ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХИИ В БИБЛИОТЕКАХ ИСПАНИИ

0
85

Для реализации программы Первого Президента РК
Н. А. Назарбаева «Народ в потоке истории» была создана специальная комиссия. Ведущим по ее осуществлению стал Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова. Ученые Института востоковедения имени Р. Б. Сулейменова также приняли участие в реализации проекта. Ряд специалистов был направлен в Монголию, Китай, Индию, Иран, в арабские и европейские страны.

В Королевстве Испания я посетил известный город Эскориал, расположенный в 60-ти километрах к западу от Мадрида, у подноножья горы Сьерра де Гвадаррама. Город был основан в 1557 году и известен как крупный религиозный и образовательный центр. Я ознакомился с его знаменитой библиотекой, занимающей второе место по количеству раритетных книг в мире после библиотеки Ватикана. В Эскориале сконцентрировано и хранится самое большое количество рукописей на арабском языке. Папа Григорий XIII говорил, что «тот, кто украдет книгу из библиотеки Эскориала, становится вероотступником», поэтому рукописи пребывают в хорошей сохранности.
Ее директор сказал при встрече: «Мы получили письмо от Посольства Казахстана, поможем вам. У нас огромное количество старинных рукописей. Но, полагаю, что только малая их часть имеет отношение к Средней Азии. С 711 по 1492 годы испанской Андалусией владели арабы. Они оказали большое влияние на науку и культуру. В Испании в свое время был Кордовский халифат. Построенная в 830-х годах высокая мечеть по сей день находится в Кордове. В Севилье вы увидите крепости, мечети и их высокие минареты. А Гренада? О ней можно говорить долго. Из этих городов вышли ученые Гарнати-Гренадец, Ишбили-Севилец, Куртуби-Кордовец, Тулайтили-Толедец и т. п. Их многочисленное письменное наследие до сих пор исследуется учеными всего мира. В фонде рукописей больше сочинений ученых из Магриба (Тунис, Алжир, Марокко) и Андалусии, чем из Средней Азии. Я не специалист по арабскому языку и литературе или исламоведению. Об этом наш казахстанский гость осведомлен лучше, чем я. Удачи. С нашей стороны не будет никаких препятствий».

ЭСКОРИАЛСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Для начала я прошелся по каталогу рукописей, имеющих отношение к исламской культуре и образованию. В результате обнаружил работы таких мыслителей средневекового Казахстана и Средней Азии, как Абу Наср ал-Фараби (870–950), Абу Йакуб Сирадж ад-дин Йусуф бин Абу Бакр бин Мухаммед бин Али ал-Хорезми ас-Саккаки (1160–1299), Саъад ад-дин Масуд бин Умар ат-Тафтазани (1322–1390), Абу-л Касим Махмуд бин Умар бин Ахмед аз-Замахшари ал-Хорезми (1075–1144) и т. п. Меня обрадовали 10 трактатов Абу Насра ал-Фараби (870–950), написанных на пергаменте.
Сборнику Абу Насра был присвоен 612-й номер. Первые страницы рукописи пожелтели от времени. Имеются рваные места. На пронумерованной странице 16 строк практически не видны. Очертания слов на последующих страницах имели более насыщенный цвет. После пятой страницы многие слова были подчеркнуты красновато-коричневыми чернилами. Может, подчеркивал переписчик трактатов, это нам неизвестно.
Пятая страница начинается с басмалы. Затем следует молитва за Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха!). Далее я прочел следующие строки: «Таълик ли-Аби Бакр Мухаммед бин Йахия бин ас-Саииг рахимаху Алла ала китабихи Аби Наср бин Мухаммед ал-Фараби радиа Аллаху анху фи Исагуджи». Рукопись состоит из 126-ти страниц.
Большим событием стало обнаружение в Эскориалской библиотеке средневековых трактатов двух братьев-ученых (Ала ад-дин ас-Сайрами – XIV в.) и (Сайф ад-дин ас-Сайрами ал-Масри ал-Ханафи), выходцев из древнего Исфиджаб-ал-Байда-Сайрама, располагавшегося в 12-ти километрах к востоку от Шымкента. Ала ад-дин ас-Сайрами (Али ибн Ахмед ибн Мухаммед ас-Сайрами ал-Ханафи (?–1388) в 1342 году написал комментарий к одной части трактата «Мифтах ал-улум» средневекового ученого из Средней Азии – ас-Саккаки. Объем – 139 страниц. Каждая страница состоит из 23 строк. А сочинение (Низам ад-дин) Йахия бин Йусуфа ас-Сайрами умер в 1430 году) называлось «Китаб Хашия ал-Мутаууал ли-шейх… Йахия бин Сайф ас-Сайрами». Данная работа имеет отношение к среднеазиатскому ученому Саъад ад-дину ат-Тафтазани. (Низам ад-дин) Йахия бин Йусуф является сыном вышеуказанного Сайф ад-дина.
В некоторых источниках говорится о том, что у него был сын по имени Абд ар-Рахман ибн (Низам ад-дин) Йахия ибн Йусуф ибн Мухаммед ибн Иса шейх аш-шуйух Адуд ад-дин ибн шейх аш-шуйух ал-аллама Сайф ад-дин ас-Сайрами ал-Ханафи.
Его имя также упоминается в связи с Абу-л Аббасом Таки ад-дин Ахмед бин Мухаммед бин Мухаммед бин Хасан Али бин Йахия ал-Кустантини аш-Шумунни ал-Мисри (1398–1468). Источники сообщают, что среди ученых, обучавшихся у аш-Шумунни, есть и (Низам ад-дин) Йахия бин Йусуф ас-Сайрами.
Если Абу Наср ал-Фараби известен всему миру, то ученых, выходцев из одного из древних городов – Сайрама, не знают не только обыватели, но и сами ученые. Поэтому, опираясь на арабоязычные источники, обнаруженные мною в Эскориалской библиотеке, я счел нужным изложить сведения о братьях Сайрами, живших в XIV–XV вв., об их мыслящих и деятельных потомках.

АЛА АД-ДИН АЛИ ИБН АХМЕД ИБН МУХАММЕД АС-САЙРАМИ

Бадр ад-дин ал-Айни (1361–1451) в своей работе «Икд ал-Джуман» об Ала ад-дине (Али ибн Ахмед ибн Мухаммед) ас-Сайрами пишет: «3 раджаба 788//31 июля 1386 года ас-Султан ал-Малик аз-Захир (Баркук) закончил строительство (здания) между двумя дворцами. Султан нанес визит в четверг 12 раджаба (того года). В нем ему подали большой кубок, заполненный сахаром и лимоном.
Он (явился для) назначения в нем мударрисов от всех (четырех) мазхабов и назначил (на должность) шайх аш-шуйуха – аш-шайха ал-имама ал-алима ал-алламу Ала ад-дина Али ас-Сайрами. Он получил назначение также (на должность) мударриса ал-ханафийа. В тот день шейх выступил с хутбой, в которой в стихах восхвалил и благославил султана ал-Малика аз-Захира Абу Саи’да Баркука (784–801//1382–1398), обильно цитируя Коран.
На этом собрании присутствовали важные лица из числа амиров, кадиев, улама. Этому шайху было оказано в этот день столько внимания, какого не удостаивался никто до него: султан сам очистил его молитвенный коврик и пожаловал ему одежду, мула.
Первым, кто стал действовать (здесь в качестве) шайх аш-шуйух и шайх ал-ханафия, был аш-шайх Ала ад-дин ас-Сайрами… и шайх ал-хадис – Маулана зада ас-Сайрами.
Затем вышеупомянутый аш-шайх Ала ад-дин попросил у султана разрешения на посещение Иерусалима (ал-Кудс аш-Шариф) до окончания строительства мадраса. Султан дал ему разрешение.
Когда он приехал в ал-Кудс, я тоже оказался там для совершения паломничества (зййара). Я, Шукри, слышал об этом шайхе, однако не видел его, было огромное желание увидеться с ним. Встретившись, я нашел его человеком, хорошо знающим науку, благовоспитанным. Во время встречи мне было сделано предложение поехать в Египет. Однако это не входило в мои планы, хотел после свершения паломничества вернуться домой. Но позже я все-таки отправился с ним в Египет. После того как пробыли десять дней в ал-Кудсе, мы вскоре оказались в Египте. Аш-шайх Ала ад-дин нашел здание мадрасы, обосновался в нем, я же остановился в другом месте.
1 рамадана этого (788//29 сентября 1386) года он мне предложил занять должность хадим ал-худдам. Я сказал, что это должность не соответствует мне. Он ответил, что это условный статус. А для меня лично – ты мой заместитель (наиб) и будешь вести занятия в нем (мадраса) от моего имени по всем предметам, касающихся хадиса. На этих условиях я согласился, потому что я получал много пользы от общения с ним. Я выполнял свои обязанности, пока шайх не умер. После этого я хотел уйти, однако Черкес ал-Халили оставил меня до поры до времени».
Свой «Ик ал-джуман» Бадр ад-дин ал-Айни продолжил изложением событий 790–801 гг. (хиджры). Умар Шукри в главе «Умершие в 790/1388 году» пишет: «Умер наш шайх ал-аллама Изз ад-дин ас-Сайрами – Ала ад-дин Абу-л Ала Ахмад, ибн Мухаммад ас-Сайрами ал-Ханафи, шайх аш-шуйух в ал-Мадраса аз-Захирийа ал-Баркукия.
Он был известным знатоком в областях илм ал-маъани ва-л баян, в ал-фикху и в ал-усул. Он знал (непосредственно) великих шайхов, преподавал и издавал фетвы в городах Хират, Харазм, Сарай, Кирим, Табриз, Миср и в других».
Далее Умар Шукри излагает, что Ала ад-дин ас-Сайрами приехал из восточных вилайетов (из Сайрама), некоторое время проживал в Мардине, после переехал в Шам (Дамаск) и обосновался в Халабе, из Халаба Султан ал-Малик аз-Захир Абу Саид Баркук позвал в Египет, в медресе, возведенное между двумя дворцами, и назначил на должность шайх аш-шуйуха, где и работал, пока он не скончался.
Также Умар Шукри сообщает, что он «скончался в Каире, в воскресенье 3 джумада І в этом (790//10 мая 1388) году, в возрасте 70 с небольшим лет. Поминальную молитву, состоявшуюся за воротами ан-Наср, прочитал Судун аш-Шайхуни, наиб ас-султана. Похоронен в Турбат Йунус ад-Дауа-дар на дороге в Куббат ан-Наср».
«Я прослушал у него большую часть «ал-Хидайа», часть в начале «ал-Кашшаф», «Шарх ат-танких» Саъад ад-дин ат-Тафтазани до раздела «Баб ал-кийас» и его же «Шарх ат-талхис».
В медресе я сопровождал его с первого дня до конца (его дней). Переписчик (катиб) этой хроники – Ахмад ибн Ахмад ибн Муса ал-Айнтаби, прибывший в Египет для посещения своего брата шейха Бадр ад-дина Махмуда, составителя этой хроники.
Его должность занял аш-шайх Сайф ад-дин ас-Сайрами, который некоторое время находился в Тебризе. Затем он покинул город вместе с семьей и прибыл в Халаб».
Теперь остановимся и на записях Махмуда ибн Сулеймена ал-Кафауи (1582–1583) об Ала ад-дин Али ас-Сайрами:
«Ал-маула ал-фадил ал-аллама ва-л устаз ал-камил ал-фаххама шайх ал-ислам Ала ад-дин Али ас-Сайрами получил знания от ас-саййида Джалал ад-дина ал-Гурлани, а тот – от аш-шайха ал-имама Хусам ад-дина ас-Сигнаки и аш-шайха ал-имама Ала ад-дина Абд ал-Азиза ал-Бухари, автора «ал-Кашфа», а тот – от аш-шайха ал-кабира Хафиз ад-дина ал-Кабир ал-Бухари Мухаммеда ибн Мухаммад ибн Насра, тот от аш-шайха ал-имама Шамс ал-аимма Мухаммада ибн Абд ас-Саттара ал-Кердери, а тот – от Шайх ал-Ислама Бурхан ад-дина (ибн) Аби Бакра ал-Фаргани, автора «Ал-Хидаийа». У него прочитал «ал-Хидайю» аш-шайх ал-имам, учитель Ибн ал-Хумама, Кари ал-Хидайа Умар ал-Каттани. Об этом говорит ибн ал-Хумам в начале «Фатх ал-кадир шарх ал-Хидайа»: «Я прочитал «ал-Хидайу» у моего господина, аш-шайха ал-имама Сирадж ад-дин Умара ал-Каттани, известного как «Кари ал-Хидайа», а он прочитал у великих шайхов, из числа которых – Ала ад-дина ас-Сайрами, он – у своего шейха Джалал ад-дина, комментатора этой книги. Ас-Сайрами проучился также у аллама Ваджих ад-дина ад-Дили и ал-аллама аз-захида ал-кабира Шамс ад-дина ал-Хатиба ад-Дили. Он – да помилует его Аллах! – cкончался в 790/1388 году».
А Таки ад-дин Абд ал-Кадир ат-Тамими ад-Дари ал-Газзи ал-Мисри (?-1596–1597) об Ахмаде ибн Мухаммад Ала ад-дине ас-Сайрами писал: «Он занимался у себя на родине, обучался фикху у группы (ученых), пока не стал великолепен в фикхе, методологии, ал-ма’ани, ал-байан. Он преподавал в нескольких городах: приезжал в Маридин, некоторое время жил здесь. Затем прибыл в Халаб, пожил в нем. И когда Аз-Захир Баркук построил между двумя дворцами свое медресе, он позвал его к себе. Он прибыл в 788/1386–1387 году и был назначен шайхом ас-суфийа в нем, мударрисом ханафитов. Это произошло 12-раджаба в том же – 9 августа 1386 году. И он произнес слова Его Всевышнего: «Скажи, о Боже, владетель царства!». Затем он учил по «Ал-Хидайе» и другим книгам по фихку и методологии.
Сказал Ибн Хаджар: «Наш шайх Изз ад-дин ибн Джама’а оценивал его высоко, вознося его описанием в понятливости и совершенстве, и упоминал, что у него он схватывал также вещи, которых не находил в книгах».
«Он всегда был набожным, богобоязненным, общительным и скромным, недовольным собой и признавал себя ничтожным перед Своим Господом до такой степени, что заболел астмой. От этой болезни скончался 3 джумада І 795/17 марта 1393, да помилует его Аллах Всевышний!
– Об Ала ад-дин (Ахмед ибн Мухаммед) ас-Сайрами ал-Ханафи также писал ибн Тулун (?–1546) писал в своем дополнении «Зайл ал-джауахир ал-мудийа» ал-Кураши: «Ахмад ибн Мухаммад ас-Сайрами ал-Ханафи, Ала ад-дин выносил фетвы в Сарайе, Крыму, Хорезме, Герате, Табризе, Каире и других городах. Он и его младший брат Сайф ад-дин ас-Сайрами родились в городе Сайраме».
2. Сведения о Низам (ад-дине) ас-Сайрами (?–1430) мы обнаружили также в известном сочинении «Тадж ат-тараджим» средневекового ученого Зайн ад-дина Абу-л Фадл ал-Касим ибн Кутлубуга ас-Судуни ал-Джамали ал-Мисри ал-Ханафи (1399–1474). В качестве одного из наставников, обучавших его фикху, он называет Низам (ад-дина) ас-Сайрами. Ибн Кутлубуга прослушал от Низам (ад-дина) ас-Сайрами одну часть «Китаб ал-Хидайа» средневекового крупного ученого Бурхан ад-дина ал-Маргинани (?–1197) и сочинение «ал-Мутаууал» ат-Тафтазани (?–1390).
В своем «Икд ал-джуман» Бадр ад-дин ал-Айни писал: «…аш-шайх Низам ад-дин Йахия ибн аш-шайх Сайф ад-дин (Йусуф ибн Мухаммад ибн Иса) ас-Сайрами был шайхом ал-Мадраса ал-Баркукия в Каире. Скончался во вторник 17 джумада ІІ//13 марта 1430 г, прочитали над ним молитву у ворот ан-Наср. Прибыл в Каир вместе с отцом, когда того пригласил Баркук в свою мад­расу вместо Ала ад-дина ас-Сайрами. Тогда он был молод. Когда в раби І августа-сентябре 1407 г. умер его отец, он был назначен на эту мадрасу вместо него. После его смерти на это место был назначен его сын Адуд ад-дин Абд ар-Рахман при помощи людей аш-шаука, а не по силе знания».
(О Низам ад-дине ас-Сайрами см. мою статью «Низам ад-дин ас-Сайрами и его творчество» в журнале «Простор» 2017, № 8, с. 142–156).
3. Абд ар-Рахман ибн Йахия ибн Йуcуф ибн Мухаммад ибн Иса шайх аш-шуйух Адуд ад-дин ибн шайх аш-шуйух ал-аллама Сайф ад-дин ас-Сайрами ал-Ханафи (1314–1475//1476).
Сведения о нем были почерпнуты из «Ат-Табакат ас-санийа фи тараджим ал-ханафийа» Таки ад-дина ал-Газзи ат-Тамими. В сведениях об Абд ар-Рахмане датой его смерти был указан 880//1475–1476 гг. Данный факт он прочел в «А’йан ал-а’йан» Джалал ад-дина ас-Суйути (1445–1505).
В «ал-Гураф ал-алайа» Ибн Тулуна (?–1546) имеются сведения об Абд ар-Рахмане. Ибн Тулун пишет, что Абд ар-Рахман «родился приблизительно в начале шаввала 713/января 1314 года. Он обучался по фикху у своего отца, ал-аллама Таки ад-дина аш-Шумунни и др. Он выучил Священный Коран наизусть. Он занимался наукой, после кончины своего отца обучался у вышеупомянутых шайхов. В нем (медресе) пристрастился к занятиям, достиг совершенства в фикхе, методологии, арабистических дисциплинах ал-ма’ани, ал-байан. Многим учащимся он принес пользу, обладая прекрасным остроумием, ярким талантом, невероятной памятью, лаской, умом, веселостью. Он был набожным, богобоязненным, редко встречался с власть придержащими, только при крайней необходимости, с уничижением. Он стал из числа ханафитских знаменитостей, давал фетвы годами, у него занимались великие мужья. Скончался внезапно в указанную дату».
4. Сведения о Маулана зада ас-Сайрами практически отсутствуют. Имеется только несколько строк в «Икд ал-джуман» Бадр ад-дина ал-Айни. В нем Бадр ад-дин ал-Айни называет лишь имя Маулана Заде ас-Сайрами (XIV в.). В некоторых источниках отмечается, что он был знатоком хадиса (История Казахстана в арабских источниках. III том. Алматы, 2006, с. 126–132, 145, 165–168, 179–180).
Имена Ала ад-дина ас-Сайрами, (Низам ад-дин) Йахия ибн Йусуфа ас-Сайрами и Адуд ад-дина ас-Сайрами упоминаются в исламской литературе. К примеру, Ала ад-дин был одним из воспитанников Садуд ад-дина Масуд бин Умар бин Абдуллы ал-Ханафи ат-Тафтазани (1322–1390), Абу-л Аббас Таки ад-дин Ахмед бин Мухаммед бин Мухаммед Хасан бин Али бин Йахия ал-Кустантини аш-Шумуни ал-Кахири ал-Мисри (1399–1468) обучался учениям у (Низам ад-дина) Йахия бин Йусуфа, а Адуд ад-дин ас-Сайрами получал уроки от Абу-л Йуср Бадр ад-дина Мухаммед бин Мухаммед бин Мухаммед бин Халила (ал-Гарс) ал-Кахири ал-Мисри (1429–1489).
Ведь неспроста арабские и турецкие ученые, такие видные историки, летописцы как Бадр ад-дин ал-Айни, Таки ад-дин Абд ал-Кадир ал-Мысри, Ибн Тулун, Ибн Кутлубуга, Махмуд ибн Сулеймен ал-Кафауи высоко ценили и восхваляли выходцев из древнего города страны казахов – Сайрама и их потомков.
Избрание Бадр ад-дин Ала ад-дина Сайрами и только их – шейхом из шейхов, назначение мударрисом в медресе, построенным самим султаном Египта Баркуком, признание их знатоками фикха, усула, фетвы и других отраслей наук – говорит о многом. А то, что после кончины Ала ад-дина заупокойную молитву произнес заместитель султана? После смерти Ала ад-дина назначение на должность его младшего брата Сайф ад-дина тоже неспроста. Это означает, что родной брат Ала ад-дин ни в учении, ни в образованности не уступал старшему. Сочинения великих ученых Абу-л-Касим аз-Замахшари, Саъад ат-Тафтазани Сайф ад-дин знал лучше других.
Арабские писатели, называя историков, крупных ученых из Средней Азии – Джалал ад-дин Гурлани, мыслителя Присырдарьи Хусам ад-дина Сыгнаки, Хафиз ад-дина ал-Бухари из Бухары, признанного светочем имамов Мухаммед Абд ас-Саттара ал-Кердери и т. п., во главу списка ставят Ала ад-дин ас-Сайрами.
Последовавшие за предками Сайрами Низам ад-дин ас-Сайрами и его сын Абд ар-Рахман (Адуд ад-дин) ас-Сайрами тоже походили на своих отцов и дедов образованностью и рассудительностью.
Когда речь заходила об Ала ад-дине ас-Сайрами, арабские историки к его имени добавляли такие эпитеты как ал-алим (ученый), ал-аллама (прославленный ученый), мударрис ал-ханафийа (наставник ханафитского мазхаба), шейх ал-хадис (шейх – знаток хадиса), ал-байан (описание), ал-фикх (мусульманские законы), ал-усул (основа науки). Все это свидетельствует о том, что он был достоин подобного почитания.
Исходя из этого, можно предположить, что в XIV–XV веках после монгольского нашествия города казахской земли не потеряли своей значительности. Во время каждой поездки на международные религиозные конференции в Каир, который в свое время был центром сообщества мамлюков и исламского образования, науки и культуры, вспоминая о Сайрами, я проходил по старым махалла, рядом с известным университетом ал-Азхар, шел по следам наших предков, рассматривал построенные Бейбарсом (1217–1277) мечеть, медресе и ханаки.
Одному району 20-ти миллионного Каира ныне присвоено имя Султан аз-Захира Бейбарса.
Известно, что в XIII–XIV веках медресе Бейбарса было под руководством большого ученого из Тараза Хибатулла ат-Тарази (1272–1233). Оказалось, что кроме Тарази, Туркистани, Икани, ал-Фараби, здесь жили и другие наши предки с именем Сайрами, и все они, уважаемые народом и властью, были окутаны ореолом славы.
Есть сведения, что Абу Наср ал-Фараби (870–950) был в Каире.
Я уже говорил, что заупокойные молитвы Сайрами читались у ворот Наср. Эти ворота стоят и сегодня. В те далекие времена ворота могли быть северной окраиной Каира. Сейчас перед ними проходит проторенная дорога. По другую сторону ворот – большое кладбище. Когда узнал, что Хибатулла ат-Тарази был похоронен здесь, начал искать его могилу. Оказалось, что и все Сайрами похоронены на этом кладбище.
Немало выходцев из казахской земли, живших в средневековых Египте и Дамаске, оставили благодетельный след в истории.
Недалеко от мечети Бейбарса (1217–1277) медресе ас-Сургамишией, что на улице ал-Худайри Каира, возглавлял Кауам ад-дин ал-Иткани (Икани) ал-Фараби ат-Туркистани (1286–1357), родившийся в селе Икан, которое находится в 30-ти километрах восточное современного Туркестана.
Египет и Дамаск, Багдат и Басра были центрами древней культуры, в которую вложен огромный вклад нашими сайрамцами, таразцами (1272–1333), ал-Фарабцами (870–980), туркестанцами, сыгнакцами (1240–1317) и жендцами.
Для ознакомления с обнаруженным в Испании письменным бесценным наследием наших предков я пригласил Первого секретаря Посольства РК в Мад­риде. Я попросил директора библиотеки дать мне их копии.
В Эскориалской и Мадридской национальных библиотеках я обнаружил также рукописи известной работы Абу Насра ал-Фараби «Большая книга по музыке» и посвященную вопросам арабского языка «Ас-Сихах» («Тадж ал-луга уа сихах ал-арабийа») еще одного Отрарского ученого ал-Джаухари ал-Фараби (?–1003) Абу Наср Исмайыл бин Хаммад (?–1003).
Так как я уже привез в 2013 году указанные работы из библиотеки Сулеймания в Стамбуле и у меня уже были книжные версии, мне не понадобилось снимать копии данных рукописей.
В Национальной библиотеке Мад­рида я обнаружил копию монографии «Ал-Фараби» немецкого востоковеда-арабиста, библиографа Мориса Штейншнейдера (1816–1907), вторично опубликованную в 1966 году в столице Голландии – Амстердаме (Moritz Steinschneider, Al-Farabi `(Alpharabius) des Arabischen Philosophen Leben und Schriften, Amsterdam 1966).
М. Штейншнейдер, опираясь на средневековые источники от Джамал ад-дина ал-Кифти и Ибн Аби Усайбига, перечислил названия 103-х трактатов Абу Насра, что весьма ценно.
Действительно, в испанской Андалусии от всего веет исламской цивилизацией. Здесь интерес и страсть к исламской культуре были всегда. Академик И. Ю. Крачковский (1883–1950) писал: «В результате завоевания Испании арабами арабский стал литературным языком общения состоятельных людей. Здесь следует отметить, до прихода арабов в Испании не было мирской литературы. Использовались книги на латинском языке, и те – религиозного толка. Грамотность была прерогативой духовенства. Спустя 100 лет после завоевания арабов, в ІХ веке, епископ Кордовы, сокрушаясь, написал следующее: «Большинство моих единоверцев изучают стихи и сказки арабов не для того, чтобы их отрицать, наоборот, чтобы оттачивать правильное произношение. Уже становится затруднительным найти несколько человек, читающих на латинском и способных прокомментировать священное писание. Есть ли среди них те, что читали Евангелие, посланников и их сподвижников? К сожалению, талантливая христианская молодежь знает только арабский язык и литературу, с интересом изучая книги на арабском, и настолько позабыли свой язык, а найдется ли один из ста, что смогут худо-бедно написать письмо другу на латинском? Получается обратное, владеющих арабским языком на высоком уровне и умеющих писать красивые стихи на этом языке больше, чем самих арабов».
В Испанию арабы привнесли великую цивилизацию и культуру, а местные жители в свое время очень интересовались арабской культурой. С приходом арабов в Андалусии были построены города, укрепления и великолепные строения, начался расцвет страны, наряду с этим было создано множество письменных творений. К сожалению, имеется письменное сведение о том, когда испанцы отвоевали у арабов Андалусию (Гренаду) (1492 г.), они сожгли более 20 тысяч арабских рукописей. Испанские ученые не скрывают этот факт.
В Эскориалской библиотеке я ознакомился с последним изданием «Исламской энциклопедии». Выпуск дополненного нового издания был начат в 1977 и окончен в 2007 году. Всего 12 томов. Некоторые тома по объему превышают 1000 страниц.
«Исламская энциклопедия» издается раз в 30 лет в городах Лейден и Брилле Голландии на английском, немецком и французском языках. Устаревшие статьи дополняются новыми исследованиями. В качестве авторов приглашаются только известные ученые, а к предлагаемым публикациям предъявляются строгие требования, они должны основываться на новых материалах. Материалы, не прошедшие проверку и различные фильтры, в книгу не включаются. В предыдущих изданиях «Энциклопедии» отдельных статей по Казахстану не было. В последнем издании была опубликована персональная статья, посвященная независимому народу Казахстана. Автор – японский историк Уяма Томокихо.
В «Исламской энциклопедии» нас заинтересовали материалы, посвященные ученым – выходцам из Фараба и Отрара. В ней были опубликованы статьи об Отраре (автор W. Bazthold (B. Spaler)) и выходце из него Абу Наср Мухаммеде ал-Фараби (R. Walzer), Абу Насре Исмаил бин Хаммаде ал-Фараби (L. Kopf), Абу Ибрахиме Исхак бин Ибрахиме ал-Фараби (H. Fleisgh) и жетысусском Жамале ал-Карши (P. Jackson), об отдельных городах – Таразе (G. E. Bosworth), Женде (G. E. Bosworth).
Следует отметить, что «Исламская энциклопедия» имеется в библиотеках не каждой страны. Для ее получения необходима весомая иностранная валюта.
Из Испании я привез нижеследующие 10 трактатов Абу Насра ал-Фараби, сочинения двух Сайрами и исследование по ал-Фараби вышеуказанного М. Штейншнейдера (1816–1907) на немецком языке:
1. Китаб таълик Исагуджи ала фурфуриус.
2. Ард Аби Наср фи китаб Барирминийас.
3. Китаб ал-ибда.
4. Китаб Аби Наср фи-л кийас.
5. Иртийа фи Китаб ат-тахлил.
6. Калам ала аууал китаб ал-бурхан ли Аби Бакр бин Йахиа.
7. Каул Аби Бакр Мухаммед бин Йахия Китаб ал-Бурхан.
8. Шарх Садр ал-макала ал-аууал бин китаб Иклидис ли-Абу Наср Мухаммед бин Мухаммед ал-Фараби.
9. Шарх ал-макала ал-халлис минху ли-Аби Наср айдан.
10. Китаб ал-макулат.
11. (Низам ад-дин) Йахия бин Йусуф (Сайф ад-дин ал-Мисри ал-Ханафи) ас-Сайрами. Китаб Хашия ал-Мутаууал ли-шейх.
12. Ала ад-дин ас-Сайрами. «Комментарии к Мифтах ал-улуму» Ас-Саккаки.
13. Moritz Steinschneidez. Al-Farabi (Alpharabius) des Arabischen Philosophen Leben und Schriftin. Amsterdam 1996, 268 p.
За оказанную помощь во время нашей командировки хочу выразить благодарность Чрезвычайному и Полномочному послу Казахстана в Марокко – Берику Сакбайулы Арынову и Чрезвычайному и Полномочному послу в Испании – Бахыту Амангелдиулы Дуйсенбаеву.
Казахская земля богата духовным, культурным, письменным и материальным наследием. В средние века, в частности, на юге страны были крупные и малые города, крепости и укрепления – Баласагун, Тараз, Шельджи, Жикиль, Исфиджаб-ал-Байда-Сайрам, Манкент, Отрар, Сюткент, Туркестан, Баладж, Сауран, Сыгнак, Кыпчак, Аркок, Асанас, Женд и др. Они в меру своих возможностей были центрами культуры и науки. В городах проживало множество мыслителей, мудрецов и ученых, авторов ценных сочинений. К сожалению, в различные периоды они разошлись по всему миру или же были утеряны.
Обнаруженные и указанные мной труды порождены их пером, остались после них или написаны про них. Если данные материалы изучить, перевести на казахский и русский языки, то, безусловно, они станут большим подспорьем для обогащения национальной истории и проектов – «Семь граней Великой степи» Н. А. Назарбаева. Их необходимо вводить в научный оборот, они обогатят средневековую историю Казахстана новыми материалами.
Полагаю, что необходимо также:
– ввести информацию по средневековым ученым Казахстана и их труды в учебники и учебные пособия для высшего и средне-специального образования;
– создание антологии сочинений средневековых ученых и мыслителей Степи;
– проведение международных научно-теоретических и научно-практических конференций по пропаганде и исследованию их произведений;
– утверждение тем научных работ и диссертаций для кандидатов в магистры и PhD докторов, посвященных жизни и творчеству великих мыслителей Казахской степи.

Абсаттар хаджи Дербисали,
директор Института востоковедения
имени Р. Б. Сулейменова,
член-корреспондент НАН РК,
доктор филологических наук,
профессор

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ