КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СТАТУС УЧИТЕЛЯ?..

0
93

Будущее любого государства неразрывно связано с качеством школьного образования. Залог успеха в этой сфере во многом зависит от уровня знаний и ответственности педагогического корпуса. Неспроста в последние годы наше общество пытается глубже осмыслить роль учителя в формировании интеллектуальной нации, способной достойно ответить новым вызовам глобализации. Об этом напоминает и активное обсуждение проекта закона «О статусе педагога РК». 

Внимательно изучив предлагаемый проект, мы были разочарованы содержанием, многие его пункты повторяют статьи известных законов и некоторых статей Конституции РК. Так, понятие «статус», по Толковому словарю Сергея Ожегова, означает «состояние», «положение», «состояние общественных отношений». В проекте же не определено, о каком именно статусе педагога идет речь. Не сказано и о том, какова цель законопроекта.
Нам представляется целесообразным слово «педагог» заменить на «учитель», как это издавна принято в художественной литературе и искусстве, где его образ создается с особым уважением. Что касается понятия «педагог»? «Педагог» в переводе с греческого (языка происхождения термина) означает «ведущий ребенка».
Основным критерием высокого статуса учителя являются фундаментальные знания. Первым Учителем человечества был Аристотель. Именно Учителем, а не педагогом. Он создал универсальную философию, куда входили социология, политика, логика, физика…
Казахстан в свое время дал человечеству второго Учителя – Абу Наср аль- Фараби, который до сих пор поражает мир своим богатым научным, духовно-нравственным наследием.
Фундаментальные знания, по нашему твердому убеждению, составляют прочную основу социального статуса учителя. Обществу, особенно учащейся молодежи, нужны методически грамотные, фундаментально подготовленные учительские кадры. К сожалению, приходится констатировать, что часы на фундаментальную подготовку учителей по основам наук сократились в несколько раз. Качество подготовки учительских кадров раньше обеспечивалось тем, что основы наук фундаментально вели узкие специалисты. И это благотворно отражалось на социальном статусе учителя: его ценили, уважали в обществе.
Узкие специалисты сегодня не востребованы, рядовые преподаватели ведут по 10-15 дисциплин, нередко далеких друг от друга. Часто меняются учебные программы, не обеспеченные стабильными учебниками, основным источником учебной информации стал интернет. При таком подходе профессиональный и методический уровень преподавателей не растет.
Глава 3 ст. 121 полностью посвящена правам педагога в профессиональной деятельности. В статье многие обязанности возведены в статус прав. Прав обычно всегда меньше, а обязанностей много. Поэтому предлагаем включить пять жизненно важных прав учителя, которые вытекают из Конституции РК, но более конкретно.
1. Учитель имеет право на сокращенный рабочий день. Это связано с проверкой тетрадей, подготовкой к урокам, работой с родителями, с самообразованием.
2. Учитель имеет право на охрану своей чести и достоинства, что обусловлено с поведением отдельных учащихся и их родителей. Нередко и должностных лиц, имеющих отношение к школьному образованию. Немало примеров, когда на учителей нападают, обзывают нецензурной бранью, что ведет к конфликтам.
3. Учитель имеет право на охрану своего здоровья во время работы, это связано с тем, что учителя близко к сердцу принимают нарушение дисциплины (учебной), невыполнение заданий, нежелание добросовестно учиться. Все это ведет к профессиональным заболеваниям.
4. Учитель имеет право отказаться от административных поручений, не связанных с профессиональной деятельностью (например, ремонт класса).
Нужно корректно отделить пункты прав и обязанностей и написать, не повторяя известные законы. Когда читаешь предложенный к обсуждению проект, то складывается впечатление, что статус учителя состоит из бесконечного перечисления прав и обязанностей. Кроме того, авторы не владеют теорией вопроса, не понятна методология проблемы, нет новизны, которая действительно подняла бы престиж учителя в обществе.
Обычно у нас любят ссылаться на Запад в вопросах реформ образования. Поэтому мы изучили проблему в контексте культурно-исторического подхода в образовании и в психологии. По данным ЮНЕСКО, учительство дает своей деятельностью 12 процентов ВВП. Это очень много, поэтому его труд должен быть высокооплачиваемым!
В экономике есть такие фундаментальные понятия как «производство средств потребления» и «производство средств производства». К средствам производства, к примеру, относятся токарные, фрезерные станки с помощью которых производят оборудование, машины, турбины ГЭС, турбины реактивных двигателей, трактора, машины и т. д.
Учительство тоже с точки зрения экономической теории относится к средствам производства: производят инженеров, конструкторов, рабочих, строителей, врачей, без которых невозможно функционирование государства. А человеческий капитал – самое ценное и прибыльное в государственной структуре. Американская программа «Джи-Ай», которая была принята в 1947 году, прямое доказательство наших тезисов. Затраченные доллары в сумме 14,5 млрд. на образование демобилизованных солдат вернулись в экономику США в 20-кратном размере через 20 лет.
Конкретным примером повышения социального статуса учителя является реформа в образовании в России с 1896 по 1913 годы.
За время царствования Николая II общие расходы на дело образования и культуры выросли в 8 раз и более чем в два превосходили затраты на образование во Франции и в 1,5 раза – в Англии. Государственные ассигнования с 1894 по 1904 годы возросли более чем в два раза. Примерно в такой же пропорции увеличилось за этот период земское и городское финансирование просвещения.
Преподаватели учебных заведений имели высокий социальный статус. Так, по Табели о рангах учителя гимназий и лекторы университетов имели чин коллежского асессора, доценты университетов – надворного советника (равный подполковнику в армии), ординарные профессоры и директора гимназий имели чин статского советника, ректоры – чин действительного статского советника (дававший потомственное дворянство, IV класс – генерал-майор в армии). Например, ректор Казанского императорского университета по рангу был выше губернатора Казанской губернии. Примечательно, что чин коллежского советника (VI класс – полковника в армии) имели библиотекари публичной библиотеки, а директор ее имел наравне с академиками генеральский чин действительного статского советника. Соответствующими были и доходы: преподаватель средней школы получал в год от 750 до 2000 руб., профессор – от 3000 до 5000 руб. Для сравнения приведем уровень доходов некоторых других групп населения России: в армии поручик получал 494,4 руб. в год, штабс-капитан – 522 руб. в год (что сопоставимо с заработком квалифицированного рабочего), оплата труда технического персонала составляла 1462 руб. в год.
В результате реформы образования, повышения статуса учителя Россия вышла на первое место в мире по уровню экономического развития, было построено 35000 км железной дороги, около 8000 км. Транссибирской магистрали, заложены основы автомобильной, авиационной, химической промышленности, электроэнергетики. По уровню развития в 1917 году она вошла в число пяти развитых стран мира.
Труд педагога заслуживает всеобщего внимания и уважения. Не каждый способен выдержать ежедневные нагрузки и требования, предъявляемые к учителю ХХI века. Поэтому важно определиться с его статусом. Предлагаемый проект закона слаб в теоретическом плане, не понятна методология проблемы статуса учителя. Он не снабжен даже введением, для чего принимается закон «О статусе педагога», с какой целью? В нем не учтен опыт развитых стран, не осуществлен культурно-исторический подход к исследованию проблемы социального статуса учителя. Считаю, что в таком сыром виде принять закон не представляется возможным.

Кулуш Кенжегалиев,
кандидат педагогических наук,
доцент, отличник образования РК

г. КОКШЕТАУ,
Акмолинская область

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ