АЛЬ-ФАРАБИ О РАЗУМЕ

0
31

В философии аль-Фараби понятие «разум» занимает центральное место. Для него это способность и деятельность человеческого духа, направленная на познание сущности предметов и универсальной связи между ними. Он считал, что «мудрость – есть знание отдаленных причин, от которых зависит бытие остальных существующих вещей и ближайших вещей, имеющих причины».

В трактате «О разуме» аль-Фараби использует аристотелевское определение разума как «формы в материи», способной воспринимать образы умопостигаемых явлений [1]. Однако он идет дальше учителя, существенно дополняет его положение о разуме. Так, Стагирит в трактате «О душе» указывает, что «разум в возможности» суть некая душа, часть души, одна из способностей души, сущность чего способна или готова абстрагировать сущности и формы существующих предметов от материи с тем, чтобы сделать их своими формами». Развивая это положение, аль-Фараби уточняет, что «разум в возможности» есть пассивное состояние, которое становится активным, когда разум отделяет формы существующих вещей от материи, с которой связано их существование, вбирая в себя сущность или понятие вещи.
И все же, продолжает аль-Фараби, материальные формы не отделяются от той материи, с которой связано их существование, они лишь становятся формами «разума в возможности». Лишь когда эти формы реализуются разумом, «он становится разумом в действительности».
Понятие разума активно используется аль-Фараби и при рассмотрении космологической картины мира. Вселенную мыслитель подразделял на два мира: подлунный и надлунный. Он считает, что причиной жизнедеятельности Вселенной является Первый сущий – Бог, который есть высшая ступень иерархии бытия, источник «истечения» собственной сущности на все окружающее. Производными от него являются «десять вторых сущих», или небесных сфер, обладающих душой, которая и заставляет их двигаться.
Движение душ инициировано «разумами небесных сфер», черпающими свои силы от Первого сущего. Разум Первого сущего есть космический разум (деятельный разум). Его нематериальная сущность через постоянное воздействие актуализирует «разум в возможности», способствуя его превращению в «разум в действительности», а умопостигаемые «сущности в возможности» превращает в умопостигаемые «сущности в действительности».
Мыслитель из Фараба подчеркивает, что различные этапы становления типов разума являются опосредованными формами вещей. А потому возникающие и исчезающие вещи подлунного мира имеют различные степени совершенства. Высшей ступенью мира выступает обретенный разум, который, опираясь на понятия, раскрывает сущность бытия. Самой низшей ступенью мира является первоматерия, которая под воздействием деятельного разума порождает низшие формы элементов. Пройдя ряд ступеней становления, простейшие формы первоэлементов восходят до уровня обретенного разума.
Аль-Фараби берется за рассмотрение вечного вопроса, волнующего каждого – что есть Бог. В трактате «Существо вопросов» он определяет Бога как Первого сущего, Высший разум, Творца мироздания. Используя аристотелевскую логику, мыслитель исходит из того, что причинно-следственный ряд возможных вещей не может ни тянуться до бесконечности, ни составлять круговорот. Этот ряд должен восходить к чему-то необходимому, а именно к Первому сущему, отрицать существование которого было бы нелепо. Следовательно, заключает аль-Фараби, существование Первого сущего не имеет причины. Он существует не благодаря чему-то иному, поскольку он и есть первая причина существования вещей. Отсюда следует, что существование необходимо сущего есть начало существования, и оно свободно от каких бы то ни было условий и недостатков. Если существование Первого сущего свободно от недостатков, то оно совершенно и свободно от «первопричин» – материи, формы, действия и цели. Поэтому Первый сущий не имеет сути бытия, подобной той, которой, к примеру, обладает тело, определяемое как «вещь». И потому о Первом сущем можно сказать лишь то, что «он есть необходимо сущее, и это его существование».
Обладая всеми этими превосходными степенями, Первый сущий продуцирует определенный порядок бытия всех вещей. И этот порядок обусловлен его существованием.
Без сомнения, приведенные изречения аль-Фараби о Первом сущем (Высшем разуме) имеют много общих аргументаций и способов изложения с суждениями Платона и Аристотеля. Так, Первый сущий (Высший разум) аль-Фараби перекликается с образом Демиурга Платона из трактата «Тимей». Высокая степень абстрагирования философских терминов при описании Первого сущего (Высшего разума) у аль-Фараби восходит к «Метафизике» Аристотеля. Но наряду с этим космология Второго учителя дополняет и проясняет учение Аристотеля, согласно которому «двигатель, который сам не находится в движении, должен быть один»; и он не должен быть ни обладающим величиной, ни телесным, ни делимым, ни множественным.
В трактате «О значениях [слова] интеллект» аль-Фараби опирается на известный трактат Аристотеля «О душе», в котором тот выделяет четыре вида интеллекта: а) потенциальный, б) актуальный, в) благоприобретенный, г) деятельный. Отметим, что интеллект в философии понимается как определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность обрести новые знания и эффективно использовать их в жизнедеятельности, способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности – при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Опираясь на учение Аристотеля об интеллекте, аль-Фараби особо выделяет два вида разума: страдательный и деятельный. По его мнению, деятельный разум включает в себя характеристику Перводвигателя, закономерностей вещей и общечеловеческого разума. Он проводит и более детальное разграничение, выделяя четыре вида разума: «в возможности», «в действительности», «приобретенный» и «деятельный». Последний, по его мнению, представляет по сути гипостазированный, объективированный общечеловеческий разум. Иными словами, он – представитель разума Бога на земле.
Некоторая сложность возникает у великого мыслителя при определении «разума в возможности». Для субъекта познания разум возможен, как еще не реализовавшая себя способность постигать, уподобляться всему сущему. В этом плане «разум в возможности» есть некая часть души или нечто, сущность чего способна или готова абстрагировать сущности и формы существующих предметов от материи, с тем, чтобы сделать их своими формами. Однако материальные формы как таковые нельзя отделить от той материи, с которой связано их существование, потому они оказываются лишь формами разума в возможности. Аль-Фараби считает, что и формы, абстрагированные от материи и ставшие формами разума в возможности, суть умопостигаемые сущности.
«Второй учитель» указывает, что Первый сущий (Высший разум) есть не только движущая причина (первопричина по Аристотелю), но и представляет собой подлинное тождество бытия и мышления. Отдавая дань величию разума как венца мировой гармонии, аль-Фараби указывает, что «он не только есть начало постижения им сущего, но и означает и начало бытия этого сущего».
Развивая свою мысль далее, он подчеркивает, что разум можно рассмотреть не только со стороны субъекта, но и со стороны объекта, поскольку его тоже можно «мыслить», он умопостигаем в возможности. Таким образом, разумная деятельность складывается из ряда этапов становления объекта.
Осуществление акта познания ведет к тому, что «разум в возможности» становится «разумом в действительности». Если в этом разуме реализуются умопостигаемые сущности, абстрагированные от материи, то они становятся умопостигаемыми сущностями в действительности. Хотя прежде, чем абстрагироваться от материи, они были только умопостигаемыми в возможности, а отрешившись от нее, стали умопостигаемыми сущностями в действительности и формами сущности (разума).
Деятельный разум опосредствует «разум субъекта и объекта», формы вещей и разум субъекта, подобно тому, как солнце опосредствует отношения между способностью глаза видеть и созерцаемым предметом. Благодаря солнцу глаз становится видящим, а предмет видимым, выделенным из темноты цветным предметом.
Он целенаправленно конкретизирует понятие «приобретенный разум» – это «разум в действительности, существующий в нас», разум, рассматриваемый со стороны субъекта как реализация его способности превращать формы внешних предметов в собственные формы. В нем умопостигаемые сущности превращаются в формы разума. Иными словами, Мировой разум и Бог – это две стороны одного целого. В реальной жизни людей это целое проявляет себя через материальный и идеальный формы. Человеческий разум фиксирует эти различные формы проявления Единого и реализует их в разной степени – от «страдательного» (приобретенного) до «деятельного» разума. Аль-Фараби подчеркивает, что бытие форм в деятельном разуме иное, чем их бытие в человеческом разуме.
Деятельный интеллект (мировой разум) сначала постигает самые совершенные из существующих вещей. Такое понимание деятельного разума, активного интеллекта стало в средневековой арабо-мусульманской философии одним из центральных. Через него «фалисафы» (философы) раскрывали сущность мышления, его идеальность и отличительные особенности. Эти искания не чужды и современной молодежи. В наше время основополагающий термин перипатетиков (так называли учеников Аристотеля) – «деятельный разум» – близок по смыслу тому, что мы называем «ноосферой», которая концентрирует, объединяет способность интеллектуальной деятельности, активизирует ее. В то же время деятельный разум может означать и зафиксированную в культуре и ее предметах общеродовую интеллектуальную память человечества, вошедшую через эту культуру в индивидуальный разум каждого человека. Близко это понятие и такому суждению, как активность сознания, его направленность на восприятие и преобразование действительности. Не менее ценно для каждого из нас и то, что мысленно следуя за ходом рассуждений аль-Фараби, мы можем найти ответ на самые важные вопросы бытия. Так, из его учения о деятельном разуме логически следует умозаключение о конечности, смертности индивидуального разума. Но в этом вопросе строго однозначной позиции ни у нас, ни у самого аль-Фараби нет.
«Второй учитель» указывает нам на возможные варианты решения этого вопроса. Он начинает рассмотрение с исторического экскурса. Напоминает, что поскольку проблема разума и разумной души неотделима от важной религиозно-мировоззренческой проблемы – ее смертности или бессмертия, в таком виде она приобретает дополнительную метафизическую характеристику – связь души с телом и независимость от него.
Теология зачастую отождествляется с религиозной философией и в этой связи является объектом. Она связывает воедино тело и душу, утверждает их общее бессмертие, обещая воскрешение в загробном мире. Религиозные философы, разделяя душу и тело, утверждали, что душа бессмертна: после смерти тела она сливается с мировой душой. Аль-Фараби классифицирует идею бессмертия индивидуальной души как «басню», с помощью которой под видом утешения культивируется смирение. Воздаяние за смирение – это, по аль-Фараби, самый настоящий обман, которым пользуются наиболее расчетливые и бессовестные люди. Они лицемерно принимают этот тезис, прикрывая свои корыстные цели. Добиваясь реальных выгод за счет морального капитала, они слывут правдивыми и мудрыми.
Вскрывая язвы своего времени, аль-Фараби отмечает, что бессмертны лишь «души добродетельных людей и людей, обладающих знаниями», а души невежед смертны. Развивая далее тему души и разума, восточный мыслитель заявляет, что «Разум не прирожден человеку». Он – часть души, которая формируется прижизненно, по мере приобщения к безличному, космическому разуму (деятельному разуму). Последний вечен, а индивид преходящ, смертен.
Как истинный перипатетик, он твердо убежден: разум есть самое высшее и специфическое благо человека. Разум как способность к теоретической деятельности культивируется теоретической философией, охватывающей естествознание, математику и метафизику. Аль-Фараби определяет философию как «науку о сущем как таковом», как «искусство, целью которого является достижение прекрасного», а в абсолютном смысле – мудрости. Мы, – продолжает Фараби, – достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья. Философия аккумулирует опыт многих жизней, формулируя полезные правила, помогая человеку жить и чувствовать себя счастливым. В конце концов, каждый человек хочет понять, зачем он живёт. Когда он найдёт ответ на свой вопрос, возможно, он будет счастлив. Философия существует не только и не столько в философских текстах, сколько в опыте жизни конкретного человека, которого можно называть философом. Философ должен своей жизнью давать ответ на вопрос о смысле бытия. Аль-Фараби полагает, что сущность философии проявляется в конкретной жизни человека. Философия, по аль-Фараби, – не оторванная от жизни умозрительная дисциплина. Она несет в себе и практическую ценность, поскольку имеет дело с предметами, «свойство которых таково, что на них распространяется действие человека». Она помогает познать самого себя. В начале своего пути и самопознания человек обладает потенциальной способностью «как безобразных, так и прекрасных действий». Затем, когда выбор сделан, в нем проявляется другая способность – потенциальный интеллект. Благодаря нему в нас возобладает «либо только хорошее, либо только плохое здравомыслие». Хорошее здравомыслие аль-Фараби отождествляет с силой ума, а плохое – со слабоумием и глупостью. «Потенциальный интеллект – это одна из способностей души», это «готовность абстрагировать сущности и формы существующих предметов из материи».
Задача заключается в том, как потенциальный интеллект реализовать в актуальный, в способность целенаправленно изменять мир. Применительно к студенчеству эти искания аль-Фараби дают ответы на вопросы – как потенциальный интеллект, которым каждый обладает от природы, преобразовать в деятельный интеллект, наделяющий человека разумом. Аль-Фараби выделяет человека из среды материальных сущих, указывает на его специфическое свойство – наделенность разумом, что позволяет ему не только познать окружающий мир, но и преобразовать его и себя в нем. Занятие философией захватывает всю личность в целом, а не только его разум. Философия – это личный опыт разумного освоения фундаментальных проблем бытия. Это опыт ошибок цельного разума человека в столкновении с различными жизненными проблемами и способами их оптимального разрешения. Вопросы для самоконтроля.

Марат ХАСАНОВ,
Вера ПЕТРОВА,
профессора кафедры философии КазНУ имени аль-Фараби,
Асия ХАСАНОВА,
PhD, докторант кафедры
философии КазНУ им. аль-Фараби

Литература

1. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алматы. 1972, с. 378.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ