КУЛЬТУРА КАК СОЗИДАТЕЛЬНАЯ СИЛА

0
62

В первые годы обретения независимости наблюдалось заметное падение нравов, морали, общей культуры. Лихие 90-ые – время прихода «дикого капитализма» – сопровождались ростом преступности: рэкет, заказные убийства, сексуальное рабство, торговля людьми, барымта и т. д. Острые экономические и социальные проблемы остались позади, но отдельные пороки 90-х годов все еще не ушли в прошлое. Пришло время обратить внимание на такие базовые основы общества, как культура поведения, нравственные ориентиры для нашей молодежи и т. д.
Эта тема стала основной в интервью Н. К. Садвакасова, известного юриста-правоведа, автора нескольких книг.

– Накипбек Кенжебаевич, прочитал вашу весьма актуальную книгу «Этико-правовые нормы и культура поведения».
– Да, она злободневна – мы являемся, к сожалению, свидетелями низкой культуры поведения наших граждан, особенно молодежи на улице, в общественных местах. Многие юноши и девушки не знакомы с элементарными нормами поведения. Иной раз, когда в той или иной обстановке требуется необходимость проявления элементов этикета, слышатся скептические реплики: «Да развели тут китайские церемонии, к чему это нам?». На что древние мудрецы Поднебесной давным-давно объясняли: «Церемонии, вежливость воспитывают в человеке добродетель».
– Лихие 90-ые оставили плохие воспоминания, одно из которых – люди стали злыми и агрессивными. Недавно с удивлением прочитал, что в России провели исследование, которое показало: наши северные соседи за 30 лет (с 1981 по 2011 год) стали в три раза злее, наглее и потеряли способность к самоконтролю, а по сравнению с лихими 90-ми ситуация в обществе практически не изменилась.
– По этой причине – рост преступности в России, где около 80 процентов убийств совершаются без причины – в состоянии спонтанной агрессивности. В целом люди в мире стали печальнее и злее – об этом тоже есть данные. В наши дни психологи и медики отмечают, что человек, вследствие ускорения темпов жизни, стал более раздражительным и агрессивным. А ведь излишняя агрессивность – прямой путь к совершению правонарушений. К тому же эмоциональные всплески, проявляемые в результате игнорирования правил обхождения, влекут за собой различные нервные «болячки», чреватые еще более серьезными расстройствами для общего состояния личности.
– Основная тематическая линия, пронизывающая книгу, – это взаимосвязь морали и права. Насколько такая постановка актуальна?
– О тесной взаимосвязи права и морали свидетельствует широкое применение этических понятий в нормах законов. Крылатое выражение «Право есть искусство добра и справедливости» вскрывает непосредственную связь общественной морали, действующего права и системы юстиции (лат. justitia – справедливость, законность).
При этом нравственность правосудия – это не только моральная обоснованность уголовно-процессуальных норм, но и этическая непорочность представителей правоохранительных органов: следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью и правонарушениями, как закон. Нарушение правовой нормы вызывает со стороны нравственно зрелых членов общества законное чувство морального осуждения, а обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.
Особенностью взаимосвязи и взаимодействия права и морали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием. Соответственно, отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, а нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения.
В общественном процессе мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. В идеале право не должно противоречить морали. В свою очередь право оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных устоев. Таким образом, моральные установки оказывают благотворное воздействие на наиболее полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка.
– В своей книге вы уделили внимание взаимосвязи туризма и культуры поведения. Ведь нередко иностранцы уже в аэропорту сталкиваются с нашими пограничниками и таксистами, втридорога задирающими цену за проезд…
– На государственном уровне отметили, что туристическая сфера должна стать драйвером нашей экономики. И основная проблема в Казахстане – недостаточно высокая культуры приема туристов. В книге уделяется большое внимание вопросам туристического сервиса и тонкостям общения с зарубежными гостями. В ней также занимают особое место мысли и предложения, связанные с модернизацией общественного сознания. Необходимо срочно приложить все усилия для повышения общей культуры населения, особенно молодежи, а также уровня предоставляемого туристического сервиса. Эти меры, несомненно, будут способствовать значительному росту дохода страны от иностранного туризма.
– Что вы можете пожелать молодежи?
– В тех или иных жизненных обстоятельствах достаточно в полной мере проявляется этическая сущность человека. Поведение людей и уровень их нравственной сути всегда взаимосвязаны. При знакомстве и общении следует чаще улыбаться. Не все мы осознаем, что улыбка очень дорого ценится. Человек с улыбкой всегда производит хорошее впечатление. И это реальный путь к самоутверждению. Не случайно в США слово «smile» («улыбайтесь») является их лозунгом. Американцы всегда улыбчивы и в деловых отношениях. Там уважают человека успешного. И он, разумеется, не может быть мрачным. На вопрос: «Как дела?» американцы неизменно отвечают: «Fine!» («Прекрасно!»). В США быть угрюмым считается дурным тоном. Ведь человек мрачный, с тяжелым взглядом создает дискомфорт окружающим.
Чтобы быть уверенным, необходимо знать этические установки как себя вести в той или иной жизненной ситуации. Жизнь есть непрерывный процесс роста и развития. Если будете с этой позиции относиться к ней, вы наполните ее высоким смыслом и благородной целенаправленностью, и тогда вам всегда будет сопутствовать успех. Исследования ученых-психологов показали, что в большей степени успеху способствует умение эффективно взаимодействовать с людьми, то есть положительную роль играет знание правил поведения в деловых и иных жизненных ситуациях.
Нашей молодежи необходимо усвоить кодекс правильного поведения, принятый во многих цивилизованных странах мира. Этот кодекс отличается обязательным наличием четырех существенных основ: достоинства, вежливости, естественности и такта. К тому же у юных душ должны быть чистые помыслы, открытые миру добрые сердца и бурлящая энергия для созидательного труда. Великий Конфуций говорил: «Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно, прежде всего, заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том случае, когда сердце ищет правды».
– Этические установки дают уверенность в себе – это, конечно, звучит красиво. Насколько такие установки жизнеспособны?
– Они жизнеспособны. Благовоспитанность, благонравие и хорошие манеры выгодно высвечивают, и если пользоваться современной терминологией, презентуют любого человека с самой привлекательной стороны, производят благоприятное впечатление на окружающих. И, соответственно, хорошо воспитанный человек чувствует уверенно в любой среде, так как знает, как вести себя правильно в том или ином кругу, жизненной ситуации. Многое, бесспорно, прочно связано с внутренней культурой человека. С его этическими представлениями и установками. Человек своими поступками, манерой поведения, стилем жизни, определенными привычками выражает и свой внутренний мир, свое этическое «я».
– Отрадно, что наша молодежь еще не утратила уважение к старшим – это заметно в гостях, на улице, на работе, в общественном транспорте и т. д.
– Традиция уважать старших у казахов начинается с этикета приветствия, и этому ритуалу придается большое значение. Соответственно, в народе с ранних лет приучают детей вежливому, уважительному приветствию. При этом младший должен протягивать обе руки. За это ребенок сразу же получает благословение старших. Еще одной важной чертой характеризуются отношения старшего поколения с молодежью – это постоянная готовность молодых оказать услугу, помочь старшим.
– Кажется, и в советское время люди были неулыбчивыми?
– В далеком 1981 году, будучи во Франции, мы были приятно удивлены улыбчивости и легкости в общении французов с «советами», когда еще существовал «железный занавес» между капиталистическим и социалистическим миром. Французы не проявили ожидаемой подозрительности и враждебности к «красным», наоборот, во всем оказались внимательны и учтивы. Они были неизменно приветливы. Мы на самом деле убедились, что утонченная галантность есть в крови у французов.
Позже мы узнали, что в одной из самых успешных стран мира – Соединенных Штатах Америки – быть угрюмым считается дурным тоном. Ведь человек мрачный производит гнетущее впечатление. И не случайно знаменитый американский боксер Мохаммед Али, посетивший Советский Союз в 1978 году, с откровенным недоумением изрек: «Россия пугает меня – люди в автобусах выглядят так, словно их везут на электрический стул».
– У казахов было много запретов. С чем это связано?
– Определенные этические запреты у нас исстари возникли как ответы на суровые условия окружающей действительности. Вот некоторые из них: «Погибай, но тайну врагу не раскрывай», «Не попадай в плен врагу», «Не ссорься с народом, не враждуй с героем», «Не уходи от народа на чужбину, а если ушел, то скорей возвращайся», «Не переходи дорогу старшему», «Не сердись на гостя», и т. п. За каждой из этих моральных норм – словесная установка правильного поведения, достойных поступков.
– Я помню многие запреты с детства: Кісі жолын кеспе – не переходи дорогу перед старшим; Босағада отырма – не садись у порога; Бетіңді баспа – не закрывай лицо руками и др. Насколько актуальны запреты казахов в наши дни?
– Вот несколько древних народных традиционных запретов (моральных ограничений) казахов, актуальных и в наши дни: «Не поднимай паники»; «Не давай волю своему языку»; «Не смейся человеку в лицо»; «Во время разговора не повышай голоса»; «Не клевещи»; «Не говори плохих слов»; «Не скрещивай рук» (со скрещенными руками лежат покойники); «Не закладывай руки за спину» (за спиной руки держат арестованные); «Не клади руки за голову» (ты не арестованный); «Не болтай лишнего»; «Не обманывай»; «Ешь не торопясь»; «Без благословления не вставай из-за стола»; «Не смейся над больными»; «Не ругай девочек»; «Не хвались своим богатством»; «Не считай других ничтожными»; «Не дружи с нечестным человеком»; «Не продавай колыбель»; «Не причиняй вред другому»; «Не воруй»; «Не завидуй добрым делам»; «Не обижай сирот и вдов»; «Не садись на стол»; «Не бей маленького»; «Не наступай на хлеб»; «Не сплетничай»; «Не стреляй в белых лебедей»; «Не руби одинокое дерево»; «Не трогай голубей» и т. д.
– Большое спасибо за интервью!

Дастан ЕЛЬДЕСОВ,
аналитик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ