Кто вдумчив и сдержан в словах, кто спокоен духом, умерен в желаниях и бесстрастен в поступках, тот следует Дао, то есть естественному ходу вещей.

ОБЩНОСТЬ СУДЬБЫ

Посещая с визитом Казахстан в 2013 году, Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею совместного построения Экономического пояса Шелкового пути, а позднее в Индонезии – идею построения Морского Шелкового пути XXI века. Вместе они составили инициативу проекта «Один пояс – Один путь». С момента выдвижения концепции более 100 государств и международных организаций выразили поддержку данной программе и стали принимать активное участие в реализации стратегии «Один пояс – Один путь».
Осуществлено согласование стратегий и использование взаимодополняющих преимуществ с такими странами, как Россия (сопряжение ЕАЭС), членами АСЕАН (Генеральный план по взаимосвязи и взаимному доступу), Казахстан (сопряжение с казахстанской программой «Нұрлы жол»), Турция (с проектом «Центральный коридор»), Монголия (с программой «Путь развития»), Вьетнам (с проектом «Два коридора, один круг»), Великобритания (со стратегией Northern Powerhouse), Польша (с планом «Янтарный путь»). Всесторонне разворачивается работа по сопряжению планов с Лаосом, Камбоджей, Мьянмой, Венгрией и другими странами.
Председатель Си Цзиньпин на различных площадках много раз говорил о китайской мирной культуре и международной позиции гармоничного сосуществования. Он отметил, что в крови китайцев нет гена агрессии и власти над миром. Китайский народ не приемлет захватническую логику крупных держав, а желает мирно жить с народами всех стран, защищать мир и вместе процветать.
Китаю нужна мирная и благоприятная международная и сопредельная обстановка. Во внешней политике не допускается возникновения конфликтов или войн ни с одной из стран и, в первую очередь, ни с одной из сопредельных стран. Как гласит мудрость Конфуция: «Не делай другим того, чего себе не желаешь». Китай в долгосрочной перспективе будет придерживаться добрососедской, дружественной и взаимовыгодной политики и концепции доброжелательности, искренности и инклюзивности. В сотрудничестве будет постоянно придерживаться принципов равенства и совместного выигрыша.
В культурах Китая и Казахстана есть много общего. Между нашими странами сложилось всестороннее стратегическое партнерство. Китайско-казахстанское сотрудничество в сфере политики, экономики, безопасности и культурно-гуманитарной сферах находится на высоком уровне и стало образцом добрососедства.
Стратегия совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути нашел отклик во всем мире. Сопряжение стратегии «Один пояс – Один путь» с экономической политикой Казахстана «Нұрлы жол» показывает другим государствам как можно взаимно дополнять друг друга, раскрывать потенциал в торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах. Результатом является резкий рост товарооборота между Казахстаном и Китаем, который в 2017 году составил 18,0 миллиардов американских долларов и увеличился по сравнению с 2016 годом на 37,4 процента. Есть и другие немаловажные перспективы. К слову, после полного завершения строительства транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» время доставки груза из Ляньюньгана в Европу сократится с 45 до 10 дней, что даст экономическую выгоду в размере 450,0 млн. долл. в год.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩНОСТИ

Китай подписал договор о сотрудничестве с 40 странами и международными организациями. С 30 государствами осуществляется рамочное сотрудничество в сфере производственных мощностей. С 65 странами и международными организациями продвигается координация по вопросам беспрепятственной торговли в рамках стратегии «Один пояс – Один путь».
С 2013 года заметно укрепились взаимосвязи инфраструктур. Реализованы такие проекты как высокоскоростная железная дорога в Индонезии, железная дорога Китай – Лаос, железная дорога Аддис-Абеба (Эфиопия) – Джибути, железная дорога Будапешт (Венгрия) – Белград (Сербия). В планах стратегии «Один пояс – Один путь» формируется комплексная инфраструктурная сеть, где намечены первоочередные: Китайско-Пакистанский экономический коридор, Экономический коридор Китай – Монголия – Россия и Новый Евразийский континентальный мост. Каркас сети составляют сухопутные и морские пути, порты, трубопроводы и другие необходимые сооружения.
В Стратегии «Один пояс – Один путь» упрощаются и устраняются препятствия в торговле, улучшаются условия для бизнес-структур. Так, только для Казахстана и стран Центральной Азии время таможенного досмотра сельскохозяйственной продукции сократилось на 90 процентов. С 2014 по 2016 годы общий объем торговли Китая со странами, входящими в стратегию «Один пояс – Один путь», превысил 3,0 трлн. долл. США. Инвестиции Китая в страны вдоль Пути превысили 50 млрд. долл. США. Китайские предприятия построили более чем в 20 странах 50 зон экономического сотрудничества и создали в них 180,0 тыс. рабочих мест.
Постепенно устраняются узкие места в сфере финансов – проблема «бутылочного горлышка». Эта проблема особенно чувствуется в построении взаимных связей. Так, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций предоставил заем для девяти проектов в рамках стратегии «Один пояс – Один путь» на сумму 1,7 млрд. долл. Инвестиции Фонда Шелкового пути достигли 4,0 млрд. долл., 16 стран Центральной и Восточной Европы учредили совместный финансовый холдинг в формате «16+1». Эти новые финансовые механизмы и традиционные многосторонние финансовые учреждения, такие как Всемирный банк, дополняют друг друга. В общих чертах сформирована многоуровневая сеть финансового сотрудничества «Один пояс – Один путь».
За 2013-2017 годы усилены контакты между людьми, что является итогом к здоровым отношениям между государствами. Осуществляется сотрудничество в области науки, образования, культуры, здравоохранения. Это сотрудничество помогает создать прочную общественную и социальную базу для реализации стратегии «Один пояс – Один путь». Каждый год Китай предоставляет 10 тыс. правительственных стипендий. Местные органы власти КНР также учредили стипендии «Шелкового пути» для стимулирования международных культурных и образовательных обменов. Успешно реализуются проекты сотрудничества между странами, такие как культуры Шелкового пути, год туризма, фестивали искусства, кино– и телепроекты, семинары и диалоги между исследовательскими центрами.
Реально укрепляется сотрудничество между странами в области инноваций. В рамках стратегии «Один пояс – Один путь» началась реализация перспективного плана сотрудничества в науке, технологии и инновации, который включает в себя инициативу по международному обмену достижениями в области науки и технологий, инициативу по созданию совместных лабораторий, технопарков. В ближайшие годы Китай планирует пригласить 2,5 тыс. молодых иностранных ученых совершить краткосрочные исследовательские визиты в КНР. Кроме того, Поднебесная предоставит возможность обучаться 5,0 тыс. иностранных ученых, инженеров и менеджеров и создаст 50 совместных лабораторий. Китай формирует также крупную информационную платформу по защите окружающей среды. В рамках стратегии «Один пояс – Один путь» предлагает сформировать международную коалицию по экологически чистому развитию и предоставить помощь странам-участницам этой инициативы в адаптации к изменениям климата.
В рамках стратегии «Один путь – Один пояс» укрепляется сотрудничество между странами. Заключенные соглашения охватывают не только транспортные, инфраструктурные и энергетические проекты, но и проекты в области телекоммуникаций, таможенного контроля и карантинного надзора. Для укрепления сотрудничества подписаны соглашения в сфере торговли, промышленности, интернет-коммерции, морского хозяйства и экологически ориентированной экономики.
Китай намерен увеличить финансовую поддержку инициативы «Один пояс – Один путь», внеся дополнительные 100 млрд. юаней в Фонд Шелкового пути, и будет стимулировать финансовые институты к проведению деловых операций за рубежом примерно на 300 млрд. юаней.
Банк развития и Экспортно-Импортный банки Китая разрабатывают специальные схемы предоставления кредитов на общую сумму, эквивалентную 250 млрд. и 130 млрд. юаней соответственно, чтобы поддержать инициаторов проектов в области развития инфраструктуры, производственных мощностей и финансов в рамках стратегии «Один пояс – Один путь».
Кроме того, Китай намерен сотрудничать с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, новым банком развития BRICS, Всемирным банком и другими международными институтами развития, чтобы поддержать проекты стратегии «Один пояс – Один путь».
Китай предусмотрел оказание помощи на сумму около 60 млрд. юаней развивающимся странам и международным организациям, принимающим участие в стратегии «Один пояс – Один путь», на реализацию проектов по повышению уровня жизни народов.
КНР сделает дополнительный взнос в размере 1,0 млрд. долл. США в Фонд ООН для содействия сотрудничеству «Юг – Юг». Запустит 100 проектов «Счастливый дом», 100 проектов по борьбе с бедностью и 100 проектов защиты здоровья в странах-участницах стратегии «Один пояс – Один путь». Кроме того, Китай предоставит влиятельным международным организациям 1,0 млрд. долл. США на реализацию наиболее перспективных проектов сотрудничества.
В стратегии «Один пояс – Один путь» расставлены новые акценты в развитии международных отношений. Смещается центр тяжести мирового хозяйства и расширяются межконтинентальные торговые потоки.
В 2014 году стратегия «Один пояс – Один путь» была официально названа ключевой составляющей внешнеполитического курса китайского руководства. Она поистине является стратегией возрождения китайской нации – «китайской мечты». В ней заключен принцип учета экономических интересов стран-партнеров, принцип равенства и взаимных выгод, нейтралитет и невмешательство во внутренние дела других стран. Китай не будет действовать с позиции силы, а будет придерживаться принципа «Мораль выше интересов».
В 2015 года Председатель КНР СИ Цзиньпин назвал стратегию «Один пояс – Один путь» «настоящим хором всех государств, а не соло одного лишь Китая. Это идея «симфонии» равноправных стран-партнеров». Согласно Постановлению Государственного совета КНР объем капитальных вложений по линии стратегии «Один пояс – Один путь» должен достичь в ближайшие годы 4,0 трлн. долл. С 2016 года странами-партнерами реализуется свыше 900 проектов общей стоимостью около 900 млрд. долл.
Стратегию «Один пояс – Один путь» характеризует:
Долгосрочность. Китай активно участвует в формировании нового миропорядка на основе философии Даодэцзин.
Политика открытости. Положения стратегии «Один пояс – Один путь» исходят из концепции «открытость внешнему миру» и равноправных отношений с другими странами.
Развитие гуманитарного сотрудничества, укрепление культурных связей между странами-партнерами.
Предусматривается широкий спектр совместных мероприятий – от сотрудничества в сфере культуры и науки до разработки туристических маршрутов и создания сети городов-побратимов.

ОБЩЕНИЕ НАРОДОВ

Мировая экономика стала открытой, усиливается общение народов. Так, на Форум «Один пояс – Один путь» (май 2017 г. ) собрались представители более ста государств мира. Великий Шелковый путь, соединивший Восток и Запад, открывает новое окно в общении народов. На Форуме было обозначено пять принципиально важных моментов в общение народов.
Мир и сотрудничество. Поколение за поколением путешественники Великого Шелкового пути строили мосты мира и укрепляли узы сотрудничества между Востоком и Западом. Начало XXI века ознаменовалось тем, что наступила смена эпохи и мир полон противоречий и угроз нестабильности. В этих условиях необходимо укреплять обучение народов, развивать сотрудничество по всем аспектам жизни: экономике, политике, социальной и культурной сферах. Между Востоком и Западом существует недопонимание. Это связано с тем, что в общении на Западе проявляется индивидуализм и эгоцентризм. Запад стремится показать свое преимущество в составлении правовых документов. На Востоке общение – это стремление выстраивать доверительные и дружеские отношения, а потом уже правовые документы. При этом на Востоке ценится корпоративность и иерархия. В этом сказывается циклическое мышление, исходящее из сердечных отношений, тогда как для Запада характерна линейность мышления. Западная мысль за точку отсчета берет индивидуализм, которая не всегда находится в русле интересов общества. Восточная мысль основана на коллективизме, где приоритетом являются общие интересы.
Открытость и сотрудничество. Открытость экономики предполагает открытость сотрудничества во всех сферах общения народов. Великий Шелковый путь пересекал колыбели египетской, вавилонской, индийской и китайской цивилизаций. Люди разных цивилизаций, религий и рас старались находить общее, были открыты и терпимы в общении. Однако открытыми остается множество нерешенных вопросов общения народов. Как известно, на Востоке общение не поддается формализации, так как общение проходит в реальном режиме времени и условия общения меняются в зависимости от конкретной ситуации «здесь» и «теперь». Подлинное общение проистекает из неопределенности ситуации. Поэтому на Востоке не придают значения формальным договорам. На Западе стараются формализовать ситуацию в договорах и правовых документах без учета текущей ситуации. Общение между народами построено на общности идеалов и ценностей. Для того, чтобы раскрыть для себя характер других народов, надо стремиться раскрыть себя и тогда общение становится открытым.
Взаимное обучение. Великий Шелковый путь – это не только путь торговли, но и путь обмена знаниями. Из Китая шел шелк, фарфор, лакированная посуда, в то время как в Китай завезли перец, лен, специи, виноград, гранат, календарную систему и т. д. Буддизм возник в Индии, расцвел в Китае и обогатился в Юго-Восточной Азии. Китай подарил миру философию Лао-цзы, на принципах которой построена логика восхождения от абстрактного к конкретному. Это путь низшего к высшему, путь развития простого в сложную систему, путь раскрытия внутреннего содержания капитала. Маркс и Гегель – одни из немногих, кто глубоко понял философию Лао-Цзы. Поэтому марксистская теория капитала глубоко почитается в Китае. В общении народов философия Лао-цзы обращает внимание на то, что в разговоре о низких предметах следует вникать в подробности, а в разговоре о возвышенном предмете следует обращать внимание на великое. Тогда не остается ничего скрытого и улучшается общение народов.
Взаимная выгода. По древнему Шелковому пути перемещались такие факторы производства как знания, технологии, люди. Осуществлялось совместное пользование товарами и ресурсами. Великий Шелковый путь создал высокоразвитые и процветающие регионы, способствовал развитию городов Алматы, Самарканд, Чан Гань, Гуаньчжоу. На этом пути процветали древнеримская империя, Персидское и Кушанское царства, китайские династии Хань и Тан. Сегодня инициатива «Один пояс – Один путь» опирается на символическую реальность Великого Шелкового пути при осуществлении коммуникации и ждет «отклика» других государств. Откликнулись свыше 100 государств и международных организаций: дан импульс к развитию культурного обмена туристических маршрутов, инфраструктурных проектов и др. При этом «Один пояс – Один путь» исходит из согласия других народов во взаимопроникновении интересов во взаимной выгоде.
Всеобщий выигрыш. Человечество живет в эпоху великого прогресса, великих изменений и глубоких преобразований: развивается многополярность мира, растет экономическая глобализация, расширяются общественная информатизация и культурное разнообразие. Усиливаются тенденции к миру и развитию, реформы и инновации набирают обороты. Укрепляются связи между странами, что способствует общению народов и стимулирует стремление людей к лучшей жизни.
Движение товаров, капитала, людей и услуг свободно циркулирует по мировому экономическому пространству. Это означает, что общение народов стало более разнообразным. Саммит RRICS (июль 2018 г.) подтвердил приверженность развитию общения народов: «Мы снова подтверждаем свою приверженность принципам взаимного уважения, суверенного равенства, всеобъемлющего и прочного сотрудничества. Мы осознаем, что критически важно обеспечить инклюзивное распределение благ между странами…».

ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗОБЩЕННОСТИ

На Западе нет целостного восприятия «Одно». Явления и вещи не рассматриваются в их противоречивости, как Инь и Ян. На вещи и явления смотрят односторонне. Отсюда и восприятие кризиса как нечто такого, что враждебно индивидуальной личности. Кризис на китайском языке обозначается словом «вэй цзы» – опасность («вэй») и возможность («цзы»). При возникновении опасности всегда есть возможность избежать ее. Опасность – это сторона возможности. Они неотделимы друг от друга и составляют «Одно». Особенность восприятия кризиса на Востоке – это быстрота в принятии решений во времена неуверенности.
Когда в 1994–1995 гг. произошло резкое падение цен на недвижимость, доктор Чен заплатил 990 млн. долл. наличными Дональду Трампу за участок земли в Вест-Сайде – «последний кусок земли на Манхеттене» [129, с. 135]. Быстрота принятия решения перед лицом опасности дало доктору Чену возможность заработать. Для восточного мышления кризис предстает не как непреодолимая проблема, а как аспект трансформации мышления. Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г. , дал возможность расти китайской экономике на 10-12%, тогда как в мире произошло падение темпов роста экономики.
На Западе кризис воспринимают как проблему переходного состояния, при котором существующие средства разрешения проблемы становятся неадекватными. На Западе «опасность» и «возможность» воспринимаются не как единство целого «Одно», а линейно: сначала возникает «опасность» и только потом начинается поиск «возможности» выхода из кризиса. Именно поэтому мировой экономический кризис 2008 года на Западе продолжается до сих пор, тогда как на Востоке он воспринимается, как возможность найти стимул для дальнейшего экономического роста.
Для восточного мышления характерно совмещение «опасности» и «возможности» в их единстве, что позволяет действовать с опережением по принципу «потом – это сейчас». Поэтому на Востоке отсутствует понятие «кризиса» в западном понимании. Кризис (гр. krisis = поворотный пункт) в западном понимании:
– резкое изменение, крутой перелом в чем-либо;
– переворот, пора переходного состояния, при котором средства достижения цели становятся неадекватными;
– крайнее обострение противоречий в общественной системе, угрожающее ее жизнестойкости.
Современный структурный кризис – конечный результат эгоистического и безответственного образа жизни, производства, потребления и отношения человека к природе и между собой. «Мы подошли к последнему рубежу…» – Так было заявлено на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в июне 2009 года и предложено в проблемах глобального структурного кризиса отразить универсальные этические нормы и назвать новую этику «Этикой общего блага». Принципами этой новой модели поведения должны стать уважение человеческой личности, ответственность и сотрудничество. Саммит призвал объединить все усилия против перерастания глобального структурного кризиса в социальную, экономическую, экологическую, гуманитарную катастрофу.
Человек под воздействием капитала переступает грань дозволенного. Он в своей экономической деятельности породил глобальные проблемы экономического, экологического, энергетического, продовольственного социального, культурного, духовного характера. Человек абсолютизировал знание и теряет веру, увлекся материальным богатством и утрачивает духовность, дух святой превратил в дух наживы, святость вынес на этический рынок, девальвировав мораль, установил денежные ставки на совесть, погнавшись за прибылью, роняет собственное достоинство, потерял грань между материальным богатством и духовным началом. Поэтому на высокую трибуну Организации Объединенных Наций вынесены вопросы: где предел беспрецедентной политико-экономической схватки не столько за духовное, сколько за мирское: за власть и деньги? Почему мораль, нравственность подчинились жажде власти и денег? Почему социальные пороки превращаются в нравственные достоинства? Почему в начале XXI века природа предъявила человеку моральные требования за чрезмерное использование экономической силы? Почему под вопросом оказались этические нормы, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий?

ОБЩНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Запад на основе своего экономического превосходства провозгласил себя уникальной цивилизацией, которая имеет право господствовать над остальным миром. Доктрина превосходства Запада над Востоком на основе экономической доминанты привела к резкому сужению исторического, социального и политэкономического кругозора, что вызвано завоеванием географических пространств последних нескольких столетий. Как пишет Арнольд Тойнби: «жители Запада воспринимают туземцев как часть местной фауны и флоры, а не как подобных себе людей. Им отказывают даже в праве на суверенность земли, которую они занимают» [111, с. 87].
Человек Запада стал называть себя Homo civilis, а туземцев остального мира – варварами, то есть чуждыми их культуре. К началу ХХ века сформировался образ человека Запада – Homo Occidentalis с характерными признаками высокомерия, ничем неприкрытого презрения к остальным народам, эгоцентризма, самомнения, богоизбранности. Он стал неуправляем в стремлении присваивать себе то, что тысячелетиями создавалось культурой всех народов. Культура в понимании Homo Occidentalis – это завоевание внешнего мира, в том числе других народов и установление своего господства.
Homo Occidentalis превращается в лишенного духовности киборга. Чем больше он «цивилизуется», тем больше разрыв между материальным и духовным миром. В Древней Греции у молодежи воспитывали чувство прекрасного к природе, то есть воспитывали культуру. В Японии и сегодня воспитывают эстетическое отношение к природе. В Индии отношение к живой природе представляет собой духовный мир. Для индийской культуры корова – это мироощущение. Для Homo Occidentalis корова – не более чем говядина. В Китае даосская философия культивирует У-вэй – разумное отношение к природе. Культура – это ценность, идеалы, этические и эстетические качества человека. Чисто внешний «технологический» тип культуры Кант называл «цивилизацией».
В Конституции Китайской Народной Республики (ст. 24) сохранено положение о роли государства в воспитании духа «коллективизма, интернационализма, коммунизма». Коммунизм в высшем его понимании есть Communio Sanctorum (Святая святых) – одно из семи таинств христианской религии, в котором единство Communio (общины) достигается через общение с богом и предполагает равенство всех членов общества. Сакральное значение Communio Sanctorum в Европе вылилось в политическое требование справедливого равенства с распределением материальных благ внутри общества. Communio – так называли горожане Италии и Франции свою городскую общину после завоевания первых прав самоуправления. Наступление капитала на права Communio привело к созданию политических движений. Так, из недр Communio Sanctorum вырос «Манифест Коммунистической партии», объявившего: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма» [11, с. 64]. В ХХ веке Communio Sanctorum превратили в идеологию коммунистического движения. Духовное понятие «Communio Sanctorum» потеряло свое сакральное значение и превратилось в политический лозунг. Материальное стало преобладать над духовным. Религия политизировалась. Богослужение превратилось в мантру капитала: «Прибыль! Только прибыль!! Ничего кроме прибыли!!!».
Несмотря на катаклизмы ХХ века история идей, обозначенных в «Манифесте Коммунистической партии» и развернутых в «Капитале» К. Маркса, доказывает лишь то, что духовная общность Communio Sanctorum преобразуется вместе с экономическим развитием общества. Идеи прав человека, свободы совести, демократии экономически выражаются в свободе торговли, свободном передвижении капитала, в справедливой конкуренции. Религиозные, моральные, политические, правовые, философские идеи, доминанты, доктрины изменяются в ходе экономического развития. Вопрос лишь в том, какова степень развития экстраординарной «цивилизационной» развитости и/или переразвитости Homo Oeconomics (человека экономического) и какова степень нравственной чистоплотности Homo Sapiens (человека разумного).
Экономика развивает материально-технические предпосылки Communio Sanctorum в виде ассоциаций, зон свободной торговли, акционерных обществ, транснациональных корпораций и иных многообразных экономических, социальных, культурных форм Communio. Так, идеология Communio в ХХ веке приобрела форму Acquis Communatore – «Приобретенную общность» в Европейском Союзе, где за последние годы приняты тысячи законов и нормативно-правовых актов, регулирующих «приобретенную общность» [77, с. 66]. Европейское общество почти достигло грани Communio Sanctorum, однако разразившийся экономический, финансовый кризис 2008 года поставил вопрос: является ли достигнутая общность благоприобретенной? Оказалось, что западное общество вместо истинных потребностей духовного развития ищет истину в потреблении материальных благ. Потребность в истине превратилась в истину потребления. Программные положения «Капитала» Карла Маркса исходят из принципа духовности Communio Sanctorum и являются лишь общим выражением действительных отношений в обществе в ее историческом движении. Не коммунисты уничтожают частную собственность, а в недрах современной экономики зарождаются предпосылки и условия общности частной, коллективной, государственной собственности.
Капитал потопил в ледяной воде эгоистического расчета священный трепет перед Communio Sanctorum. Для капитала этические законы, моральные и нравственные формы не более чем предрассудки, если они не «работают на прибыль». Цивилизационный процесс породил духовную бедность. Материальное богатство обернулось культурной стагнацией. Произошел разрыв в духовном осмыслении Communio Sanctorum. Современный структурный кризис выявил, что Запад проживает уже не «в развитых странах». Они достигли вершин материального благополучия, но не вписались в мандалу – магическую модель Вселенной как круг, вписанный в квадрат, и квадрат, вписанный в круг. Круг – небесное, духовное. Квадрат – земное, материальное. Общество начинает переосмысливать понятия «богатство» и «бедность». Бедность – не порок! Это ее единственное достоинство. Богатство – порочно! Это его единственный недостаток.
Общность мировой цивилизации, основанная на моральном кодексе, – замена на доминанту «полезности», которая стала краеугольным камнем современного катехизиса – Economics, воспитывающего «экономического человека», подменившего собой Авесту, Веры Дао, Синто, Тенгри, Будду, Тору, Библию, Коран. Погоня за материальными благами разрушила основы морали и нравственности. Сегодня экономика Запада в глубокой рецессии. Для новой парадигмы общества и новой экономической структуры не хватает внутренней культуры. Запад пытается восполнить внутреннюю опустошенность захватом материальных активов Востока. Попытка разжечь остывающие угли старой экономики печатанием долларов и евро для поддержания огня не дает результатов. Запад устроил денежный потоп в надежде поддержать свой потребительский рынок. Однако деньги не попадают в реальный сектор экономики и убегают на счета центральных банков или в оффшорные зоны. «Так вот и Тантал сидел в воде, а вода убегала дальше и дальше из уст» и на вопрос Горация: «А знаешь ли деньгам ты цену? Знаешь ли деньги на что?» ни Федеральная резервная система, ни Европейский Центральный банк не могли ответить [56, с. 635].
Сегодня Запад ищет культуру Востока. На Западе начинается эпоха нового Возрождения. Нужен культурный источник Востока для обновления Запада и реинкарнации Ренессанса. Западу нужно избавиться от избыточного материального потребления. Культурное поле Востока – это источник живой воды для обновления Запада, а не источник сырья, дешевой рабочей силы для удовлетворения ненасытного потребительского рынка. Запад на стадии осмысления новых реалий развития общности мировой цивилизации и должен принять со смирением и горечью утрату былых привилегий и надуманных ценностей. Проходит век потребительства, обусловленный небывалым развитием промышленности. В начале XXI века начинается процесс затухания интеллектуального огня, зажегшего пламя материального потребительства. Начинается смена эпохи в становлении общности мировой цивилизации. Инициатива «Один пояс – Один путь» – этот начало в созидании общества единой судьбы, начало в переосмыслении общности ценностей мировой цивилизации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ