СКУЛЬПТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ СТОЛИЦЫ

0
24

Лариса КОСТЮК,
специалист Центральной городской
библиотеки им. Оралхана Бокея

    Современный Нур-Султан удивляет разнообразием архитектурных и скульптурных форм. Строгие монументы, заставляющие задуматься о прошлом, знаковые сооружения, напоминающие о вехах в развитии государства, декоративная скульптура города, оживляющая его урбанистический ландшафт. Все эти достойные и разнообразные скульптурные сооружения можно увидеть и подробно познакомиться с ними в альбоме «Астана: монументы и скульптуры» издательства «Фолиант» в библиотеках КГУ «Централизованной библиотечной системы имени Оралхана Бокея» акимата г. Усть-Каменогорска. 

Книга выпущена по программе «Приобретение, издание и распространение социально важных видов литературы» Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. Альбом направлено на сохранение, изучение, популяризацию казахстанского культурного наследия. Цель авторов книги полностью оправдана, ибо «у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее» (Н. Назарбаев, «Семь граней Великой степи»).
Декоративное уличное искусство – современная тенденция, бурно развивающаяся во многих городах мира. Не стала исключением и молодая столица Казахстана, которая может похвастаться большим разнообразием произведений пластического искусства. А что и все ли мы знаем о скульптуре нашей столицы? Давайте вместе совершим виртуальное путешествие по площадям и проспектам Нур-Султана и познакомимся с некоторыми произведениями скульптурного искусства, вошедшими в альбом. По праву, скульптуру сравнивают с поэзией, застывшей в камне. Но часто, торопясь, мы не замечаем этой поэзии вокруг себя. А нужно только остановиться, всмотреться, прислушаться и почувствовать сопричастность к миру Вселенной, миру Красоты. Наше книжное путешествие начинается с Бәйтерека – символа столицы независимого Казахстана. Идея возведения архитектурно-скульптурного монумента принадлежит Первому Президенту страны Н. Назарбаеву. Авторами Н. Фостером, А. Рустембековым, Б. Исламовым возведено сооружение, напоминающее мифологическое священное древо мироздания. На высоте 97 метров над землей в панорамном зале расположилась художественная композиция «Аялы алақан», символизирующая бережное отношение казахстанцев к своей земле. Здесь же находится композиция «Бата» – деревянный глобус, окруженный лепестками, на которых оставили свои подписи представители 17 религиозных конфессий, совершивших общую молитву у подножия Бәйтерека в 2003 году. Дух захватывает от величия и грандиозности монумента!
В монументальном оформлении Астаны особое место занимают памятники, посвящённые истории развития и становления Казахстана от древности до современности, важным событиям, выдающимся личностям. Таков один из интереснейших и красивейших монументальных скульптур столицы – «Жер-ана» («Мать-земля»). Автор этого монумента, знаменитый российский скульптор, художник и ювелир Д. Намдако́в, создал одно из почитаемых божеств тюркской мифологии. Монумент создан как дань уважения женщине – прародительнице тюркского народа и его защитнице Томирис. Величавая и гордая, стоит она, широко раскинув руки. Но, несмотря на воинственный характер сакской царицы, художник в своем произведении воспевает женственность и выразительную пластику женского тела, передавая это мягкостью и текучестью форм и линий силуэта. Вместе с величественной Томирис изображены священные животные бык и барсы, которых почитали предки казахского народа. Этот монумент имеет большие размеры (размах рогов десятиметрового быка достигает семи метров). Но каждая деталь этой гигантской скульптурной группы поражает своей проработанностью, ювелирной точностью. Здесь хочется рассматривать каждую деталь, восхищаясь мастерством и талантом автора.
Следующий памятник, идейным вдохновителем которого стал Н. Назарбаев, был возведен в 2010 году. Эта монументальная композиция «Керей и Жанибек» посвящена основателям казахской государственности. Скульптор Р. Абенов располагает на постаменте две бронзовые фигуры сложной формы. Керей, на правах первого хана, восседает в седле. Рукой он показывает, где будет простираться казахская земля. Образ Керей-хана символизирует стабильность и созидание. Жанибек-хан, одетый в доспехи воина, изображен в полный рост и олицетворяет мужество, гордость и силу. Молодой скульптор из Астаны, преподаватель изобразительного искусства мастерски передал характеры правителей, во внешнем облике, позах, жестах сумел показать внутреннее состояние героев, их уверенность в верности выбранного пути. Несмотря на внушительные объемы фигур, скульптор тщательно проработал главные мелкие детали в лицах, одежде, головных уборах.
Есть в Нур-Султане мемориальные комплексы, посвященные определенным историческим событиям, которые оставили неизгладимый след в нашей истории. 31 мая 2012 года – в День памяти жертв политических репрессий и голодомора, унесших в Казахстане более миллиона человек, была открыта монументально-скульптурная композиция «Памяти жертв голодомора 1932-1933 годов» художников-скульпторов О. Алибаева и В. Пирожкова. В центре группы расположена фигура женщины, с мольбой простирающей к небу руки. Она просит, чтобы ее ребенок выжил. На лице, в пластике вытянутой фигуры, истощенной от голода, застыли молчаливое страдание и боль не только за свое дитя, но и за весь казахский народ. Слева от женщины стоит мальчик. Исстари верили, если спасти мальчика, то сохранится весь род. Именно этот образ, по замыслу авторов, стал символом надежды на то, что всё возродится вновь. Не случайно, фигура мальчика выделена по цвету – имеет золотистый оттенок. Словно льющийся изнутри свет чистой и невинной души ребенка, свет надежды дает людям силы. Позади расположены четыре скульптуры, напоминающие изваяния, которые издревле устанавливались на захоронениях. Разместив фигуры таким образом, авторы подчеркивают связь ушедших в мир иной и оставшихся в живых. Будем помнить! Мемориал входит в список сакральных мест Казахстана.
Много в нашей столице памятников героям Великой Отечественной войны. В книге вы встретите фотографии и описания памятников героям ВОВ – Алие Молдагуловой, легендарному командиру Бауржану Момышулы, генералу И. Панфилову и 28 героям-панфиловцам, многим другим. В списке сакральных мест Казахстана находится и Мемориальный комплекс «Защитникам Отечества». Он выполнен большой группой авторов и был открыт 9 мая 2001 года. Весь комплекс состоит из трех частей. В центре композиции расположена 40-метровая стела в виде снопа колосьев, которые символизируют единство всех национальностей, проживающих в Казахстане. В ствол бронзовой копны врезана центральная фигура монумента – Женщина-Мать, встречающая с доброй улыбкой своих сыновей и призывающая к миру и согласию. Она держит в руках золотую чашу – символ мира и процветания. В левой части памятника расположен барельеф, показывающий эпизод битвы казахских батыров с джунгарскими захватчиками, а на барельефе справа изображены солдаты Великой Отечественной войны. На барельефе, отражающем джунгарское нашествие, изображены три батыра, символизирующие три жуза. Именно после их объединения стала возможна победа над многочисленным войском захватчиков. В правой части монумента, рассказывающей о Великой Отечественной войне, рядом друг с другом стоят воины, различные по званию, возрасту, национальности. У подножия бронзового монумента горит Вечный огонь, доставленный из Алматы, как частица огня, который горит у Мемориала Славы в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Мемориальный комплекс «Защитникам Отечества» стал назиданием для потомков о цене мира и его сохранения на Земле.
Нур-Султан славится не только скульптурными памятниками, обращенными к прошлому, но и городской скульптурой, отражающей настоящее и стремления к достойному будущему нашего государства. В 2005 году городские власти Астаны предложили всем творческим людям разработать проекты украшения города малыми архитектурными формами и декоративными скульптурами. В этом плане выделяется необычностью исполнения серия скульптур «Горожане». Это небольшие жанровые изваяния, наполненные юмором, экспрессией, задором. Убедимся в этом сами.
Первая скульптура из этой серии называется «Художница». Девушка в джинсах и бейсболке сидит перед мольбертом и увлеченно рисует, не замечая происходящего вокруг. Создается ощущение, что это не скульптура, а застывший на неопределенное мгновение живой человек. Можно последовать ее примеру и тоже заняться рисованием, чтением… Еще один образ – девушка на мосту «Остановись, мгновение!» Глядя на ее позу, развевающиеся волосы и экипировку (рюкзак на спине, налокотники и наколенники), хочется присоединиться к ней и вместе покатается на роликах. Образ получился позитивным и очень динамичным. А вот молодой человек сделал паузу в своей прогулке на велосипеде – «Велосипедист». Пластика форм настолько оживлена, что, кажется, парень остановился на пару минут, и скоро продолжит движение. В Парке влюбленных давайте приостановим путешествие и полюбуемся на популярную ро­мантическую скульптуру «Счастье мое» Т. Ерболата. Многие воспринимают это произведение как символ любви и верности. Юноша нежно обнимает свою спутницу за талию. Мокрое после дождя платье облегает фигуру девушки, подчеркивая ее точеные формы. Нужно отметить, что художник в своей работе использовал прием «мокрой ткани», какой использовали в эпоху Возрождения в стремлении передать красоту человеческого тела. Вот и выходят из парка посетители, впечатленные, покоренные настоящей красотой и глубиной замысла автора. Хочется отметить особенность скульптур этой серии. У нас, зрителей, создается впечатление, что каждого из этих людей будто «поймали» и запечатлели за какими-то занятиями. Это, своего рода, рассказы об обыденной жизни жителей столицы, в которых каждый может узнать себя.
Невозможно в одной статье познакомить читателя со всеми скульптурными произведениями Нур-Султана (Астаны). Сегодня вы познакомились лишь с малой такой частью современного города. Думается, этого достаточно, чтобы увидеть, как казахстанские скульпторы органично соединяют в своих произведениях древние традиции и новаторские идеи, элементы восточной и европейской культур. Их произведения, несмотря на различие творческих почерков, делают нашу столицу самобытной, узнаваемой и неповторимой. И, конечно, они помогают воспитывать у казахстанцев чувство патриотизма, любовь к Родине, укрепляют нашу историческую память. А остальное можно узнать, знакомясь с альбомом «Астана: монументы и скульптуры».

г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ